7.15. Статья 8.8 КоАП РФ "Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению"
1) Общий обзор статьи. Она включает ряд административно-правовых запретов и в целом сформулирована с учетом традиций, сложившихся в отечественном земельном и административном законодательствах. Статья ранее содержала три состава административных правонарушений, которые различались по объективной стороне. Это составы использования земель не по целевому назначению; невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от водной и ветровой эрозии; невыполнение такого рода мероприятий для предотвращения других процессов, ухудшающих качественное состояние почв. Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений в статью 8.8 КоАП РФ"*(1248) был введен новый - четвертый состав, установивший административную ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом.
Пятый состав был введен Федеральным законом от 3 февраля 2014 г.: неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10% кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее двухсот тысяч рублей.
|
Таким образом, комментируемая статья построена сложно и содержит пять составов административных правонарушений:
а) использование земельных участков не по целевому назначению, различающихся между собой по объективной стороне;
б) неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом;
в) неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственной деятельности;
г) невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
д) несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
2) Цели статьи. Их значение чрезвычайно велико. Пожалуй, именно эта статья КоАП РФ о земельных правонарушениях является в наибольшей степени экологичной. Она обеспечивает неуклонность исполнения предписаний земельного законодательства об охране земель, содержащихся в ст. 12-14 ЗК РФ, иных федеральных законах, рациональное и эффективное использование земли. Статья 12 ЗК РФ устанавливает цели охраны земель: во-первых, предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; во-вторых, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (ч. 2 ст. 12 ЗК РФ). При этом их использование должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности (абз. 2 п. 1 ст. 12 ЗК РФ).
|
3) Объект и предмет правонарушения - см. комментарий к ст. 8.6.
4) Использованием земельного участка не по целевому назначению, т.е. не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, являются такие действия: изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков, осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта, и т.п.
5) Неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, - формальный состав административного правонарушения, сформулированный с помощью негативного оборота "неиспользование". Для привлечения к административной ответственности определяющим признаком является временной, т.е. срок, в течение которого земельный участок должен быть использован в целях сельскохозяйственного производства или строительства.
|
Субъективная сторона - умысел, вина.
Субъект - граждане, должностные лица, юридические лица.
6) Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственной деятельности - состав, представляющий собой частный случай общего состава (см. п. 5 комментария к данной статье).
7) Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению - формальный состав административного правонарушения. Данный запрет направлен на упорядочение хозяйственной деятельности субъектов, временно использующих земли и обязанных после завершения таковой провести мероприятия, устраняющие негативные последствия работ, а также устранить сооружения и иные возведенные объекты, которые препятствуют использованию земель в соответствии с их целевым назначением.
Субъективная сторона - умысел, вина.
8) Несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. В отличие от второго и третьего составов административных правонарушений по данной статье здесь законодатель использовал более общую формулировку "несвоевременное", поскольку сроки выполнения указанных обязанностей могут устанавливаться не только законом, но и договором, иными документами.
Субъективная сторона, как и в других случаях, - вина в форме умысла.
Субъекты данного административного правонарушения - граждане, должностные лица, юридические лица.
7.16. Статья 8.9 КоАП РФ "Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов"
1) Общий обзор статьи. В ней установлен запрет поведения, которое может нанести вред недрам и содержащимся в них гидроминеральным ресурсам. В статье сформулирован состав правонарушения с альтернативными признаками его предмета (недра, гидроминеральные ресурсы) и объективной стороны (последствий). Само деяние описано наиболее общим образом путем указания на нарушение требований по охране.
Статья содержит состав поставления в опасность, соответственно правонарушение считается оконченным с момента создания реальной угрозы, во-первых, загрязнения недр и, во-вторых, приведения месторождений полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.
2) Цели статьи. Они состоят в обеспечении охраны недр и гидроминеральных ресурсов, правопорядка при их использовании, сохранения качества недр и гидроминеральных ресурсов, а тем самым эффективности и возможности их дальнейшего использования/разработки.
Статья в определенной степени дополняет уголовно-правовую норму ст. 255 УК РФ "Нарушение правил охраны и использования недр". Она имеет существенное профилактическое воздействие.
3) Объектом правонарушения является порядок использования недр и гидроминеральных ресурсов, охраны окружающей среды.
Предмет правонарушения - недра и гидроминеральные ресурсы недр: промышленная разработка полезного ископаемого - это выемка его из недр земли и транспортировка от забоев за пределы горных выработок на поверхность. Добыча осуществляется открытым и подземным способом.
4) Объективная сторона состоит в совершении действий (бездействия), последствий в виде угрозы различным охраняемым законам объектам и причинной связи между ними.
К таким основным требованиям относятся:
недопущение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых (полное соответствие фактически применяемых технологий и параметров разработки месторождений показателям, утвержденным в проектах и содержащимся в лицензии);
использование территорий в пределах горного отвода только в целях, предусмотренных лицензией (сохранение разрабатываемых месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, заиливания, пожаров);
обслуживание горнодобывающего предприятия постоянно действующей профессиональной горноспасательной службой, а на предприятиях, ведущих разработку и изучение месторождений углеводородного сырья, создание службы по ликвидации газовых и нефтяных фонтанов;
проведение комплекса геологических и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций (недопущение механического, химического, микробиологического и иного загрязнения геологической среды сверх установленных нормативов, накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения);
снабжение подземных пространств комплектами оборудования, техническими средствами и материалами, обеспечивающими выполнение необходимых работ и мероприятий на случай аварии и стихийных бедствий и использование этого оборудования при их возникновении;
соблюдение требований к квалификации лиц, допущенных к руководству горными и взрывными работами;
наличие соответствующего образования у всех работников горнодобывающего предприятия;
соблюдение установленных запретов при захоронении радиоактивных и токсичных отходов в участках недр, находящихся в сейсмоопасных районах, геопатогенных зонах, местах напряжений в горном массиве;
обеспечение полной изоляции поглощающих и пресноводных горизонтов, исключающих загрязнение подземных вод и иных ресурсов недр;
обеспечение защиты недр от загрязнений при подземном хранении нефти, газа, при сбросе сточных вод (использование специальной тары, исключающей любое проникновение через нее);
исключение захоронений отходов в сейсмоопасных районах;
обеспечение возможного срочного, безопасного извлечения отходов из подземных пространств в течение всего срока захоронения.
5) Субъективная сторона - умышленная вина.
6) Субъект правонарушения - российские и иностранные граждане, юридические лица, должностные лица горнодобывающих предприятий, которым вменяется в обязанность обеспечивать соблюдение требований по охране недр. При добыче полезных ископаемых ответственность за их соблюдение несет главный инженер организации. Ответственность за предоставление информации, необходимой для выбора мер охраны, несут главный инженер, главный маркшейдер, главный геолог предприятия. Ответственность за правильность выбора мер охраны недр несут технический директор, главный маркшейдер, главный геолог организации.
Российские и иностранные граждане могут нести ответственность за нарушение требований по охране недр при использовании их для разработки общераспространенных полезных ископаемых.
7) Разграничение со смежными составами. Статья 8.9 КоАП РФ является общей по отношению к специальным - ст. 8.10. "Нарушение требований по рациональному использованию недр" и ст. 8.11. "Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр" КоАП РФ. Соответственно, нарушение требований по охране недр при их геологическом изучении или ведущее к их нерациональному использованию не влечет ответственности по ст. 8.9 КоАП РФ. Разграничение административного проступка и преступления по ст. 8.9 КоАП РФ и предусмотренных ст. 255 УК РФ проводится по последствиям. Статья 8.9 КоАП РФ содержит состав поставления в опасность, ст. 255 УК РФ - материальные составы, в первом случае деяние окончено в момент наличия соответствующей угрозы, уголовно наказуемые деяние - в момент наступления требуемых последствий.
7.17. Статья 8.10 КоАП РФ "Нарушение требований по рациональному использованию недр"
1) Общий обзор статьи. Она сформулирована сложно, поскольку включает составы административных (горных) правонарушений, описанных с разной степенью подробности и с использованием специальной терминологии. Практически каждое слово и каждый понятийный оборот нуждаются в разъяснении.
Статья состоит из двух частей. Часть 1 содержит три материальных состава административных правонарушений с альтернативными признаками предмета правонарушения и объективной стороны (деяния и последствий):
а) выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых;
б) разубоживание полезных ископаемых;
в) иное (не относящееся к первым двум) нерациональное использование недр при добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья, ведущее к сверхнормативным потерям.
Часть 2 включает два формальных состава, различающихся по противоправности, объекту и объективной стороне. Ответственность за совершение предусмотренных ч. 2 деяний наступает с момента нарушения указанных в комментируемой статье требований.
2) Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, является порядок осуществления горных работ на разных их этапах: при добыче полезных ископаемых, ведении маркшейдерских работ, ликвидации и консервации горных выработок и буровых скважин. Ю.Р. Храмова полагает, что объектом в данном случае выступают отношения по проведению технических, экономических, организационно-правовых мероприятий, обеспечивающих с соблюдением установленных лимитов, квот, норм, стандартов наибольший социально-экономический эффект от использования ресурсов недр*(1249). Авторы многих комментариев называют в качестве объекта правонарушений по ст. 8.10 общественные отношения по использованию и охране недр или вообще не выделяют его.
Следует отметить, что в ч. 2 комментируемой статьи указан дополнительный объект - безопасность населения и окружающей среды. Безопасность населения в данном случае означает защищенность его от угроз жизни, здоровью, имуществу, иным законным интересам и правам, которые могут возникнуть в результате аварий или иного негативного воздействия горных выработок и буровых скважин после их ликвидации и консервации.
Безопасность окружающей среды (экологическая безопасность) - состояние защищенности от внутренних и внешних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства в сфере взаимодействия с окружающей средой. В смысле комментируемой статьи безопасность окружающей среды означает защищенность ее компонентов (земли, поверхностных или подземных водных объектов, лесов) от негативного воздействия горных выработок и буровых скважин после их ликвидации и консервации, которое может проявиться в обрушении, затоплении земельных участков или участков лесного фонда, изменении водоносных горизонтов.
Предмет - недра, полезные ископаемые, месторождения и запасы полезных ископаемых (см. п. 6 комментария к ст. 8.9).
3) Объективная сторона составов правонарушений по ч. 1 комментируемой статьи - деяние, состоящее в действиях (бездействии), нарушающих правила рационального использования недр, последствиях и причинной связи между деянием и его последствиями.
Выборочная (внепроектная) отработка полезных ископаемых представляет собой добычу полезных ископаемых с оставлением их части в участках недр, т.е. извлечение/изъятие тех полезных ископаемых, которые оцениваются по экономическим показателям как более высокие по качеству, доходности при их продаже, требующие меньших расходов на добычу или переработку, залегающие в более доступных местах и т.п. Указание на внепроектную отработку означает, что утвержденным в установленном порядке проектом разработки месторождения предусматривалась полная (с учетом технологических и технических возможностей) добыча основных (и, возможно, сопутствующих) полезных ископаемых. Тем самым выборочная отработка является нарушением проектной и иной документации либо условий разрешений, лицензий и технологии добычи.
Следует также различать содержание действия и бездействия. Активные действия - это извлечение "выгодной" части полезных ископаемых; бездействие - оставление, неизвлечение иных их частей. В совокупности они и образуют деяние, за которое наступает ответственность по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ.
По субъективной стороне выборочная отработка малоземельных полезных ископаемых характеризуется умышленной виной. Мотивы могут быть учтены при определении меры наказания.
4) Разубоживание полезных ископаемых - второй материальный состав ч. 1 комментируемой статьи. Это засорение полезного ископаемого при его добыче непромышленными сортами и вмещающими породами, приводящее к уменьшению содержания полезного компонента в добытом сырье по сравнению с исходным. Уровень разубоживания зависит от условий залегания полезного ископаемого, применяемого оборудования, систем разработки и организации горных работ. Как видно из текста, в данном случае при формулировании анализируемого состава законодатель использовал термин "разубоживание", означающий и процесс (деятельность), и ее результат. По субъективной стороне разубоживание полезных ископаемых характеризуется как умышленной, так и неосторожной виной.
5) Третий состав, представленный ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, - иное нерациональное использование недр по объективной стороне представляет собой деяние (действие или бездействие), последствия и причинная связь между ними. Деяние - некомплексное извлечение полезных ископаемых из недр. Сама по себе комплексность добычи предполагает максимально полное извлечение основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также попутных полезных компонентов, перечень которых утвержден МПР РФ.
Последствия указаны как сверхнормативные потери, возникающие при добыче полезных ископаемых, т.е. в ходе процесса изъятия из недр минеральных образований, для непосредственного использования или для извлечения полезных компонентов при переработке минерального сырья. (О понятии таких сверхнормативных потерь речь шла выше.)
Субъективная сторона - вина в виде умысла или неосторожности.
6) Нарушение требований по проведению маркшейдерских работ - формальный состав административного правонарушения, сформулированный наиболее общим образом. Его применение предполагает уяснение двух вопросов: первый - в чем суть требований и в каких источниках права они содержатся; второй - что является содержанием маркшейдерских работ и какие субъекты уполномочены их вести. Только после этого можно определить, каковы нарушения в данной области с точки зрения объективной и субъективной сторон состава правонарушения. Основным требованием является обязанность недропользователя к постоянному обслуживанию действующей геолого-маркшейдерской службой, что позволяет ему пользоваться результатами ведения маркшейдерской документации, формируемой на основе комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений. Эти работы осуществляются маркшейдерской службой, которая входит в состав горнодобывающего предприятия или является самостоятельной организацией, оказывающей соответствующие услуги (сервисная маркшейдерская служба).
Порядок деятельности маркшейдерской службы, состав, оформление, периодичность пополнения маркшейдерской документации регламентируются Инструкцией по производству маркшейдерских работ, утвержденной постановлением Госгортехнадзора РФ от 6 июня 2003 г. N 73, а также постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 257 "О лицензировании производства маркшейдерских работ".
Маркшейдерские работы ведутся только на основании лицензий, выдаваемых органами Ростехнадзора России. На стадии поиска, разведки месторождений полезных ископаемых маркшейдерские работы заключаются в составлении чертежей горной графической документации, отражающей форму и размеры тел полезного ископаемого, его качество, свойства вмещающих пород.
Правонарушение считается оконченным с момента невыполнения требования по проведению маркшейдерских работ, когда оно является обязательным согласно действующим нормативным правовым актам, или их ненадлежащего ведения.
Это означает, что субъектом данного административного правонарушения могут быть недропользователи, уклоняющиеся от обслуживания со стороны маркшейдерской службы, так и ее работники, нарушающие правила ведения маркшейдерской документации или наблюдений.
С субъективной стороны - вина в форме умысла или неосторожности.
7) Невыполнение требований по приведению ликвидированных или консервированных горных выработок или буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения или окружающей природной среды - самостоятельный формальный состав административного правонарушения с альтернативными признаками предмета и объективной стороны.
Ликвидация или консервация горных выработок и буровых скважин представляет собой сложный и дорогостоящий процесс. Она производится строго в соответствии с утвержденными проектами, одобренными Госгортехнадзором России, в которых учитываются требования промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды (см. подробнее: Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденная постановлением Госгортехнадзора России от 1 июня 1999 г. N 33*(1250)). При ликвидации горных выработок и скважин:
а) заполняются породой до уровня земной поверхности провалы, воронки, выемки, тампонируются трещины, технические скважины;
б) на месторождениях, характеризующихся газопроявлением, обеспечивается контроль за выделением газа;
в) оцениваются возможности образования провалов над выработанным пространством, предотвращаются оползни, обвалы;
г) при открытых способах добычи выполняются ограждения или обваловка, предотвращающие падение людей и животных, оценивается устойчивость бортов уступов с учетом их затопления;
д) предупреждается прорыв воды и вредных газов в выработки, смежные с выработками ликвидируемых производств, а также загрязнение запасов подземных вод питьевого назначения.
8) Субъектами правонарушения по данной статье не могут быть недропользователи, добывающие подземную воду для бытовых целей и сооружающие неглубокие подземные устройства.
9) Все правонарушения по ч. 2 ст. 8.10 КоАП РФ считаются оконченными с момента нарушения соответствующих требований.
10) Субъективная сторона - умышленная и неосторожная вина.
11) Разграничение составов комментируемой статьи со смежными уголовными и административно наказуемыми нарушениями правил охраны и использования недр. По ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ и ст. 266 УК РФ оно проводится с учетом интенсивности общественной опасности деяния в целом, а не только по последствиям, поскольку необоснованные потери полезного ископаемого, сверхнормативные потери полезного ископаемого, указанные в ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, могут оцениваться как значительный ущерб.
7.18. Статья 8.11 КоАП РФ "Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр"
1) Общий обзор статьи. В ней сформулированы важные административно-правовые запреты противоправного поведения в сфере геологического изучения недр. Они являются сложными с точки зрения используемой терминологии, которая носит узкоспециальный характер, противоправности и описания признаков составов правонарушений, включая их последствия и предмет правонарушения.
2) Цели статьи. Они состоят в обеспечении охраны экологической информации и ее носителей, а также правопорядка при геологическом изучении недр, оценке его результатов и хранении полученных данных.
3) Объект и предмет правонарушений. Объектом в данном случае является порядок ведения работ по геологическому изучению недр и хранения полученной информации. Предмет - геологическая информация и ее носители.
4) Первый состав ст. 8.11 КоАП РФ - нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых. Это деяние (действие/бездействие), создающее угрозу недостоверной оценки для принятия важных экономических решений информации. Действия в данном случае могут выражаться в несоблюдении всех необходимых операций, замене одних методик изучения другими. Бездействие - в невыполнении отдельных операций, невзятии проб и т.п.
5) Второй состав - утрата геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем изучении недр и разработке лесотерриторий.
Объективная сторона может быть выражена в действиях по уничтожению, приведению в негодность экологической документации и т.п., и в бездействии, т.е. непринятии надлежащих мер по их сохранности.
6) Субъективная сторона - вина в форме умысла, чаще неосторожности.
7) Субъект в данном случае - специальный, т.е. лицо, на которое по закону, договору или полномочию возложены обязанности по хранению геологической документации, дубликатов проб и керна; это только должностные лица организаций, осуществляющих геологическое изучение недр, и должностные лица организаций, осуществляющих государственный контроль за изучением недр.
7.19. Статья 8.12 КоАП РФ "Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах".
1) Общий обзор статьи. До 2 декабря 2013 г. она состояла из двух частей, в которых устанавливалась административная ответственность за тесно связанную между собой противоправную деятельность, осуществляемую в пределах подлежащих особой охране территорий - в водоохранных зонах водных объектов, поскольку отвод земельных участков, предоставление в пользование лесов, их использование представляет собой единый процесс воздействия на водные объекты и выделяемые для их охраны зоны, но юридически они оформляются по-разному, поэтому законодатель совершенно верно выделял нарушения по стадиям природопользования. Федеральным законом от 02 декабря 2013 г. N 342-ФЗ часть 1 статьи была исключена, и ныне в ней содержится один формальный состав административного правонарушения.
Таким образом, в статье содержится два формальных состава административных правонарушений с альтернативными признаками по объективной стороне и предмету правонарушения.
2) Цели и значение статьи. Главной целью является обеспечение охраны водных объектов. Она подкрепляется подчиненными целями обеспечения законности и правопорядка при принятии решений и оформлении отводов земельных участков и предоставлении в пользование лесов в водоохранных зонах водных объектов, а также правомерного поведения пользователей ими.
В последние годы комментируемая статья стала применяться значительно чаще. Факты правонарушений (незаконное строительство в водоохранных зонах и иные нарушения правил и режима их охраны) привлекают внимание общественности и широко освещаются в СМИ. Природоохранные органы активнее выявляют такие нарушения, ведут административные производства, подают иски в суд, добиваясь сноса незаконно возведенных сооружений и прекращения неправомерного использования водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов. Комментируемая статья в результате приобрела не только экологическое, но и социальное значение; ее профилактический потенциал резко повысился.
3) Объектом правонарушения является режим использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах, порядок использования и охраны водных объектов.
Предмет - водоохранные зоны, т.е. территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.
4) Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах водных объектов по объективной стороне представляет собой деяние (действие или бездействие). Оно может состоять в распашке земель, размещении отвалов размывающих грунтов, рубке и корчевке лесов, размещении животноводческих ферм и летних лагерей, выпасе сельскохозяйственных животных, размещении объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых, гидротехнических сооружений без лицензии, в ведении рубок главного пользования, в использовании сточных вод для удобрения почв, размещении кладбищ, скотомогильников, захоронении отходов и опасных веществ, осуществлении мероприятий по борьбе с вредителями с помощью авиации, неразрешенном движении и стоянке транспортных средств, строительстве и эксплуатации хозяйственных и иных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод.
Субъекты - граждане и юридические лица, должностные лица, пользователи водоохранными зонами водных объектов.
Субъективная сторона - умышленная и неосторожная вина.
7.20. Статья 8.12.1 КоАП РФ "Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе"
1) Общий обзор статьи. Статья 8.12.1 введена Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ. Она содержит один формальный состав административного правонарушения.