Составы административных экологических правонарушений 8 глава




4) Объективная сторона нарушения правил лесного семеноводства - деяние (действие или бездействие), состоящее в осуществлении анализа проб семян не аккредитованными физическими, юридическими лицами, в непроведении такого анализа семенными инспекциями, лесосеменными станциями, непроведении ими отбора проб семян лесных растений, допуске в оборот семян при отсутствии сертификата, удостоверяющего их сортовые и посевные качества, реализации партий семян без лицензии или партий семян, не соответствующих данным сертификата, не прошедших сортового и семенного контроля и т.п.

Предметом данного правонарушения являются семена - части растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и другие), применяемые для воспроизводства видов лесных (древесных и кустарниковых) растений, используемых в лесном хозяйстве и отнесенных (в зависимости от наследственных свойств) к нормальной, улучшенной или сортовой категории по решению специально уполномоченного федерального органа управления лесным хозяйством.

5) Субъективная сторона - умышленная вина.

6) Субъект - лесопользователи-граждане, должностные лица органов лесного хозяйства, юридические лица.

7.36. Статья 8.28 КоАП РФ "Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан"

1) Общий обзор статьи. Она является центральной среди норм, устанавливающих административную ответственность за лесонарушения. Предусмотренные в ней деяния представляют существенную опасность для охраны и использования лесов и являются широко распространенными, суммарно причиняют значительный экологический вред.

Статья содержит несколько простых формальных составов административных проступков:

незаконная рубка лесных насаждений;

повреждение лесных насаждений, различающихся между собой по предмету посягательства и объективной стороне;

выкапывание в лесах деревьев, кустарников и лиан.

В ч. 2 комментируемой статьи содержатся квалифицированные составы административного правонарушения, выделенные по признаку средств его совершения.

2) Цели и значение статьи. Цели статьи очевидны: она предназначена для пресечения и предупреждения посягательств на лесные насаждения в целом, а также на отдельные деревья, кустарники и лианы, обеспечение законности и правопорядка при использовании лесов и, в частности, порядка при проведении лесовосстановления и лесоразведения.

3) Общая характеристика правового регулирования - см. комментарий к ст. 8.25 КоАП РФ.

4) Предметом правонарушения являются различные виды лесной растительности как естественного, так и искусственного происхождения, находящиеся в естественном состоянии - на корню (см. комментарий к ст. 261 ЛК РФ).

Не относятся к предмету данного правонарушения: ветровальные деревья и древостой, поваленные с корнями ветром, буреломные деревья, сломанные ветром (обычно ниже расположения кроны), валежник, т.е. лежащие на поверхности почвы мертвые стволы деревьев или их части, образующийся при естественном отмирании деревьев при повреждении вредными насекомыми, грибными болезнями, буреломе, снеговале и пр.; деревья и кустарники, заготовленные и складированные в процессе заготовки древесины.

5) Объективная сторона составов, предусмотренных ч. 1 данной статьи, выражается в активных действиях.

О понятиях "рубка" и "повреждение", признаке их незаконности - см. комментарий к ст. 261 УК РФ.

Выкапывание - изъятие лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан) без их повреждения из места произрастания с корнями.

6) Субъективная сторона незаконной рубки деревьев и кустарников - умысел; уничтожения и повреждения лесонасаждений - умысел и неосторожность.

7) Субъект правонарушения - лица, перечисленные в санкции комментируемой статьи.

7.37. Статья 8.28.1. Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней

1) Общий обзор статьи. Она введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 415-ФЗ и представляет собой специальные по отношению к ст. 8.5 и другим статьям КоАП РФ запреты в сфере информационного обеспечения деятельности по охране и использованию такого компонента окружающей среды, как леса. Появление комментируемой статьи вызвано фиксируемыми массовыми случаями хищения древесины, высоким уровнем коррупции при оформлении сделок и контроле за законностью при обороте данного вида продукции. Соответственно, целями статьи являются предупреждение этих негативных явлений, а также охрана лесов от незаконного использования.

Статья состоит из пяти частей, вступающих в силу в разное время. В части 1 содержатся три общих формальных состава административных правонарушений, в ч. 2 - также три формальных состава со специальным субъектом, в ч. 2-4 - по одному формальному составу.

2) Предметом правонарушений является информация. Правонарушения посягают на порядок ее предоставления и оборота, порядок учета и обозначения на отдельных этапах оборота древесины.

3) Основные понятия. В их числе:

а) декларация о сделках с древесиной - это заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Декларация о сделках с древесиной представляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

В декларации о сделках с древесиной указываются:

информация о собственниках древесины, сторонах сделок с древесиной (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя);

сведения об объеме древесины, о ее видовом (породном) и сортиментном составе;

сведения о документах, на основании которых была осуществлена заготовка древесины:

сведения о договоре купли-продажи лесных насаждений (наименования сторон этого договора, организационно-правовая форма, место нахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; местоположение лесных насаждений; дата заключения и номер этого договора, срок его действия, объем заготовки древесины в соответствии с этим договором);

и другие сведения;

б) единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины - это федеральная информационная система, правообладателем информации которой является Российская Федерация, от чьего имени правомочия правообладателя информации осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Заказчиком и оператором единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней является уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней создается в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в нее информации и контроля за достоверностью такой информации.

Предоставление информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, осуществляется в электронной форме без взимания платы.

Информация в указанную систему представляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими маркировку древесины, сделки с древесиной.

Данная система взаимодействует с федеральными информационными системами, входящими в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также с другими государственными и муниципальными информационными системами с использованием указанной инфраструктуры;

в) учет древесины - деятельность юридических лиц и граждан, использующих леса, осуществляющих мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.

Учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.

г) обязательная маркировка древесины - деятельность по специальному поштучному обозначению древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), заготовка которых допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими ее вывоз из Российской Федерации;

д) сопроводительные документы - сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, видовом (породном) и сортиментном составе, пунктах отправления и назначения, номере декларации о сделках с древесиной (в случае, если совершались сделки с указанной древесиной), а также номере государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка древесины (в случае ее транспортировки автомобильным транспортом), предоставляемые при транспортировке, в том числе, на основании договора перевозки древесины любым видом транспорта. Сопроводительный документ оформляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками древесины.

4) Объективная сторона составов по ч. 1 и 2 - (см. комментарий к ст. 8.5).

Обязательная маркировка древесины будет регулироваться постановлением Правительства РФ (существует проект нормативного акта) "Об утверждении Порядка маркировки и требований к маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), перечня информации о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), представляемой в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней"*(1261).

Транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.

5) Субъективная сторона - вина в форме умысла.

6) Субъекты правонарушения. Во всех случаях это должностные лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ч. 1), юридические лица (ч. 1, 3, 4, 5).

7.38. Статья 8.29 КоАП РФ "Уничтожение мест обитания животных"

1) Общий обзор статьи. Она невелика по объему. Формулировка текста административно-правового запрета отличается от названия комментируемой статьи разъяснением признаков объективной стороны и предмета правонарушения.

Статья содержит один материальный состав административного правонарушения, в котором действия и его последствия описаны путем употребления одних и тех же терминов, т.е. уничтожение и разорение.

2) Цели и значение статьи. Статья предназначена для обеспечения охраны биоразнообразия и такого его компонента, как среда обитания объектов животного мира. Кроме того, данный административно-правовой запрет имеет воспитательное и профилактическое значение.

3) Предметом правонарушения по тексту статьи является полезная для леса фауна, т.е. способствующие росту, развитию, возобновлению и формированию древостоя насекомые, почвообразователи, птицы и звери. Они распространяют семена ягодных растений, кустарников и деревьев на значительные расстояния (кедровки, дрозды, бурундуки, белки и др.); играют роль опылителей растений; беспозвоночные, насекомые, птицы уничтожают вредных насекомых, ограничивая их численность и зоны распространения; млекопитающие (землеройные) и беспозвоночные участвуют в процессах почвообразования и выполняют иные функции.

4) Объективная сторона выражается в действиях по уничтожению и разорению муравейников, гнезд, нор, других убежищ животных, в засорении поверхности земель лесного фонда, вытаптывании травяной растительности, мхов, выжигании их и иных действиях, непосредственно приводящих как к гибели полезной для леса фауны, так и уничтожению мест их обитания, кормовой базы, делающим невозможным их существование, выращивание потомства и т.п., т.е. выполнение присущих им полезных для леса функций.

5) Субъективная сторона правонарушения - умысел или неосторожность. Мотивы проступка могут учитываться при определении размера взыскания.

6) Субъект правонарушения. На первый взгляд, судя по санкции комментируемой статьи, это физические лица, чьим повседневным поведением может быть выполнено уничтожение (разорение) мест обитания животных, например в ходе туризма, отдыха, сбора плодов и т.п. Но эти нарушения, конечно, могут быть совершены и в процессе хозяйственной и иной деятельности должностными и юридическими лицами, например при строительстве, прокладке трубопроводов и др.

7.39. Статья 8.30 КоАП РФ "Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ"

1) Общий обзор статьи. Текст статьи дословно воспроизводит ее название и устанавливает административно-правовые запреты правонарушающего поведения в отношении специфической группы объектов, расположенных на землях лесного фонда либо не входящих в него лесах. Статья содержит один материальный состав с альтернативными признаками предмета и объективной стороны (по действию и месту его совершения). В данном случае, как и в ряде других, для описания действия и его последствий использован один и тот же термин - уничтожение.

2) Цели и значение статьи. Предписания статьи направлены на обеспечение охраны особых объектов, расположенных на землях лесного фонда и выполняющих важную роль в сельском и лесном хозяйстве.

3) Объект - порядок охраны и использования обладающих специальным правовым статусом частей лесного фонда. Предмет правонарушения - объекты лесной инфраструктуры, сенокосы и пастбища (см. комментарий к ст. 8.26). К объектам лесной инфраструктуры относятся лесные дороги, в том числе лесовозные, используемые для перемещения древесины, как транспортные пути, противопожарные просеки и т.п., дороги на землях лесного фонда - лесовозные дороги, используемые для перемещения или иного пункта переработки и потребления, дороги общего пользования к железнодорожным магистралям или водным путям, по которым заготовленная древесина доставляется потребителям. Согласно п. 3 ст. 13 ЛК РФ 2006 г. лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов. Лесные склады - объекты, предназначенные для временного хранения лесной продукции.

4) Объективная сторона состоит в активных действиях по уничтожению лесных дорог или лесных складов, иных объектов лесной инфраструктуры, т.е. в приведении их в полную или частичную негодность, во временном или постоянном выведении из хозяйственного оборота, невозможности использовать в целях, для которых они предназначены; последствий, проявляющихся в изменении состояния указанных систем и сооружений, и причинной связи между действиями и последствиями. Способами совершения данного правонарушения может быть разрушение соответствующих объектов путем: наезда транспорта, проведения взрывных работ, трелевки леса, осуществления строительных и геологоразведочных работ, заготовки древесины (раскорчевка, складирование и пр.) и т.п.

5) Субъективная сторона - умышленная и неосторожная вина.

6) Субъекты. Они перечислены в санкции комментируемой статьи.

7.40. Статья 8.31 КоАП РФ "Нарушение правил санитарной безопасности в лесах"

1) Общий обзор статьи. Она состоит из трех частей. В первой из них содержится общий формальный состав нарушения правил санитарной безопасности в лесах; во второй части - специальный по отношению к ст. 8.2 КоАП РФ материальный состав с альтернативными признаками объективной стороны (средств правонарушения); в третьей части - что является исключением для формулировок КоАП РФ по сравнению с УК РФ - сформулированы квалифицированные составы правонарушений с учетом признака места совершения противоправного деяния.

2) Цели и значение статьи. Нормы комментируемой статьи, как явствует из ее названия, должны обеспечить соблюдение установленных законом требований к охране лесов в самых разных сферах их использования и оказания воздействия на их состояние и качество. Статья имеет важное профилактическое значение, а сформулированные в ней административно-правовые запреты дополняют запреты, установленные в ст. 236 и 261 УК РФ.

3) Объектом правонарушения является несколько связанных между собой правовых благ: жизнь и здоровье, экологическая безопасность населения и территорий, биоразнообразие, экологические и экономические интересы Российской Федерации и ее граждан.

Предметом правонарушения являются любые леса (по ч. 1 и 2 комментируемой статьи), леса, отнесенные к особой категории с учетом их защитных функций (по ч. 3).

4) Объективная сторона - деяние (действие или бездействие), состоящее в невыполнении (не соблюдении, нарушении) "Правил санитарной безопасности в лесах", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414*(1262). Правила устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса, и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах. При этом Правила санитарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 1).

Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо отходами производства и потребления - материальный состав, сформулированный путем использования одного термина "загрязнение" для обозначения деяния и его последствий. О понятии вредных веществ, отходов - см. комментарий к ст. 8.2. Отходами потребления являются образовавшиеся в процессе жизнедеятельности изделия и материалы, утратившие свои потребительские качества в результате физического и морального износа, пищевые остатки и т.п., например, остатки упаковки, тары, стекло, макулатура, пластиковые бутылки, жестяные банки и др., а также отходы, образующиеся в результате уборки и текущего ремонта жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и т.п.

Загрязнение лесов может быть химическим, биологическим, радиационным и иным, путем привнесения различными способами указанных в диспозиции нормы веществ, их соединений и т.п.

Объективная сторона может выражаться в засорении леса, т.е. размещении на территории лесного фонда отходов путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан и т.п.

О понятиях сброса, иного негативного воздействия на леса - см. комментарий к ст. 261 УК РФ.

5) Квалифицированный состав ч. 3 выделен по признаку места совершения проступка.

6) Субъективная сторона - умышленная и неосторожная вина.

7) Субъект правонарушения определяется в санкциях статьи.

7.41. Статья 8.32 КоАП РФ Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

1) Общий обзор статьи. Она состоит из четырех частей, содержащих запреты действий, способных повлечь либо повлекших возникновение пожаров в лесах. В части 1 сформулирован общий формальный состав, в ч. 2 - также формальный состав с альтернативными признаками объективной стороны, в ч. 3 - специальный по отношению к общему составу нарушений правил пожарной безопасности в лесах с учетом обстоятельства - наличия условий особого противопожарного режима, который также является формальным, а в ч. 4 - материальный состав с указанием последствий в виде возникновения лесного пожара. Соответственно, по ч. 1-3 моментом окончания правонарушения считается момент нарушения правил пожарной безопасности в лесах.

2) Предмет правонарушения - лесные насаждения, лесная растительность, леса.

3) Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Органы государственной власти в пределах своих полномочий разрабатывают планы тушения лесных пожаров.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления. Для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах органы государственной власти вправе привлекать добровольных пожарных. Эти положения конкретизируются в Правилах пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства от 30 июня 2007 г. N 417*(1263).

4) Объективная сторона составов по ч. 1, 3-4 выражается как в действиях, так и (реже) в бездействии, состоящем обычно в непринятии мер по предупреждению пожаров, неиспользовании, неустановке оборудования и т.п. Объективную сторону могут образовывать любые нарушения правил. Признаки объективной стороны правонарушения по ч. 2 описаны исчерпывающим образом: деяние - выжигание - осуществляется путем совершения действий; указаны признаки места совершения правонарушения.

5) Субъективная сторона - умышленная и неосторожная вина. Субъектами могут быть как физические лица (граждане и должностные лица), так и юридические лица.

7.42. Статья 8.33 КоАП РФ "Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных"

1) Общий обзор статьи. Она сформулирована очень коротко: ее название и текст почти полностью совпадают. Комментируемая статья тесно связана со ст. 8.29 КоАП РФ и иными нормами административного и уголовного законодательства об охране животного мира Российской Федерации. В ней содержится один формальный состав административного правонарушения с альтернативными признаками предмета посягательства.

2) Цели и значение статьи. Цели статьи четко просматриваются из ее текста - это обеспечение условий жизнедеятельности животных. Значение ее обосновывается законами природы, требующими бережного отношения к среде обитания, путями миграции животных, являющимися необходимым условием их жизнедеятельности.

3) Среда обитания и пути миграции животных выступают в качестве предмета административного правонарушения и представляют собой соответственно природную среду, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы (ст. 1 Федерального закона "О животном мире"), включающей условия их размножения, нагула, отдыха, выращивания молодняка и иных элементов жизненного цикла, пути миграции, места их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки.

Объекты животного мира - организмы животного происхождения (дикое животное) или их популяция.

Водные биологические ресурсы - это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

4) Согласно ст. 22 упомянутого Закона при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира, условий их размножения, нагула, отдыха, путей миграции. При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередач и связи, каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия по сохранению путей миграции животных и мест их постоянной концентрации.

К примеру, указанными выше "Требованиями..." (см. п. 5 комментария к данной статье) запрещаются выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира, ухудшения среды их обитания и т.п.

5) Объективная сторона данного правонарушения может состоять в действиях (бездействии): хранении материалов и сырья в неогороженных местах; в изменении уровня воды в гидросооружениях в период массовых миграций и размножения объектов животного мира без согласования со специально уполномоченными органами по охране животного мира и среды их обитания; неустановлении специальных предупредительных знаков и знаков ограничения скорости на транспортных магистралях либо устройств со специальными проходами, типы и конструкции которых определяются специальными органами по охране животного мира; проектировании и строительстве трубопроводов без заглубления либо без сооружения переходов для мигрирующих животных с подъемом отдельных участков на высоту не ниже 3 м; ведении работ по строительству трубопроводов в период миграции и т.п.

6) Субъективная сторона - умышленная вина.

7) Субъекты правонарушения определены в санкции статьи.

7.43. Статья 8.34 КоАП РФ "Нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций"

1) Общий обзор статьи. В ней установлена ответственность за нарушение специфических правил, регулирующих оборот биологических коллекций. Статья содержит один формальный состав с альтернативными признаками объективной стороны.

2) Цели и значение статьи. При всей специфичности данного административно-правового запрета его значение трудно переоценить особенно в наши дни в связи с возможностью использования биологических коллекций, например содержащих штаммы опасных микроорганизмов, возбудителей опасных инфекционных заболеваний для производства биологического и бактериологического оружия и в иных преступных целях. Тем не менее важны цели и задачи охраны экологических и экономических интересов субъектов права, использующих биологические коллекции как основу научных и прикладных исследований в области медицины, сельского и лесного хозяйства и т.п.

В последнее время возрастает значение этой деятельности, а соответственно требований к соблюдению ее порядка в связи с созданием генномодифицированных продуктов и их выпуском в окружающую среду, применением для производства продуктов питания. Наконец, сохранность и иное надлежащее обращение с биологическими коллекциями выполняют задачу охраны биоразнообразия.

3) Объект и предмет правонарушения. Объект четко определен в тексте статьи - это порядок оборота биологических коллекций и отдельных его этапов. Отметим, что перечень этапов является закрытым.

Предметом правонарушения выступают биологические коллекции. Сами по себе они разнообразны и формируются по различным критериям и основаниям. Так, к ним относятся зоологические коллекции - фондовые научные коллекции зоологических институтов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей объектов животного мира, живые коллекции зоопарков, зоосадов, цирков, питомников, аквариумов, океанариумов и других учреждений, представляющие научную, культурно-просветительную, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, коллекции культур микроорганизмов, токсинов и т.п. Отдельные выдающиеся коллекции и коллекционные экспонаты независимо от формы их собственности подлежат государственному учету. Специальными актами регулируются правила учета и регистрации собраний культур микроорганизмов, являющихся возбудителями (патогенами) болезней человека, животных и растений, токсинов, которые могут быть использованы для создания биологического (бактериологического) оружия и оружия массового поражения, генно-инженерно-мофицированных организмов.

4) Объективную сторону данного административного правонарушения могут составлять любые действия (бездействие) по нарушению правил содержания живых коллекций, уклонению от получения свидетельства и включения в реестр зоологических коллекций, поставленных на государственный учет, изъятию объектов животного мира из среды их обитания без разрешения (лицензии) и иных правил, устанавливаемых нормативными правовыми актами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: