Составы административных экологических правонарушений 10 глава




5) Субъективная сторона - умышленная вина.

6) Субъект правонарушения указан в санкции нормы.

7.48. Статья 8.39 КоАП РФ "Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях"

1) Общий обзор статьи. Данный административно-правовой запрет является одной из важных новелл административного законодательства. Статья содержит формальный состав с альтернативными признаками объективной стороны (места совершения проступка).

2) Цели и значение статьи. Введение настоящего административно-правового запрета было вызвано потребностями сохранения биоразнообразия и обязательствами, принятыми на себя Российской Федерацией во исполнение международных соглашений. Цели статьи прослеживаются совершенно очевидным образом: она служит обеспечению эффективной охраны окружающей среды и ее компонентов в пределах - фактических и определенных правом - территорий.

3) Объект и предмет правонарушения. Объектом правонарушения является неоспоримое эколого-правовое благо - сохранность образцов живой природы в определенных регионах, а также законность и порядок их использования.

Предмет - это особо охраняемые природные территории, т.е. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично их хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния.

Законодательством в качестве особо охраняемых природных территорий выделяются государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. В отношении каждого из перечисленных видов особо охраняемых природных территорий устанавливается специальный режим охраны (см. комментарий к ст. 262 УК РФ).

4) По объективной стороне - нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, в частности, проникновение на территорию заповедника, ведение хозяйственной деятельности в заповедных зонах национальных парков, разведка и разработка полезных ископаемых, предоставление права на размещение на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков, а также на размещение (выдел), движение и стоянку механизированных транспортных средств, если только это не связано с функционированием национального парка и т.д. Бездействие может проявляться в непринятии уполномоченными лицами (администрацией особо охраняемой территории) соответствующих мер по обеспечению режима их охраны, например непроведение обозначения границ территорий.

Иные правила охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях большей частью охватываются понятием "режим". Нарушение их может выражаться в несоблюдении предписаний, регулирующих разрешенную деятельность в пределах этих объектов.

5) Субъективная сторона - умышленная и неосторожная вина.

6) Субъект правонарушения - лица, указанные в санкции статьи.

7) Разграничение со смежными составами. Формулировка статьи во многом совпадает со ст. 262 УК РФ, содержащей материальный состав нарушения режима особо охраняемых природных территорий, но шире по противоправности деяния, поскольку включает и нарушение правил охраны и использования.

Значительные проблемы возникают в связи с квалификацией данных деяний, если нарушение режима выразилось в совершении правонарушений в виде незаконной охоты, незаконной добычи водных биоресурсов и других посягательствах на животный мир. По нашему мнению, для разграничения состава комментируемой статьи со смежными составами определяющим является признак места совершения правонарушения, т.е. особо охраняемая природная территория, и в целом, оценка данного запрета как специального по отношению ко всем другим содержащимся в действующем КоАП РФ.

7.49. Статья 8.40 КоАП РФ "Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы"

1) Общий обзор статьи. Она состоит из четырех частей, предметом регулирования которых является чрезвычайно специфическая деятельность. Соблюдению законности и правопорядка в этой сфере ранее не придавалось значения. Но данные науки неопровержимо показывают, что влияние воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы, наряду с иными видами негативных воздействий на атмосферу и климат, создают глобальную угрозу экологической безопасности, существованию жизни и могут в перспективе повлиять на эффективность хозяйственной и экономической деятельности как минимум из-за роста расходов на обеспечение ее безопасности.

Статья содержит два простых и два квалифицированных формальных состава с альтернативными признаками объективной стороны. Оба состава по ч. 1 и 2, видимо, в связи с новизной этих запретов, опираются на формализованный признак - нарушение условий, предусмотренных разрешением/лицензией, а оба состава по ч. 3 и 4 содержат квалифицирующий признак грубого нарушения этих условий.

2) Цели и значение статьи. В самом общем виде можно сказать, что статья предназначена для обеспечения безопасности человека и человечества. Подчиненными этой цели задачами являются достижение надлежащего информационного обеспечения, планирование и осуществление компенсационной деятельности, предупреждение глобальных негативных последствий, изменение окружающей среды, охраны жизни и здоровья людей.

3) Объект и предмет. Объектом правонарушения следует считать экологическую безопасность населения Земли, отдельных стран, регионов и территорий, качеств и свойств климата, атмосферного воздуха и других компонентов окружающей среды.

Предмет - деятельность в области:

а) мониторинга, т.е. наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружающей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами (в настоящее время реально существуют различные виды мониторинга, выделяемые в зависимости от масштабов системы мониторинга: глобальный, национальный, региональный, локальный: от уровня измененности человеком окружающей среды - фоновый и импактный; от объекта мониторинга - собственно экологический, воздуха, вод, земли (почв), животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигиенический);

б) гидрометеорологии, включающая метеорологию, климатологию, агрометеорологию, гидрологию, океанологию, гелиогеофизику - определение состояния климатических, аэрологических, гидрологических и иных качеств окружающей среды и отслеживание изменений в них.

4) Объективная сторона проступка по ч. 1 представляет собой действия по осуществлению указанных выше работ с нарушением условий разрешения (лицензии). Применительно к наблюдениям, прогнозам и т.п. дополнительными требованиями также являются: использование принятых методов наблюдения; передача информации в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, незамедлительное сообщение территориальным подразделениям лицензирующего органа информации о гелиогеофизической обстановке, которая оказала, оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера; наконец, наличие аттестата аккредитации на выполнение работ, связанных с проведением наблюдений (в том числе путем отбора и последующего анализа проб) за изменением количественных характеристик физических, химических и биологических процессов, происходящих в окружающей среде, а также с определением уровней ее загрязнения, включая радиоактивное. Данный вид лицензирования осуществляется Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ, внесший существенные изменения в законодательство о лицензировании, о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, значительно усилил санкции в отношении указанных лиц за грубое нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией), при осуществлении работ, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи. Значительно повышены размеры административных штрафов, предусмотрено альтернативное наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток.

Предметом по составу, предусмотренному ч. 2 комментируемой статьи, являются работы в области активных воздействий, т.е. воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы в целях их регулирования и уменьшения возможного вреда от данных процессов населению и экономике. Выполнение этих работ регулируется специальными правилами и ввиду своей специфичности должно соответствовать особым требованиям, содержащимся как в нормативных правовых актах, так и в лицензии (разрешении). Например, постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1216 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)*(1265), согласно которому работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления включают:

а) защиту сельскохозяйственных растений от градобития;

б) регулирование осадков;

в) рассеивание туманов;

г) предупредительный спуск снежных лавин;

д) регулирование электрической активности атмосферы;

е) изменение электромагнитных и иных свойств среднего и верхнего слоев атмосферы.

Специфика указанных видов активного воздействия на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления и высокий уровень экологических рисков потребовали введения дополнительных лицензионных требований и условий, в частности выполнения такого рода работ только юридическими лицами; использования средств активного воздействия на указанные объекты только по прямому назначению и в строгом соответствии с технической документацией и порядком их эксплуатации; наличия специалистов, имеющих не менее чем 3-летний опыт соответствующих работ; предоставления ежегодного отчета о выполнении лицензионных условий в лицензирующий орган.

Объективная сторона может состоять в невыполнении таких условий разрешения, как допуск к работам в указанной области лиц, не имеющих соответствующей квалификации; отсутствие регистрации лицензии (разрешения) и т.п. Применительно к данному составу административного правонарушения в отношении таких субъектов, как должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели, ныне введен квалифицирующий признак - грубое нарушение установленных правил, упомянутых в ч. 1 и 2 комментируемой статьи. Увеличены штрафные санкции и предусмотрено применение административного приостановления деятельности. К сожалению, законодатель не раскрыл понятия и содержания "грубое нарушение" применительно к конкретным составам правонарушений по данной статье, а ограничился отсылкой к полномочиям Правительства РФ.

5) Субъективная сторона - умышленная и неосторожная вина.

6) Субъект - должностные лица органов и организаций, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица, имеющие право по закону, уполномочию, договору вести указанные работы, в частности специализированные организации активного воздействия, осуществляющие защиту сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов и спуск снежных лавин; специализированные организации, осуществляющие обработку данных мониторинга. По ч. 1 к административной ответственности могут привлекаться и граждане.

7.50. Статья 8.41 КоАП РФ "Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду"

1) Общая характеристика статьи. Комментируемая статья сформулирована очень кратко: в ее тексте описание запрета совпадает с названием статьи. Здесь в негативной форме с помощью слова "невнесение" формируются условия ответственности за нарушение экологического законодательства об экологических платежах определенного вида. Таким образом, вводится административная ответственность за нарушение одного из ведущих принципов охраны окружающей среды - "загрязнитель платит".

Состав административного правонарушения формальный. Это означает, что наступления последствий не требуется. Для привлечения к административной ответственности достаточно одного лишь факта нарушений требований законодательства о сроках внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

2) Цель и сфера действия статьи. По сравнению со многими иными статьями гл. 8 КоАП РФ, на первый взгляд, они уже, хотя экономическое и социальное значение надлежащего взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду трудно переоценить. Статья поэтому имеет не только огромное профилактическое значение, но и должна способствовать усилению охраны окружающей среды и повышению дисциплины субъектов пользования окружающей средой.

3) Значение нормы. Необходимость дополнения Кодекса данной статьей сомнения не вызывает. Бюджеты всех уровней недополучают значительные средства из-за невнесения экологических платежей. Между тем, в соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.

4) Объект - порядок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

5) Объективная сторона. Она описана законодателем как невнесение в установленные сроки, т.е. данное правонарушение совершается путем бездействия. Невнесение означает неперечисление соответствующих по установленным нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду сумм на соответствующие счета.

6) Субъекты правонарушения. Они перечислены в санкции комментируемой статьи.

7) Субъективная сторона. Данное правонарушение может быть совершено и умышленно, и по неосторожности.

7.51. Статья 8.42. КоАП РФ "Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения"

1) Общий обзор статьи. Она была введена Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ с целью повысить уровень защиты водных объектов от вредных воздействий хозяйственной деятельности. Статья состоит из двух частей.

В первой части содержится формальный состав с альтернативными признаками по месту совершения административного правонарушения, а во второй - также формальный состав с альтернативными признаками объективной стороны.

2) Специальный режим осуществления хозяйственной деятельности в пределах прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения регулируется ВК РФ и постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 г. N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов"*(1266).

В границах водоохранных зон запрещаются:

использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

и т.д.

Эти нарушения и представляют собой признаки деяния, которое может быть выражено и в виде действия, и в виде бездействия.

3) Субъективная сторона - умышленная вина.

4) Субъекты - граждане, должностные лица, юридические лица.

7.52. Статья 8.43 КоАП РФ "Нарушение требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления"

1) Общий обзор статьи. Она была введена Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ с целью усилить охрану окружающей среды Антарктики и упорядочения деятельности российских физических и юридических лиц в этом регионе, особенно уязвимом с экологической точки зрения.

Статья состоит из трех частей, содержащих, соответственно, два формальных и один материальный состав.

2) Предметом правонарушения является окружающая среда Антарктики.

Антарктика - это южная полярная область земного шара, ограниченная с севера антарктической конвергенцией. Включает Антарктиду и прилегающие к ней острова и участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Южные участки этих океанов в пределах Антарктики нередко выделяют в отдельный Южный океан.

3) Объективная сторона раскрывается в тексте комментируемой статьи как осуществление деятельности без разрешения (ч. 1), нарушение требований к осуществлению такой деятельности и условий ее осуществления (ч. 2), а часть 3 включает и наступление последствий в виде причинения вреда окружающей среде Антарктики и причинную связь между деянием (осуществлением деятельности) и последствиями.

Деятельность, осуществляемая в Антарктике - любая деятельность, осуществляемая российскими гражданами, российскими юридическими лицами в Антарктике и регулируемая международными договорами Российской Федерации, комментируемым Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) Под разрешением, согласно примечанию к комментируемой статье, понимается документ, который выдан уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, устанавливает требования к осуществлению деятельности в Антарктике и условия ее осуществления и в соответствии с которым осуществляется деятельность российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике.

Оно содержит следующие данные:

а) реквизиты акта о выдаче разрешения, принятого уполномоченным органом;

б) требования и условия, в соответствии с которыми российский гражданин или российское юридическое лицо, организующие и осуществляющие деятельность в Антарктике, в том числе с участием иностранных граждан, и (или) иностранных юридических лиц, и (или) лиц без гражданства, на основании разрешения (далее - оператор) могут осуществлять эту деятельность;

г) требование о представлении в уполномоченный орган в течение 3 месяцев по окончании срока действия разрешения отчета о результатах деятельности в Антарктике в случаях, предусмотренных требованиями Договора об Антарктике и Протокола;

д) дату выдачи разрешения;

5) Вред, причиняемый окружающей среде Антарктики, может состоять в разрушении экосистем, загрязнении вод, атмосферы, уничтожении отдельных природных объектов, гибели объектов животного мира, в том числе водных биоресурсов и проч.;

6) Субъективная сторона - вина в форме умысла (ч. 1), умысла либо неосторожности (ч. 2 и 3);

7) Субъекты указаны в тексте статьи - это российские физические лица и юридические лица.

7.53. Статья 8.44 КоАП РФ "Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления".

1) Общий обзор статьи. Она была введена Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ с целью обеспечить охрану водных объектов, земель и других природных объектов в условиях, создавшихся в результате наводнений и иных природных катаклизмов. В качестве примера можно привести наводнение в Краснодарском крае, которое произошло в 2012 году. Это было стихийное бедствие, вызванное проливными дождями. В течение 6-7 июля 2012 года выпала более чем трёх-пятимесячная норма осадков. Число пострадавших - более 34 тысяч человек, погиб 171 человек.

Статья состоит из двух частей. В первой из них сформулирован формальный состав (воспроизводящий название статьи) административного правонарушения, во второй установлена ответственность за повторное аналогичное нарушение.

2) Объектом правонарушения является порядок (режим) хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в зонах затопления и подтопления.

3) Основные понятия. Согласно водному законодательству:

Зона затопления - это равнинная земля вдоль реки, намытая водными потоками; относительно ровная часть земной поверхности вдоль русла реки, которая периодически затопляется при наводнении.

Зона подтопления - территория, в пределах которой в результате подтопления повышается уровень фунтовых вод.

Границы указанных зон определяются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360 "Об определении границ зон затопления, подтопления"*(1267).

Режим хозяйственной деятельности определяется путем установления временных ограничений. В границах зон затопления, подтопления запрещается:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.

4) Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.

7.54. Статья 8.45. КоАП РФ "Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод".

1) Общий обзор статьи. Она была введена в главу 8 КоАП РФ Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ с целью обеспечить охрану водных объектов. Статья конкретизирует запреты ст. 8.13 Кодекса, формулируя специальные составы административных нарушений. Она состоит из двух частей. В первой части содержится основной формальный состав административного правонарушения, а во второй предусмотрена административная ответственность за повторное его совершение.

2) Объектом правонарушения является порядок хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон, а предметом - водные объекты, их состояние и качество.

3) Объективная сторона состоит в невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов специальными сооружениями. Признаком объективной стороны является место совершения административного правонарушения - водоохранная зона, то есть территория, которая примыкает к береговой линии моря, реки, ручья, канала, озера, водохранилища, и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения его вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Загрязнение вод - это понижение ее качества в результате попадания в реки, ручьи, озера, моря и океаны различных физических, химических или биологических веществ.

Засорение вод - накопление в водных объектах посторонних предметов.

Заиление вод - это отложение взвешенных и влекомых наносов в оросительных каналах, водохранилищах и других водных объектах с застойной или медленно текущей водой.

Истощение вод - постоянное сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Сооружения, обеспечивающие охрану вод - это очистные сооружения хозяйственно-бытовых стоков, коллекторы.

Деяние выражено в виде бездействия. Возникает вопрос о том, подпадают ли под признаки состава действия лица, установившие неисправное, ненадлежащее оборудование либо не обеспечивающие надлежащее функционирование оборудования. В случае добросовестного заблуждения в отношении качества оборудования лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

4) Субъективная сторона - умышленная вина.

5) Субъекты правонарушения - граждане, должностные лица, юридические лица.

7.55. Статья 8.46 "Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений"

1) Общий обзор статьи. Статья введена Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(1268) (пп. "а" п. 2 ст. 7).

2) Объект правонарушения - порядок учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

3) Объективная сторона. Она описана законодателем как невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

4) Субъекты правонарушения. Юридические лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также должностные лица, являющиеся наемными работниками таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

5) Субъективная сторона. Данное правонарушение может быть совершено и умышленно, и по неосторожности.

6) Основные понятия. К ним относятся "государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" (см. комментарий к ст. 69) и "актуализация учетных сведений" (см. комментарий к ст. 69.2).

7.56. Статья 8.47 "Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения" (вступает в силу с 1 января 2019 г.)

1) Общий обзор статьи. Статья введена Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(1269) (пп. "б" п. 2 ст. 7).

2) Объект - порядок осуществления хозяйственной или иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.

3) Объективная сторона. Она описана законодателем как невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

4) Субъекты правонарушения. Юридические лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также должностные лица, являющиеся наемными работниками таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

5) Субъективная сторона. Данное правонарушение может быть совершено и умышленно, и по неосторожности.

6) Основные понятия. Центральным для уяснения положений данной статьи является такое понятие, как "комплексное экологическое разрешение" (см. комментарий к ст. 1 и ст. 31.1).

 

Статья 76. Разрешение споров в области охраны окружающей среды

1. Общий обзор статьи.Она сформулирована очень лаконично и состоит одного предложения, в котором установлен судебный порядок разрешения споров в области охраны окружающей среды.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Цель статьи состоит в регулировании порядка разрешения споров в области охраны окружающей среды, возникающих в связи с применением мер защиты прав различных субъектов экологических правоотношений.

Сферу действия статьи образуют отношения с участием физических и юридических лиц, возникающие по поводу оспаривания нормативных и ненормативных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, возмещения убытков, причиненных субъектам права природопользования при нарушении их имущественных прав и государству при совершении экологического правонарушения.

Адресатами статьи являются все лица, осуществляющие пользование природными ресурсами, независимо от оснований пользования, государственные органы экологического контроля и регулирования использования природных ресурсов, правоохранительные органы, суды.

3. Основные понятия. В данной статье использованы правовые категории "споры в области охраны окружающей среды", "законодательство". Правовое понятие "спор" в законодательстве об охране окружающей среды не раскрывается. Юридическая квалификация спора осуществляется с учетом принятого в праве деления споров в области охраны окружающей среды на две категории: публичные (управленческие) и имущественные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: