Составы административных экологических правонарушений 11 глава




К управленческим спорам в широком смысле относятся все споры в сфере как исполнительной, так и законодательной и судебной власти. Понятие "административно-правовой спор" следует связать с деятельностью органов государственной власти (в некоторых случаях - не только исполнительных) и государственных органов, а вот понятия "управленческий спор" и "административный спор" могут иметь более широкое содержание, охватывая местное самоуправление, внутриорганизационное негосударственное управление и внутреннее управление на государственных предприятиях*(1270).

К имущественным спорам относят споры по поводу заключения, исполнения и прекращения гражданско-правовых договоров в сфере природопользования, возмещения убытков, вызванных экологическим правонарушением, применения способов защиты вещных прав на природные объекты.

Термин "законодательство" используется в значении процессуального законодательства, регулирующего порядок разрешения правовых споров (Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон "О третейских судах в РФ").

4. Специфика экологических споров. Для целей применения данной нормы юридически значимым является отграничение судебных споров от иных видов конфликтных процедур, применяемых в сфере охраны окружающей среды, а именно внесудебных процедур разрешения эколого-правовых конфликтов*(1271). К числу таких процедур относят проведение переговоров и консультаций на основе мандата каждой стороны, создание паритетных комиссий, применение примирительных процедур для разрешения коллективного трудового спора, образование согласительных комиссий с нейтральным участником в процессе законотворчества в соответствии с п. 4 ст. 105 Конституции РФ и пр.*(1272)

Специфика споров в области охраны окружающей среды, характеризующаяся конфликтом частных и публичных интересов в области охраны окружающей среды, является предпосылкой для специального регулирования рассматриваемых отношений. При решении публично значимых задач важно стремиться к достижению баланса интересов личности, общества и государства. Процедуры и способы его достижения многообразны, однако важнейшее место в этом ряду занимают правовые средства*(1273).

Применительно к экологическому праву целесообразной является формализация многочисленных, реально протекающих конфликтов за счет выделения нескольких адаптированных типовых процедур их проведения. Категоризация споров в области охраны окружающей среды позволит создать необходимые процессуальные гарантии разрешения споров в данной сфере, в том числе судебного разрешения споров.

Правовая квалификация споров в области охраны окружающей среды основывается на выявлении юридически значимых признаков данной категории споров. Споры в области охраны окружающей среды рассматриваются как комплексное правовое явление, включающее в себя имущественные, связанные с защитой имущественных интересов природопользователей, и публично-правовые споры по поводу обеспечения благоприятной окружающей среды.

Закрепление в законодательстве положения о судебном порядке разрешения споров в области охраны окружающей среды свидетельствует о тенденции расширения состязательных начал в регулировании данных отношений. В основе состязательности лежит полярность интересов сторон, распределенная между ними обязанность по доказыванию, наделение сторон широкими полномочиями по осуществлению предоставленных прав. Для этого необходимы определенные процессуальные шаги, обеспечивающие реальность правового состязания, в котором активность принадлежит сторонам, а суд играет относительно пассивную роль*(1274).

В комментируемой статье не предусматривается административный порядок разрешения экологических споров. Однако закрепление только судебной процедуры разрешения споров не исключает применение иных процедур разрешения правовых споров в данной сфере. Нисколько не умаляя значения судебного разбирательства экологических споров, нельзя забывать о возможностях еще до суда урегулировать многие спорные экологические проблемы с применением процедур альтернативного разрешения споров (третейское разбирательство, международный коммерческий арбитраж, посредничество, примирение, переговоры и др.)

5. Виды споров. Споры в рассматриваемой области классифицируются по субъектному составу и предмету спора. По первому критерию выделяют споры с участием государственных органов и споры между субъектами права природопользования. По второму критерию выделяют экологические и имущественные споры.

Экологическими признаются споры, непосредственно связанные с организацией и осуществлением пользования природными ресурсами. В зависимости от характера нарушений выделяют следующие категории споров:

о признании неправомерным отказа государственного органа в выдаче лицензии (разрешения) на пользование природным объектом, заключении договора о предоставлении природного объекта в пользование;

о признании неправомерным решения о приостановлении или прекращении права пользования;

о признании недействительными актов, издаваемых государственными органами не в соответствии с компетенцией и нарушающих иные требования законодательства (необоснованное изменение режима особо охраняемой природной территории; нарушение правил лимитирования пользования природными ресурсами, порядка установления стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны окружающей среды; нарушение в области государственной экологической экспертизы, незаконный отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы; необоснованное установление запретов и ограничений на использование природных ресурсов, др.);

о применении административной и уголовной ответственности за нарушение правил пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды.

Имущественными являются споры по поводу защиты имущественных прав субъектов правоотношений в сфере охраны окружающей среды. В данной группе выделяют следующие категории споров:

о сделках (по поводу заключения, изменения, исполнения и прекращения договоров аренды природных объектов, иных договоров в сфере природопользования);

о возмещении вреда, причиненного окружающей среде;

о праве собственности на продукцию, полученную от использования природного объекта.

Комментируемая статья охраняет права субъектов правоотношений в сфере охраны окружающей среды от правонарушений, составы которых установлены КоАП РФ об административных правонарушениях (ст. 8.1-8.41) и УК РФ (гл. 26). Природоохранные, правоохранительные органы и субъекты права природопользования наделены правом заявления требований о защите прав по фактам данных нарушений. Самостоятельным основанием заявления требований о защите нарушенных прав является причинение вреда окружающей среде (см. комментарий к ст. 77).

6. Порядок разрешения споров. Общие правила о защите гражданских прав закреплены в статье 11 ГК РФ, которая содержит два основных положения:

а) гражданские права подлежат судебной защите независимо от того, имеется ли соответствующее указание в Гражданском кодексе и иных законах;

б) защита гражданских прав в административном порядке может осуществляться в случаях, прямо предусмотренных законом. Когда закон предоставляет субъекту возможность обратиться за защитой нарушенных прав либо в суд, либо к государственному или иному органу, выбор способа защиты принадлежит участнику гражданского правоотношения.

В законах могут устанавливаться случаи, когда разрешение спора отнесено к компетенции государственных органов без указания на возможность рассмотрения спора в судебном порядке. Так, в соответствии со статьей 23.21 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный надзор за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), ст. 8.5 (в части информации о состоянии земель), ст. 8.6-8.8 Кодекса.

Органы, осуществляющие государственный геологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на подземных водных объектах, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков на подземных водных объектах, а также знаков, определяющих границы водоохранных зон подземных водных объектов), ст. 7.3, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования недрами), ст. 8.5 (в части сокрытия или искажения информации о состоянии недр), ст. 8.9, ч. 1 ст. 8.10, ст. 8.11, ч. 1 ст. 8.13 (о нарушениях водоохранного режима на водосборах подземных водных объектов), ч. 1 ст. 8.17, ст. 8.18, 8.19, ст. 8.20 (в части незаконной передачи минеральных ресурсов) Кодекса (ст. 23.22 КоАП РФ).

Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст. 7.2 (об уничтожении или о повреждении наблюдательных режимных скважин на подземные воды, наблюдательных режимных створов на водных объектах, водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, а также знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации), ст. 7.6-7.8, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования водным объектом), ст. 7.20, ст. 8.5 (в части сокрытия или искажения экологической информации о состоянии водных объектов), ст. 8.12-8.16, ст. 8.19 (в части захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации), ст. 9.2 Кодекса (ст. 23.23 КоАП РФ).

Органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1 (в части лесных участков), ч. 2 ст. 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий, строений, сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. 7.8 (об административных правонарушениях, совершенных в лесах), ст. 7.9, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования лесными участками), ст. 7.11 (об административных правонарушениях, совершенных в лесах), ст. 8.5 (в части сокрытия или искажения информации о состоянии лесов, земель лесного фонда, а также о состоянии находящихся на них водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания), ст. 8.7, 8.8, ст. 8.12, 8.13 (об административных правонарушениях, совершенных в лесах), ст. 8.24-8.27, ч. 1 ст. 8.28, ст. 8.29-8.32, ст. 8.33-8.37 (об административных правонарушениях, совершенных в лесах) Кодекса (ст. 23.24 КоАП РФ).

Органы охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.39 Кодекса (ст. 23.25 КоАП РФ).

Специально уполномоченные государственные органы по охране, надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. 7.11, 8.33, ст. 8.34 (в части административных правонарушений, совершенных с биологическими коллекциями, содержащими объекты животного мира), ст. 8.35, 8.36, ч. 1 ст. 8.37, ч. 3 ст. 8.37 (о нарушениях правил пользования объектами животного мира) Кодекса (ст. 23.26 КоАП РФ).

Органы рыбоохраны рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к водным биологическим ресурсам, и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. 7.11, 8.33, ст. 8.34 (в части административных правонарушений, совершенных с биологическими коллекциями, содержащими объекты животного мира, относящиеся к водным биологическим ресурсам), ст. 8.35, 8.36, ч. 2 и 3 ст. 8.37, ст. 8.38, а в части административных правонарушений, совершенных на судах и объектах промыслового флота, - ст. 11.6, ч. 1 ст. 11.7, ст. 11.8-11.11, ч. 1 ст. 11.13, ст. 11.15, 11.16, ч. 2 ст. 11.17 Кодекса (ст. 23.27 КоАП РФ).

Органы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, входящих в государственную наблюдательную сеть, а равно о нарушениях режима их охранных зон), ст. 8.5, 8.21, ч. 1 и 2 ст. 8.40 Кодекса (ст. 23.28 КоАП РФ).

Органы, осуществляющие государственный экологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. 7.6, ч. 1 ст. 7.8, ст. 7.11, 8.1, 8.2, 8.4-8.6, 8.12 (в части нарушения порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов), ч. 1, 2, 4 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ст. 8.15, 8.18, 8.19, 8.21-8.23, ч. 2 и 3 ст. 8.31, ст. 8.33-8.36, ч. 3 ст. 8.37, ст. 8.39, 8.41 Кодекса (ст. 23.29 КоАП РФ).

В названных случаях судебное рассмотрение спора осуществляется в порядке судопроизводства по делам об административных правонарушениях. Судопроизводство по делам об административных правонарушениях осуществляется судьями арбитражных, гарнизонных военных, районных судов и мировыми судьями. В судах общей юрисдикции дела об административных правонарушениях рассматриваются в порядке, установленном КоАП РФ, а в арбитражных судах производство регулируется нормами АПК РФ и осуществляется в условиях действия смешанного административного процессуально-правового режима - сочетания правил общего искового производства, производства по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, регулируемого АПК РФ, и производства по делам об административных правонарушениях, регулируемого КоАП РФ*(1275).

Повышение значения судебной защиты прав в данной сфере отношений нашло отражение во многих нормах комментируемого Закона. Ряд норм закона содержат оценочные критерии. Так, в соответствии со статьей 1 комментируемого Закона благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов (см. комментарий к ст. 1).

Наличие вреда окружающей среде оценивается судом самостоятельно. Всё это означает повышение роли судебной практики и судебного толкования в применении данного закона и осуществлении судебной защиты прав.

Важное значение для защиты прав и законных интересов природопользователей имеет Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"*(1276). Граждане имеют право лично обращаться, а также направлять коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в целях защиты нарушенных прав. Физические лица реализуют право на обращение свободно и добровольно.

7. Способы защиты нарушенных прав. Для защиты гражданских прав субъектов правоотношений в сфере охраны окружающей среды применяются способы защиты, установленные статьей 12 ГК РФ, в соответствии с которой защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

самозащиты права;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

взыскания неустойки;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

Защита прав при совершении сделок осуществляется посредством применения последствий недействительности сделок, закрепленных в статьях 167-170 ГК РФ. Меры защиты, направленные на предупреждение причинения вреда, закреплены в статье 1065 ГК РФ, в соответствии с которой опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Специальные меры защиты, направленные на пресечение противоправной деятельности и деятельности, создающей угрозу нарушения, закреплены в статье 80 комментируемого Закона, согласно которой требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

 

Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде

1. Общий обзор статьи.В ней предусмотрены правила, отражающие специфику подхода к определению основания и размера ответственности за причинение вреда в указанной сфере.

Статья состоит из 3 пунктов. В пункте 1 установлен круг субъектов ответственности за причинение вреда окружающей среде (физические и юридические лица), примерный перечень способов причиняющего воздействия (загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и разрушение естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды) и принцип полного возмещения вреда в соответствии с законодательством.

В пункте 2 содержится норма, предусматривающая обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности возместить причиненный вреда независимо от квалификации организационно-правовых предпосылок осуществления названной деятельности (в том числе при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы).

В пункте 3 закреплено правило о приоритете такс и методик исчисления размера вреда окружающей среде по отношению к методу исчисления фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Целями статьи являются формирование модели правоотношений по возмещению вреда и установление специальных правил применения гражданско-правовой ответственности в рассматриваемой сфере отношений.

Сфера действия статьи охватывает отношения, возникающие из факта противоправного причинения вреда окружающей среде. Статья не предусматривает возмещения вреда, причиненного правомерными действиями.

Адресатами статьи являются все лица, осуществляющие пользование природными ресурсами, независимо от оснований пользования, государственные органы по охране, контролю и регулированию использования природных ресурсов и окружающей среды.

3. Основные понятия. В данной статье употребляются термины: "вред", "убытки", "упущенная выгода". Определение данных понятий содержится в статье 15 Гражданского кодекса РФ.

3.1. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждений его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Вред является понятием родовым и включает всю совокупность негативных последствий противоправного деяния.

Убытки представляют собой денежное выражение вреда. Категория "ущерб" характеризует определенную разновидность вреда (утрата или повреждение имущества и расходы на восстановление нарушенного права). Приведенные понятия относятся и к области возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

3.2. Вред. В экологических отношениях вред выступает в двух значениях: экологический (вред окружающей среде, выраженный в виде повреждения или уничтожения природного объекта) и экогенный (уничтожение или повреждение имущества, не имеющего признаков природного объекта, вред здоровью граждан, вызванный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, расходы на восстановление имущественных прав и упущенная выгода), различающиеся по объекту противоправного посягательства. В комментируемой статье речь идет об экологическом вреде (вреде окружающей среде). Согласно статье 1 комментируемого Закона вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

3.3. Иные понятия. В пункте 1 комментируемой статьи для обозначения способов негативного воздействия на окружающую среду использованы понятия загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и разрушение естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Некоторые из названных понятий получили легальное определение (см. комментарий к ст. 1).

Более конкретное определение понятий, используемых в комментируемой статье, содержится в актах рекомендательного характера. В Методике "Критерии оценки экологической обстановки территории для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия", утвержденной Минприроды РФ 30 ноября 1992 г.*(1277), содержатся определения ряда понятий, содержащихся в комментируемой статье, а также критерии оценки степени негативного воздействия на окружающую среду.

Так, в качестве основного показателя оценки степени истощения водных ресурсов взята норма безвозвратного изъятия поверхностного стока. За норму принят предельно допустимый объем безвозвратного изъятия поверхностного стока, составляющий 10-20% от среднемноголетнего значения естественного стока.

Безвозвратное изъятие поверхностного стока включает безвозвратное водопотребление в коммунальном хозяйстве, промышленности, теплоэнергетике, сельхозводоснабжении, орошении и промышленном рыбоводстве, с учетом потерь на испарение, межбассейновой переброски стока рек и др. Оценка объема безвозвратного изъятия стока проводится для замыкающих створов рек. Нормы предельно допустимого изъятия поверхностного стока должны устанавливаться с целью сохранения экологически устойчивого состояния водных экосистем, поддержания их способности к саморегулированию и самопроизводству.

Определение понятия деградации природных ресурсов раскрывается в Методических рекомендациях по выявлению деградированных и загрязненных земель*(1278). Согласно п. 2.1.1 названных рекомендаций деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.

Под природно-хозяйственной значимостью понимается качество земель, лимитирующее характер и эффективность их хозяйственного использования, участия почвенного покрова в обеспечении функционирования экосистем (в том числе и агроэкосистем) и существования природных ландшафтов (п. 2.1.2).

Согласно Методике "Критерии оценки экологической обстановки территории для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия" выбор критериев экологической оценки состояния почв определяется спецификой их местоположения, генезисом, буферностью, а также разнообразием их использования.

В оценке экологического состояния почв основными показателями степени экологического неблагополучия являются критерии физической деградации, химического и биологического загрязнений. В качестве критерия экологического состояния территории рекомендуется использовать площадь выведенных из землепользования угодий в результате деградации почв (эрозия, дефляция, вторичные засоление, осолонцевание, заболачивание).

Целый ряд негативных процессов (механическое удаление почвенного покрова при открытой добыче полезных ископаемых, строительных работах; провоцируемые человеком водная эрозия и дефляция) приводят к разрушению почвенных горизонтов, степень которого также использована в качестве критерия деградации почв.

Разрушение структуры почвы и развитие процессов слитизации характеризуется степенью увеличения плотности почвы, которая является важным показателем деградации почвы.

Увеличение уровня грунтовых вод рекомендуется оценивать относительно критического значения, различного для каждого типа почв.

Для экотоксикологической оценки почв целесообразно использовать кратность превышения предельно допустимой концентрации (ПДК) конкретного загрязняющего вещества дифференцированно для веществ различного класса опасности. В связи с отсутствием для ряда загрязняющих веществ утвержденных значений ПДК (например, для кадмия) рекомендуется использовать отношение содержания загрязняющих веществ в жидкой фазе почвы (почвенном растворе) к соответствующей величине ПДК для природных вод.

За комплексный показатель загрязнения почвы принимают фитотоксичность - свойство загрязненной почвы подавлять прорастание семян, рост и развитие высших растений (тестовый показатель).

Признаком биологической деградации почвы является снижение жизнедеятельности почвенных микроорганизмов, о котором можно судить по уменьшению уровня активной микробной биомассы, а также по более распространенному, но менее точному показателю - дыханию почвы.

Одним из показателей экологического состояния почв служит биологическая продуктивность ценозов, характеризующая потенциальное плодородие. Для почв сельскохозяйственных территорий таким показателем является средняя урожайность.

Дополнительным показателем, служащим индикатором степени загрязнения рассматриваемой территории (почвы, воздуха, поливных и грунтовых вод), является доля продукции, не соответствующая требованиям нормативно-технической документации на качество продукции (остаточное количество пестицидов, токсичных элементов, микотоксинов, нитратов, нитритов и др.).

Оценка степени деградации экосистемы проводится по критериям, которые определяют негативные изменения в структуре и функционировании экосистем и учитывают их пространственную дифференциацию по степени нарушенности, а также динамику процессов деградации.

При оценке экологического состояния территории необходимо учитывать как площадь проявления негативных изменений (т.к. при равной степени деградации участка территории возможность восстановления обратно пропорциональна его площади), так и пространственную неоднородность распределения участков разной степени деградации на исследуемой территории.

Скорость деградации экосистем рассчитывается по 5-10-летним рядам наблюдений. Особенно важно оценивать направленность и скорость деградации экосистем при напряженной экологической ситуации для прогноза ухудшения экологической обстановки и проведения мероприятий по ее стабилизации и улучшению.

Правовое понятие "порча" определяется в законодательстве применительно к земельным отношениям. Исходя из содержания статьи 8.6 КоАП РФ, под "порчей земли" законодатель понимает, во-первых, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, и, во-вторых, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами и иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. В земельном законодательстве понятие "порча земель" отчасти раскрывается в пп. 3 п. 2 ст. 45, пп. 3 п. 2 ст. 46, п. 3 ст. 76 ЗК РФ. В названных статьях рассматриваемое понятие не раскрывается, а следовательно, для квалификации того или иного ухудшения состояния земель как порчи должна применяться ст. 8.6 КоАП РФ.

В названном определении понятие "порча" отождествляется с категорией "уничтожение плодородного слоя почв". При этом названные категории определяются как полное или частичное разрушение почв. Таким образом, в данном случае термин "разрушение" используется в качестве понятия, равнозначного "порче" и "уничтожению" природного объекта. Такое определение не согласуется с формулировкой комментируемой статьи, в которой уничтожение, порча и разрушение естественных экологических систем рассматриваются как самостоятельные виды вредного воздействия на окружающую среду. Между тем, в законодательстве отсутствует общее определение понятий "уничтожение" и "разрушение естественных экологических систем", что позволяет рассматривать определение данных понятий в указанной Инструкции в качестве логического толкования понятий, содержащихся в комментируемой статье.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: