Составы административных экологических правонарушений 6 глава




6) Объективная сторона правонарушения выражается в действиях или бездействии, например: в несоблюдении сроков контроля за состоянием гидротехнических сооружений, непринятии мер по своевременному их ремонту, предотвращению аварийных ситуаций; в размещении в накопителях иных по качественному составу отходов, в отличие от предусмотренных техническими условиями, превышении объемов жидких отходов в накопителях, иных нарушениях обеспечения допустимого уровня аварий гидротехнических сооружений, непредставлении декларации безопасности гидротехнического сооружения и т.п. Наступления последствий не требуется.

7) Субъективная сторона правонарушения - умышленная или неосторожная вина.

7.24. Статья 8.16. Невыполнение правил ведения судовых документов

1) Общий обзор статьи. Она разделена на две части, в которых устанавливается административная ответственность за деяния, посягающие на порядок деятельности в разных, но связанных между собой областях: информационное обеспечение рационального использования водных/морских биоресурсов и обращения с вредными веществами и отходами и охрана морской среды и водных объектов.

В процессе реформирования законодательства об ответственности за экологические правонарушения этот административный запрет был существенно изменен, что выразилось во введении ч. 2 комментируемой статьи. В отличие от подавляющего большинства статей гл. 8 КоАП РФ комментируемая статья устанавливает ответственность специального субъекта, особое место совершения правонарушения - морские и внутренние воды, территориальное море, континентальный шельф, исключительную экономическую зону, где такой субъект может совершить правонарушение по ст. 8.15 КоАП РФ и особые способы совершения правонарушения (невнесение данных, искажение сведений, нарушение правил ведения промыслового журнала).

Статус комментируемой статьи и ее связь с другими статьями данной главы очень сложны. Она является специальной по отношению ко всем тем статьям, которые устанавливают административную ответственность за нарушение правил обращения с отходами и вредными для окружающей среды веществами, за сокрытие и фальсификацию экологической информации, за нарушение правил деятельности на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и т.п. Следовательно, главным при квалификации должен быть признак субъекта, каковым является капитан судна.

Статья содержит четыре формальных состава с альтернативными признаками субъекта, предмета, объективной стороны.

2) Цели и значение статьи. Она направлена на охрану морской среды, водных объектов, их живых ресурсов и призвана обеспечить законность и правопорядок их использования и охраны.

В последние годы значение, применяемость и профилактический потенциал комментируемой статьи возрастают, поскольку случаи нарушения действующего законодательства со стороны капитанов судов регистрируются, обсуждаются в СМИ и привлекают внимание общественности, порождают международные конфликты.

3) Невыполнение предусмотренных действующим законодательством обязанностей по регистрации в судовых документах операций с веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо смесями, содержащими такие вещества свыше установленных норм, - административный проступок, объектом которого являются общественные отношения в области охраны здоровья людей, живых ресурсов моря, внутренних морских вод, других водных объектов.

Предметом правонарушения являются вредные вещества, т.е. вещества, которые при попадании в морскую среду способны создать опасность для здоровья людей, нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре и фауне, ухудшить условия отдыха или помешать другим видам правомерного использования моря, а также вещества, подлежащие контролю в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а именно: нефть, нефтепродукты и другие вещества, вредные для здоровья людей и живых ресурсов моря, входящие в специальный перечень веществ и их смесей, сброс которых ограничивается или запрещается, а производимые операции с ними фиксируются уполномоченными на то лицами в соответствии с Правилами регистрации операций с нефтью, нефтепродуктами и т.д.

4) Невыполнение правил регистрации в судовых документах операций с вредными веществами совершается путем бездействия, когда капитан или другое лицо командного состава не исполняет возложенные на него обязанности по регистрации, т.е. записи о проведенных операциях в специальном журнале установленной формы, относящемся к судовым документам.

В соответствии с Инструкцией о порядке передачи сообщений о загрязнении морской среды (утв. Минприроды РФ 12 мая 1994 года, Минтрансом РФ 25 мая 1994 года, Роскомрыболовства 17 мая 1994 года) указанные лица обязаны также в случаях инцидента с судном или иным объектом, повлекшим или способным повлечь сброс нефти или другого вредного вещества; обнаружения такого сброса, произведенного другим судном независимо от флага или с иного объекта в нарушение установленных правил; обнаружения в море разлива нефти и т.п., - зарегистрировать такой случай и передать сообщение об этом администрации ближайшего российского порта и (или) организации, выдающей разрешение на производство сброса.

5) В отличие от рассмотренного выше состава правонарушения внесение неверных записей в судовые документы об операциях с веществами, вредными для здоровья людей и для живых ресурсов моря и содержащими их смесями, осуществляется путем активных действий. Речь идет о записях, содержащих фальсифицированные (искаженные) данные о количестве, времени, месте проведенной операции, качественном составе сбрасываемых веществ, обстоятельствах сброса (наличие аварийной ситуации, погодные условия и т.п.) и об иных сведениях, которые должны фиксироваться в соответствующих судовых документах. Для наступления административной ответственности не имеет значения, все или часть данных о проведенных операциях были записаны в судовые регистрационные документы с отступлениями от истины, т.е. как ложные.

6) Невыполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по ведению промыслового журнала - формальный состав.

Объект - отношения в области обеспечения порядка ведения промысла водных биоресурсов. Предмет - порядок ведения промыслового журнала, основного документа, в котором регистрируются время промысла, его способы, пути и точки прохода к месту промысла и т.п. Объективная сторона аналогична составу ч. 1.

7) Внесение искаженных сведений в промысловый журнал - формальный состав, являющийся специальным по отношению к составу ст. 8.5.

8) Субъективная сторона всех перечисленных в комментируемой статье составов административных правонарушений - умышленная вина.

9) Субъектами правонарушений по тексту статьи являются капитаны или другие лица командного состава судна или другого плавучего средства, т.е. капитаны морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства Российской Федерации, как гражданского, так и военного, капитаны иностранных морских судов и других иностранных плавучих средств, находящиеся в пределах территориального моря или экономической зоны Российской Федерации, а также другие лица командного состава судов (помощники капитана и иные лица, на которых возложены обязанности по регистрации операций с вредными веществами и содержащими их смесями, контроль за такого рода действиями, и т.п.).

7.25. Статья 8.17 КоАП РФ "Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации стандартов (норм, правил) или условий лицензии"

1) Общий обзор статьи. Она сформулирована очень сложно и состоит из трех частей, в которых определены составы административных правонарушений, выполняемых в связи с осуществлением сложной, разнообразной, различающейся по правовому регулированию деятельности, которая, тем не менее, объединена признаком места совершения правонарушения.

Статья содержит семь формальных составов административных проступков (деяния и места совершения нарушения) с альтернативными признаками объективной стороны и (или) предмета правонарушения.

2) Цели и значение статьи. Она предназначена для обеспечения защиты экономических и экологических интересов Российской Федерации при пользовании минеральными и живыми ресурсами внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации. Одновременно обеспечивается и цель выполнения международных обязательств России по использованию и охране морской среды. Дополнительными целями являются обеспечение экологической безопасности, а также защита собственника/пользователя минеральными и живыми ресурсами морской среды и обладателя суверенных прав на распоряжение ими - Российской Федерации.

3) Общая характеристика правового регулирования. Безопасность и порядок проведения работ на континентальном шельфе и в акваториях, перечисленных в диспозиции нормы, регламентируются многочисленными законодательными и иными нормативными правовыми актами. Основными актами являются: Федеральные законы от 30 ноября 1995 г. "О континентальном шельфе Российской Федерации" *(1253), от 30 декабря 1995 г. "О соглашениях о разделе продукции" *(1254), от 31 июля 1998 г. "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" *(1255), от 17 декабря 1998 г. "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" *(1256), от 24 апреля 1995 г. "О животном мире" *(1257), Законы РФ от 3 марта 1995 г. "О недрах" *(1258), от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" *(1259), а также постановления Правительства по вопросам охраны водных биоресурсов и пр., Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения от 4 ноября 1993 г. и т.д. Это далеко не полный перечень источников.

4) Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются безопасность людей, использования и охраны естественных богатств континентального шельфа и исключительной экономической зоны, морской среды, ее флоры и фауны, соблюдение экономических интересов России и установленного порядка отдельных видов деятельности, осуществления правомерных видов использования указанных акваторий и их ресурсов, охраняемые международным и российским законодательством экологозначимые правовые блага - сохранение морского биоразнообразия, экосистемы Мирового океана.

5) Предмет правонарушения - минеральные (неживые) и водные биологические (живые) ресурсы континентального шельфа, исключительной экономической зоны, внутренних морских вод, территориального моря, жизнь и здоровье людей, законные виды деятельности.

О понятии континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, их ресурсов (живых и неживых) - см. п. 2 комментария к ст. 253 УК РФ.

6) Объективная сторона формальных составов, предусмотренных ч. 1, состоит в действиях (бездействии) по нарушению правил (стандартов, норм) безопасного проведения поиска, разведки или разработки минеральных (неживых) ресурсов, буровых работ во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации и континентальном шельфе Российской Федерации. Российское законодательство устанавливает такого рода правила для осуществления различных работ (см. комментарий к ст. 253 УК РФ).

Нарушение правил этих работ может состоять в допуске к разведочным работам на континентальном шельфе лиц, не прошедших соответствующую подготовку.

7) Объективная сторона составов по ч. 2 содержит формальный состав, предметом правонарушения в котором являются живые (водные биологические) ресурсы.

Промысел живых ресурсов - комплексный процесс, включающий поиск и вылов (добычу) водных биологических ресурсов, приемку, обработку, транспортирование, хранение продукции, ее перегрузку, а также снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами.

8) Объективная сторона по ч. 3 комментируемой статьи предусматривает два формальных состава.

Первый - самовольная (без разрешения) прокладка и вывод на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов и туннелей. В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" прокладка подводных кабелей, трубопроводов и туннелей осуществляется в соответствии с нормами международного права при условии, что этим не создаются помехи региональному геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов или промыслу живых ресурсов, эксплуатации и ремонту ранее проложенных кабелей и трубопроводов и обеспечиваются меры по защите и сохранению минеральных и живых ресурсов. Закон устанавливает процедуру рассмотрения заявок на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, согласования трассы прокладки и предусматривает обязательность сообщения федеральному органу по обороне о проложенных подводных кабелях и трубопроводах для опубликования в "Извещениях мореплавателям".

Второй состав - это нарушение правил прокладки подводных кабелей, трубопроводов или туннелей и их вывода на территорию Российской Федерации, а также их эксплуатации. Здесь указаны признаки места совершения правонарушения.

9) Субъективная сторона - это вина в форме умысла или неосторожности.

Субъективная сторона составов по ч. 1 и 2 статьи - умышленная или неосторожная вина, по первому составу ч. 3 - только умышленная вина, поскольку законодатель при формулировании данных составов использовал признак самовольности.

7.26. Статья 8.18 КоАП РФ "Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации"

1) Общий обзор статьи. Она состоит из двух частей, которые устанавливают ответственность за два вида противоправных деяний, осуществляемых при проведении ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. При этом второй состав является специальным по отношению к содержащемуся в ч. 1. Оба состава - формальные.

2) Цели и значение статьи. Несмотря на кажущуюся узкоспецифическую задачу, в последние годы данная статья приобретает всё большее экономическое и экологическое значение. Дело в том, что информация, полученная в результате морских научных исследований, может быть использована при заключении контрактов, осуществлении инвестиций, планировании и зачастую имеет стратегическое значение. В связи с этими целями статьи следует считать не только обеспечение законности и правопорядка ведения морской исследовательской деятельности, но и защиту суверенных прав, государственных, экономических и оборонных интересов России.

3) Объектом правонарушения является правопорядок в области охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны и морской среды, а также защиты исключительного права Российской Федерации на проведение ресурсных и морских исследований в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Предметом являются:

а) морские научные исследования на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне - фундаментальные или прикладные исследования и экспериментальные работы, проводимые для этих исследований и направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и в атмосфере;

б) ресурсные исследования на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне - прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и разработку минеральных ресурсов и промысел живых ресурсов.

4) По объективной стороне состав, предусмотренный ч. 1 комментируемой статьи, т.е. нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, состоит в действиях (бездействии), например, в несоблюдении даты окончательного ухода исследовательских судов, изменении маршрутов следования к районам исследования, использовании не предусмотренного в разрешении оборудования, оказании вредного воздействия на морскую среду, минеральные и живые ресурсы, проведении не предусмотренных в разрешении буровых работ, непредоставлении федеральному органу по науке и технологиям предварительных докладов, копий наблюдений, оставлении неубранными оборудования, устройств и сооружений, которые использовались для проведения исследований, несанкционированном возведении сооружений и пр.; последствиях в виде угрозы создания помех или в реально причиненных помехах законным видам деятельности на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации; причинной связи между ними.

5) Самовольное изменение программы морских научных исследований на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации - формальный основной состав. Это деяние посягает как на юрисдикцию России в отношении морских исследований, поскольку Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, руководствуясь экономическими, научными и иными интересами, так и на порядок пользования континентальным шельфом и исключительной экономической зоной Российской Федерации. Самовольность изменения означает внесение корректив в программу, не согласованных с органом, выдавшим разрешение на проведение исследований, осуществление научно-исследовательских работ по измененной программе либо без уведомления органа, выдавшего разрешение, либо после его уведомления, но до получения согласия на изменение программы.

6) Субъективная сторона - прямой умысел.

7) Субъект - граждане Российской Федерации и иностранные граждане, должностные лица российских, иностранных и международных организаций (см. п. 6 комментария к настоящей статье).

7.27. Статья 8.19 КоАП РФ "Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации"

1) Общий обзор статьи. Она является специальной по отношению к ст. 8.2 КоАП РФ. В статье устанавливается ответственность за два вида административно-наказуемых противоправных деяний, представляющих особую опасность для морской среды, - противоправное захоронение в ней отходов. Статья сформулирована путем подробного перечисления признаков объективной стороны - места и способов совершения правонарушения. Она содержит два формальных состава, различающихся по признакам субъективной стороны. В первом составе использован признак самовольности нарушения правил, во втором речь фактически идет о деяниях, противоречащих общим и специальным требованиям обращения с отходами на объектах, временно или постоянно расположенных во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

2) Цели и значение статьи. Они очевидны. Статья в целом предназначена для предотвращения загрязнения морской среды и оказания негативного воздействия на ее живые и неживые ресурсы. Кроме того, целями являются охрана суверенных прав Российской Федерации на проведение какой-либо деятельности в пределах внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3) Объект и предмет правонарушения. Объектом правонарушения является защищаемое международным и национальным - российским - правом комплексное правовое благо, т.е. безопасность мореплавания, экологические качества и свойства морской среды, а также порядок обращения с отходами и иными материалами при осуществлении специфических видов деятельности на определенных объектах.

Предмет правонарушения - это отходы (см. комментарий к ст. 8.2 КоАП РФ) и другие материалы, которыми могут быть предметы, вещества, изделия, оборудование, удаленные (неважно по каким причинам) с судов, плавучих средств, летательных аппаратов и т.п. Практика показывает, что понятие "другие материалы" в основном подразумевает вещества и их смеси, а также изделия, могущие вызвать засорение морских акваторий. Привнесение отходов и других материалов в морскую среду оказывает не только негативное экологическое воздействие, но и посягает на безопасность мореплавания и других правомерных видов использования морской среды.

4) Объективная сторона первого состава состоит в самовольном, т.е. без разрешения, захоронении отходов и иных материалов, которые не запрещены к захоронению в указанных местах. Самовольное захоронение осуществляется путем действий. Неосторожное (случайное) захоронение исключается признаком самовольности деяния так же, как и совершение его путем бездействия.

Самовольность означает игнорирование установленных российским законодательством процедур получения разрешения на захоронение, т.е. подачи запроса, прохождения экологической экспертизы, представления иных документов и т.п., либо захоронение отходов и иных материалов в случае, когда уполномоченным органом было отказано в выдаче разрешения.

5) Объективная сторона второго формального состава - нарушения правил захоронения отходов и других материалов - может состоять в действиях, например, в погружении неразрешенных к захоронению отходов и других материалов на морское дно, захоронении отходов, характеристики которых не соответствуют по токсичности или иным параметрам указанным в запросе, захоронении материалов на участке континентального шельфа, не отведенном для захоронения органом, выдававшим разрешение, и т.п., и бездействии, т.е. в несоблюдении оговоренных в разрешении условий и невыполнении указанных в нем мероприятий по предотвращению причинения ущерба живым ресурсам, непроведении наблюдений (метеорологического и гидрометеорологического), необходимых при захоронении отходов и других материалов, и т.п.

6) Субъективная сторона - умышленная вина.

7) Субъект - российские и иностранные граждане, должностные лица, осуществляющие управление судами, летательными аппаратами и т.п., либо руководство работами на искусственных островах, сооружениях, установках, либо ответственные за захоронение отходов и других материалов, названные в запросе и указанные в таком качестве в выданном разрешении на захоронение, либо иные лица, осуществляющие в силу закона, правоприменительного решения или международного договора захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе Российской Федерации.

7.28. Статья 8.20 КоАП РФ "Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации"

1) Общий обзор статьи. Она содержит административно-правовой запрет действий по передаче минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Введение данной нормы было вызвано участившимися случаями перепродажи, т.е. незаконной торговли указанными ресурсами, при которых добыча таких ресурсов незаконно осуществлялась на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации с целями их поставки иностранным физическим или юридическим лицам. Такого рода деяния существенно нарушали экономические и экологические интересы России, а также правомерных природопользователей.

Статья содержит основной состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны, раскрывающими содержание понятия "передача".

2) Цели и значение статьи. Целью статьи является обеспечение правопорядка и законности оборота минеральными, а также живыми ресурсами континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Значение данной нормы возрастает ввиду увеличения потребностей сопредельных стран в минеральных и живых ресурсах континентального шельфа и исключительной экономической зоны России, несоответствиями в системе экономического стимулирования добычи этих ресурсов, потребностями в их охране.

3) Объектом правонарушения является правопорядок в области использования ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и защиты суверенных прав России на ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

4) Объективная сторона состоит в незаконной передаче, т.е. возмездном или безвозмездном целенаправленном действии (деятельности) по передаче добытых минеральных или живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации без получения разрешения на такую передачу от специально уполномоченного федерального органа (органов) по охране континентального шельфа и исключительной экономической зоны в натуре, включая образцы, полученные в ходе геологического изучения, поиска, разведки минеральных ресурсов, морских научных исследований.

5) Субъекты перечислены в санкции настоящей статьи.

6) Субъективная сторона - прямой умысел.

7.29. Статья 8.21 КоАП РФ "Нарушение правил охраны атмосферного воздуха"

1) Общий обзор статьи. По названию она охватывает все возможные нарушения правил охраны атмосферного воздуха и поэтому является общей по отношению к составу ст. 8.22 и 8.23 КоАП РФ (см. комментарий к ним). Статья сформулирована сложно и состоит из трех частей. В части 1 устанавливается ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, т.е. за самовольное осуществление таких действий. В части 2 этот административно-правовой запрет дополняется ответственностью за нарушение условий специального разрешения на выброс или вредное физическое воздействие на атмосферный воздух. Наконец, в части 3 содержится специфический запрет нарушения правил эксплуатации и неиспользования охранных сооружений.

Части 1 и 2 содержат по два альтернативных состава правонарушения, являющихся формальными. Часть 3 содержит три альтернативных состава правонарушения, причем два из них являются составами поставления в опасность, а третий - использование неисправной аппаратуры и других сооружений - формальным.

2) Цели и значение статьи. Целями статьи являются пресечение и предотвращение загрязнения атмосферного воздуха как вредными веществами, так и путем оказания на него негативного физического воздействия (электромагнитного, шумового и т.п.). Кроме того, статья предназначена для обеспечения правопорядка и законности при осуществлении производственной и иной деятельности на объектах, которые оказывают либо могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха.

Значение статьи и ее профилактический потенциал трудно переоценить, учитывая уровень загрязнения атмосферы, в первую очередь в городах, местах расположения промышленных и иных предприятий, опасность трансграничного переноса загрязняющих веществ, образования кислотных дождей, озоновых дыр и т.п.

3) Объектом анализируемых административных правонарушений является правопорядок в области осуществления деятельности по охране окружающей среды и ее компонента - атмосферного воздуха. Посредством установления административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных данными нормами, реализуется конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду. В атмосфере особо выделяется такой компонент, как озоновый слой, который защищает нашу планету от прямых солнечных излучений. Согласно ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" озоновый слой атмосферы является самостоятельным объектом охраны окружающей среды наряду с другими объектами. Однако озоновый слой одновременно является частью атмосферного воздуха (так же, как и другие газообразные вещества), и он может быть разрушен путем выброса (внесения) в атмосферу загрязняющих веществ, следовательно, этот компонент атмосферы является составной частью объекта правонарушения.

Климат также является смежным понятием и определяется в юридической литературе как многолетний режим погоды данной местности, который зависит от ряда факторов. Фактически климат - это определенное состояние окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, благоприятное для существования всего живого. Таким образом, климат также является частью объекта исследуемого правонарушения.

Кроме того, объектом данных правонарушений является порядок управления в сфере охраны атмосферного воздуха.

Предметом правонарушения, таким образом, признаётся атмосферный воздух, его качества и свойства, в том числе климат, озоновый слой (см. подробнее комментарий к ст. 251 УК РФ).

4) Объективная сторона сконструирована сложно и представляет собой ряд деяний. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух означает поступление в него химических или биологических веществ либо смеси таких веществ, которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и на окружающую природную среду. Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух представляет собой вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду (ст. 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха"). Условие наступления ответственности за совершение вышеперечисленных действий - совершение их без специального разрешения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: