Составы административных экологических правонарушений 9 глава




Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 823 "О порядке государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы Российской Федерации и ввоза на ее территорию зоологических коллекций" устанавливается, что приобретение, продажа и другие сделки с зоологическими коллекциями осуществляются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. Следовательно, нарушение правил торговли зоологическими коллекциями, предусмотренное комментируемой статьей, влечет административную ответственность.

В этом же постановлении устанавливается, что вывоз за пределы Российской Федерации и ввоз на ее территорию зоологических коллекций (как включенных, так и не включенных в реестр) допускаются на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом охраны окружающей среды. Нарушением правил пересылки и вывоза, таким образом, будет являться вывоз зооколлекции без разрешения, а также непринятие владельцем коллекции мер по ее сохранности при транспортировке и пересылке за границу, по надлежащему содержанию животных и т.п.

Порядок государственного учета зоологических коллекций, правила их создания и пополнения, хранения, вывоза и ввоза коллекций детализируются в Приказе "О Положении о зоологических коллекциях", утвержденном Госкомэкологией России от 30 сентября 1997 г.*(1264). Этим же приказом на Госкомэкологию России и его территориальные органы возлагаются функции контроля за условиями содержания (хранения) коллекций, утверждаются форма реестра зооколлекций, поставленных на государственный учет, атрибуты свидетельства о внесении в реестр и разрешения на вывоз за пределы Российской Федерации и ввоз на ее территорию зоологических коллекций, их частей и отдельных экспонатов.

Законодатель заменил такой признак, как торговля коллекциями, на приобретение и продажу коллекций, а также исключил из числа признаков объективной стороны вывоз их за границу, поскольку он охватывается понятиями нарушения правил использования и транспортировки.

5) Субъективная сторона - умышленная вина.

6) Субъектами могут быть должностные лица и работники музеев, научных, учебно-просветительских и других учреждений, имеющих биологические коллекции, а также граждане, поскольку владельцами коллекций такого рода в Российской Федерации могут быть как юридические, так и физические лица независимо от их гражданства (см. п. 1.3 Приказа Госкомэкологии от 30 сентября 1997 г. N 411).

7.44. Статья 8.35 КоАП РФ "Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений"

1) Общий обзор статьи. Она весьма подробно формулирует признаки объективной стороны, предмета правонарушения, а также указывает источники права, регулирующие охрану редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений. Статья содержит несколько составов административных правонарушений и сформулирована сложно. В нее включены составы: материальный - уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами; поставления в опасность - действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений; формальные составы незаконной добычи и иного незаконного обращения с указанными животными и растениями (в том числе с нарушением условий, указанных в разрешении, и нарушением иного установленного порядка). Эти составы различаются по объективной и субъективной сторонам, а также предмету правонарушения.

2) Цели и значение статьи. Цели статьи определяются особым статусом охраняемых ею видов животных и растений: она предназначена для обеспечения их повышенной защиты. Статья в целом служит сохранению биоразнообразия на Земле, а кроме того, способствует реализации воспитательных, эстетических, профилактических функций и, может быть, моральных обязательств человечества по отношению к Природе.

3) Объект предусмотренных в данной статье правонарушений - порядок охраны редких и исчезающих, занесенных в Красную книгу РФ или охраняемых международным договором животных, растений и среды их обитания.

Предметом могут быть как сами животные и растения, так и их продукты, части либо дериваты, среда их обитания.

Среда обитания - территория (акватория), в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы, включающая условия их размножения, нагула, отдыха, путей миграции, выращивания молодняка и других элементов жизненного цикла. Статья 22 Федерального закона "О животном мире" относит к ней места постоянной концентрации объектов животного мира, в том числе в период размножения и зимовки, и устанавливает правовой статус защитных участков территорий и акваторий, не входящих в особо охраняемые природные территории, но необходимых для осуществления жизненных циклов редких и исчезающих видов животных. Среда обитания растений означает места их произрастания.

4) Объективная сторона указанных в данной статье составов правонарушений состоит в действиях по уничтожению самих животных и растений или среды их обитания, оказанию на них шумового, вибрационного и иного вредного воздействия в ходе строительных, взрывных и иных производственных работ, создании сооружений, нарушающих пути миграции, доступ к местам добывания пищи и т.п., а также в добывании таких животных и растений.

Уничтожение может быть произведено путем причинения гибели животного (или группы животных), а растений - в результате хозяйственной деятельности, в том числе загрязнения среды обитания, размещения отходов и т.п., а также путем разрушения, сожжения, затопления обитаемых или регулярно используемых гнезд, нор, логовищ, убежищ, жилищ и других сооружений животных и птиц, мест произрастания растений.

Совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности животных и другим последствиям, указанным в диспозиции нормы, может состоять в приведении в негодность кормовой базы, выпасе сельскохозяйственных животных в местах произрастания редких видов растений и т.д. В этом случае должны быть установлены, во-первых, создание реальной угрозы наступления последствий в виде гибели, сокращения численности или нарушения среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений, а также причинная связь между действиями и созданием такой угрозы.

5) Объективная сторона состава правонарушений - добывание животных и сбор растений без разрешения с нарушением условий, указанных в разрешении на добывание, или с нарушением иного установленного порядка - может состоять в добывании их вопреки общему или специальному запрету (в случае отказа в выдаче разрешения), либо в добывании их орудиями и способами, не обеспечивающими избирательность действия и не снижающими нанесение физических и психических травм животным, либо в нарушении условий добывания по возрасту, срокам и иным показателям, либо в добывании для других целей, а не для содержания в неволе диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу, либо не для целей научной работы, например по восстановлению популяций редких растений, а для иных, не предусмотренных разрешением, либо в бездействии (несоставлении акта с указанием количества добытых объектов, времени, места и т.п.), а также в нарушении порядка их выпуска в естественную природную среду, представлении пользователем неверных данных в документах и т.п. Следует учитывать, что указанные действия (бездействие) совершаются как в отношении редких и исчезающих видов животных и растений, так и их продуктов, частей и дериватов.

Разрешение выдается федеральным органом охраны окружающей среды в форме распорядительной лицензии на оборот диких животных и растений, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, в целях их сохранения и воспроизводства в искусственно созданной среде обитания, а также в научных и культурно-просветительных целях (при получении разрешения на содержание их в неволе); в целях сохранения и (или) пополнения природных популяций указанных животных (при выпуске их в природную среду) и растений.

6) Субъективная сторона уничтожения редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, их сооружений, а также совершения иных действий, ведущих к угрозе их гибели, сокращению численности и нарушению среды их обитания, - умышленная или неосторожная вина. Субъективная сторона незаконного добывания и иного обращения с такими животными и растениями, либо с нарушением условий распорядительной лицензии - умышленная вина.

7) Субъекты правонарушения перечислены в санкции статьи.

7.45. Статья 8.36 КоАП РФ "Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов"

1) Общий обзор статьи. Содержание статьи повторяет ее название полностью. Состав переселения, акклиматизации и скрещивания животных с нарушением правил является сложным, несмотря на внешнюю простоту его юридической конструкции. Это противоречие вызвано специфичностью деятельности по переселению, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и возможными последствиями нарушения правил.

Состав правонарушения является формальным и содержит альтернативные признаки объективной стороны.

2) Цели и значение статьи. Задачи охраны биоразнообразия были не так давно осознаны мировым сообществом, хотя в национальном законодательстве (в том числе и в СССР) устанавливались правила, регулирующие деятельность по переселению, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и даже меры юридической ответственности за их нарушение. В реальности данное правонарушение способно нанести колоссальный вред окружающей среде, и примеры этого многочисленны. Значение статьи велико в системе эколого-правовых инструментов, разработанных доктриной и практикой.

3) Объективная сторона данного правонарушения, таким образом, выражается, во-первых, в действиях по акклиматизации новых (т.е. завезенных на территорию Российской Федерации из других стран) для фауны России объектов; во-вторых, в переселении объектов животного мира в новые места обитания (т.е. перемещении их из одного в другой регион Российской Федерации); в-третьих, в искусственном (а не спонтанном, природно-естественном) скрещивании животных без полученного на это в надлежащем порядке разрешения, т.е. самовольно.

4) Субъективная сторона - умысел или неосторожность.

5) Субъект правонарушения обозначен в санкции статьи.

7.46. Статья 8.37 КоАП РФ "Нарушение правил охоты, иных правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства"

1) Общий обзор статьи. Статья первоначально состояла из трех частей, в которых были сформулированы формальные составы незаконной охоты, нарушения правил рыболовства и добычи водных биоресурсов (с исключением относящихся к морским и биоресурсам континентального шельфа) и нарушения иных правил пользования объектами животного мира. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 201-ФЗ в нее были включены часть 1.1, устанавливающая ответственность за повторное нарушение правил охоты; часть 1.2, в которой содержится состав, представляющий собой частные случаи нарушения правил охоты, а именно ее сроков или использование недопустимых орудий и способов; часть 1.3, устанавливающая ответственность за непредъявление по требованию уполномоченного должностного лица соответствующих документов.

В комментируемой статье, таким образом, сделана попытка установить, судя по ее названию, максимально широкие запреты нарушения правил пользования объектами животного мира. Особенно показательна в этом отношении ч. 3 ст. 8.37, которая сформулирована настолько абстрактным образом, что это порождает существенные трудности разграничения не только со статьями КоАП РФ, предназначенными для охраны животного мира, но и с другими статьями Кодекса, предусматривающими административную ответственность за нарушения самых разных экологических правил и требований, совершаемые при использовании опасных для окружающей среды и такого ее компонента как животный мир средств и способов, и т.п.

Составы экологических проступков, предусмотренные в данной статье, различаются между собой по предмету нарушения, по объективной стороне, но сходны по субъекту и субъективной стороне.

2) Цели и значение статьи. Она предназначена для обеспечения законности и правопорядка при осуществлении традиционных, т.е. сложившихся на протяжении веков, правил пользования объектами животного мира (охота, рыболовство и др.). Таким образом - с учетом ее "классического" характера - комментируемая статья направлена на пресечение и предотвращение массового, распространенного, привычного, правонарушающего поведения, потенциально могущего нанести и в действительности наносящего (суммарно) значительный вред животному миру. Для реализации этой цели санкции по ч. 2 резко повышены Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 182-ФЗ.

3) Объектом административно-наказуемого проступка является правопорядок в области охраны и использования животного мира и водных биологических ресурсов.

Предмет посягательства в соответствии с названием статьи - животный мир, т.е. "совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации" (ст. 1 Федерального закона "О животном мире"). В преамбуле того же Закона разъясняется, что животный мир является "достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации". При этом объектом животного мира в качестве предмета административного правонарушения может выступать как отдельное (конкретное) дикое животное, так и их популяция.

Традиционно в качестве предмета выделяются дикие звери и птицы, водные биоресурсы, т.е. рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, неразрывно связанные с акваторией их нахождения, амфибии и рептилии.

Водные животные, таким образом, это пресноводные и морские рыбы, включая анадромных, т.е. нерестящихся в пресной воде и мигрирующих на нагул в морские воды, катадромных, т.е. нерестящихся в морской воде и мигрирующих на нагул в пресные воды; трансграничные и далеко мигрирующие виды рыб, единым ареалом для которых являются воды Мирового океана; пресноводные (выдра и др.) и морские млекопитающие (моржи, тюлени и др.); беспозвоночные (трепанги, кальмары и др.).

Дикие звери и птицы, являющиеся предметом нарушения правил охоты или правил пользования животным миром, должны находиться в состоянии естественной свободы, а их существование не должно опосредоваться трудом человека, т.е. не отловленные человеком, не находящиеся в зоопарках, вольерах либо иным образом содержащиеся в неволе, в искусственно созданной среде или в полувольных условиях.

Насекомые, черви и др. выступают предметом в данном случае, если они являются почвообразователями, естественными санитарами среды, опылителями растений и обладают иными полезными свойствами, либо продукты их жизнедеятельности используются человеком, а пользование ими устанавливается законом (см. ст. 45, 46 Федерального закона "О животном мире").

4) Объективная сторона состава включает действие (при нарушениях правил охоты и добычи водных биологических ресурсов), а при нарушении правил осуществления других видов пользования животным миром и правил охраны водных биологических ресурсов может быть выражена и в виде бездействия, и противоправность - в простых формальных составах. Наступления последствий для установления состава административного правонарушения не требуется.

Правонарушение считается оконченным с момента нарушения соответствующих правил.

Охота представляет собой один из видов пользования животным миром и заключается в выслеживании или преследовании с целью добычи и собственно в добыче животных, но даже нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, охотничьими собаками, ловчими птицами, иными орудиями охоты приравниваются к охоте.

Любительская и спортивная охота с разрешенными орудиями охоты или охотничьими животными может осуществляться всеми гражданами Российской Федерации, достигшими 18-летнего возраста, сдавшими испытание по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим оружием и уплатившими государственную пошлину в установленном размере. Право на любительскую и спортивную охоту предоставляется именной разовой лицензией на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте и на конкретный срок либо удостоверением на право осуществления охоты, т.е. охотничьим билетом.

Охотничий билет выдается государственным органом управления охотхозяйством; членский охотничий билет выдается общественными организациями с отметкой о сдаче испытаний. Кроме того, необходимо наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Право на любительскую и спортивную охоту может быть предоставлено лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации, по путевкам, выдаваемым в установленном порядке.

Промысловая охота осуществляется лицами, заключившими договоры с заготовительными организациями, охотниками промысловых хозяйств, штатными охотниками и приравненными к ним лицами. Эти категории получают право на охоту с 14-летного возраста после уплаты государственной пошлины и могут не состоять членами охотничьих обществ.

Специальные правила установлены в отношении права на охоту для тех граждан Российской Федерации, чье существование и доходы полностью или частично основаны на традиционных системах жизнеобеспечения их предков (граждане, принадлежащие к коренным малочисленным народам и этническим общностям, их объединения).

Добыча водных биологических ресурсов (рыболовство) - это процесс улова, убоя, извлечения или иного изъятия из природной среды водных животных; отрасль хозяйства, специфический вид пользования животным миром. Различают рыболовство, спортивный, любительский лов рыбы, осуществляемые соответственно с помощью судов, стационарных или береговых орудий и способов лова, летних или зимних удочек всех видов, спиннингов и т.п.

Вопросы сроков, выделения водоемов для любительского и спортивного рыболовства, платы, информирования населения об ограничениях и особых условиях рыболовства, иные вопросы организации и контроля за осуществлением рыболовства решаются в нормативных правовых актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления в установленном законом порядке.

Право на добывание водных биоресурсов. Промышленное рыболовство в Российской Федерации осуществляется юридическими лицами, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, на основании лицензии - специального разрешения, выдаваемого федеральным органом по рыболовству или его бассейновыми управлениями по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как правило, на срок не менее трех лет. Законодательством определены порядок, сроки и условия регистрации лицензий в реестр и другие вопросы. Наличие лицензии на промышленное (промысловое) рыболовство обязательно для получения в установленном порядке ежегодных квот вылова водных биоресурсов, разрешений на право промысла водных биоресурсов.

Прибрежное рыболовство осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, зарегистрированными в соответствующем субъекте Российской Федерации, с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления, с использованием или без использования рыбопромысловых судов. Типы рыбопромысловых судов, орудия и способы добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления прибрежного рыболовства определяются по районам промысла федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Право на любительский лов рыбы и добычу водных биоресурсов для личного потребления имеют все граждане Российской Федерации бесплатно в водоемах общего пользования, т.е. не входящих в состав особо охраняемых природных территорий, не являющихся товарными рыбными хозяйствами, рыбопитомниками и другими, для которых установлен специальный режим водопользования (право публичного сервитута).

Лицензионный лов рыбы разрешается всем гражданам Российской Федерации по платным лицензиям в водоемах или их участках, определенных органами рыбоохраны по согласованию с администрацией субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. В лицензии определяется количество, вид добываемой рыбы, используемые орудия лова, сроки (сутки, месяц, сезон) и иные условия.

Специальные правила (с учетом правовых обычаев) устанавливаются для граждан Российской Федерации и их объединений, являющихся представителями малочисленных народов и этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни.

Нарушением правил охоты признаётся охота, осуществляемая лицом, не обладающим правом на охоту либо не отвечающим иным, установленным законом требованиям, нахождение в охотничьих угодьях с охотничьим оружием, собаками или ловчими птицами без разрешения, добыча большего, чем предусмотрено разрешением, количества животных либо нарушение иных условий лицензии, и т.п.

Повторность означает нарушение в течение года правил охоты (любых, а не только тех, за нарушение которых лицо уже привлекалось к административной ответственности).

Непредъявление - это отказ лица предоставить охотничий билет, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, путевки, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.

Охотничий билет - официальный документ, служащий удостоверением на право охоты. Он должен содержать отметки о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и об уплате государственной пошлины.

Разрешение - документ, разрешающий добычу охотничьих ресурсов, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов при осуществлении одного из следующих видов охоты:

промысловая охота;

любительская и спортивная охота;

охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;

охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;

охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания.

Путевка - документ на добывание объектов животного мира в целях любительской и спортивной охоты с соблюдением Правил в охотничьих угодьях, выдаваемый:

общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами - для охоты в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется этими общественными охотничьими организациями, другими юридическими и физическими лицами;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, - для охоты в иных охотничьих угодьях.

Форма путевки утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Нарушение правил добычи водных биологических ресурсов имеет место в случае добычи водных биоресурсов без надлежащего разрешения на лов рыбы (для промышленного, прибрежного, спортивного и лицензионного рыболовства) и добычу морских животных в промышленных, научных, контрольных и рыбоводных целях, при несоблюдении условий разрешения по предмету, объему и т.п., при применении орудий лова, не указанных в соответствующих правилах, либо в случае лицензионного лова добыча рыбы лицом по чужой лицензии, либо в случае отсутствия регистрации лицензии на данной территории и т.д.

Такого рода нарушения правил рыболовства, как, например, отсутствие на борту судна технических средств контроля, т.е. средств, обеспечивающих постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, объеме находящихся на борту водных биоресурсов и продукции морского рыбного промысла, других касающихся рыболовства данных; отсутствие информации о местоположении судна, объеме добытой продукции и т.п., которая должна передаваться в региональные центры отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов при наличии на борту судна средств технического контроля; нарушение российскими и иностранными судами установленного порядка прохождения контрольных точек (пунктов) при осуществлении ими промысла водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, - влекут за собой либо применение иных видов взысканий (аннулирование разрешений, выданных судам на ведение промысла водных биоресурсов, лишение прав (квот) на пользование ими сроком до двух лет, приостановление либо аннулирование судовой копии лицензии на осуществление промышленного рыболовства), но не ответственность по данной статье, либо ответственность по ч. 2 ст. 8.17.

5) Правонарушение считается оконченным с момента нарушения правил рыболовства.

6) Осуществление других видов пользования животным миром - это (помимо охоты и рыболовства) использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира: почвообразователей, естественных санитаров леса, опылителей растений, биофильтраторов и других; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, которая допускается только по разрешению специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования животного мира и среды обитания, например для изъятия находящихся под угрозой исчезновения животных с целью искусственного разведения в неволе и т.п.

7) Нарушение правил пользования животным миром выражается в виде действия (например, незаконное изъятие объекта из среды обитания, использование объектов не в целях, предусмотренных лицензией, уставом организации, занимающейся научно-просветительской или рекреационной деятельностью и т.п.) или бездействия (например, нарушение или несоблюдение правил предосторожности при изъятии в научных целях части яиц из гнезд, приводящее к отпугиванию птиц с места гнездования, при мечении животных, их фотографировании и т.п.).

8) Субъективная сторона проступка - умышленная и неосторожная вина.

9) Субъект правонарушения обозначен в санкциях частей статьи.

7.47. Статья 8.38 КоАП РФ "Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов"

1) Общий обзор статьи. Данный состав выделен в отдельную статью и описан не в общем виде, а с подробным перечислением альтернативных признаков объективной стороны. Кроме того, состав данного правонарушения является составом поставления в опасность, т.е. предусматривает угрозу причинения вреда охраняемым объектам. Комментируемая статья изобилует указаниями на признаки объективной стороны - деяний, мест совершения правонарушения, его способов и средств, а также признаков предмета посягательств. Ее толкование и применение, безусловно, требуют обращения ко многим актам российского законодательства и разъяснениям доктрины.

2) Цели и значение статьи. Несмотря на всю архаичность определения основной цели комментируемой статьи - охраны рыбных запасов, а не биоразнообразия либо водных биоресурсов, - она способствует всем своим содержанием обеспечению законности и правопорядка перечисленных в ней видов работ в целях охраны рыбы, других водных животных, кормовых запасов и других условий их существования и жизнедеятельности. Данная статья дополняет иные административно- и уголовно-правовые запреты, направленные на охрану животного мира и, в частности, такого его компонента, как водные биоресурсы и среда их обитания.

3) Предметом данного правонарушения являются рыбные запасы, но по тексту статьи охрана распространяется как на рыбу, так и на водных животных, а также на кормовые запасы и иные факторы, определяющие сохранение среды обитания рыбы, иных водных животных и условий их существования.

4) Объективная сторона включает действия или бездействие, состоящие: а) в нарушении правил охраны рыбных запасов при осуществлении ряда технологических процессов; б) в незаконности этих действий; в) в угрозе причинения общественно опасных последствий; г) в причиной связи между ними (см. комментарий к ст. 257 УК РФ).

Последствия - угроза причинения массовой гибели рыбы, т.е. одновременной гибели большого числа рыбы одного или нескольких видов на определенной территории, в одном или нескольких водных объектах, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза, массовой гибели других водных животных, уничтожения рыбных запасов в значительных размерах, иных тяжких последствий, т.е. существенного ухудшения условий обитания рыб и других водных животных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: