Составы административных экологических правонарушений 7 глава




5) Объективная сторона нарушения условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него - деяние, которое может быть совершено в форме действия и бездействия. Оно может состоять в превышении установленных разрешением предельно допустимых или временно согласованных выбросов, несоблюдении сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов, превышении нормативов вредных физических воздействий, в нарушении качественного состава выбросов, неучете отдельных источников выбросов, в нарушении других условий, обеспечивающих охрану атмосферного воздуха и установленных разрешением. Состав правонарушения формальный.

6) Объективная сторона составов поставления в опасность - нарушения правил эксплуатации, неиспользования сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух - действия, прямо запрещенные нормативными правовыми актами либо нарушающие установленные такими актами, правилами, инструкциями порядок, время, объемы, режимы работы и другие условия эксплуатации соответствующих сооружений, оборудования или аппаратуры, либо бездействие, т.е. невыполнение предусмотренных правилами обязанностей, невключение аппаратуры, незамена фильтров и т.д. При этом виновные привлекаются к административной ответственности по настоящей статье только за такие нарушения правил эксплуатации или неиспользование соответствующего оборудования, которые могут привести к загрязнению атмосферного воздуха.

7) Субъективная сторона характеризуется умышленной и неосторожной виной.

8) Субъектами ответственности по данной статье являются: по ч. 1 и 2 - граждане, юридические лица и должностные лица предприятий, имеющие источники вредных воздействий на атмосферный воздух; по ч. 3 - юридические лица и должностные лица предприятий, объекты которых оказывают вредное воздействие на атмосферу и в установленном порядке подлежат учету. По смыслу закона ответственность устанавливается только в том случае, если получение специального разрешения было необходимым условием выброса. Кроме того, если административное правонарушение признано соответствующим органом малозначительным, лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ).

7.30. Статья 8.22 КоАП РФ "Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума"

1) Общий обзор статьи. Она устанавливает административно-правовой запрет совершения действий, потенциально приводящих, как показывает практика, к причинению существенного ущерба состоянию и качеству атмосферного воздуха. В статье достаточно подробно описываются средства совершения правонарушения и указывается общая противоправность предусмотренных в ней деяний: они должны превышать нормативы, установленные госстандартами Российской Федерации.

При этом в случаях применения данной статьи возникает ряд проблем, связанных с толкованием терминов "выпуск" и "допуск", т.е. названия статьи и описания запрета в тексте статьи. В принципе эти понятия обозначают разные стадии деятельности.

В статье сформулирован один основной состав - выпуск в эксплуатацию с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо уровней шума, являющийся формальным.

2) Цели и значение статьи. Комментируемая статья имеет ярко выраженное профилактическое значение, поскольку устанавливает административно-правовую ответственность за совершение действий (активных), которые могут причинить ущерб атмосферному воздуху в случае их осуществления. При этом еще раз обратим внимание на превентивные цели статьи, заключающиеся в недопущении вредного воздействия и формальностью запрета. Для привлечения к административной ответственности не требуется наступления негативных последствий; достаточно факта нарушения соответствующих правил.

В настоящее время одной из наиболее значимых угроз состоянию и качеству атмосферного воздуха признаётся загрязнение его автотранспортом и масштабность его использования. В связи с этим комментируемая статья - в случае ее неукоснительного применения - может стать надлежащим барьером правонарушающей деятельности.

3) Объект - см. п. 6 комментария к ст. 8.21 КоАП РФ.

Предмет достаточно трудно определить в данном случае. По нашему мнению, это качество атмосферного воздуха, но орудием/средством совершения комментируемого правонарушения являются перечисленные в статье механические транспортные средства, т.е. воздушное судно, морское судно, судно внутреннего водного плавания, маломерное судно, автомобиль и другие механические транспортные средства. Хотя могут быть обоснованными трактовки перечисленных орудий/средств в качестве предмета правонарушения.

4) Объективная сторона комментируемого состава - допуск к полету воздушного судна, выпуск в плавание судна внутреннего водного плавания либо маломерного судна, выпуск в рейс автомобиля или другого механического транспортного средства, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимого ими при работе, превышают нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения заключается как в выпуске в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением установленных нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, так и в выпуске в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением установленных нормативов уровней шума, производимого ими при работе. При этом превышение нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах, а также превышение нормативов уровня шума определяются специалистами с помощью специальных приборов.

Следует учитывать, что выпуск производителями с конвейера предприятия или ремонтниками из мастерской механического транспортного средства, равно как и закупка их за границей, не означает их автоматического допуска к полету, выпуска в плавание либо в рейс. Эксплуатацию механических транспортных средств разрешают должностные лица соответствующих государственных органов, либо осуществляющих регистрацию данных транспортных средств, либо непосредственно разрешающих их использование.

5) Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной в форме как умысла, так и неосторожности. Зачастую данные правонарушения совершаются по небрежности, т.е. ответственное лицо не предвидело, что выпускает в эксплуатацию транспортное средство с превышением нормативов выбросов или шума, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло это предвидеть. Такое случается, когда механические транспортные средства длительное время не проходят проверки на соответствие определенным нормативам.

6) Субъект - специальный. Это должностные лица, в обязанности которых входит допуск к полету, выпуск в плавание, выпуск в рейс соответствующего механического транспортного средства.

7.31. Статья 8.23 КоАП РФ "Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума"

1) Общий обзор статьи. Она является логическим продолжением запретов, сформулированных законодателем в ст. 8.21 и 8.22 КоАП РФ, поскольку предусматривает административно-правовую ответственность за совершение противоправных действий на завершающей, хотя и основной, стадии использования средств (предметов) совершения правонарушения, т.е. воздушных, морских судов, автомобилей и т.п. Статья содержит один формальный состав правонарушения с альтернативными признаками по предмету и по объективной стороне.

2) Цели и значение статьи. Цели статьи предназначены для охраны атмосферного воздуха и обеспечения соблюдения правил такой охраны со стороны специально обозначенной в тексте статьи группы субъектов, а именно граждан.

Профилактическое значение статьи чрезвычайно велико, а ее надлежащее и неукоснительное применение, по замыслу законодателя, должно способствовать повышению эффективности охраны атмосферного воздуха. Кроме того, статья имеет дополнительное значение в плане обеспечения упорядоченности использования транспортных средств и защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду, вернее, такой ее компонент, как атмосферный воздух.

3) Общая характеристика правового регулирования - см. п. 5 комментария ст. 8.21 КоАП РФ.

4) Объект - см. п. 6 комментария к ст. 8.21 КоАП РФ.

Предмет правонарушения - см. п. 6 комментария к ст. 8.22 КоАП РФ.

5) Объективная сторона. В данном правонарушении ею являются действия (бездействие), совершаемые в процессе эксплуатации механических транспортных средств. Иными словами, это использование в соответствии с целевым назначением соответствующих механических транспортных средств, выбросы которых по содержанию загрязняющих веществ либо уровни производимого при работе шума превышают установленные нормативы. При этом использование в соответствии с целевым назначением означает не только процесс движения соответствующего механического транспортного средства, но и его работу на холостом ходу. В этой связи следует отметить, что во многих странах мира запрещается производство и продажа двигателей, работающих на этилированном бензине, а также снижаются объемы производства и продажи этилированного бензина и некоторых видов дизельного топлива. При этом "выхлоп" от работающих на газе транспортных средств значительно "чище", а экономический эффект становится все более ощутимым. Кроме того, с 1 апреля 2002 г. Евросоюз ввел ограничения на полеты гражданских самолетов, не отвечающих новым нормативам ЕС по уровням шума и выбросам вредных веществ.

6) Субъективная сторона - умысел и неосторожность.

7) Субъектом данного правонарушения является лицо, достигшее к моменту совершения рассматриваемого административного правонарушения 16-летнего возраста. Необходимо подчеркнуть, что физические лица несут ответственность по данной статье только в том случае, если они в соответствии с законодательством осуществляют правомочия собственника или пользователя соответствующего механического транспортного средства, что подтверждается документально. Иными словами, на таких лиц возложена ответственность за техническое состояние транспортного средства, в их обязанности входит регулирование двигателя на предмет соответствия выбросов загрязняющих веществ и уровней шума установленным нормативам. Если же лицо, эксплуатирующее транспортное средство, работает по договору, контракту и т.д. и в его обязанности не входит обеспечение соответствия нормативам, то его деяния не подлежат квалификации по данной статье.

7.32. Статья 8.24 КоАП РФ "Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования"

1) Общий обзор статьи. Она открывает серию статей, устанавливающих административную ответственность за лесонарушения. Хотя эти административно-правовые запреты претерпели в процессе реформы не столь существенные изменения, как статьи о водных правонарушениях, но именно комментируемая статья является примером существенных нововведений, уточняющих предмет и объективную сторону посягательств. Наиболее существенные изменения связаны с принятием ЛК РФ 2006 г. Статья состоит из одной части, в которой устанавливается ответственность за нарушения специфических правил, регулирующих деятельность, предваряющую многие виды лесопользования.

Статья включает один формальный состав.

2) Цели и значение статьи. Она предназначена в первую очередь для пресечения и профилактики правонарушений в области использования лесов Российской Федерации. Дело в том, что нарушение порядка предоставления лесных участков или лесов во многих случаях служит основой предотвращения незаконных рубок, незаконной торговли лесными ресурсами, обеспечением мероприятий по охране и восстановлению лесов. В связи с этим "скрытые" цели статьи значительно более важны, чем те, которые определяются при ее непосредственном толковании. По большому счету она служит охране биоразнообразия, с одной стороны, и борьбе с экокоррупционным поведением в сфере использования лесов России - с другой.

3) Объектом правонарушения является порядок деятельности, предшествующий собственно лесопользованию, т.е. состоящий в осуществлении уполномоченными на то лицами органов управления использованием и охраной лесов ряда действий, которые имеют определенное юридическое значение и фактическое выражение, а их совершение порождает другие противоправные деяния.

4) Объективная сторона включает деяние в виде действий или бездействия, состоящих в нарушении установленного порядка предоставления лесов и лесных участков при заключении договоров аренды, оформлении договоров купли-продажи лесных насаждений, проведения аукционов и т.п. Общие требования, которые могут быть в данном случае нарушены, содержатся в ст. 71-77 ЛК РФ 2006 г.

5) Субъектом правонарушения в данном случае являются должностные лица, в соответствии с нормативными правовыми актами или по занимаемому служебному положению выполняющие функции по предоставлению лесов и лесных участков в пользование.

6) Субъективная сторона - умысел или неосторожность.

7.33. Статья 8.25 КоАП РФ "Нарушение правил использования лесов"

1) Общая характеристика статьи. Она содержит целый ряд административно-правовых запретов, которые законодатель, с одной стороны, попытался сформулировать как общие/основные, а с другой стороны, вынужден был произвести дифференциацию отдельных признаков состава с учетом предмета посягательства, сферы/видов деятельности по лесопользованию, типов правонарушений и значимости отдельных противоправных деяний для охраны лесов и поддержания законности в сфере лесопользования. Из-за обилия и разнообразия перечисленных выше признаков комментируемая статья в итоге разделена на четыре части.

В первой сформулирован достаточно общий состав нарушения правил заготовки древесины, во второй - аналогично сформулирован запрет нарушения порядка проведения рубок лесных насаждений, в третьей - состав нарушения правил так называемого побочного лесопользования, т.е. заготовки живиц, пищевых лесных ресурсов и т.д. Наконец, в части 4 содержится состав, корреспондирующий административно-правовому запрету по ст. 8.24. В ней установлена ответственность за нарушение условий договоров и иных документов, на основе которых предоставляются в пользование лесные участки.

Статья включает несколько формальных составов административных правонарушений. После внесенных в декабре 2006 г. изменений каждая часть комментируемой статьи содержит один состав.

2) Цели и значение статьи. Анализ норм, содержащихся во всех четырех частях комментируемой статьи, как и понимание ее названия, показывает, что основной целью в данном случае является обеспечение порядка лесопользования в разных его аспектах применительно к отдельным технологическим операциям в отношении различных объектов деятельности. Поскольку число такого вида нарушений весьма значительно, данная статья в случае ее надлежащей реализации может иметь существенное значение для охраны лесов (лесных ресурсов), обеспечения экологической функции леса, а также охраны экономических интересов страны, поскольку добыча и экспорт лесных ресурсов является важной доходной статьей российского бюджета.

3) Объектом является такое правовое благо, как порядок использования различных видов лесных ресурсов, порядок охраны биоразнообразия, а возможно, экологическая безопасность.

Предметом правонарушения по ЛК РФ 1997 г. признавались лесные участки, отведенные для рубок главного пользования, проводимых в перестойных и спелых древостоях, рубок промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки реконструкции малоценных лесных насаждений, теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции), ограниченные визирами, лесосечными знаками или естественными рубежами и имеющие различную форму и определенные размеры, устанавливаемые в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в зависимости от группы леса, режимов лесопользования и других факторов, с выделением эксплуатационной и неэксплуатационной частей, а также лесные ресурсы (древесина и живица).

4) Объективная сторона состава по ч. 1. Это действия, нарушающие правила заготовки древесины. Она выражается в осуществлении лесных пользований, а именно заготовки древесины не в соответствии с целями и требованиями, установленными правоустанавливающими документами, т.е. имеет место общая и специальная противоправность.

5) Нарушение правил рубок. Рубки главного пользования (по ЛК РФ 2006 г. - сплошные рубки) служат заготовке древесины как основному виду лесного пользования. В лесном законодательстве регулируются основные требования к заготовке древесины, ее виды, способы в зависимости от групп лесов и категорий защитности, порядок заготовки древесины, определение ее размеров, возраст рубок и т.п.

Сплошные рубки проводятся в перестойных и спелых древостоях, за исключением древостоев некоторых категорий защитности лесов первой группы и отдельных особо защитных участков леса, выделяемых в установленном порядке в лесах всех групп, на которых проведение рубок главного пользования запрещается. Заготовка живицы в порядке рубок главного пользования осуществляется в соответствии с региональным законодательством.

6) Нарушение правил заготовки живицы или пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, т.е. по прежней терминологии - второстепенных лесных ресурсов, - формальный состав по ч. 3 комментируемой статьи.

Заготовка живицы (терпентина) производится в хвойных перестойных и спелых древостоях, которые после окончания установленного срока подсочки древостоев предназначаются для рубки главного пользования (ст. 119 ЛК РФ 1997 г., по ЛК РФ 2006 г. - на лесных участках, где ведутся сплошные рубки). При недостатке перестойных и спелых насаждений допускается подсочка приспевающих древостоев, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубки и предназначаются для рубки. Живица представляет собой сложную смесь нелетучих твердых смоляных кислот (живичная канифоль), жидких терпеневых углеводородов (живичный скипидар) сиропообразной консистенции, светло-янтарного цвета, выделяющуюся при нарушении целостности (ранении) хвойных деревьев. Заготовка живицы производится подсочкой, т.е. искусственным ранением растущих деревьев (сосны, ели, лиственницы, пихты), как краткосрочной - до 5 лет, так и долгосрочной - более 5 лет и длительной - при повторном использовании.

Объективная сторона нарушения установленных правил заготовки живицы выражается в действиях, нарушающих технологический процесс подготовительного этапа подсочки, - в нерациональном устройстве подсочной территории, неправильной наметке карр на деревьях и т.п. или бездействии (неустановке приемников под живицу, непринятии мер по устройству живицехранилищ и т.п.); нарушениях производственных работ по сбору живицы, транспортировании к месту назначения с нарушением сроков и пр.; заключительных работ в виде действий - оставление каррооборудования на деревьях, бездействии - непроведении мероприятий по консервации оборудования на зимний период, по приведению в порядок лесосек для сдачи их лесхозам или другим владельцам после окончания срока работ.

Правила сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов и т.п. устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает состав нарушения правил заготовки и сбора.

Например, промысловая заготовка древесных соков проводится лесохозяйственными предприятиями на участках спелого леса, подлежащего рубке главного пользования (сплошной рубке), не ранее чем за пять лет до рубки.

7) Состав правонарушения по ч. 4. Осуществление лесного пользования не в соответствии с условиями договоров, перечисленных в тексте ч. 4 комментируемой статьи, означает нарушение закрепленного Лесным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ порядка в сфере договорных отношений и права лесопользования.

8) Субъект правонарушения - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

9) Субъективная сторона - умышленная вина.

Судебная практика. Нарушение правил использования лесов влечет наложение административного взыскания. В качестве примера можно привести дело N 21-213/14 от 20 марта 2014 г. по жалобе начальника отдела Управления лесами Правительства Хабаровского края на решение судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 11 февраля 2014 г. по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении заместителя генерального директора ООО.

Должностное лицо С. признан виновным в том, что 4 октября 2013 г. на разрабатываемой ООО делянке допущены нарушения п. 53 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 1 августа 2011 г. N 337. Решением судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 11 февраля 2014 г. постановление должностного лица лесного надзора отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в Управление лесами Правительства Хабаровского края в связи с тем, что С. неоднократно привлечен к административной ответственности за одни и те же правонарушения.

Должностное лицо подала в Хабаровский краевой суд жалобу, в которой просила отменить решение судьи городского суда, утверждая, что С. совершено несколько самостоятельных административных правонарушений. Однако, как видно из материалов дела, выявленные нарушения совершены в один период времени на территории одного лесничества при заготовке древесины по одному договору аренды лесного участка в результате одного бездействия должностного лица С. Эти нарушения независимо от пунктов Правил и мест лесопользования образуют единые составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 25.1, ч. 1 ст. 8.31, ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ. Поэтому судья городского суда обоснованно отменил постановление должностного лица о привлечении С. к административной ответственности и направил дело на новое рассмотрение с той целью, чтобы исключить возможность назначения последнему излишнего административного наказания.

С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ суд решил: решение судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 11 февраля 2014 г. по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении заместителя генерального директора ООО С. оставить без изменения, а жалобу начальника отдела Управления лесами Правительства Хабаровского края - без удовлетворения*(1260).

7.34. Статья 8.26 КоАП РФ "Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов"

1) Общий обзор статьи. Она является специальной по отношению к некоторым составам ст. 8.25 КоАП РФ, поскольку в ней указаны конкретные признаки нарушения отдельных правил лесопользования. Это более чем распространенные виды деятельности, осуществляемые многими гражданами в области сельскохозяйственного производства, при удовлетворении потребностей (предпринимательских или личных) по добыче самых разных компонентов лесных ресурсов (грибов, ягод, мха, трав и т.п.). Поскольку виды лесопользования чрезвычайно разнообразны и различаются по своему содержанию и целям, законодатель счел нужным разделить запреты, состоящие в нарушении правил его осуществления, на три основные группы и соответственно структурировать комментируемую статью на три части.

В первой из них речь идет о нарушении правил лесопользования при осуществлении сельскохозяйственной деятельности, связанной с животноводством, т.е. заготовкой кормов и обеспечением пищей (выпасом) скота. При этом устанавливаются достаточно детализированные признаки объективной стороны состава правонарушения, описывающие деяние, место совершения правонарушения, время совершения правонарушения и иные обстоятельства.

Во второй части - запрещается ряд действий, посягающих на компоненты леса как важнейшего элемента окружающей среды, обеспечивающего его нормальное функционирование и восстановление, т.е. самовольный сбор, заготовка либо уничтожение лесной подстилки, мха, других недревесных лесных ресурсов, например лишайников или покрова болот.

Третья часть представляет развернутый административно-правовой запрет разнообразных действий и способов и мест их осуществления; при этом различия формулировок не препятствуют охране лесов и биоразнообразия, а, напротив, позволяют обеспечить защиту самых разных компонентов и проявлений качеств и свойств леса как одного из природных ресурсов, обеспечивающих условия жизнедеятельности человека и общества.

2) Цели и значение статьи. Цель - обеспечение административно-правовыми средствами порядка лесопользования и охрана лесных ресурсов. Она подчиняется задачам сохранения биоразнообразия, поддержания равновесия экосистем в лесах Российской Федерации и обеспечения защиты настоящих и будущих поколений российских граждан.

3) Пастьба скота и сенокошение по объективной стороне имеют место в случаях их осуществления при несоблюдении места, сроков, норм и способов выпаса скота (сельскохозяйственных животных). Эти признаки перечислены в статье и не нуждаются в специальном разъяснении.

Признак самовольности сенокошения и выпаса не указан в ч. 1, но учитывая, что он обозначен в наименовании комментируемой статьи, следует полагать: эти действия осуществляются без надлежащего разрешения.

4) Во второй части комментируемой статьи установлена ответственность за самовольные заготовку, сбор и уничтожение недревесных лесных ресурсов. В данном случае следует отметить деяние - заготовку как планомерный процесс сбора и сбор как нерегулярное собирание (неважно - для личных нужд или разовой продажи) мха, опавших листьев, лишайников и т.п. В любом случае налицо экономическая выгода, возможно - корыстная цель. Эти обстоятельства должны учитываться при назначении наказания. Уничтожение недревесных лесных ресурсов может представлять собой и последствия их самовольной заготовки (реже - сбора), и самостоятельное правонарушение, совершенное в процессе осуществления строительства, сельскохозяйственных работ, туризма и пр.

5) Составы, сформулированные в ч. 3. Они сильно различаются признаками предмета правонарушения. При описании объективной стороны законодатель счел необходимым указать ряд изменений в связи с принятием нового ЛК РФ, возникла коллизия с запретом по ч. 3 ст. 8.25 КоАП РФ. Отсюда и сложности толкования, и трудности применения фактически идентичных норм об ответственности за заготовку/сбор пищевых и лекарственных лесных ресурсов.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в активных действиях по самовольному сбору или заготовке дикорастущих плодов, ягод, грибов и прочей продукции на участках, где это запрещено, и с иными нарушениями - по способу, средствам, объемам, срокам сбора либо по общему запрету сбора.

Самовольный сбор и заготовка ягод, плодов, лекарственного сырья на плантациях, в садах, ягодниках и т.п. являются хищением чужого имущества.

Сроки сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и иных видов лесной продукции устанавливаются субъектами Российской Федерации ежегодно. Об установлении этих сроков (начале и окончании сбора) должно быть сообщено и в любой форме (через газеты, по радио, специальными объявлениями) доведено до общего сведения. Установленные сроки являются едиными как для заготовителей, так и для населения.

Несоблюдение сроков сбора и заготовки приводит как к потере ценных свойств лесной продукции, так и к нарушениям состояния деревьев, кустарников, снижению их продуктивности, потере семян и т.п.

Объективная сторона правонарушения состоит в активных действиях по сбору дикорастущей лесной продукции в период, запрещенный для такого сбора.

Решение вопроса об административной ответственности не требует анализа нанесенного ущерба.

6) Субъект совершения правонарушения указан в санкции статьи.

7) Субъективная сторона - умышленная вина.

7.35. Статья 8.27 КоАП РФ "Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства"

1) Общий обзор статьи. Ее текст воспроизводит название статьи и устанавливает административную ответственность за нарушение специфических правил в области лесоводства. Статья в основном повторяет содержание ст. 66 КоАП РСФСР. В ней содержится один формальный состав административного правонарушения.

2) Цели и значение статьи. Несмотря на краткость формулировки, статья имеет существенное экологическое значение, поскольку она предназначена для обеспечения охраны лесов и осуществления лесоохранных мероприятий в соответствии с обоснованными лесоведением требованиями.

3) Объективная сторона состоит в неправомерных действиях (бездействии), например несоблюдении объемов, способов и методов работ по лесовосстановлению, сроков их проведения и пр.

Нарушение правил восстановления лесов состоит как в невыполнении предусмотренных лицензией, договором, иными документами лесовосстановительных работ, так и в проведении их в неустановленные сроки, ненадлежащими методами, в использовании некачественного посадочного и посевного материала, искажении сведений о произведенных лесовосстановительных работах и т.п. Нарушение правил и инструкций по улучшению состояния и породного состава лесов осуществляется в виде действий (бездействия): непроведение необходимых рубок ухода и санитарных рубок; заготовка древесины и иных работ способами, оказывающими отрицательное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, приводящими к эрозии почв; посадка малоценных пород и т.п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: