Глава VIII. Зоны экологического бедствия. зоны чрезвычайных ситуаций




 

Вводные замечания

 

1. Вопросы для рассмотрения. Правовое регулирование зонирования особых ситуаций, связанных с произошедшими или способными состояться чрезвычайными происшествиями, катастрофами и авариями, к сожалению, весьма бурно развивается и ныне образует если не самостоятельную отрасль права, то, как минимум, специальный институт - обеспечение экологической безопасности населения и территорий Российской Федерации. Поэтому при толковании, изучении и применении норм данной главы надо обратить внимание на:

предпосылки, правовые условия и основания установления зон экологического бедствия и зон чрезвычайных ситуаций;

понятия экологической безопасности, экологического бедствия, чрезвычайной ситуации, природных и техногенных катастроф, аварий;

особенности режимов зон экологического бедствия и зон чрезвычайной ситуации;

ответственность за нарушение этих режимов;

правовые и фактические последствия установления зон экологического бедствия и чрезвычайной ситуации;

возможные ограничения прав и свобод граждан;

источники права, регулирующие порядок установления зон экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций;

классификацию зон;

показатели угроз для окружающей среды.

2. Общий обзор главы. Она более чем лаконична: в одной ее статье содержатся только отсылочные нормы.

3. Цели, сфера действия и адресаты главы VIII. Тем не менее, цели этих отсылочных норм определяются как обеспечение законности решений по объявлению зон экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций и легитимации установленных в них режимов, а также как обязательность проведения природоохранных мероприятий в указанных зонах. Последняя из названных целей обоснована самим наличием статьи 57 в комментируемом Законе (пусть даже ее нормы и отсылают к смежному законодательству об экологической безопасности и иному), а также указанием на защиту окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций.

Сфера действия в данном случае определяется двумя обстоятельствами. Первое носит объективный характер, то есть в реальности должен произойти инцидент (бедствие, катастрофа, авария), требующий принятия решения об объявлении части территории Российской Федерации зоной экологического бедствия или зоной чрезвычайной ситуации. Второе является субъективным. Оно заключается в том, что соответствующие органы и должностные лица (МЧС России и др.) должны быть готовы к определенным действиям и решениям, осуществляемым в соответствии с законодательством, указанным в статье 57. Иными словами, сфера действия распространяется на превентивные мероприятия, включая подготовку (в том числе юридическую) кадров, планирование деятельности, информационное обеспечение, охрану прав и имущества граждан и т.п.

Адресаты норм главы VIII - это органы государственной и исполнительной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица, правоохранительные органы, прокуратура, а также граждане, чьи права могут быть ограничены введением режимов зон экологического бедствия или чрезвычайной ситуации.

4. Основные понятия. Самыми главными являются в данном случае следующие: экологическое бедствие, чрезвычайная ситуация, зона экологического бедствия, зона чрезвычайной ситуации, режим. Кроме того, следует учитывать содержание таких понятийных оборотов, как чрезвычайная ситуация природного характера, чрезвычайная ситуация техногенного характера, а также защита окружающей среды. При этом приходится обращаться и к смежным понятиям, не употребляемым в статье 57, в частности к таким, как: экологическая безопасность, чрезвычайное положение, общественное бедствие, бедствие на море или водном пути.

4.1. Экологическое бедствие. Это понятие было введено статьей 59 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды". Зонами экологического бедствия объявлялись участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Предусматривалось, что в зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещаются строительство, реконструкция хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды. Как указывалось выше, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" содержит лишь отсылку к федеральному законодательству (ст. 57).

Экологические бедствия, как и чрезвычайные экологические ситуации, могут быть природного и техногенного происхождения. Стихийные бедствия - это землетрясения, извержения вулканов.

Например, в результате начавшегося после сильнейшего землетрясения на Камчатке и длившегося почти весь 1996 г. извержения двух вулканов - Карымского и Академии наук, входящих в Камчатский вулканический пояс, произошли выброс пепла и газа на высоту 8 км, излияния лавы, вулканические взрывы и землетрясения, в результате окрестности покрылись слоем пепла, изрыты вулканическими бомбами, вода в расположенном на этой территории озере глубиной 60 м и диаметром около 4 км отравлена, рыба погибла, пойма реки Карымской залита грязевыми потоками).

Также к стихийным бедствиям относятся ураганы (шквалы, смерчи), ливневые дожди, сопровождающиеся, как правило, усилением скорости ветра, в результате чего происходят подъем уровня воды в реках, затопление населенных пунктов, расположенных по берегам рек, скотомогильников, мест хранения пестицидов, топлива и т.п. с последующим смывом в водные источники и значительным загрязнением вод; оползни, лесные пожары, наводнения и др.

М.М. Бринчук в разработанном им проекте Федерального закона "О стихийных бедствиях" определяет таковыми чрезвычайную ситуацию, обусловленную опасными явлениями и процессами, которые порождены силами природы или совместно ими и деятельностью людей, а затем дает их перечень в приложении к законопроекту. В частности, в число опасных явлений и процессов, которые могут вызвать стихийные бедствия, он включает:

1) опасные геофизические явления, т.е. землетрясения и извержения вулканов;

2) опасные геологические явления, т.е. абразии, эрозии, карстовые просадки (провалы) земной поверхности, курумы, обвалы, осыпи, оползни, повышение уровня грунтовых вод, просадки пород, сели и склоновые смывы;

3) опасные метеорологические (агрометеорологические) явления, т.е. бури (9-11 баллов), вертикальные вихри, заморозки, засухи, крупный град, лавины, пыльные бури, сильная жара, метели, гололед, дожди (ливни), морозы, снегопады, туманы, а также смерчи, торнадо, суховеи, ураганы (12-15 баллов), шквалы;

4) опасные гидрологические явления, т.е. высокие уровни воды (наводнения, половодья, дождевые паводки, заторы, ветровые нагоны), затирания плавсредств и их гибель под напором льда, напоры льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый) лед, низкие уровни вод, обледенение судов и портовых сооружений, отрыв прибрежных льдов, ранний ледостав, ранний ледяной покров и припай, сильное волнение (5 баллов и более), сильное колебание уровня моря, озера, сильный тегун в портах, тропические циклоны (тайфуны), цунами;

5) природные пожары, т.е. лесные, подземные пожары горючих ископаемых, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары.

Экологические бедствия техногенного характера могут быть результатами крупных аварий (например, на нефтепроводах), масштабного загрязнения окружающей среды и т.п. Наиболее известны экологические бедствия в результате аварий на предприятиях, связанных с атомной энергетикой (авария в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" со сбросом радиоактивных отходов в реку Теча и загрязнением значительных территорий, авария на Чернобыльской АЭС), при ядерных испытаниях (на Семипалатинском полигоне, Новой Земле) и др. Закон РФ от 15 мая 1991 г. в редакции от 18 июня 1992 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"*(1016) устанавливает правовой статус населения и территорий в зоне экологического бедствия, права государственных органов, граждан и т.п., в частности, выделяет по ряду показателей (загрязнение цезием-137, стронцием-90, плутонием-239, 240, ландшафтные и геохимические особенности почв и т.п.) различные участки территории, объявляемые соответственно: зоной отчуждения, зоной отселения, зоной проживания с правом на отселение, зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом, границы которых пересматриваются Правительством РФ не реже одного раза в три года с учетом изменения радиационной обстановки и других факторов.

4.2. Чрезвычайная ситуация. Это понятие впервые было введено ст. 58 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды", определившей зоны чрезвычайной экологической ситуации как участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем - генетических фондов растений и животных. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" сохранил отсылочную норму ст. 57 "Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций", правда, выделив для нее целую главу - VIII.

Чрезвычайная ситуация - это обстановка, реально угрожающая жизни значительного числа людей или их здоровью с необратимыми последствиями для трудоспособности, с существенным материальным ущербом, негативными социально-политическими, экономическими, военными, экологическими и иными последствиями. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*(1017) в статье 1 устанавливает, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Элементами чрезвычайной ситуации являются:

а) наличие угрозы (реальной, потенциальной, неизбежной, чрезвычайной);

б) последствия (необратимые, существенные, устойчивые, отрицательные);

в) необходимость принятия дополнительных мер для ликвидации, предотвращения, смягчения последствий.

Ситуация признаётся чрезвычайной, когда она приобретает новые черты и тенденции, характеризуется кризисностью положения.

Классификация чрезвычайных ситуаций проводится по различным единичным и комплексным критериям. По источнику возникновения они делятся на внешние и внутренние (ст. 3 Закона РФ "О безопасности"), межнациональные конфликты, массовые беспорядки, блокада отдельных местностей, стихийные бедствия, крупные аварии (ст. 4 Закона РФ от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении"); по своим последствиям - на вызвавшие необратимые, долговременные, временные, существенные последствия либо социально-политические, экономические, экологические и иные последствия; по степени остроты - на реальные и потенциальные (ст. 3 Закона РФ "О безопасности"), требующие введения чрезвычайного положения немедленно и без предупреждения либо с соблюдением более продолжительной процедуры; по скорости развития - на ситуации взрывного характера, быстротекущие, вялотекущие; по сфере проявления - на техногенные, экологические, природного, биогенного, зоогенного и фитогенного характера. Так, чрезвычайные ситуации экологического характера вызываются воздействием измененной в результате деятельности человека окружающей среды, состояния почв, недр, ландшафта и проявляются в просадках, оползнях, обвалах, массовой гибели рыбы, покрытии пленкой трети площади водоема и более при общей его поверхности до 6 кв. км, переполнении хранилищ промышленными и бытовыми отходами и др.

Биогенные и зоогенные чрезвычайные ситуации - это эпидемии, пандемии, инфекционные заболевания экзотическими или невыясненной этиологии болезнями, массовые отравления водой, продуктами питания, массовое появление животных - разносчиков опасных инфекций и т.п. По своим масштабам они разделяются на глобальные и локальные; по происхождению - на природные и техногенные. В зависимости от нескольких показателей, взятых комплексно (размеров ущерба, количества пострадавших, границ распространения поражающих факторов), чрезвычайные ситуации делятся на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

5. Эволюция правового регулирования. Хотя в отечественном законодательстве всегда содержались нормы, регулирующие поведение людей в чрезвычайных обстоятельствах, как правовой институт экологического права ("право чрезвычайной ситуации") или даже как комплексная отрасль - экологическая безопасность, говорить о их становлении можно только в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. На уровне высшей юридической силы соответствующие нормы впервые были закреплены в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды". Так, в статье 59 было дано определение понятия "экологические бедствия", а в статье 58 - определение понятия "чрезвычайная экологическая ситуация" (см. п. 4.1 и 4.2 вводных замечаний). Кроме того, в статье 85 при формулировании перечня объектов экологических преступлений наряду с экологическим правопорядком, окружающей средой и здоровьем человека указывалась и экологическая безопасность.

Основным актом в данной сфере является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*(1018). Кроме того, ряд норм содержится в Федеральных законах от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"*(1019); "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и др. Положения указанных законодательных актов были развиты и конкретизированы в постановлениях Правительства РФ и приказах МЧС России, Минприроды России*(1020) др. Все указанные источники права неоднократно дополнялись, изменялись и даже отменялись. Собственно комментируемая статья изменениям и дополнениям не подвергалась.

6. Связи с иными нормами комментируемого Закона. Они прослеживаются в отношении предписаний глав I (в первую очередь с принципами), II (когда речь идет об определении и разграничении полномочий - см. абз. 4, 5 ст. 5, абз. 16 ст. 6), VI (ст. 33 об экологической экспертизе), X (о мониторинге), XI (о контроле), XIV (об ответственности).

7. Проблемные ситуации и трудности применения. Они вызваны отсылочным характером норм комментируемой главы и необходимостью обращаться к смежному законодательству, а также временным фактором, поскольку решение об объявлении зон экологического бедствия либо чрезвычайной ситуации и установлении их режима иногда приходится принимать очень быстро, вдобавок в условиях недостаточной информации о степени опасности, неопределенности прогнозов развития чрезвычайной ситуации и т.п.

8. Статистическая справка. По данным МЧС РФ с начала 2013 года на территории России произошло 315 чрезвычайных ситуаций, что почти на 25% меньше, чем в 2012 году. Количество пострадавших в чрезвычайных ситуациях составило 189 377 человек, погибло 554 человека (уменьшение на 30% по сравнению с 2012 г.). Общее количество спасенных при чрезвычайных ситуациях составляет 182 408 человек. Произошло 123 560 пожаров (на 4,7% меньше, чем в 2012 г.), в результате которых погибло 8 106 человек (на 6,6% меньше, чем в 2012 г.). Спасено более 75 тыс. человек. Произведено 127 935 выездов на дорожно-транспортные происшествия, при которых спасен 130 521 человек. На водных объектах 5 253 происшествия (на 13,1% меньше, чем в 2012 г.), погибло 4 872 человека (на 10,8% меньше, чем в 2012 г.), спасено 507 человек. Сокращено количество аварий, связанных с маломерными судами. Всего произошла 26 аварий (в 2012 г. 28 аварий). Обезврежено на территории Российской Федерации 56 108 взрывоопасных предметов, из них 276 авиабомб.

9. Спорные проблемы. В теории экологического права дискутируются вопросы о правомерности и обоснованности включения экологической безопасности в предмет экологического права, о соответствии этого термина, его содержании, о критериях разделения чрезвычайных ситуаций на виды, о юридических последствиях введения режимов, о пределах возможного ограничения прав граждан, о достаточности и совершенстве действующего законодательства и др.*(1021)

 

Статья 57. Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций

1. Общий обзор статьи. Она состоит из двух пунктов и хотя носит название - порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций - фактически такового порядка не определяет. Дело в том, что пункт 1 комментируемой статьи содержит очень лаконичную отсылочную норму к законодательству о зонах экологического бедствия, существование которого, если не считать комплекса актов о социальных гарантиях защиты прав граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных инцидентов и катастроф на АЭС, п/о "Маяк" и др. (которые не всегда и не всеми признаются в качестве экологического бедствия), не является бесспорным. Так или иначе, Федерального закона об экологических бедствиях нет. Следовательно, и легитимное определение его зон, на что ссылается в пункте 1 комментируемой статьи законодатель, отсутствует. В такой ситуации приходится обращаться к доктрине экологического права (см. п. 3 комментария к данной статье).

Пункт 2 содержит отсылочную норму к законодательству Российской Федерации, но, тем не менее, имеет и смысловое значение, поскольку указывает на цель защиты окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций.

2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Безусловно, основной целью комментируемой статьи является обеспечение защиты прав граждан, оказавшихся в зонах экологического бедствия и претерпевающих ограничения режимов этих зон и режимов зон чрезвычайных ситуаций. Но наряду с этой целью в комментируемой статье - несмотря на ее лаконичность и отсылочный характер - явно прослеживается и цель обеспечения законности и правопорядка в условиях экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сфера действия статьи ограничена объективными параметрами - наличием (но не возможностью их возникновения!) экологического бедствия и чрезвычайной ситуации и необходимостью официального установления соответствующих режимов, ограничивающих права граждан и т.п.

Адресатами предписаний комментируемой статьи, следовательно, являются органы и лица, уполномоченные на признание упомянутых зон, установление их режимов, контроль за соблюдением таковых, а также граждане, их объединения, юридические лица, которые должны претерпевать установленные режимные ограничения самого разного характера - от имущественных до свободы передвижения, от реализации права на доступ к экологической информации до обязанности совершать дополнительные действия по очистке зараженной территории и т.п.

3. Основные понятия. В их числе наиболее важными являются те, которые обозначают зоны экологического бедствия и чрезвычайных ситуаций, а также понятие "режим". В статье непосредственно не употребляются производные от указанных понятий термины и понятийные обороты, например "ликвидация чрезвычайных ситуаций", но в целях комментируемого Закона некоторые из них также следует разъяснить.

3.1. Экологическое бедствие. Данное понятие было введено статьей 59 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды". Зонами экологического бедствия объявляются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещаются строительство, реконструкция хозяйственных объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды. Комментируемый Закон не воспроизводит этого или аналогичного определения. Экологические бедствия могут иметь как природное (землетрясения, извержения вулканов, наводнения и т.п.), так и техногенное происхождение.

Недавними примерами первых служит извержение вулкана в Исландии, парализовавшее воздушное движение Европы и причинившее колоссальные убытки авиаперевозчикам и путешественникам, вторых - катастрофа на буровой установке в Мексиканском заливе.

Зоны экологического бедствия были впервые установлены в российском законодательстве в связи с аварией на Чернобыльской АЭС (зоны отселения, проживания с правом на отселение и т.п.)*(1022).

3.2. Чрезвычайная ситуация. Это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*(1023)).

3.3. Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

3.4. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

3.5. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

4. Правовое регулирование. Хотя Федеральный закон об экологических бедствиях пока не принят*(1024), действуют акты федерального законодательства, регулирующие отношения в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в частности упомянутый выше Закон, а также подзаконные акты, принятые в целях конкретизации его положений. В их числе:

Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794;

Перечень функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794; постановление Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 марта 1997 г. N 334;

ведомственные акты, например, Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, утвержденные приказом МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 28 октября 2008 г. N 646/919/526;

Положение о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях, угрозе террористических акций и распространения соответствующей информации, утвержденное приказом МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 31 мая 2005 г. N 428/432/321;

Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденные приказом МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105;

Положение о проведении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденное приказом МЧС РФ от 23 июня 1995 г. N 446 и многие др.

Кроме того, следует руководствоваться предписаниями федеральных законов о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастроф на Чернобыльской АЭС, п/о "Маяк", Семипалатинском полигоне и проч.

5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций. Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

6. Субъекты принятия решений и действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Это органы государственной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Федерации, органы местного самоуправления. Особая роль отводится МЧС России (см.: Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868; см. также: Указ Президента РФ от 23 октября 2008 г. N 1515 "О создании федерального государственного учреждения "Национальный центр управления в кризисных ситуациях"; Положение о Комиссии государственной службы гражданской авиации Минтранса РФ по чрезвычайным ситуациям, утвержденное распоряжением Минтранса РФ от 1 октября 2003 г. N НА-291-р; Положение о службе медицины катастроф Минздрава РФ, утвержденное приказом Минздрава РФ от 27 октября 2000 г. N 380; Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 712, и др. акты).

7. Классификация чрезвычайных ситуаций. Они подразделяются на:

а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей (см.: постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"*(1025)).

8. Классификация природных чрезвычайных ситуаций. Данная классификация включает основные виды чрезвычайных событий природного происхождения.

 

Таблица 8.

 

Вид природной чрезвычайной ситуации Опасные явления
Космогенная Падение на Землю астероидов, столкновение Земли с кометами, кометные ливни, столкновение Земли с метеоритами и болидными потоками, магнитные бури
Геофизическая Землетрясения, извержения вулканов
Геологическая (экзогенная геологическая) Оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадка лессовых пород, просадка (обвалы) земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, курумы, пыльные бури
Метеорологическая Бури (9-11 баллов), ураганы (12-15 баллов), смерчи (торнадо), шквалы, вертикальные вихри (потоки)
Гидрометеорологическая Крупный град, сильный дождь (ливень), сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, сильная жара, сильный туман, засуха, суховей, заморозки
Морская гидрологическая Тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 баллов и более), сильное колебание уровня моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров или припай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый лед), обледенение судов, отрыв прибрежных льдов
Гидрологическая Высокие уровни воды, половодье, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранний ледостав и преждевременное появление льда на судоходных водоемах и реках, повышение уровня грунтовых вод (подтопление)
Природные пожары Лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых

 

9. Классификация техногенных чрезвычайных ситуаций. Техногенные чрезвычайные ситуации классифицируются по типам аварий, которые являются источниками основных видов чрезвычайных ситуаций техногенного характера, и частично характеризуют также сферу и особенности проявления этих опасных событий.

 

Таблица 9.

 

Вид техногенной чрезвычайной ситуации Опасные события
Транспортные аварии (катастрофы) Аварии грузовых железнодорожных поездов, аварии пассажирских поездов, поездов метрополитена, аварии (катастрофы) на автомобильных дорогах (крупные автодорожные катастрофы), аварии транспорта на мостах, в туннелях и железнодорожных переездах, аварии на магистральных трубопроводах, аварии грузовых судов (на море и реках), аварии (катастрофы) пассажирских судов (на море и реках), аварии (катастрофы) подводных судов, авиационные катастрофы в аэропортах и населенных пунктах, авиационные катастрофы вне аэропортов и населенных пунктов, наземные аварии (катастрофы) ракетных космических комплексов, орбитальные аварии космических аппаратов
Пожары, взрывы, угроза взрывов Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов, пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся, горючих и взрывчатых веществ, пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах, пожары (взрывы) в зданиях, сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения, пожары (взрывы) на химически опасных объектах, пожары (взрывы) на радиационно опасных объектах, обнаружение неразорвавшихся боеприпасов, утрата взрывчатых веществ (боеприпасов)
Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ при их производстве, переработке или хранении (захоронении), аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ, образование и распространение опасных химических веществ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии, аварии с химическими боеприпасами, утрата источников химически опасных веществ
Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ Аварии на АЭС, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла
Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ Аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузом радиоактивных веществ на борту, аварии при промышленных и испытательных ядерных взрывах с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ, аварии с ядерными боеприпасами в местах их хранения или установки, утрата радиоактивных источников
Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях промышленности и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях), аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) биологических веществ, утрата биологически опасных веществ
Гидродинамические аварии Прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений, прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием прорывного паводка, прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек), повлекшие смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях
Внезапное обрушение зданий, сооружений Обрушение производственных зданий и сооружений, обрушение зданий и сооружений жилого, социально-бытового и культурного назначения, обрушение элементов транспортных коммуникаций
Аварии на электроэнергетических системах Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения всех потребителей, аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом эле


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: