Международный валютный фонд и его роль в регулировании международной торговли




МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Ведущую роль в регулировании международной экономики в условиях глобализации играют следующие международные организации:

- Международный валютный фонд;

- Всемирный банк;

- Всемирная торговая организация;

- Система Организации Объединенных наций.

 

Международный валютный фонд и его роль в регулировании международной торговли

 

Международный Валютный Фонд был учрежден на основе международного договора в 1945 г. для содействия оздоровлению мировой экономики. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне, округ Колумбия, США. Фондом управляют 188 государства-члена, представляющие почти все государства мира. МВФ является центральным учреждением международной валютно-финансовой системы – системы международных платежей и курсов национальных валют, которая позволяет странам вести между собой экономические операции. МВФ стремится предотвращать кризисы в этой системе, поощряя принятие государствами обоснованной экономической политики; в то же время, он представляет собой фонд, который могут использовать государства-члены, нуждающиеся во временном финансировании для решения проблем платежного баланса.

Цели МВФ:

1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.

2. Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.

3. Содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.

4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

5. За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

6. Сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

МВФ, выполняя свои важнейшие функции надзора, технической помощи и кредитования, помогает странам проводить обоснованную и соответствующую условиям экономическую политику.

Надзор. Каждая страна, которая вступает в МВФ, принимает обязательство открывать свою экономическую и финансовую политику для контроля со стороны международного сообщества. На МВФ возложена обязанность вести наблюдение за международной валютной системой и экономической и финансовой политикой своих 188 государств-членов. Этот процесс, известный как «надзор», осуществляется как на глобальном уровне, так и на уровне отдельных стран и регионов. МВФ указывает на возможные риски для внутренней и внешней стабильности и рекомендует необходимые изменения в политике.

Надзор на двусторонней основе. Важнейшей частью надзора МВФ на двусторонней основе являются регулярные (обычно ежегодные) консультации с каждым государством-членом. Во время этих консультаций персонал МВФ обсуждает экономические и финансовые события и меры политики с руководителями директивных органов стран и, во многих случаях, с представителями деловых кругов, профессиональных союзов и гражданского общества. В ходе консультаций изучаются последствия налогово-бюджетной, денежно-кредитной, финансовой и курсовой политики для внутренней и внешней стабильности государства-члена, а также делается оценка рисков и уязвимости. МВФ предлагает свои рекомендации по мерам политики, способствующим макрофинансовой стабильности и внешней стабильности, основываясь на опыте, полученном различными государствами-членами.

Многосторонний надзор. МВФ также пристально наблюдает за глобальными и региональными тенденциями.

Техническая помощь. МВФ помогает странам укреплять их потенциал для разработки и проведения обоснованной экономической политики. Он представляет рекомендации и проводит подготовку кадров по ряду вопросов, относящихся к своей сфере компетенции, в том числе по налогово-бюджетной, денежно-кредитной и курсовой политике; регулированию финансовых систем и надзора за ними; а также по правовым основам.

Кредитование. Даже наилучшая экономическая политика не может полностью устранить нестабильность или предотвратить кризисы. В случае если государство-член испытывает трудности с финансированием, МВФ может предоставить финансовую помощь для поддержки программ экономической политики, которые исправят исходные макроэкономические финансовые проблемы, ограничат нарушения в функционировании экономики страны и мировой экономики и будут содействовать восстановлению доверия, стабильности и экономического роста. Инструменты финансирования МВФ могут также способствовать предотвращению кризисов.

Инструменты кредитования МВФ

МВФ разработал различные кредитные инструменты, которые были адаптированы для преодоления конкретных ситуаций разных государств-членов. Страны с низкими доходами могут заимствовать средства по льготным процентным ставкам через расширенный кредитный механизм (ЕКФ), кредитный механизм «стэнд-бай» (СКФ) и механизм ускоренного кредитования (РКФ). По льготным кредитам до конца 2013 года (до 2012 года для кредитов СКФ) применяются нулевые процентные ставки. Нельготные кредиты предоставляются в основном через договоренности о кредите «стэнд-бай» (СБА), гибкую кредитную линию (ГКЛ), превентивную линию для предоставления ликвидности (ПЛЛ) и механизм расширенного кредитования (который используется в основном для среднесрочных и более долгосрочных нужд). МВФ также предоставляет экстренную помощь всем своим государствам-членам, имеющим острые потребности в урегулировании своих платежных балансов, используя недавно введенный инструмент для ускоренного финансирования (РФИ). В случае всех нельготных механизмов действует процентная ставка МВФ, связанная с рыночной. Она именуется «ставкой сборов», и по крупным займам (свыше определенных лимитов) взимается дополнительный сбор. Ставка сборов основана на процентной ставке по СДР, которая пересматривается еженедельно для учета изменений в краткосрочных ставках на основных международных денежных рынках. Сумма, которую страна может занять у МВФ – известна как лимит доступа, – меняется в зависимости от вида кредита, но обычно она является кратной квоте страны в МВФ. В исключительных обстоятельствах этот лимит может быть превышен. Договоренность о кредите «стэнд-бай», гибкая кредитная линия и механизм расширенного кредитования не имеют заранее установленного верхнего предела доступа.

Республика Беларусь стала членом МВФ в 1992 году. Квота страны, по состоянию на 2012 год, составляла 386,4 млн. СДР (около 542,1 млн. долларов США). Для сравнения, квота России в МВФ составляет 12 млрд. 903,7 млн. СДР, Казахстана – 365,7 млн. СДР

Кредитные механизмы МВФ.

Новые льготные механизмы для стран с низкими доходами вступили в силу в январе 2010 года в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГТ). Они являются частью более широкой реформы с целью придания большей гибкости оказываемой Фондом финансовой поддержке и обеспечения ее соответствия различным потребностям стран с низкими доходами. Лимиты и нормы доступа были соответствующим образом удвоены относительно докризисных уровней. Условия финансирования стали более льготными, а процентная ставка пересматривается каждые два года. Все механизмы предназначены для поддержания собственных программ стран, нацеленных на достижение устойчивой макроэкономической позиции в соответствии с задачей обеспечения прочного и долгосрочного сокращения бедности и экономического роста.

Расширенный кредитный механизм (ЕКФ) заменил механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) в качестве главного инструмента Фонда для оказания среднесрочной поддержки странам с низкими доходами, испытывающим длительные трудности с урегулированием платежного баланса. Финансирование в рамках ЕКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 5½ года и полным сроком погашения в 10 лет. 3

Кредитный механизм «стэнд-бай» (СКФ) используется для оказания финансовой поддержки странам с низкими доходами, которые испытывают краткосрочные трудности с урегулированием платежного баланса. СКФ заменил компонент высокого доступа механизм финансирования для преодоления внешних шоков (ЕСФ) и может использоваться в широком диапазоне обстоятельств, в том числе в качестве меры предосторожности. Финансирование в рамках СКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 4 года и полным сроком погашения в 8 лет.

Механизм ускоренного кредитования (РКФ) обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий и предназначен для стран с низкими доходами, столкнувшимися со срочными потребностями для урегулирования платежного баланса. Введение РКФ упорядочивает чрезвычайную помощь Фонда странам с низкими доходами, и он может гибко использоваться в широком диапазоне обстоятельств. Финансирование в рамках РКФ в настоящее время осуществляется под нулевую процентную ставку, с льготным периодом в 5½ года и полным сроком погашения в 10 лет.

Договоренности о кредите «стэнд-бай» (СБА). Основная часть нельготной помощи МВФ предоставляется через СБА. СБА предназначены для помощи странам в преодолении краткосрочных проблем с платежным балансом. Цели программ предусматривают решение этих проблем, а выплаты средств обусловлены достижением этих целей («предъявляемые условия»). Срок действия СБА составляет обычно 12 – 24 месяцев, кредит погашается в течение 3¼ – 5 лет с момента фактического предоставления. Кредиты СБА могут предоставляться в порядке предосторожности (когда страны предпочитают не использовать утвержденные кредиты, но сохраняют возможность сделать это при ухудшении ситуации) как с обычными лимитами доступа, так и в случаях исключительного доступа. СБА предусматривает гибкость в отношении этапов, в соответствующих случаях с концентрацией предоставляемых средств на начальном этапе.

Гибкая кредитная линия (ГКЛ). ГКЛ предназначена для стран с очень хорошими основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом проведения политики, и полезна как для предотвращения кризиса, так и для принятия антикризисных мер. Договоренности о ГКЛ утверждаются по просьбе соответствующих государств-членов для стран, отвечающих заранее установленным критериям доступа. Срок действия ГКЛ составляет один-два года (с промежуточным обзором соответствия критериям после одного года), а период погашения является таким же, как для СБА. Доступ определяется с учетом конкретной ситуации, на него не распространяются обычные лимиты доступа, средства могут предоставляться сразу одним платежом, а не поэтапно. Фактическое предоставление средств в рамках ГКЛ не обусловлено реализацией конкретных договоренностей относительно экономической политики, как в случае СБА, поскольку страны, имеющие право на ГКЛ, пользуются доверием и могут принять надлежащие меры макроэкономической политики. Существует возможность использовать кредитную линию в момент ее утверждения или считать ее превентивной. В случае использования линии государством-членом сроки погашения являются такими же, как и в рамках СБА.

Превентивная кредитная линия для предоставления ликвидности (ПЛЛ). ПЛЛ заменила превентивную кредитную линию (ПКЛ), улучшив ее сильные стороны и повысив ее гибкость. ПЛЛ может использоваться как для предотвращения кризисов, так и для принятия антикризисных мер странами с надежными основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и успешным опытом проведения такой политики. В странах, имеющих право на кредиты ПЛЛ, могут присутствовать умеренные факторы уязвимости, и эти страны могут не отвечать стандартам соответствия критериям ГКЛ, но они не требуют тех же крупномасштабных корректировок в экономической политике, которые обычно связаны с СБА. ПЛЛ сочетает квалификационные условия (аналогично ГКЛ) и целенаправленные условия в период реализации, которые призваны уменьшить выявленные в контексте полугодового мониторинга остающиеся факторы уязвимости. Продолжительность договоренности ПЛЛ может составлять шесть месяцев или от одного до двух лет. Доступ по шестимесячной ПЛЛ ограничивается 250 процентами квоты в обычный период, но этот лимит может увеличиваться до 500 процентов квоты в исключительных обстоятельствах, когда потребность в финансировании платежного баланса вызвана экзогенными шоками, в том числе усилением стресса на региональном или глобальном уровне. Для договоренностей ПЛЛ сроком от 1 до 2 лет годовой доступ установлен в 500 процентов квоты и в общей сложности может достигать 1000 процентов квоты. Сроки погашения ПЛЛ являются такими же, как и в рамках СБА.

Механизм расширенного кредитования (ЕФФ). Этот механизм был создан в 1974 году для содействия странам в преодолении среднесрочных и более долгосрочных проблем, связанных с платежным балансом, вызванных обширными искажениями, которые требуют фундаментальных экономических реформ. Поэтому срок договоренностей в рамках ЕФФ больше, чем при СБА, обычно он не превышает 3 лет в момент утверждения, с максимально возможным продлением еще на один год в соответствующих условиях. Однако допускается максимальный срок до 4 лет в момент утверждения, он обусловлен наличием потребности в финансировании платежного баланса, выходящей за рамки трехлетнего периода, продолжительным характером корректировки, необходимой для восстановления макроэкономической стабильности, и наличием достаточных гарантий относительно возможности и желания государства-члена провести глубокие и последовательные структурные реформы. Срок погашения: 4½ – 10 лет со дня фактического предоставления средств.

Инструмент для ускоренного финансирования (РФИ). РФИ был введен взамен прежних механизмов экстренной помощи и расширения их сферы действия. РФИ обеспечивает быструю финансовую помощь при ограниченном предъявлении условий для всех государств-членов, столкнувшимися с острыми потребностями в урегулировании платежного баланса. Доступ в рамках РФИ ограничивается годовым лимитом в 50 процентов квоты и общим лимитом доступа в 100 процентов квоты. По экстренным кредитам действуют те же условия, что и по ГКЛ, ПЛЛ и СБА, сроки погашения составляют 3¼–5 лет.

Управление и организационная структура МВФ

МВФ подотчетен своим государствам-членам, и эта подотчетность является необходимой предпосылкой его эффективности. Повседневную работу МВФ выполняют Исполнительный совет, представляющий 188 государства-члена, и нанимаемый на работу на международной основе персонал под руководством Директора-распорядителя (в настоящее время – Кристин Лагард) и трех его заместителей, причем каждый член руководства назначается из разных регионов мира. Полномочия Исполнительного совета по осуществлению деятельности МВФ передаются ему Советом управляющих, который несет конечную ответственность за надзор (рисунок 9.1).

Совет управляющих, в котором все государства-члены имеют своих представителей, является высшим руководящим органом МВФ. Обычно он проводит заседания один раз в год – на Ежегодных совещаниях МВФ и Всемирного банка.

Каждое государство-член назначает управляющего (обычно министра финансов или управляющего национального банка страны) и заместителя управляющего. Совет управляющих принимает решения по основным вопросам политики, но ответственность за повседневное принятие решений делегируется Исполнительному совету.

Важнейшие вопросы политики, касающиеся международной валютной системы, рассматриваются два раза в год на заседаниях комитета управляющих, который называется Международным валютно-финансовым комитетом, или МВФК (до сентября 1999 года он именовался Временным комитетом). Совместный комитет Советов управляющих МВФ и Всемирного банка, именуемый Комитетом по развитию, консультирует управляющих и отчитывается перед ними по политике в области развития и другим вопросам, представляющим интерес для развивающихся стран.

Исполнительный совет состоит из 24 исполнительных директоров, и его председателем является Директор-распорядитель. Заседания Исполнительного совета обычно проводятся в течение полного рабочего дня три раза в неделю, или чаще в случае необходимости, в штаб-квартире организации в Вашингтоне.

Исполнительный совет избирает Директора-распорядителя, который, помимо должности председателя Совета, является также главой персонала МВФ и осуществляет управление МВФ под руководством Исполнительного совета. Директор-распорядитель назначается на пятилетний срок с возможностью переизбрания.

Сотрудники МВФ являются международными гражданскими служащими, которые несут ответственность перед МВФ, а не перед властями своих стран. Большая часть сотрудников работает в Вашингтоне, хотя около ста постоянных представителей направляются в государства-члены, с тем чтобы содействовать им в выработке рекомендаций по экономической политике.


 


Рисунок 9.1. Схема организационной структуры Международного валютного фонда




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: