Порядок присоединения и преимущества членства в ВТО




 

Процедура присоединения к ВТО определена статьей XII Соглашения об учреждении Всемирной торговой организации, она достаточно масштабна по комплексу вопросов, требующих согласования, и состоит из нескольких этапов (рисунок 9.4).

В процедуре присоединения страны-кандидата к ВТО можно выделить следующие этапы:

Первый – получение статуса наблюдателя ВТО.

 

Для получения статуса наблюдателя правительство страны-кандидата должно направить письмо на имя Генерального директора ВТО, который, в свою очередь, сообщает поступившую просьбу Генеральному совету. Вопрос о предоставлении статуса наблюдателя, как правило, решается на основе консенсуса. Получив статус наблюдателя, правительство страны-кандидата в течение не более 5 лет должно принять решение о начале процесса присоединения к ВТО. На 2 февраля 2013 г. статус наблюдателя в ВТО имели 26 государств.

 

Второй – начало процесса присоединения к ВТО: страна-кандидат направляет в Генеральный совет заявление о намерении присоединиться к данной организации. Генеральный совет рассматривает заявление и принимает решение о создании Рабочей группы. В ее состав может войти любая страна – член ВТО, заинтересованная в проведении переговоров со страной-кандидатом об условиях ее присоединения.

Третий – вступающее в ВТО государство по предложению Рабочей группы готовит Меморандум о внешнеторговом режиме, характеризующий систему регулирования торговли товарами, услугами, движения капитала и рабочей силы.

Кандидат представляет Меморандум и отвечает на уточняющие вопросы членов Рабочей группы;

Четвертый – подготовка и проведение многосторонних переговоров в рамках Рабочей группы (по системным вопросам) и двусторонних переговоров по следующим направлениям:

- по доступу на рынок товаров;

- по обязательствам в области сельского хозяйства;

- по доступу на рынок услуг.

Пятый – по результатам переговоров формируется пакет документов о присоединении. Доклад Рабочей группы и Протокол о присоединении должны быть одобрены Генеральным советом. Решение о присоединении государства к ВТО вступает в силу через 30 дней после его ратификации в национальном парламенте.

Таким образом, членом ВТО может стать любое суверенное государство или таможенная территория при выполнении двух следующих базовых условий:

1. Кандидат должен согласовать с членами ВТО условия своего присоединения по таможенным пошлинам, обязательствам в области сельского хозяйства, доступу на рынок услуг;

2. Кандидат должен к моменту присоединения привести свое законодательство в соответствие с положениями соглашений ВТО.

Решение о присоединении новых членов ко Всемирной торговой организации принимает Министерская конференция большинством в 2/3 голосов членов ВТО. После этого страна-кандидат имеет право подписать Протокол о присоединении. Решение вступает в силу через 30 дней после ратификации пакета документов национальным парламентом. Государство становится членом ВТО, а согласованные обязательства – частью документов ВТО и национального законодательства.

Присоединение к ВТО – достаточно долгий процесс. Сроки присоединения зависят от многих факторов – соответствия законодательства нормам соглашений ВТО, жесткости переговорной позиции партнеров, которая в свою очередь зависит от баланса выгод и уступок, на который рассчитывает присоединяющаяся страна, наконец, от политической ситуации.

Рабочая группа по присоединению Республики Беларусь была создана 27 октября 1993 г. и состоит из представителей 38 государств. В настоящее время продолжаются двусторонние переговоры по доступу на рынок. К настоящему времени проведено 29 раундов двусторонних переговоров со странами – членами Рабочей группы.

Основным результатом стало подписание итоговых протоколов о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок с 10-ю членами ВТО: Молдовой, Китаем, Кубой, Арменией, Кыргызстаном, Турцией, Болгарией, Индией, Панамой, Доминиканской Республикой. Кроме того, с Китаем впервые в истории Беларуси подписан Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий взаимное признание статуса страны с рыночной экономикой. С рядом других стран существенно сближены позиции относительно будущих обязательств Республики Беларусь по доступу на рынки товаров и услуг.

 

Статус присоединения Республики Беларусь к ВТО, согласно данным Рабочей группы представлен в таблице 9.1

 

Таблица 9.1 – Статус присоединения Республики Беларусь к ВТО

  Этап Дата
  Заявление о присоединении 23 сентября 1993 г.
  Создание рабочей группы Председательство: Кристер Манхузен (Швеция, январь 1994 – декабрь 2004 г.); Миа Хорн Аф Рантзиен (Швеция, декабрь 2004 – ноябрь 2009 г.); Бозкурт Аран (Турция, февраль 2010 – 2012 гг.)   27 октября 1993 г.
  Меморандум 16 января 1996 г.
  Вопросы и ответы 17 января 1997 г.
  Заседания Рабочей группы 5 июня 1997 г. 28 апреля 1998 г. 5 марта 2001 г. 24 января 2003 г. 30 января 2004 г. 30 сентября 2004 г. 24 мая 2005 г.
  Документация  
  (a) Дополнительные вопросы и ответы 29 июля 2010 г.
  (b) Информация о сельском хозяйстве (WT/ACC/4) 28 февраля 2011 г.
  (c) Контрольные списки по санитарным и фитосанитарным мерам и техническим барьерам в торговле (WT/ACC/8) 21 июня 2010 г.
  (d) Контрольные списки по ТРИПС (WT/ACC/9) 21 июля 2010 г.
  (e) План законодательных действий 20 июня 2011 г.
  Переговоры о доступе на рынок  
  Товаров: (a) Первоначальные (b) Последние   17 марта 1998 г. 30 мая 2006 г.
  Услуг: (a) Первоначальные (b) Последние   25 февраля 2000 г. 18 сентября 2006 г. (Пересмотр 5) 23 июля 2010 г. (Исправление1)
  Фактологическое резюме Последняя редакция   13 ноября 2012 г.

 

Вступая в ВТО, государство делает свой рынок более открытым для доступа иностранных товаров и услуг, ограничивает применение мер государственного регулирования. Не выдерживая конкуренции со стороны иностранных компаний, отдельные отечественные производители могут разориться, что повлечет сокращение рабочих мест и снижение бюджетных поступлений. Другие предприятия, напротив, будут стараться найти новые направления развития в тех областях, в которых они работают, или расширять производство за счет выпуска новых конкурентоспособных изделий.

Выгоды и потери от вступления страны в ВТО в значительной степени зависят от условий присоединения, согласованных в ходе многосторонних и двухсторонних переговоров по вопросам доступа на рынок страны-претендента со странами-членами ВТО.


 


 

 

Рисунок 9.4 – Схема процесса присоединения государства к ВТО


 


9.5. Основное содержание торговых раундов ГАТТ/ВТО. Итоги Токийского и Уругвайского раундов переговоров, особенности Раунда развития

 

В рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле было проведено восемь переговорных конференций (раундов). Начальные раунды многосторонних переговоров касались в основном сокращения уровня тарифной защиты рынков, однако на последующих переговорных конференциях начался процесс пересмотра и расширения самого Генерального соглашения, т.е. начался процесс совершенствования механизмов регулирования международной торговли.

Первая конференция Договаривающихся Сторон по снижению уровня существовавших таможенных тарифов прошла в Женеве в 1947 г.

В ее работе приняло участие 23 страны. Впоследствии Женева еще пять раз (в 1956 г. – четвертая конференция; в 1960–1961 гг. – пятая конференция или «Диллон раунд»; в 1964–1967 гг. – шестая конференция или «Кеннеди раунд»; в 1973–1979 гг. – седьмая конференция или «Токио раунд»; в 1986–1993 гг. – восьмая конференция или «Уругвайский раунд») становилась местом проведения многосторонних торговых переговоров.

Вторая переговорная конференция в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле проходила в 1949 г. во французском городе Аннеси, третья – в 1951 г. в Англии (Торке) (таблица 9.2).

Основным содержанием первых пяти раундов многосторонних торговых переговоров было снижение таможенных тарифов по принципу «уступка за уступку». В ходе шестой переговорной конференции принцип ведения переговоров был изменен: от согласования взаимных тарифных уступок участники переговоров перешли к линейному снижению тарифов сразу на все товары. Результатом «Кеннеди раунда» стало соглашение о снижении ставок таможенных пошлин на промышленные товары на 35–37 % в течение 1968–1972 гг.

В настоящее время в рамках многосторонней торговой системы проходит девятый раунд переговоров, который называется «Доха раунд».

 

Рассмотрим некоторые итоги Токийского раунда переговоров ВТО

«Токио раунд» МТП принципиально отличался от предыдущих переговорных конференций, прежде всего своими целями.

Кроме тарифного регулирования международной торговли предметом переговоров стали вопросы по:

- техническим барьеров в торговле,

- правительственным закупкам,

- субсидиям и компенсационным пошлинам,

- антидемпинговым мерам,

- таможенной оценке товаров,

- лицензированию импорта,

- регулированию условий торговли по отдельным группам товаров (товары сельскохозяйственного производства, гражданская авиатехника).

 

Важным результатом седьмого раунда переговоров явилось принятие решения о втором линейном снижении таможенных тарифов на тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных товаров.

По другим вопросам глобального характера результаты «Токио раунда» были менее успешны. Так, участники переговоров не смогли прийти к взаимопониманию по такой фундаментальной проблеме международной торговли, как торговля сельскохозяйственными товарами, а также достичь согласия в отношении Соглашения по защитным мерам.

В ходе «Токио раунда» МТП были заключены:

- Соглашение об интерпретации и применении Статей VI, XVI, XXIII ГАТТ, которое нацелено на устранение препятствий в развитии международной торговли, связанных с использованием субсидий и применении компенсационных пошлин;

- Соглашение по выполнению Статьи VI ГАТТ, целью которого было упорядочение процедуры использования антидемпинговых пошлин;

- Соглашение по выполнению Статьи VII ГАТТ, устанавливающее справедливую, единообразную и нейтральную систему оценки товаров для таможенных целей;

- Соглашение по техническим барьерам в торговле, целью которого являлось устранение в международной торговле препятствий, связанных с использованием стандартов, требований по упаковке и маркировке товаров, систем сертификации и испытания товаров;

- Соглашение о режиме размещения правительственных закупок, требовавшее от стран-участниц этого Соглашения создавать недискриминационный режим для зарубежных компаний при размещении государственных заказов;

- Соглашение по процедурам импортного лицензирования, направленное на создание таких условий, при которых процедуры лицензирования сами по себе не являлись бы факторами ограничения торговли;

- Соглашение по торговле гражданской авиатехникой, целью которого являлось устранение таможенных пошлин и сборов, имеющих эквивалентное действие в отношении гражданских самолетов, запасных частей к ним и работ по ремонту гражданской авиатехники;

- Соглашение по говядине, направленное на обеспечение либерального режима международной торговли мясом и продукцией животноводства, а также на развитие многостороннего сотрудничества в данной сфере деятельности;

- Соглашение по молочным продуктам, которое было нацелено на расширение и либерализацию мировой торговли молочными продуктами, достижение большей стабильности в данном секторе торговли.

 

Каждое соглашение было автономно с точки зрения круга участников, и было открыто для присоединения стран-членов ГАТТ. Большинство развивающихся стран-членов ГАТТ не подписали многосторонние соглашения «Токио раунда», объясняя это тем, что документы недостаточно полно учитывают специфические интересы данной группы стран. В силу этого соглашения «Токио раунда» не стали обязательными для стран их не подписавших, и формально получили название «Кодексов».

Вступление в силу соглашений «Токио раунда» многосторонних торговых переговоров привело к появлению тройного правового режима в международной торговле:

- для стран-членов ГАТТ, подписавших соглашения «Токио раунда»;

- для стран-членов ГАТТ, не подписавших соглашения «Токио раунда»;

- для всех остальных стран.

Этот многоступенчатый правовой режим был закреплен в национальном законодательстве некоторых экономически развитых стран. Ряд правовых норм, содержавшихся в новых многосторонних соглашениях, был интегрирован в законодательство отдельных развивающихся стран, определяя их внешнеторговую политику.

Рассмотрим особенности и итоги Уругвайского раунда переговоров ВТО «Уругвайский раунд» многосторонних торговых переговоров открылся 20 сентября 1986 г. в уругвайском городе Пунта-дель-Эсте принятием Специальной сессией Договаривающихся Сторон ГАТТ Министерской декларации.

В качестве основных целей переговоров были определены следующие:

- осуществление дальнейшей либерализации мировой торговли в интересах всех стран путем улучшения доступа к рынкам, снижения или отмены таможенных тарифов, количественных ограничений и других мер нетарифного регулирования торговли;

- усиление роли ГАТТ, укрепление многосторонней торговой системы, основанной на принципах и правилах Генерального соглашения по тарифам и торговле, посредством более широкого охвата мировой торговли согласованными, эффективными и законодательно закрепленными правовыми нормами;

- повышение способности многосторонней системы регулирования торгово-экономических отношений реагировать на изменяющуюся международную экономическую обстановку, в частности, путем расширения отношений ГАТТ с соответствующими международными организациями;

- поощрение совместных согласованных действий на национальном и международном уровнях, направленных на усиление взаимозависимости между торговой политикой и другими областями экономической политики, оказывающими влияние на экономический рост и развитие;

- содействие улучшению функционирования международной валютной системы и обеспечению притока финансовых и инвестиционных ресурсов в развивающиеся страны.

«Уругвайский раунд» многосторонних торговых переговоров успешно завершился 15 декабря 1993 г., когда Договаривающиеся Стороны ГАТТ на Специальной сессии одобрили путем консенсуса Заключительный акт. 15 апреля 1994 г. в Марракеше (Марокко) состоялась церемония подписания итоговых документов.

Правовые нормы, содержащиеся в соглашениях «Уругвайского раунда», радикально модифицировали многостороннюю систему регулирования международных торгово-экономических отношений.

На переговорах Кеннеди-раунда, Токийского раунда и Уругвайского раунда был принят пакетный метод ведения переговоров, при котором итоги переговоров оформляются в виде пакета взаимосвязанных между собой договоренностей. При данном методе ведения переговоров отдельные участники могут взять на себя больший объем обязательств (или получить больший объем уступок) по одним документам пакета и меньший по другим, сохранив в целом равновесие (баланс) уступок и обязательств по всему пакету договоренностей.

Решение о начале девятого раунда многосторонних торговых переговоров было принято в ходе работы четвертой Министерской конференцией ВТО в столице Катара г. Доха (9–14 ноября 2001 г.).

В соответствии с Декларацией Министров, в переговорах «Доха раунда» (или «Раунда развития») могут принимать участие все полноправные участники многосторонней торговой системы и страны, находящиеся в процессе присоединения к ВТО.

Девятый раунд многосторонних переговоров является беспрецедентным по своей масштабности: 142 страны начали переговоры.

В феврале 2002 г. состоялось первое заседание Комитета по торговым переговорам, который является координатором переговорного процесса в рамках нового раунда переговоров. На первом этапе «Доха раунда» переговоры велись по следующим направлениям:

- доступ к рынку промышленных товаров;

- совершенствование правил ВТО;

- либерализация рынка сельскохозяйственных товаров;

- дальнейшая либерализация рынка услуг;

- создание многосторонней системы уведомлений и регистрации географических указаний для вин и других спиртных напитков;

- уточнение Договоренности о правилах и процедурах урегулирования торговых споров;

- взаимозависимость вопросов торговли и окружающей среды.

После пятой Министерской конференции ВТО в Канкуне (Мексика, сентябрь 2003 г.) в повестку дня «Доха раунда» МТП добавились такие вопросы, как трудовые стандарты, торговля и инвестиции, торговля и политика конкуренции, упрощение процедур в торговле и др.

В ходе девятой переговорной конференции наиболее острыми являются вопросы доступа к рынкам сельскохозяйственных и промышленных товаров. Пока странам не удается договориться по использованию инструмента снижения уровня тарифной защиты и о деталях, определяющих параметры доступа к рынку.

Характерной чертой «Доха раунда» переговоров является то, что развивающиеся страны имеют большее влияние на ход переговоров, чем это было в процессе «Уругвайского раунда», и выступают с единым мнением по обсуждаемым вопросам. Например, с начала переговоров около четверти всех предложений по повестке дня поступило от африканских стран.

Интересным видится их предложение, касающееся специального и дифференцированного режима. Развивающиеся и наименее развитые страны представили новый подход к реализации предусмотренных для них многосторонними соглашениями преимуществ. Они предлагают реализовывать так называемую политику развития, которая была бы способна обеспечить данной группе стран большую гибкость в вопросе введения протекционистских мер в торговле с целью содействия экономическому росту. Ситуация, складывающаяся в ходе девятого раунда МТП, позволяет говорить о том, что для успешного завершения «Доха раунда» важно обеспечить соотношение уступок и выгод участников переговоров, которое максимально учитывало бы уровень экономического положения развивающихся и наименее развитых стран.


 

Таблица 9.2 – Раунды торговых переговоров ГАТТ/ВТО

 

Год Место проведение, или название раунда торговых переговоров Предмет переговоров Количество стран-участниц
  Женева (Швейцария) Тарифы. Приняты 45 тыс. тарифных правил, имеющих международный статус, затронувших около 1/5 мировой торговли (или 10 млрд. долл. на конец 40-х годов XX века).  
  Анси (Франция) Снижение тарифов  
1950 – 1951 Торки (Великобритания)  
  Женева (Швейцария)  
1960 – 1961 Женева (Швейцария) «Раунд Диллона»  
1964 – 1967 Женева (Швейцария) «Раунд Кеннеди» Тарифы и антидемпинговые пошлины. Принят «Раздел IV» ГАТТ, предусматривавший установление более льготных условий для развивающихся стран, которые могли в ходе торговых переговоров устанавливать у себя тарифы на ввозимые товары без ответных действий со стороны развитых стран.  
1973 – 1979 Женева (Швейцария) «Токийский раунд» Тарифы, правила нетарифных барьеров. ГАТТ дополнен «разрешительной оговоркой», которые узаконили систему торговых преференций для развивающихся стран. Эта система преференций, разрешавшая развивающимся странам устанавливать у себя преференциальные тарифы на многие импортируемые товары из развитых стран, во многих случаях шла вразрез с принципом наибольшего благоприятствования в торговле между странами-участниками ГАТТ.  
1986 – 1994 Пунта-дель-Эсте (Уругвай) «Уругвайский раунд» Предметом переговоров стали не только тарифы и нетарифные ограничения во внешней торговле, но и ряд принципиально новых направлений внешнеторговой активности, включая услуги и права на интеллектуальную собственность. В ходе переговоров была подвергнута полному пересмотру система разрешения торговых конфликтов и споров и принято решение о создании новой торговой организации (ВТО), которая должна была функционировать на постоянной основе и прийти на смену «временным» ГАТТ. 20 декабря 1993 г. Подписано итоговое соглашение по всем проблемам, обсуждавшимся в ходе Уругвайского раунда. В его основе лежали документы и соглашения общим объёмом примерно 23 тыс. страниц, распространявшиеся на торговлю товарами и услугами.  
2002 – по наст. время Доха (Катар) «Рунд развития» Снижение промышленных тарифов, вопросы ТРИПС, правила ВТО (субсидии, антидемпинговые меры, региональные торговые соглашения) (на 30 ноября 2015 г.)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: