Тема: «По дорогам сказок»




Цель: Систематизировать знания детей о воде, ее свойствах, значении для природы и в жизни человека.

 

Программные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

Продолжать учить детей составлять сложные предложения; подбиратьглаголы к существительному.

Развивать диалогическую и монологическую речь; умение выражать свои мысли, делать умозаключение, обсуждать результаты опытов и доказывать свое решение.

Активизировать словарь детей: течет, замерзает, испаряется, бежит, капает, журчит, поет, кипит, холодит, льется, идет, кружится, тает, летит, ложится, покрывает, застилает, засыпает, лепится, хрустит, заливает, затопляет, удобряет, капает, поит, шумит, стучит, освежает.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Формировать представление о значении воды в природе и жизни человека; о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее; бережноотноситься к своему здоровью.

Продолжать учить ориентироваться в окружающем пространстве; двигаться в заданном направлении, меняя его в соответствии со знаками – указателями направления движения; воспроизводить количество движений по заданному числу; узнавать и называть цифры.

Побуждать самостоятельно устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий; развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам; логическое мышление, память, внимание.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Развивать коммуникативные умения детей через выполнение заданий в группе.

Воспитывать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь;умение детей слушать и слышать друг друга, отстаивать собственное мнение, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Закрепить знания детьми сказок.

Воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Развивать двигательную активность.

Материалы и оборудование:

Оформление: Уголки группы отгорожены ширмами, оформленными по тему (город с высокими домами, болото, река, дождь, море), за ширмами подготовлено оборудование для игр и экспериментов.

Музыкальное оформление: аудиозапись «Голос капелек», «Голос королевы Водиландии», «Звуки моря».

Демонстрационный материал:

Экран; ноутбук; проектор; мультимедийные изображения (королева спит, нарастающая волна, королева проснулась); сундук, красочно оформленная «волшебная книга»; яркая ткань;рюкзак (в рюкзаке лежат мыльные пузыри, коробочка с соком, удочка, мыло, полотенце);карта с изображением Карлсона; фрагменты с изображением направления движения для наклеивания на карту: Буратино, Незнайка, Айболит, сундук; Поднос; крупная речная галька; 3 стакана, наполненных на 2/3 водой; шнуровка; две лошади-игрушки разного размера; 2 мешочка с ватой; 2 мешочки с деревянными опилками; таз с водой.

Раздаточный материал: иллюстрации из сказок с двумя отверстиями с левой стороны с цифрой (от 0 до 7); эмблемы с цифрами (от 1 до 7); карточки-пазлы с изображением пользы и вреда дождя.

 

Предварительная работа:

Экспериментальная деятельность: Опыты «Плавает – тонет», «Вода – растворитель», «Что впитает воду?», «Свалка и дождь», «Вода вверх тормашками», «Спасение затонувшего корабля» (использование свойства магнита).

Чтение художественной литературы: О. Бундур «Дождь», Е. Эрато «Лето», И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем», А. Барто «Дождь в лесу», «Река», «Гроза», В. Орлов «Встреча».

Просмотр мультфильмов: «Самый младший дождик», «Земляничный дождик», «Грибок-теремок», «Грибной дождик», «Азбука здоровья», «Русалочка».

Ход:

Дети играют. Раздается тревожная музыка (или звуки капающей воды), на фоне музыки звучат слова: «Здравствуйте, ребята! Это мы – жители волшебной страны Водиландии – капельки. Нам снова нужна ваша помощь! Королевство Водиландии снова в опасности. Самый могущественный Троль планеты Земля напал на нас – усыпил королеву Водиландии печальным сном и украл «Книгу волшебных превращений»! Теперь он может узнать все секреты королевы и сможет уничтожить наше королевство! Помогите нам, ребята, спасите нашу Планету! Вам нужно отправиться в путь, найти Книгу волшебных превращений королевы Водиландии и разбудить королеву от печального сна. Мы смогли сделать последнее волшебство и отправить вам карту, которая поможет вам найти правильную дорогу, но для этого вам нужно будет выполнить задания и рюкзак-помощник. Ищите карту и рюкзак у сказочного героя в вашей группе. А кто он, вам подскажет загадка:

Все девчонки и мальчишки

Полюбить его успели.

Он — герой веселой книжки,

За спиной его — пропеллер.

Над Стокгольмом он взлетает

Высоко, но не до Марса.

И малыш его узнает.

Кто же это? Хитрый…»

(Ответ: Карлсон)

Воспитатель: Ребята, поможем нашим друзьям?Тогда нужно спешить. А с собой мы возьмем смекалку, отвагу и нашу дружбу. Куда же нам надо отправляться? Что сказали нам капельки?

Дети подсказывают, что нужно найти карту у Карлсона.Осматривают группу.

Воспитатель: Какие интересные красивые места! Давайте посмотрим, что здесь изображено. (город, болото, река, море, дождь.) Как вы думаете, где нам нужно искать Карлсона? (Вгороде. Потому, что он живет на крыше дома).

Подходят к ширме, на которой изображен город. Появляется сказочный персонаж Карлсон.

Воспитатель: Здравствуй, дорогой Карлсон!

Карлсон: Здравствуйте, ребята! Как я рад, что вы ко мне пришли!

Воспитатель: Карлсон, нам очень нужна твоя помощь!

Дети рассказывают, что им нужна карта и для чего она нужна.

Карлсон: Ну, я так не играю! Карта у меня, конечно, есть. Но, я-то думал, что вы пришли, чтобы поиграть со мной, что мы немного пошалим… Хорошо, я вам помогу! Только если вы со мной поиграете?

Дети соглашаются. Карлсон ставит поднос, на котором лежат речные камешки и стоят 3 стакана, наполненные на 2/3 водой.

Карлсон: Вам нужно сделать так, чтобы вода во всех трех стаканах поднялась до краев, но переливать и доливать воду нельзя. Догадайтесь, что нужно сделать?

Дети высказывают предположение, что нужно бросать камешки в стакан и вода будет подниматься.

Давайте проверим. Только камешки я вам дам не просто так! Я буду называть вам предмет, а вы мне должны сказать, что он умеет делать. Если назовете правильно, то за каждое правильно названное слово вы опускаете камешек в стакан. Как только, вода перельется через край – задание выполнено. Вам нужно будет рассказать о трех предметах, то есть наполнить 3 стакана камешками.

Карлсон называет предмет, дети называют действия предмета, опуская камешки в стакан.

Вода: течет, замерзает, испаряется, бежит, капает, журчит, поет, кипит, холодит, льется и т.д.

Снег: идет, кружится, тает, летит, ложится, покрывает, застилает, засыпает, лепится, хрустит, и т.д.

Дождь: идет, заливает, затопляет, удобряет, капает, поит, шумит, стучит, освежает, холодит и т.д.

Карлсон: Молодцы, ребята! Справились с заданием! Получайте свою заветную карту и рюкзак-помощник, и помогите королеве Водиландии. Нельзя оставить нашу планету без воды! Карта засекречена. На карте я отметил для вас следующий пункт назначения. Стрелки подскажут вам, в какую сторону нужно идти, а количество стрелочек подскажет количество шагов, которое вы должны сделать. Когда вы доберетесь туда, узнаете, куда следовать дальше. А вы угостите меня чем-нибудь вкусненьким?

Воспитатель: Но у нас ничего нет, кроме рюкзака-помощника. Может быть, в нем что-нибудь есть для тебя, Карлсон? (рассматривают содержимое рюкзака, решают угостить Карлсона вкусным соком)

Карлсон: Спасибо, ребята! А теперь вам надо торопиться. До свидания! (уходит)

Дети с воспитателем рассматривают карту. На карте обозначены: точка отправления (под цифрой 1 - Карлсон), стрелки указывают направление движения, и следующий пункт остановки(2 -«Буратино»), количество стрелочек указывают количество шагов между пунктами назначения.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, где мы с вами находимся? (возле Карлсона) На карте это место обозначено цифрой 1. Как вы думаете, куда нам теперь надо направляться? (к цифре 2.) Почему? (После цифры 1 идет, цифра 2) В какую сторону мы должны двигаться? (направо) Почему? (туда указывают стрелочки.) Сколько шагов мы должны сделать? (7) Почему? (Потому, что от Карлсона до Буратино 7 стрелочек, значит, надо сделать 7 шагов.) Какого персонажа мы должны найти? (Буратино.)

Двигаются в указанном направлении, подходят к ширме, с изображением болота. Из-за ширмы появляется персонаж Буратино.

Воспитатель: Здравствуй, Буратино!

Буратино: (печально) Здравствуйте, ребята! Куда вы спешите?

Дети объясняют Буратино, что они должны сделать.

Воспитатель: Буратино, что с тобой случилось, почему ты такой печальный?

Буратино: Я собираюсь в школу, и папа Карло купил мне Книгу сказок. А лиса Алиса и кот Базилио обманом забрали ее у меня. Никак не могли поделить ее, тянули, тянули в разные стороны и книга рассыпалась. Листочки разлетелись в разные стороны. Как я теперь пойду в школу? Папа Карло очень расстроится…

На столе лежат страницы с иллюстрации из сказок.

Воспитатель: Не грусти, Буратино, мы с ребятами поможем тебе! Правда, ребята? (Да!)

Буратино: В этой книге было много картинок из сказок. Но это не простые сказки. В каждой сказке вода или помогала героям или мешала им. Если вы отгадаете, какую роль играет вода в сказках, то страница окажется в книге. Помогите мне, и я скажу вам, куда нужно отправляться дальше.

Воспитатель: Ребята, давайте разделимся на группы. У каждого из вас есть эмблема с цифрой. Вам нужно собраться в команды. Ребята, у которых эмблемы с одинаковыми цифрами должны встать в круг и взяться за руки. Давайте посмотрим, чья команда быстрее соберется?

Дети находят свою команду, встают в круг, берутся за руки.

Воспитатель: Теперь, каждая команда должна найти страницу с номером, который соответствуют номеру этой команды и правильно рассказать о роли воды в этой сказке.

Дети находят страницу с соответствующей цифрой, рассматривают и отгадывают роль воды в сказках, правильно составляют предложение. Буратино с детьми соединяет страницы, по которым дети правильно составили предложения, к книге с помощью шнуровки.Используются иллюстрации к сказкам «Иван царевич и серый волк» (живая и мертвая вода), «Сказка о рыбаке и рыбке» (в море старик поймал золотую рыбку), «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Баба Яга спрятала Аленушку в глубокую реку; Иванушка выпил из лужи и стал козленочком), «Гуси-лебеди» (речка спрятала Аленушку и Иванушку под своим бережком), «По щучьему веленью» (Иванушка поймал щуку в проруби), «Лисичка-сестричка и серый волк» (волк ловил хвостом рыбу в проруби и примерз) и т.д.

Буратино: Молодцы, ребята, выполнили мое задание! Давайте вашу карту, я укажу, куда вам нужно идти. Только отгадайте еще одну загадку:

В городке цветочном этом

целый год сияет лето.

И народ весёлый тут -

коротышками зовут.

Среди них Пилюлькин есть,

Лютик - всех не перечесть.

Самый главный, угадай-ка.

Ну конечно же (Незнайка!)

Правильно, ребята! Теперь ищите Незнайку вот здесь! (Прикрепляет фрагмент с изображением Незнайки на карту)А вас есть для меня что-нибудь веселое, чтобы я мог поиграть со своими друзьями Мальвиной и Пьеро?

Дети рассматривают содержимое рюкзака и решают подарить Буратино мыльные пузыри.

Буратино: Спасибо, ребята! Я думаю, что нам с друзьями будет весело.До свидания! Торопитесь, пока троль не начал свое злое колдовство.

Дети прощаются с Буратино.

Воспитатель: Ребята, куда нам нужно двигаться? (направо.) Почему? (Потому, что Незнайка находится справа от Буратино.) Сколько шагов нам нужно сделать? (8).

Дети двигаются в указанном направлении, отсчитывая шаги. Подходят к ширме, с изображением реки и Солнечного города. Из-за ширмы появляется персонаж Незнайка. Возле ширмы на столе стоят две игрушки-лошадки немного отличающихся по размеру, четыре тканевых мешочка с разным наполнением (2 - с ватой и 2 – с деревянными стружками), таз с водой.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! А я знаю, куда вы спешите! Я вообще все на свете знаю! Мне всегда дают самые трудные задания и поручения. Вот сегодня, например, Знайка дал мне задание – отправить груз в Солнечный город и показать вам дорогу к волшебным предметам. Сначала я должен отправить груз, ведь он очень нужен жителям Солнечного города, а потом помогу вам. У меня уже все готово к отправке. В одном мешке у меня деревянные стружки, во втором – вата. Дорога в город длинная, нужно будет переходить через реку. Я уже погрузил мешки на двух моих лошадок: на Лютика и Василька. Лютик – самый маленький, поэтому я выбрал для него мешок с самым легким грузом – с ватой. Василек постарше и покрепче – я дам ему мешок с деревянными стружками, они потяжелее. Ну вот, какой я молодец, как правильно я распределил работу! Мои лошадки будут довольны! Пора отправляться!

Воспитатель: Подожди, Незнайка, а ты уверен, что все правильно рассчитал. По-моему, ты сказал, что твоим лошадкам придется переправляться через реку? Но ведь груз может намокнуть?

Незнайка: Ну и что? Так всегда бывает, когда мы переправляемся через реку!

Воспитатель: Ребята, подскажите Незнайке, если груз, который везет Незнайка, намокнет, останется ли он по весу таким же, как был, или изменится? (изменится) Правильно ли он распределил работу по силе для своих лошадок? Давайте проверим?

Дети определяют по весу, какой из мешков с сухим грузом тяжелее, какой легче. Опыт проводится с двумя мешочками (два мешочка остаются сухими). Опускают мешки в водуи опытным путем определяют, что мешочек с деревянными стружками почти не изменил свой вес потому, что не мог погрузиться в воду, а плавал на поверхности, ведь дерево не впитывает воду; а мешок с ватой стал самым тяжелым – вата хорошо впитывает воду.

Незнайка: Что же это получается? Я опять все напутал! Помогите мне, ребята!

Дети на маленькую лошадку грузят мешок с деревянными стружками, а на лошадку большего размера грузят мешочек с ватой. Объясняют свой выбор.

Незнайка: Спасибо, ребята вам за помощь! Давайте вашу карту, я покажу, куда вам нужно идти. Только сначала отгадайте мою загадку, и узнаете, кого вы должны встретить:

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор...

Ответ: Айболит.

Прикрепляет на карту картинку с изображением Айболита и рисует 9 стрелочек.

Незнайка: Ребята, а у вас есть для меня что-нибудь интересное? Я люблю гулять и играть у речки.

Дети рассматривают содержимое рюкзака и выбирают удочку.

Незнайка: Спасибо, я очень люблю ловить рыбу! Досвидания, ребята! Желаю вам удачи!

Дети с воспитателем определяют направление движения и количество шагов. Подходят к ширме с изображением дождя. Из-за ширмы появляется сказочный персонаж доктор Айболит.

Айболит: Здравствуйте, мои дорогие ребята! Мне сорока на хвосте принесла новость, что вы торопитесь отыскать «Книгу волшебных превращений королевы Водиландии» и хотите разбудить королеву, освободить от печального сна? Хорошо, ребята, я вам помогу! Только сначала, отгадайте мои загадки:

Посмотрел я утром ввысь –

Горы в небо поднялись!

Эти горы не стоят,

А летят, летят, летят. (облака)

По небесам оравою

Бредут мешки кудрявые.

И бывает иногда –

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше

От дырявой …(тучи)

Дождь прошел, а я осталась на дорожке во дворе.

Воробьи во мне купались на потеху детворе.

Но до завтрашнего дня солнца высушит меня. (лужа)

Меня часто зовут,

Дожидаются,

А приду –

От меня укрываются. (дождь)

Айболит: Отгадали, ребята вы все мои загадки. Выполните еще одно мое задание. Многие люди говорят, что дождь – это хорошо, а некоторые люди говорят, что дождь – это плохо. Посмотрите внимательно на карточки-пазлы, правильно сложите их и объясните, когда дождь – это хорошо?

Дети выбирают карточки с изображением полезных свойств дождя и складывают пазл, объясняя свой выбор: дождь поливает урожай, растения, освежает воздух в жаркую погоду, наполняет реки водой, смывает пыль с растений, дождевую воду пьют животные.

А теперь объясните, когда дождь – это плохо?

Дети выполняют задание аналогично и объясняют выбор: сильный дождь затопляет дома, в холодный дождь можно простудиться, в дождь мы не гуляем, дождь мочит нашу одежду и т.д.

Молодцы, ребята! Я открою вам секрет: Злой троль спрятал «Книгу волшебных превращений королевы Водиландии в сундук. Давайте вашу карту, я покажу, где спрятан сундук. Найдете сундук, и я подскажу, как разбудить королеву Водиландии от печального сна.

Айболит наклеивает фрагмент карты с изображением сундука и направления движения.

Айболит: Ребята, а у вас есть что-нибудь для меня? Я люблю чистоту.

Дети рассматривают содержимое рюкзака и выбирают для Айболита мыло и полотенце, благодарят Айболита и двигаются в указанном направлении, отсчитывая шаги. Подходят к ширме с изображением моря. Возле ширмы под столом дети находят укрытый тканью сундук. Открывают ее и достают «Книгу волшебных превращений королевы Водиландии»

Айболит: Молодцы, ребята! Вы нашли волшебную книгу! Давайте посмотрим, какой секрет таит море, кого оно укрыло от нас?

Воспитатель и Айболит отодвигают ширму. За ширмой находится экран. Появляется изображение спящей королевы.

Айболит: Ребята, так это же сама королева Водиландии. Нам нужно поскорее разбудить ее, пока не случилась беда!Для этого нам всем вместе нужно взяться за руки и превратиться в волну. Мы будем поднимать и опускать руки вверх, расскачивая волну и громко и дружно произносить слова:

Мы любим, тебя вода!

Будь с нами всегда!

Дети произносят слова, поднимая и опуская руки, делая волну. На экране появляется изображение качающейся волны, которая становится все больше.Слышится шум моря. Слова произносятся 3 раза, громче и громче. Изображение меняется - королева просыпается. Звучит голос королевы.

Королева: Спасибо, ребята, что вы помогли мне, разбудили меня от печального сна и нашли Книгу волшебных превращений. Вы спасли нашу планету! Теперь я не позволю тролю творить зло. Волшебную книгу я подарю вам на память о нашем приключении. Из книги вы узнаете много интересного о воде, и она научит вас настоящим чудесам! До свидания, ребята!

Изображение исчезает. Айболит прощается и уходит.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое хорошее дело мы сегодня совершили? С какими трудностями мы справились? Кому мы могли сегодня помочь? Что сегодня вам запомнилось больше всего?

Дети делятся впечатлениями. Воспитатель поощряет правильные ответы детей и правильно выполненные задания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: