Разработка проекта.
1.Составление плана деятельности.
2.Подбор пособий для работы с детьми.
3.Подбор художественной и познавательной литературы.
4.Изготовление пособий и атрибутов.
5.Разработка конспектов совместной деятельности, рекомендаций для родителей.
2-й этап. Внедрение проекта.
Для реализации проекта была создана специальная развивающая среда. Был оформлен центр экспериментирования «Лаборатория Кап Капыча» по изучениюсвойств воды.
Оборудование центров экспериментирования:
1. Карты-символы «Свойства воды»;
2. Карты-схемы «Правила безопасного поведения при проведении опытов»;
3.Карты-задания (для проведения экспериментов);
4. Игрушка Кап Капыч;
5. Медали «Юному экспериментатору», «За лучший эксперимент»;
6. Картотека игр с водой;
7. Картотека экспериментов с водой;
8.Журнал исследований или альбом для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы;
9.Личные блокноты детей фиксации результатов опытов; бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры;
10.Приборы–помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, часы песочные, разнообразные магниты, лупа, зеркала.
11.Прозрачные и непрозрачные сосуды и емкости разной формы и разного объема (миски, стаканы, бутылочки, ведерки,тазики, лейки, подносы,пустые пластиковые бутылки разных размеров, крышки для бутылок с мелкими отверстиями, одноразовые стаканы); стеклышки, полиэтиленовые и тканевые мешочки; трубочки для коктейля;
12.Сита и воронки разного объема и материала; водяная мельница;
13.Мерные ложки, одноразовые ложки разных размеров;
14.Резиновые груши разного объема;
15.Формы для изготовления льда;
16.Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, ватные диски, мензурки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, пинцеты;
|
17.Природный материал: камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, уголь, деревянные опилки, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, веточки;
18. Мини аквариум для моделирования и экспериментов;
19.Бросовый материал: кусочки поролона, лоскутки ткани, пробки, проволока, пластмассовые, металлические предметы, деревянные катушки;
20.Игрушки из разных материалов (лягушата, рыбки, утята, осьминог, морская звезда, дельфин, акула, кораблики, водоросли и т.п.);
21.Пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар), акварельные краски и другие безопасные красители;
22.Прочие материалы: воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, ученические линейки, пуговицы разного размера, палочки от мороженного, свеча, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, бумажные салфетки, мыльные пузыри;
23.Детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности); клеенчатые передники, полотенца, тряпочки, салфетки, клеенки для столов;
24.Набор для экспериментирования «Сила воды».
Центр познания:
-Глобус, модель «Солнечная система», карта мира,карта Тюменской области;
-Красная книга России;
-Календари погоды и природы;
-фотоальбомы «Природа родного края», «Голубая планета», «Кто живет под водой?»;
-энциклопедии о воде, «Природа России»; книги познавательного характера; интерактивные книги «Удивительная природа» (со звуками воды), «Знакомим с морскими обитателями», «Океан»;
|
-Дидактические карточки «Речные рыбы», «Морские животные», «Природные явления» (ООО «Маленький Гений-Пресс»);
-Наглядно-дидактические пособия «Морские обитатели», «Водный транспорт», «Арктика и Антарктика», «Рептилии и амфибии» (серия «Мир в картинках» издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»), «Обитатели морей и океанов» (ООО «Рыжий кот»), «Родная природа», «Зима» («Рассказы по картинкам» издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»), «Опасные явления в природе» (И.А.Лыкова, В.А.Шипунова), «Стихийные явления природы» №3 (часть 1.2);
-наборы развивающих карточек Н.М.Зубкова «Воз и большая тележка чудес», «Научные ответы на детские «почему»; А.И.Шапиро «Секреты знакомых предметов» (опыты и эксперименты для детей);
-макеты «В морских глубинах», «Жизнь Туры», «Во льдах Антарктиды»;
-тематические выставки – мини – музеи: (оформляются на стеллажах) «Выставка фильтров» (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов), «В царстве морском» и др.
-настольно-печатные игры: «Где живет вода?», «Воздух, земля, вода», «Как избежать неприятностей?», «Что происходит в природе?», «Береги живое», «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Четыре сезона», «Тонкий лед».
-дидактические игры: «Где спряталась рыбка?», «Кто где живет?», «Ходит капелька по свету», «Где спряталась вода?», «Польза и вред» (явления природы); «Что сначала, что потом?», «Кому нужна вода?», «Пищевые цепочки», «Когда это бывает?», «Какой бывает вода?»
-набор карточек для моделирования «Круговорот воды в природе»;
|
-таблицы – схемы, модели для рассказывания; мнемотаблицы; коллажи по пройденным темам;
-карточки – подсказки (разрешающие, запрещающие знаки); «Что можно, что нельзя»;
-схема с изображением круговорота воды в природе;
-карточки, иллюстрации, изображающие использование воды человеком»;
-тематические наборы «Подводный мир морей и океанов», «Подводный мир рек и озер»;
-мини – стенд «О чем хочу узнать завтра».
Литературный уголок:
1.Книги и художественные произведения по теме: Э. Шим. «Солнечные капли», К.Бальмонт «Росинка», Сутеев «Под грибом», И. Урядова «Сказка о воде», Н. Осипов «Кто живет в воде и у воды», А. Тюняев «Все о воде», В. Бианки «Купание медвежат», экологические сказки «Капельки», «Путешествие по воздуху и воде» О.Н. Гаврилова, сказки «Заюшкина избушка», В.Одоевский «Мороз Иванович», В.Архангельский «Летят снежные пушинки», Н.Сладков «Зачем зимой снег?», А.Дитрих «Откуда ты?», Г.Ладонщиков «Снежинка», Н.Калинина «История про снежный колобок», С.Прокофьев «Сказки про серую тучку»; О. Бундур «Дождь», Е. Эрато «Лето», И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем», А. Барто «Дождь в лесу», «Река», «Гроза», В. Орлов «Встреча», О.Троепольской, «Град» Е.Серова, «Лед» Г.Ладонщикова, «Мороз» Н.Некрасова, «Облака» Я.Акима, «Пар» Н.Михайловой, «Два ручья» О.Н.Гавриловой, И.Р.Колтунова «Голубые глаза озер», О.Н.Лазарева «История жизни болота», Н.А.Рыжова «Жила-была речка», «Как люди речку обидели», Танайсинчук «Экология в картинках», М.Н.Данилова «Кто живет в подводном царстве?», А.Стойло «Капелька дождя», Тарасенко Л.Т. «Путешествие капельки».
2.Книжки-малышки, изготовленные детьми совместно с родителями.
Уголок художественного творчества:
1.Репродукции картин художников-пейзажистов И.Левитана, И.Айвазовского, Б.Васнецова, М.Нестерова, Е.Волкова, А.Куинджи, В.Поленова; портреты художников.
2.Выставка детских работ по теме: «Жизнь в капле воды» (рисунки); «Водный транспорт» (поделки из бросового материала)
3.Для самостоятельной деятельности детей подготавливаются:
-трафареты по теме «Морские обитатели», «Жители пресных водоемов» для рисования и печатания;
-опорные таблицы для лепки и рисования (по теме);
-д/игра «Собери картинку» (для выкладывания из геометрических фигур);
-д/игра «Посмотри и дорисуй» (дорисовывание из геометрических фигур по теме);
-раскраски по теме;
-бросовый материал (нитки, парафиновые свечи, трубочки для выдувания, ватные палочки) для рисования в нетрадиционной технике.
Театральный уголок:
- настольный театр «Путешествие капельки».
-атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности и сюжетных игр:
«Морское путешествие», «Отважные спасатели» (штурвал, рупор, компас, бинокль, спасательный круг, капитанская фуражка, бескозырка, матросские воротнички, игрушки-заменители: модули для постройки корабля, канат, якорь); «В морском царстве» (парики, накидки, цветные очки, шапочки).
Центр двигательной активности:
игра «Рыбалка», атрибуты и маски для подвижных игр.
На основном этапе была организована работа по разработанной модели проектной деятельности по 5 образовательным областям.
Познавательное развитие:
1.Непосредственно образовательная деятельность: «Секреты воды», «Путешествие с Кап Капычем», «По дорогам сказок», «Царица Вода», «Море бывает в беде».
2.Викторина «Что я знаю о воде»
3.Экскурсия с родителями на набережную Туры «Как Тура зимует?»
4.Цикл наблюдений «Изучаем свойства воды» («Рыбки в аквариуме», «О чем расскажет нам растение?», «Тучки по небу плывут», «Снегопад», «Снежинка на моей ладони», «Ледяные дорожки», «Зимние забавы», «Морозные узоры», «Чьи следы?»).
5.Беседы: «Путешествие по глобусу», «Кому нужна вода», «Волшебная сила воды» (значение для здоровья человека), «Водоемы родного края», «Что растет в воде», «Что я знаю о морях и океанах?», «Вода – труженица», «Откуда берется вода в водопроводном кране?», «Безопасность на воде».
6.Опыты и эксперименты: Опыты «Веселые кораблики», «Водяная мельница», «Вода-невидимка», «Как растения пьют воду?», «Окрашивание воды», «Северное сияние», «Сушим полотенце», «Куда делась вода?», «Замерзание воды», «О чем плачет сосулька?», «Как достать игрушку изо льда?», «Какой бывает снег?», «Как быстрей слепить снежок?», «Как измерить сугроб?», «Где быстрее тает снег?», «Очистка воды» (изготовление фильтра), «Нефтяная речка», «Птицы и нефть», «Откуда берется иней?», «Плавает – тонет», «Вода – растворитель», «Что впитает воду?», «Свалка и дождь», «Вода вверх тормашками», «Спасение затонувшего корабля» (использование свойства магнита), «Батискаф», «Хризантема», «Лупа из воды», «Рукам своим не верю», «Вода, текущая вверх», «Как поймать каплю?», «Как из соленой воды добыть питьевую воду?», «Сжатая бутылка», «Делаем облако», «Подводная лодка из яйца», эксперименты по произведению Л.Н.Толстого «Хотела галка пить»,
7. Игры с водой «Рыболовы», «Тонет – не тонет», «Фонтанчики», «Буря в стакане», «Помоги кораблику доплыть», «Собери воду», «Необычная рыбалка», «Дырявая банка», «Игры с мыльными пузырями».
8.Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Мойдодыр», «Уроки тетушки Совы» («Капля воды»),«Беги, ручеек», «Берегите воду», «Секреты воды», Самый младший дождик», «Земляничный дождик», «Грибок-теремок», «Грибной дождик», «Азбука здоровья», «Русалочка».
9.Дидактические игры: «Где спряталась рыбка», «Четвертый лишний», «Отгадай, что звучит?», «Кто где живет?», «Ходит капелька по свету», «Где спряталась вода?», «Польза и вред» (явления природы); «Что сначала, что потом?», «Кому нужна вода?», «Пищевые цепочки жителей водоемов», «Когда это бывает?», «Какой бывает вода?»
10.Настольно-печатные игры: «Где живет вода?», «Воздух, земля, вода», «Как избежать неприятностей?», «Что происходит в природе?», «Береги живое», «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Четыре сезона», «Тонкий лед».
11.Моделирование «Круговорот воды в природе»
12.Составление памятки «Правила поведения на воде»
13.Выполнение индивидуальных творческих заданий (совместно с родителями).
14.Энциклопедия «Чудо повсюду» Т.Нуждиной.
Речевое развитие:
1.Загадывание загадок, чтение стихов, рифмовок о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге.
2.Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками о воде, снеге, дожде.
3.Составление творческих рассказов «Путешествие капельки», «Приключение Капитошки», «Как ребята речке помогли».
4.Чтение художественной литературы: Э. Шим. «Солнечные капли», К.Бальмонт «Росинка», Сутеев «Под грибом», И. Урядова «Сказка о воде», Н. Осипов «Кто живет в воде и у воды», А. Тюняев «Все о воде», В. Бианки «Купание медвежат», экологические сказки «Капельки», «Путешествие по воздуху и воде» О.Н. Гаврилова, сказки «Заюшкина избушка», В.Одоевский «Мороз Иванович», В.Архангельский «Летят снежные пушинки», Н.Сладков «Зачем зимой снег?», А.Дитрих «Откуда ты?», Г.Ладонщиков «Снежинка», Н.Калинина «История про снежный колобок», С.Прокофьев «Сказки про серую тучку»; О. Бундур «Дождь», Е. Эрато «Лето», И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем», А. Барто «Дождь в лесу», «Река», «Гроза», В. Орлов «Встреча», О.Троепольской, «Град» Е.Серова, «Лед» Г.Ладонщикова, «Мороз» Н.Некрасова, «Облака» Я.Акима, «Пар» Н.Михайловой, «Два ручья» О.Н.Гавриловой, И.Р.Колтунова «Голубые глаза озер», О.Н.Лазарева «История жизни болота», Н.А.Рыжова «Жила-была речка», «Как люди речку обидели», Танайсинчук «Экология в картинках», М.Н.Данилова «Ктоживет в подводном царстве?», А.Стойло «Капелька дождя», Тарасенко Л.Т. «Путешествие капельки».
5.Пальчиковая гимнастика «Пароход», «Лодка», «Медузы», «Волновалось сине море», «Рыбки», «Дождик».
Художественно-эстетическое развитие:
1.Совместная деятельность воспитателя и ребенка: изготовление напоминающих знаков «Береги воду»; «Черепашка» (поделка из ореховой скорлупы), «Осьминог» (поделка из пластилина в банке с водой), «Подводное царство» (коллаж, коллективная работа); «Аквариум с рыбками» (коллективная работа с использованием сыпучих продуктов);«Морской пейзаж» ( рисованиепосыройбумаге); «Медуза» (выдувание), «Облака плывут по небу» (рисование в нетрадиционной технике «мыльными пузырями»); «Водный транспорт» (поделки из пластиковых бутылок, упаковки для яиц).
2.Прослушивание музыкальных произведений: П.И.Чайковский «Времена года», Римский-Корсаков «Море», «Виноватая тучка» муз. Д.Тухманова, сл. Ю.Энтина.
3.Слушание звуков природы: журчание ручья, шум прибоя, шум дождя.
4.Пение: «Тучка» В.Рукашников, Е.Карганова «Дождевые капельки», «Тучка» (закличка)
.Хороводная игра «Как на тоненький ледок», «Пошла млада за водой»
5.Рассматривание репродукции картин художников-пейзажистов И.Левитана, И.Айвазовского, Б.Васнецова, М.Нестерова, Е.Волкова, А.Куинджи, В.Поленова.
Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетно-ролевые игры«Морское путешествие», «Отважные спасатели», «В морском царстве».
-Игра-ситуация «Приключение капельки»
-Театрализацияпо произведению А.Барто «Девочка чумазая», В.Одоевского «Мороз Иванович».
-Хозяйственно-бытовой труд: «Стираем куклам одежду», «Протрем пыль», «Вымоем посуду для куклы Кати», «Расчистим дорожки от снега»
-Труд в природе «Поливаем растения», «Укроем растения снегом».
Физическое развитие:
1.Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», «Ручеек», «Мы – капельки», «Снежинки и ветер», игра-эстафета «Очистим реку», «Быстрые водоносы», «Море волнуется», «Морской мир», «Караси и щука», «На болоте», «Превращение воды», «Ручейки, озера, моря, океаны», «Удочка», «Рыбы в сети», «Водолаз», «Выпусти рыбку», «Дедушка Водяной», «Водяные жмурки», «Невод», «Капитан, корабль, рифы», «Русалочки», «Бредень», «Заморозка».
2.Физминутки: «А над морем мы с тобою», «Цапля ходит по воде», «Теплоход», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «Речка», «На болоте», «Как приятно в речке плавать», «Кап-кап»,
й этап. Результат проекта.
- У детей сформированы элементарные знания о воде и ее свойствах, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.), о применении воды в бытовых и хозяйственных нуждах, о проблеме загрязнения водных ресурсов, о мероприятиях по предотвращению загрязнения.
-Работа по проекту помогла развить у детей художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках, поделках.
-У детей развивались исследовательские умения. Важное значение для реализации этой задачи в проекте имели творческие задания, которые выполняли дети совместно с родителями. Родители вместе с детьми выбирали интересную для них тему, изучали ее, и результатом этой работы становились фоторепортажи, картотеки загадок, выставки детских работ, видеоролики и презентации экспериментов, которые дети представляли в группе.
-Родители были вовлечены в педагогический процесс группы, проявляли активность, заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
-В группе была пополнена развивающая среда по данной теме.
Продуктами проекта стали:
-Создание лаборатории по изучению свойств воды «Лаборатория Кап Капыча»;
-Выставка рисунков на тему «Жизнь в капле воды» (дети совместно с родителями).
-Выставки фильтров «Как очистить воду?»
-Создание книги полезных советов по экономии воды, ее рациональному использованию «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»;
-Создание презентаций и видеороликов о воде и ее свойствах; выступления детей и демонстрация экспериментов «Домашняя лаборатория занимательных экспериментов»;
-Фоторепортаж и выпуск газеты на тему «Хоть весь свет ты обойди – лучше края не найти!» (о красоте водоемов Тюменской области)
-Макеты «В морских глубинах», «Жизнь Туры»;
-Фотоальбомы «Природа родного края», «Голубая планета», «Кто живет под водой?»;
-Книжки-малышки «Приключение капельки»;
-Буклет «Берегите воду!»
-Картотека опытов и экспериментов с водой.
-Картотека дидактических игр.
-Картотека загадок о воде;
-Картотека игр с водой.
-Карты-символы «Свойства воды»;
-Карты-схемы «Правила безопасного поведения при проведении опытов»;
-Карты-задания (для проведения экспериментов);
-Карточек для моделирования «Круговорот воды в природе»;
-Таблицы – схемы, модели для рассказывания; мнемотаблицы; коллажи по пройденным темам;
-Карточки–подсказки (разрешающие, запрещающие знаки); «Что можно, что нельзя»;
-Схема с изображением круговорота воды в природе;
-Карточки, иллюстрации, изображающие использование воды человеком;
-Игрушка Кап Капыч;
-Консультация для родителей «Познавательные опыты с водой»
-Сделана подборка презентаций «Волшебные свойства воды», «Реки и водоемы нашего края», «Кому нужна вода?», «Кто живет в воде?», «Мир морей и океанов»;
-Сделана подборка мультфильмов.
Литература:
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
3. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2016.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
5. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.Экспериментирование. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
6. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н.В.Нищева. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
7. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
9. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
11. Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2016.
12. Шорыгина Т.А. Беседы о мире морей и океанов. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
Фотографии из архива педагога Игнатовой Т. А..
ПРИЛОЖЕНИЕ: