Опыты и эксперименты с водой для детей 5-6 лет.




«Прозрачность воды:

Цель: Ознакомить с прозрачностью воды, как свойством.

Оборудование: 2 стакана (1-й с водой, 2-й с молоком), картинка, мелкие камни.

Ход игры: Предложить детям положить в стаканы камни. Дети определяют, где видны камни, а где нет. Затем смотрят на картинку сквозь воду и молоко. Определяют, через какую жидкость можно увидеть картинку.

Результат: В воде видны камни и картинка.

Вывод: Вода прозрачная, так как в ней и через нее видны предметы.

 

«У воды нет вкуса»

Цель: Выяснить, что у воды нет вкуса.

Оборудование: Стаканчики с обычной водой, соленой и сладкой, трубочки на каждого ребенка.

Ход игры: Предложить детям попробовать воду на вкус.

Результат: Дети, сравнивая, определяют отсутствие вкуса у обычной воды.

Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

«У воды нет запаха»

Цель: Выявить, что у воды нет запаха.

Оборудование: Пустой стакан, стакан с обычной водой, сок апельсина.

Ход игры: Предложить детям понюхать пустой стакан, стакан с водой, стакан с соком и определить наличие или отсутствие запаха.

Результат: Дети определяют отсутствие запаха у воды.

Вывод: У воды нет запаха.

«Вода жидкая и текучая»

Цель: Ознакомить со свойством воды – текучестью.

Оборудование: 2 стакана (1 - с водой, 2 – пустой)

Ход игры: Предложить детям перелить воду из одного стакана в другой. Что происходит с водой? (она льется, течет.) Почему? (Вода жидкая.) Все вещества, которые могут течь – жидкие. Если бы вода была бы не жидкая, она бы не текла в реках, ручейках, из крана.

Результат: Вода переливается из одного стакана в другой, течет.

Вывод: Вода – жидкость, все жидкости текучие.

 

«Вода не имеет формы»

Цель: Показать детям отсутствие формы у воды.

Оборудование: Кувшин, тарелка, стакан с водой, поднос.

Ход игры: Предложить детям налить воду в разные емкости. Что происходит с водой?

Результат: Вода принимает форму предмета, а на подносе растекается как лужа.

Вывод: Вода не имеет формы.

«Вода бывает разной температуры»

Цель: Учить определять температуру воды.

Оборудование: Стаканы с теплой, холодной и горячей водой.

Ход игры: Предложить детям определить, в каких стаканах какая вода (теплая, холодная, горячая).

Результат: Температура воды в стаканах разная.

Вывод: Вода может быть разной температуры.

 

«Лед – твердая вода»

Цель: Доказать, что лед – тоже вода.

Оборудование: Тарелка, кусочки льда.

Ход игры: Предложить детям понаблюдать за таянием льда и превращением его в воду.

Результат: В тепле лед тает, превращается в воду.

Вывод: Лед – тоже вода.

«Пар – тоже вода»

Цель: Показать детям агрегатное состояние воды – пар.

Оборудование: Термос, зеркало, тарелка.

Ход игры: Предложить детям обратить внимание на пар, который выходит из термоса, подержать над водой зеркало, тарелочку. Что появилось? Откуда взялось?

Результат: Через некоторое время на зеркале образуются капельки воды.

Вывод: Пар – тоже вода. Под действием тепла вода превращается в пар, а при остывании пар превращается в воду. Чем горячее вода, тем больше пара.

«Растворимые и нерастворимые вещества»

Цель: Помочь детям определить свойство воды – она растворяет некоторые вещества.

Оборудование: 4 стакана с водой, сахар, соль, песок, акварельные краски, ложка.

Ход игры: Предложить детям положить песок в стакан с водой и перемешать. Растворился ли песок? Вывод: песок не растворяется.

Затем предложить положить в воду сахар и перемешать. Растворился ли сахар? Вывод: сахар растворяется.

Тот же опыт проводят с солью.

Затем попросить растворить в воде акварельные краски. Почему вода стала цветной? Вывод: краска растворяется в воде.

Результат: Песок не растворился в воде, сахар соль и краска растворились.

Вывод: Одни вещества растворяются в воде, другие – нет.

«Вода нужна для прорастания»

Цель: Выявить необходимость воды для прорастания.

Оборудование: Горох, вода, вата, 2 тарелки.

Ход игры: Предложить детям узнать, где горох быстрее прорастет: в мокрой или сухой вате. Нужно намочить вату, в нее положить одну горошину; вторую горошину положить в сухую вату.

Результат: Горошина в мокрой вате проросла, в сухой – нет.

Вывод: Вода необходима для прорастания и роста.

«Растения пьют воду»

Цель: Доказать, что растения «пьют» воду.

Оборудование: стакан, цветок, пищевой краситель.

Ход игры: Поставить растение в стакан с окрашенной водой.

Результат: Стебли цветка и сам цветок окрасились.

Вывод: Вода по стеблю поднимается вверх, так растение пьет воду.

 

«Форма капель»

Цель: Доказать, что капли круглые (шарообразные).

Оборудование: Бутылка с соской или пипетка, тарелка.

Ход игры: Капать водой на блюдце с достаточной высоты. Наблюдать за формой капель. Определить, какая форма у капель.

Результат: Капли при падении похожи на маленькие шарики.

Вывод: Капли воды имеют форму шара.

 

«Вода смачивает»

Цель: Показать, что вода впитывается и смачивает.

Оборудование: Стаканы с водой, ткань, бумага, дерево, вата, полиэтилен.

Ход игры: Возьмем разные предметы и будем потихоньку лить воду на них. Наблюдать за процессом намокания. Какие предметы не впитывают воду?

Результат: Бумага, ткань, вата намокли, а с полиэтилена и с дерева вода скатилась.

Вывод: Вода впитывается и смачивает некоторые предметы.

 

«Отражение в воде»

Цель: Показать, что вода отражает окружающие предметы.

Оборудование: Таз с водой.

Ход игры: Предложить детям посмотреть, что отражается в воде.

Результат: В воде отражаются окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.

Вывод: Вода отражает окружающие предметы.

«Превращение в воду»

Цель: Показать детям превращение снега в воду.

Оборудование: Стакан, снег.

Ход игры: Занести снег в теплое помещение, наблюдать за таянием снега.

Результат: Снег растаял и превратился в воду.

Вывод: Снег – это замерзшая вода.

 

«Иней»

Цель: Показать детям, как вода превращается в иней.

Оборудование: Стакан с горячей водой, ветка.

Ход игры: Вынести в мороз стакан с горячей водой. Подержать над стаканом ветку.

Результат: Ветка постепенно покрывается инеем.

Вывод: При замерзании воде оседает на ветке в виде инея.

 

«Свойства воды, снега, льда»

Цель: Сравнить свойства воды, снега, льда.

Оборудование: Сосуды с водой, снегом, льдом.

Ход игры: Предложить детям рассмотреть снег, воду, лед. Определить, чем они похожи и чем отличаются, сравнить, что тяжелее. Затем соединить воду и лед, воду и снег.

Результат: Вода прозрачная, текучая, без запаха, цвета, формы. Снег белый, твердый, непрозрачный, имеет форму. Лед – прозрачный, твердый, имеет форму, плотный. Если соединить воду и лед, вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается. Если соединить воду и снег, вода теряет прозрачность, становится холоднее, объем увеличивается, снег изменяет цвет.

Вывод: Вода может быть в жидком, и твердом состоянии, при изменении состояния изменяются ее свойства.

 

«Испарение»

Цель: Ознакомит со свойством воды – испарением; показать зависимость испарения от разных условий.

Оборудование: 3 мерных стакана с водой, крышка, источник тепла (батарея).

Ход игры: В стаканы налить одинаковое количество воды, сделать отметку ее уровня. Первый сосуд (закрытый) и второй (открытый) - ставят между оконными рамами, третий (открытый) – поставить на батарею. Наблюдать за процессом испарения, делая отметки на стенках стаканов.

Результат: В третьем стакане вода испарилась быстрее.

Вывод: Уровень воды уменьшается, частички воды поднимаются в воздух, в тепле вода испаряется быстрее., чем на холоде, так как частички воды более активные, в закрытой емкости испарение слабое, вода не может испаряться из закрытого сосуда.

 

«Уровень воды»

Цель: Ознакомить со свойством тяжелых предметов «увеличивать» количество воды.

Оборудование: Стакан с водой, камни.

Ход игры: На стакане отметить уровень воды, опустить несколько тяжелых предметов.

Результат: Уровень воды становится выше.

Вывод: Уровень воды повышается за счет веса предметов, вытесняющих воду.

 

«Откуда берется вода»

Цель: Показать возможность воды испаряться и конденсировать.

Оборудование: Стакан с горячей водой, холодная металлическая крышка.

Ход игры: Предложить детям накрыть банку с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время предложить рассмотреть крышку. Выяснить, откуда взялась вода.

Результат: Частички воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке, потом упадут вниз.

Вывод: Вода обладает возможностью превращаться из воды в пар и обратно.

«Водяная мельница»

Цель: Ознакомить детей с силой воды.

Оборудование: Вертушка, емкость с водой, тазик.

Ход игры: Предложить детям полить воду на вертушку.

Результат: Вода толкает лопасти вертушки, и мельничка вращается.

Вывод: Падающая вода обладает силой.

«Замерзание жидкостей»

Цель: Ознакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессе замерзания.

Оборудование: Стаканы с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молока, сока, растительного масла.

Ход игры: Рассмотреть жидкости, выявить отличия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосуда). Залить жидкости в формочки, поставить на длительное время в холод. Внести формочки и определить, какие жидкости замерзли, а какие нет.

Результат: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще.

Вывод: Одни жидкости замерзают быстрее, другие медленнее. Чем гуще жидкость, тем она замерзает медленнее.

«Круговорот воды в природе»

Цель: Показать переходы воды из одного агрегатного состояния в другое.

Оборудование: Прозрачная емкость, полиэтиленовый пакет, лед, резинка.

Ход игры: В емкость положить кусок льда, закрыть ее пакетом, закрепить герметично резинкой и поставить в тепло. Длительно наблюдать за таянием и конденсацией воды.

Результат: Лед растаял и превратился в воду, затем в пар, а потом снова в воду.

Вывод: Превращение воды в пар происходит неоднократно. Это называется круговорот воды.

«Плавает – тонет»

Цель: Ознакомить со способностью воды удерживать некоторые предметы на поверхности.

Оборудование: Сосуд с водой, камни, гвоздь, кубик и др.

Ход игры: Предложить детям поочередно опустить в воду различные предметы, определяя, какие из них тонут, а какие плавают на поверхности.

Результат: Камни и гвоздик тонут, а кубик плавает.

Вывод: Предметы, которые тяжелее воды, тонут, а которые легче, плавают.

 

«Фильтрование воды»

Цель: Ознакомить детей с разными способами очистки воды.

Оборудование: Воронка, ткань, тонкая бумага, песок, крахмал, 3 сосуда.

Ход игры: Предложить детям размешать крахмал, а затем очистить ее от крахмала. Сделать очистительные устройства из песка, тряпочки, бумаги. Дети проверяют, какой фильтр лучше очищает.

Результат: Дети учатся проводить очистку воды.

Вывод: Вода лучше всего очищается с помощью бумаги.

 

«Почему осенью много луж»

Цель: Познакомить со свойствами воды.

Оборудование: Лейка с водой, миска с землей.

Ход игры: Предложить детям небольшими порциями наливать воду в чашку с землей.

Результат: Сначала вода впитывается, потом – перестает, и образуется лужа.

Вывод: Вода впитывается в землю до тех пор, пока земля не перенасытится влагой, «лишняя» вода образует лужу.

 

«Звенящая вода»

Цель: Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Оборудование: Поднос, на котором стоят стаканы, вода в лейке, ковшик, палочка с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

Ход игры: Перед детьми стоят 2 стакана, наполненные водой. Как заставить стаканы звучать? Дети проверяют все варианты (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Как сделать звук звонче? Предлагается палочка с шариком на конце. Все слушают, как звучат стаканы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Затем воспитатель отливает и добавляет воду в стаканы. Что влияет на звон?

Результат: Стаканы с разным количеством воды звучат по-разному.

Вывод: На силу звучания влияет количество воды.

«Лед легче воды»

Цель: Показать, что лед легче воды.

Оборудование: Стакан с водой, лед.

Ход игры: Опустить лед в стакан с водой, до краев наполненной водой. Лед растает, но вода не перельется через край.

Результат: Лед плавает на поверхности воды и не тонет.

Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед; вода тяжелее, чем лед.

«Где больше воды».

Цель: развивать мыслительную деятельность детей, интерес к играм с водой.
Оборудование: пластмассовая бутылка 0,5 л, вода, пластмассовый стакан 0,5 л. (по количеству игроков).
Ход игры. В игре участвуют 2-4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям рассмотреть бутылку и стакан. Сказать, в каком сосуде, по их мнению, воды больше. Дети наливают воду из крана в бутылочку по горлышко. Потом переливают её в пластмассовый стакан. Выигрывает тот, чьё предположение было верно, количество воды в сосудах одинаковое.

 

«Замёрзшая вода двигает камни».

Оборудование: соломинка для коктейля, вода, пластилин.

Ход игры: Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком верхнее отверстие соломинки, чтобы из неё не вылилась вода, вытащите её из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозильную камеру. Когда вытащите соломинку из морозильной камеры, то увидите, что она из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лёд. В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода, прежде всего, разрушает наименее прочные камни. На дорогах из – за этого могут образоваться выбоины.

 

«Подводная лодка» №1.

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливая пузырь. Его объём уменьшается, рыба идёт вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

«Подводная лодка»№ 2.

 

Подводная лодка из яйца.

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в неё сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо – оно будет плавать. Это объясняется тем, что солёная вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Теперь постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведён, можно показать фокус. Подливая солёной воды, вы добьётесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – того, что яйцо будет тонуть. Внешне солёная и пресная вода не отличаются друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

 

Цветы лотоса.

 

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

 

Естественная лупа.

 

Если вам понадобилось разглядеть какое – либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трёхлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой плёнкой, но не натягивайте её, а, наоборот, продавите её так, чтобы образовалась небольшая ёмкость. Теперь завяжите плёнку верёвкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем. Не забудьте выпустить насекомое.

 

Делаем облако.

 

Налейте в трёхлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку, воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А от куда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.

 

Рукам своим не верю.

 

Приготовьте три миски с водой: одну – с холодной, другую – с комнатной температурой, третью – с горячей. Попросите ребёнка отпустить одну руку в миску с холодной водой, вторую – с горячей водой. Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется. Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

 

Необычная рыбалка.

Привяжите к самодельному удилищу, к свободному концу привязать разные предметы. Закинуть удочку в воду и подержать 2-3 минуты. Затем вытащить груз из воды. Когда груз был легче? Все предметы в воде кажутся легкими, чем они есть на самом деле. Вода выталкивает и поддерживает их. А без воды они снова обретают свой вес.

 

Дырявая банка.

Возьмите пластиковый стаканчик с плотной крышкой и проделайте в дне и крышке дырочки. Залепите их скотчем. Наполните банку водой и закройте крышкой. Снимите скотч с донышка – чудеса, но вода не выливается. Теперь снимите скотч с крышки. Что происходит? Теперь попробуйте открывать и закрывать пальцем дырку в крышке. Когда дырка в крышке закрыта, воздух под банкой давит вверх сильнее, чем вода в ней давит вниз. Поэтому вода не выливается. Когда же открываешь дырку в крышке, давление воздуха на воду в баночке становится таким же, как и внизу. Поэтому вода свободно вытекает.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: