Цель: Уточнить представления детей о воде, ее свойствах, значении для природы и в жизни человека.
Программные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
Учить детей пользоваться моделью в качестве плана, при рассказывании.
Развивать умение выражать свои мысли, делать умозаключение; желание обсуждать результаты опытов и умение доказывать свое решение.
Обогащать словарный запас детей: пар, лед, жидкость, твердь, кристаллы, кипит, испаряется.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Дать детям знания о круговороте воды в природе, о свойстве воды испаряться и замерзать, о свойствах пара; об условиях, при которых вода испаряется, понимание того, как образуются облака.
Развивать навыки проведения опытов (умение работать с оборудованием, соблюдать правила безопасности); умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы; сенсорное восприятие, внимание, логическое мышление, познавательную активность, привлекая к простейшим экспериментам.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Развивать навыки сотрудничества и коммуникативной культуры.
Воспитывать доброжелательность, выдержку, взаимопомощь.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Развивать творческое воображение, фантазию.
Воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Развивать двигательную активность.
Поддерживать интерес к совместным играм детей.
Материалы и оборудование:
Оформление: На доске оформлено пано «Берег озера»
Демонстрационный материал: Знак «Внимание!», письмо королевы Водиландии, написанное свечой; красиво оформленный кувшин с водой; стакан с окрашенной водой; кисть; карточки-символы «Свойства воды»; карточки-схемы «Правила безопасности при проведении опытов с водой и растворами»; нарисованные и вырезанные из бумаги капельки, облако, пар; штатив, спиртовка, колба с водой (можно воспользоваться прозрачным электрочайником), таз с водой, пустая стеклянная емкость, ведро с водой, сито; сюжетные картинки на темы «Дети играют на улице зимой», «Мама на кухне варит суп», «Дети отдыхают возле реки».
|
Предварительная работа:
Экскурсия к замерзшему водоему (с родителями).
Экспериментальная деятельность: Опыты «Сушим полотенце», «Куда делась вода?», «Замерзание воды», «О чем плачет сосулька?», «Как достать игрушку изо льда?», «Какой бывает снег?», «Как быстрей слепить снежок?», «Как измерить сугроб?», «Где быстрее тает снег?», «Откуда берется иней?».
Наблюдения: «Тучки по небу плывут», «Снегопад», «Снежинка на моей ладони», «Ледяные дорожки», «Зимние забавы», «Морозные узоры», «Чьи следы?».
Чтение художественных произведений: сказки «Заюшкина избушка», В.Одоевский «Мороз Иванович», В.Архангельский «Летят снежные пушинки», Н.Сладков «Зачем зимой снег?», А.Дитрих «Откуда ты?», Г.Ладонщиков «Снежинка», Н.Калинина «История про снежный колобок», С.Прокофьев «Сказки про серую тучку»; экологические сказки «Путешествие по воздуху и воде» О.Н.Гаврилова.
Просмотр мультфильмов: «Беги, ручеек», «Берегите воду», «Секреты воды»
Примечание:
1.Роль Кап Капыча может исполнить персонаж (взрослый)
|
2.Роль Кап Капыча может исполнить воспитатель, незаметно надев шапочку и плащ персонажа.
3.Воспитатель может использовать персонажа-куклу.
Ход:
Дети играют. Вдруг раздается звук капающей воды. Динамик размещен около кувшина с водой.
Воспитатель: Ребята, вы слышите какой-то звук? Что может так звучать?
(Вода капает.)
Откуда этот звук доносится? Давайте поищем.
Находят красиво украшенный прозрачный кувшин с водой и возле него конверт.
Как вы думаете, что это может быть? (Письмо) Но ведь в конверте лист пустой, на нем ничего не видно? (предположения детей) Наверное, это волшебное письмо. Давайте используем волшебные свойства воды, чтобы прочитать его? Что будем делать?
Дети сначала наносят чистую воду на письмо кистью, затем наносят окрашенную воду – появляется текст.
Воспитатель: Давайте прочитаем (читает): «Дорогие мои ребята, юные исследователи Водиландии! Я – королева Водиландии и мои жители-капельки хотим пригласить вас в гости и поиграть с вами. В моей странекапельки очень любят путешествия и чудесные превращения. Они такие шустрые: все время превращаются, исчезают и появляются, что я никак не могу за ними уследить. Помогите мне понять их превращения. Вам они хотят доверить вам свои секреты. Чтобы очутиться в моей стране, вам нужно только сказать волшебные слова и крепко закрыть глаза».
Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в увлекательное путешествие и поиграть с капельками? (Да.) Мне тоже очень интересно, как капельки умеют путешествовать? Отправляемся в путь! Крепко закроем глаза и скажем все вместе волшебные слова:
|
Тысячи капель за руки взялись,
За руки взялись, на носки поднялись.
Нас с тобою приподняли,
И с собой умчали.
Пока дети с закрытыми глазами произносят слова, воспитатель, убирает ширму, за которой стоят столы с оборудованием для опытов, на стене висит пано (озеро, берег, небо.). Появляется персонаж Кап Капыч.
Кап Капыч: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Это я – Кап Капыч!Я очень рад приветствовать вас в своей стране Водиландии. Ребята, вы любите путешествовать? (Да.) Жители моей страны – капельки тоже любят путешествовать. Вы думаете, как же это может быть, ведь у них нет ни рук, ни ног. Сегодня я открою вам секрет: вода – настоящая волшебница. Посмотрите, какое чудесное у нас озеро (заносит тазик с водой). Мы будем отдыхать, купаться. Ярко светит солнышко. Какая вода в озере? (Дети трогают воду, играют с ней, называют: теплая, прозрачная, жидкая и т.д.). Солнце начинает пригревать все ярче и ярче, и тут начинается первое превращение. Ребята, давайте посмотрим, что происходит на самом деле. Проведем опыт и сделаем красивое пано, которое будет называться «Путешествие капельки».
Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлено оборудование для опыта: штатив, спиртовка, колба с водой (можно воспользоваться прозрачным электрочайником).
Кап Капыч: Ребята, посмотрите, вода уже кипит. Как быстро поднимаются кверху пузыри. А вверху пузырьки лопаются. Хлоп! И из каждого пузырька вылетает облачко пара. Пар – это очень маленькая-маленькая капля. Не всегда ее можно увидеть глазами без микроскопа. Капельки пара очень легкие. Посмотрите, куда движется пар? (Он поднимается вверх.) Правильно, капельки поднимаются в небо – это испарение воды. Вода испаряется из океанов, морей, рек, луж. Вот, например, когда ваша мама постирает белье и вынимает его из стиральной машины, что она с ним делает? (Она вешает его сушить.) Что означает: белье сохнет? Это значит, маленькие капельки воды покидают ткань и устремляются вверх в небо. Вода испаряется: после дождя исчезают лужи, становятся сухими дорожки, сохнет белье. В воздухе всегда есть водяной пар, только мы его не замечаем потому, что он невидимый. Давайте обозначим на нашем пано, как капельки пара поднимаются из озера вверх, в небо (Прикрепляют символы пара на пано.). Получается, что вода может быть и жидкостью, и паром.
Что же происходит потом? Хотите узнать? Давайте поймаем пар?
Кап Капыч подносит к колбе с кипящей водой круглую стеклянную емкость.
Кап Капыч: Ребята, что происходит в емкости? (Стекло запотело.). Капельки такие маленькие и легкие, что вниз не падают, а летают как пушинки. Когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко в небе воздух намного холоднее и капельки снова собираются вместе. Вот так, ребята, на небе получаются облака. Давайте на нашем небе тоже изобразим облако.
Дети прикрепляют облако на пано.
Кап Капыч: А вы, ребята, знаете загадки про облака?
Дети: Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ближе, тем дождик ближе.
Белый-белый пароход над деревьями плывет.
Если станет синим, разразится ливнем.
Кап Капыч: Молодцы, ребята, а вы знаете, что происходит дальше? Посмотрите внимательно на стекло колбы, в которую мы поймали пар? (Появляются капли.) Из «озера»водаиспаряетсяиподнимаетсяв « небо » в виде пара, образуется облако. Пар остывает и снова становится водой. Посмотрите на капли, что с ними происходит? (Большие капельки не удерживаются и падают вниз.) Маленьким капелькам в облаке холодно. Каждая маленькая капелька бежит навстречу другой маленькой капельке, и они сливаются, превращаясь в одну большую каплю. Большая капля становится тяжелой, она не может удержаться в облаке и начинает падать на землю. Когда таких больших капель становится много в облаке, выпадает дождь. Давайте прикрепим капельки на наше небо – из облака идет дождь.Капли дождя попадают на землю, стекаются в лужи, лужи – в ручейки, ручейки в реки, озера. И снова начинают испаряться… Вот так вода путешествует летом. А как вы думаете, что происходит зимой, когда капельки, падающие вниз, встречаются с морозом? (замерзают). Капельки замерзают, превращаются в кристаллики. Отгадайте загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь –
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
Кап Капыч: Правильно, зимой с неба падает белый пушистый снег – это замерзшие капельки воды. Снег укрывает все деревья и дома. В какие игры мы можем поиграть со снегом зимой? (Поиграть в снежки, слепить снеговика, построить крепость). А что происходит с речкой, ручьем, озером? (Замерзают.). Правильно, вода в реке замерзает – превращается в лед, становится твердой. А как мы можем поиграть на льду? (Покататься на коньках.) Вот какая волшебница вода – она может превращаться и в пар, и в лед, и снова в воду. Послушайте стихотворение об этих необычных свойствах воды:
Коль зимою спрыгнуть с вышки,
То набьешь, конечно, шишку.
Знать, тверда была вода,
Ты ответишь без труда.
Ну а если прыгнуть в воду
В очень теплую погоду,
Будешь мокрым ты до нитки –
Летом лед бывает жидким.
Вот такая чехарда:
То здесь лед, а то – вода.
Ты подумай и ответь:
Речка - жидкость, или твердь?
Зачерпнем воды из печки
И поставим греть на печке:
Пар заполнит весь наш дом,
А воды мы не найдем.
Вот такая чехарда:
То здесь пар, а то – вода.
Жидкость – речка или газ?
Ты ответишь нам тотчас.
«И вода, и лед, и пар», -
Скажет нам и млад и стар, -
Это все-таки вода,
Ты запомни навсегда. А.Дитрих
Кап Капыч: Ребята, вы любите играть в прятки? И капельки тоже любят играть в прятки? Поиграете с ними? Посмотрите на эти картинки и отгадайте, где спряталась вода?
Рассматривают сюжетные картинки на темы «Дети играют на улице зимой», «Мама на кухне варит суп», «Дети отдыхают возле реки» и называют воду в разных состояниях.
Кап Капыч: Ну, вот мы поиграли с капельками. Пора вам возвращаться в детский сад. На память я подарю вам вот эти картинки, которые помогут вам не забыть, что вода умеет быть жидкой, твердой и парообразной. (Подает детям ведерочко с водой, и карточки.) Ребята, мои капельки хотят поехать к вам в гости и поиграть с вами у вас на участке. Только, ребята, эти капельки очень хитрые. Сегодня вы многое узнали, и многому научились. Капельки хотят, чтобы, когда вы вернулись в детский сад, вы вынесли их на улицу в сите. Вот вам сито. Можно это сделать или нет? Подумайте об этом и помните, что вода умеет превращаться! Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова, чтобы возвратиться в детский сад.
Дети закрывают глаза, произносят слова. В это время Кап Капыч уходит. Воспитатель заходит.
Тысячи капель за руки взялись,
За руки взялись, на носки поднялись.
Нас с тобою приподняли,
И домой нас умчали.
Воспитатель: Ребята, где же вы были? Что интересного узнали? А что это у вас в руках? Дети рассказывают, что они узнали, делятся впечатлениями, и рассказывают о задании, которое им надо выполнить.
Воспитатель: Ой, ребята, наверное, капелькам не придется с вами поиграть на участке. Как же можно вынести воду в решете, она ведь жидкая и вся вытечет через эти дырочки?
Дети высказывают предположения, воспитатель с помощью карточек старается подвести их к правильному ответу. Дети приходят к решению проблемы – воду надо заморозить, а для этого нужно поместить ее в морозильную камеру. Если занятие проводится зимой, то воду можно заморозить на подоконнике.