Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы по ознакомлению с природой.




Тема: «Царица Вода»

 

Цель: Уточнить представления детей о воде, ее свойствах, значении для природы и в жизни человека.

 

Программные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

Развиватьдоказательную речь; умение выражать свои мысли, делать умозаключение, желание обсуждать результаты опытов и умение доказывать свое решение.

Обогащать словарный запас: круговорот, быт.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Уточнить и расширить знания детей о воде и ее свойствах, о роли в жизни человека живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.), о мероприятиях по предотвращению загрязнения; о круговороте воды в природе, его последствиях.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы; познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим экспериментам; внимание, логическое мышление.

Воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу, экологическую культуру.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Формировать позицию помощника и защитника воды на Земле.

Воспитывать взаимопомощь, умение детей слушать и слышать друг друга, отстаивать собственное мнение, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Развивать творческое воображение.

Воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Развивать двигательную активность.

Поддерживать интерес к совместным играм детей.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: Глобус, схема с изображением круговорота воды в природе; карточки,иллюстрации, изображающие использование воды человеком; оборудование для проведения опытов, мяч.

Раздаточный материал: модель Земного шара, ножницы, карточки синего, голубого, зеленого, коричневого, желтого, белого цвета, карточки с изображением гор, лесов, водоемов, цветные карандаши.

 

Предварительная работа: Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге О.Троепольской, «Град» Е.Серова, «Лед» Г.Ладонщикова, «Мороз» Н.Некрасова, «Облака» Я.Акима, «Пар» Н.Михайловой, энциклопедии «Чудо повсюду» Т.Нуждиной;«Два ручья» О.Н.Гавриловой, И.Р.Колтунова «Голубые глаза озер», О.Н.Лазарева «История жизни болота», Н.А.Рыжова «Жила-была речка», игры «Ручеек», «Мы – капельки».

Ход:

Беседа «Путешествие по глобусу»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Незнайка.) И пришел Незнайка к нам не с пустыми руками. А вот что это такое и для чего, Незнайке неизвестно. Он просит, чтобы мы помогли ему разобраться. Что это за предмет и для чего он нужен?

Дети объясняют Незнайке, что такое глобус и для чего предназначен.

Воспитатель: Глобус – это модель Земного шара, так из космоса выглядит наша Земля. Хотите узнать, что подумал Незнайка, когда впервые увидел этот незнакомый предмет? А как вы думаете, что подумал бы великан, глядя на глобус? А что подумал бы слон? А что думаете вы об этом предмете? Где можно использовать глобус?

Дети высказывают предположения.

Ребята, Незнайка приглашает нас в путешествие по глобусу. Согласны?

Посмотрите внимательно и скажите, что на глобусе обозначено голубым цветом?

Какие цвета вы еще видите?

Что обозначено этими цветами? Как вы думаете?

Воспитатель быстро крутит глобус.

Какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

Ребята, послушайте рассказ:

В древности люди назвали свою планету Землей, и когда научились строить большие корабли и стали на них плавать по морям и океанам, то узнали, что земли (суши) намного меньше, чем воды.

Чтобы детям легче было это представить, воспитатель предлагает каждому ребенку взять «модель земного шара» и вырезать ножницами части суши. Дети выполняют задание, потом сравнивают сушу и воду по величине, чего больше.

Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, человек может жить без воды?

Кому еще нужна вода?

Можно ли пить воду из моря или океана? Почему?

Какую воду можно пить?

Откуда берется пресная вода?

Где больше воды? (посмотреть на глобус) – в океанах или в реках и озерах?

Детьми делается вывод, то воду нужно беречь, потому, что пресной воды на Земле мало. Воспитатель раздает детям карточки разного цвета и предлагает на глобусе найти свой цвет, а также придумать рассказ о том, что означает данный цвет на глобусе. Дети придумывают рассказы.

Воспитатель: Ребята, мы помогли Незнайке разобраться в вопросах: что такое глобус? и почему наша Земля такая разноцветная? Он теперь знает это хорошо. Но он никак не поймет, почему белый цвет только вверху и внизу глобуса?

Дети высказывают предположения.

Чтобы проверить правильность наших ответов, приглашаю всех в «Лабораторию опытов и экспериментов», найдем там ответы на вопросы Незнайки, а заодно, и на свои вопросы. А так как работа предстоит долгая, давайте немного поиграем, наберемся сил и терпения.

 

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Дети становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает кому-нибудь из играющих мяч, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб; на слово «воздух» - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз повернуться кругом, помахивая руками. Ошибающийся ребенок выбывает из игры.

 

Воспитатель: Немного отдохнули, можно приниматься за дело.

 

Работа в лаборатории.

В лаборатории проводится опыт – вращение Земли вокруг Солнца (с использованием модели «Солнечная система»). Предстоит определить разницу в освещенности и нагретости глобуса под воздействием Солнца (лампы) и подумать, где и почему на Земле всегда жарко, а где всегда холодно? Делается вывод, почему на северном полюсе ледники.

 

Самостоятельная работа детей.

Незнайка не запомнил, что и каким цветом обозначается на глобусе и просит детей помочь ему.

Воспитатель предлагает детям взять карточки, на которых с одной стороны нарисованы реки, горы, леса и т.д.. Другую сторону предлагает детям раскрасить тем цветом, каким на глобусе обозначаются эти географические понятия. По окончанию работы, дети рассказывают Незнайке, почему раскрасили тем или иным цветом свою карточку.

 

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие! Что вам понравилось больше всего? Что нового и интересного вы сегодня узнали?

Незнайка: Спасибо, ребята! Теперь я знаю, что такое глобус, он мне очень пригодится в школе. Сегодня я узнал, что такое суша, ледник, океан и моря. Узнал, почему наша планета Земля, такая красивая. Теперь я знаю, что пресной воды на Земле очень мало и ее нужно беречь.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: