С дошкольниками старшей группы по ознакомлению с природой.
Тема: «Секреты воды»
Цель: Уточнить представления детей о воде, ее свойствах, значении для природы и в жизни человека.
Программные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
Обучать умению пользоваться схемами-символами, помогающими отвечать на вопрос логично, последовательно; умению выражать свои мысли, делать умозаключение.
Развивать доказательную речь, желание обсуждать результаты опытов и умение доказывать свое решение.
Обогащать словарный запас детей: исследователь, температура, жидкость, прозрачная, бесцветная, растекается.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
Продолжать закреплять представления о воде и ее свойствах (прозрачная, бесцветная, текучая, принимает любую форму, в которую её налить, без запаха, вкуса, она может нагреваться и охлаждаться.), о значении воды в природе и жизни человека.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы посредством опытно-экспериментальной деятельности; навыки проведения опытов (умение работать с оборудованием, соблюдать правила безопасности).
Развивать познавательно-исследовательский интерес, сенсорное восприятие, внимание, логическое мышление.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Формировать позицию помощника и защитника воды на Земле.
Воспитывать сочувствие, сопереживание, умение детей слушать и слышать друг друга, отстаивать собственное мнение, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
|
Закрепить умение детей создавать яркие, необычные образы морских жителей с помощью нетрадиционной техники рисования «мыльными пузырями».
Развивать творческое воображение.
Воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Развивать двигательную активность.
Поддерживать интерес к совместным играм детей.
Материалы и оборудование:
Оформление: Часть группы отгорожена ширмой. За ширмой оборудован корабль: штурвал, мачта, якорь, трап, расставлены стулья (левый борт, и правый борт), развешены флажки, мольберт с карточками-схемами «Правила безопасности при проведении опытов с водой и растворами», магнитная доска, на столах подготовлено оборудование для игр и экспериментов. С другой стороны группы подготовлены столы для рисования.
Музыкальное оформление: песня «Катерок» из мульфильма «В порту»О.Ануфриева.
Демонстрационный материал: Знак «Внимание!», письмо королевы Водиландии, карточки-символы «Свойства воды»; карточки-схемы «Правила безопасности при проведении опытов с водой и растворами»;
Раздаточный материал:
Оборудование для опытов готовится на каждого ребенка на столах, покрытых клеенкой: 2 стакана с чистой водой; стакан с водой, окрашенной белой гуашью; цветной кубик; 2 одинаковых пуговицы; чайная ложка; чистое полотенце; влажные салфетки; сосуды круглой и прямоугольной формы; лимон и апельсин, разрезанный на 1/3 часть (можно использовать сок); баночка с солью (на баночке – изображение соли), картинка с изображением капельки.
Оборудование для рисования: чашечки с разноцветной мыльной водой; листы белой бумаги; фломастеры.
|
Предварительная работа:
Экспериментальная деятельность: Опыты «Веселые кораблики», «Водяная мельница»,
«Как растения пьют воду», «Окрашивание воды», «Северное сияние»
Наблюдения: «Рыбки в аквариуме», «О чем расскажет нам растение?».
Чтение художественной литературы: Э. Шим. «Солнечные капли», К.Бальмонт «Росинка», Сутеев «Под грибом», И. Урядова «Сказка о воде», Н. Осипов «Кто живет в воде и у воды», А. Тюняев «Все о воде», В. Бианки «Купание медвежат», экологическая сказка «Капельки» О.Н. Гаврилова и т.д.
Просмотрмультфильмов: «Капитошка», «Мойдодыр», «Уроки тетушки Совы» («Капля воды»)
Примечание:
1.В занятии могут участвовать персонажи (взрослые).
2.Воспитатель может использовать персонажи кукольного театра.
3.Воспитатель может играть роль Кап Капыча, незаметно надев шапочку и плащ персонажа.
Ход:
Часть.
Дети играют.
Воспитатель: (дает поручение дежурным) Ребята, посмотрите на наши растения в уголке природы. Как вы думаете, о чем они хотят нас сегодня попросить? Почему мы им должны помочь?
Дети осматривают растения (листья опущены), делают вывод, что нужно полить растения, протереть пыль с листьев, убрать сухие листочки.
Воспитатель: Что нам для этого понадобится? Хорошо, тогда наберите в тазик воды, чтобы промывать тряпочки и в леечки воду, чтобы она отстоялась.
Дети заходят в умывальную комнату и видят, что на стене висит табличка - знак «Внимание!» (красный восклицательный знак) Вода в умывальниках заранее перекрыта. Дети сообщают об этом воспитателю.
|
Воспитатель (удивленно): Что случилось? Что за знак висит на стене? Как вы думаете, ребята, что он означает?
Дети: Внимание!
Воспитатель: О чем хочет рассказать нам этот знак? Давайте посмотрим. Знак весит возле умывальников, значит, здесь что-то случилось.
Осматривают помещение. Открывают кран, вода не течет.
Воды нет! А вы ребята не знаете, почему в кране нет воды?
Дети высказывают предположения. Воспитатель незаметно убирает скотч на кране, который удерживает письмо, свернутое в трубочку, в отверстии крана. Письмо выпадает.
Ой, ребята, что это такое?
Дети разворачивают, рассматривают, делают вывод, что это – кому-то написанное письмо.
Интересно, чье это письмо? Не ваше? (спрашивает у ребят) От кого оно может быть? Давайте прочитаем!
(воспитатель читает): «Здравствуйте, дорогие ребята! Я – королева страны Водиландии прошу у вас помощи. Беда случилась в моей стране! Нептун рассержен и сказал, что заколдует мою страну, и она исчезнет навсегда – исчезнут реки, озера, моря и океаны! Я знаю, что вы смелые, умные и очень добрые ребята. Помогите, пожалуйста, мне и моим жителям! Попасть в мою страну вами поможет мой главный помощник – Кап Капыч, он уже отправился к вам навстречу».
Воспитатель: Ребята, отправимся на помощь или останемся? Ведь путешествие может быть очень опасным. Вдруг Нептун нас тоже заколдует? А что может случиться, если вся вода исчезнет? А что такое – вода, как вы думаете? (высказывания детей) Кому нужна вода?
Дети: Вода нужна человеку (пить, готовить пищу, мыться, стирать, убираться), животным и растениям (без воды они погибнут).
Воспитатель: Скажите, где и как мы используем воду в нашей группе? (ответы детей) Давайте прикрепим капельки в тех местах группы, где нам необходима вода.
Дети выполняют задание, объясняют свой выбор.
Посмотрите, вокруг стало очень много синего цвета. Что это значит?
Дети: Значит, нам необходима вода.
Воспитатель: Отправляемся в путь?
Появляется Кап Капыч.
Кап Капыч: Здравствуйте! Это вы те отважные ребята, которые отправляются спасатьстрану Водиландию? Но прежде, чем мы отправимся в путь, я открою вам секреты и тайны моей любимой страны.Хотите,япосвящу вас в команду исследователей Водиландии. Ну что, готовы?
Убирает ширму. Появляется корабль.
Сейчас мы с вами поднимемся на борт моего корабля. Рассаживайтесь поудобней.
Дети рассаживаются за столами с оборудованием на каждого ребенка:2 стакана с чистой водой; стакан с водой, окрашенной белой гуашью; цветной кубик; 2 одинаковых пуговицы; чайная ложка; чистое полотенце; влажные салфетки; сосуды круглой и прямоугольной формы; лимон и апельсин, разрезанные на 1/3 часть (можно использовать лимонный и апельсиновый сок); баночка с солью (на баночке – изображение соли), картинка с изображением капельки.
Кап Капыч: Здесь находится лаборатория юных исследователей. Вспомните правила, которыми мы будем пользоваться при проведении опытов.
Дети рассматривают карточки-схемы на мольберте и с помощью них называют правила проведения опытов:
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому.
2.Нельзя ничего брать без разрешениявзрослого.
3.Каждую вещь клади на место.
4.Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5. Вытирай пролившуюся на пол или на стол воду.
6. Нельзя брать раствор в рот.
7.Делать все нужно дружно!
Ребята, посмотрите внимательно. Что у вас в стаканчиках?
Дети: вода.
Кап Капыч: Это и есть жители страны Водиландия. Мы их не видим, потому, что они - маленькие капельки. Они все одинаковые, их много, и они образуют воду. Давайте поздороваемся с капельками? У меня для вас первое задание: «Определите, какого цвета вода?»
(Если дети отвечают, что вода белая, предлагает сравнить налитую в стакан чистую воду и воду в другом стакане, окрашенную в белый цвет)
Кап Капыч: Одинаков ли цвет воды, налитый в стаканы? Возьмите стаканчик с белой водой и посмотрите через воду на кубик. Какого цвета кубик? (кубика не видно.) Почему вы не увидели сквозь воду цвет кубика? (ответы детей.) Вода в стакане белая, окрашенная, сквозь нее не видны предметы. Возьмите в руки стакан с чистой водой. Посмотрите через воду на этот кубик. Какого цвета кубик? (ответы.) Почему вы смогли увидеть через чистую воду цвет кубика? (она прозрачная, у нее нет цвета.) Сквозь прозрачную воду видны предметы, а сквозь окрашенную воду мы не видим предметы. А теперь положите в стакан с чистой водой и в стакан с окрашенной водой по пуговице. Видны ли они? (ответы детей.) Пуговица в стакане с прозрачной водой хорошо видна. Получается, что вода бесцветная. Кто согласен, поднимите капельку. Давайте, обозначим это символом (Прикрепляют карточку-символ к мольберту).
Кап Капыч: Теперь второе задание: «Определить какую форму имеет вода?».
Вода – это жидкость. Рассмотрим, чем она отличается от твердых предметов. Перед каждым из вас деревянные кубики. Какой они формы? (ответы детей.) Возьмите, пожалуйста, их в руку. Сильно сожмите. Рассмотрите, изменил кубик свою форму, или нет? (Нет.) Уроните кубик на пол. Рассмотрите, растекся ли он? (Нет.) Подбросьте кубик вверх. Изменил он свою форму? (Нет.) Положите, пожалуйста, кубик на стол. Сложите ладонь одной руки «корзиночкой». Другой рукой наберите из стакана ложкой чистой воды в свою «корзиночку». Как вы думаете, что случится с водой, если мы спрячем ее в руку за спину? (ответы детей.) Спрятали. Теперь покажите свои ладони. Где же вода? Что с ней случилось? (Она растеклась.) Вытрите руки полотенцем. Почему вода растеклась, а дерево нет? (Потому, что дерево –твердый предмет, а вода – жидкость.) Как удержать воду, чтобы она не растеклась? (Налить воду в емкость, сосуд.) Рассмотрите, какой формы посуда находится у нас на столе? (круглая, прямоугольная.) Какие красивые домики для водички. Они все имеют дно и края. Для чего это нужно? (Чтобы вода не растекалась.) Если мы нальем воду в посуду круглой формы, как вы думаете, что произойдет? Налейте ложкой воду в посуду круглой формы. Какую форму приобрела вода? (Круглой.)
Дети выполняют задание с посудой прямоугольно формы.
Значит, вода принимает форму тех сосудов, в которые она налита. Кто согласен, поднимите капельку. Давайте обозначим это свойство воды символом (Прикрепляют карточку-символ.).
Кап Капыч: Теперь задание третье: «Определить имеет ли вода запах?». Возьмите стакан с чистой водой и понюхайте ее. Какой запах вы ощущаете? (Запаха нет). Чистая вода не имеет запаха. Посмотрите, у нас есть лимон. Понюхайте, что вы ощущаете? Какой запах у лимона? (Ароматный, кислый) Теперь давайте добавим сок лимона в стакан с водой. Какой запах вы ощутили? (Такой же запах, как у лимона.) Этопахнетлимон. Давайте попробуем добавить в другой стакан с чистой водой сок апельсина. Какой запах ощущается теперь? (ароматный, сладкий, апельсиновый) Этопахнетапельсин. У воды появился запах апельсина, потому, что мы добавили в нее апельсиновый сок. А у воды запаха нет. Кто согласен, поднимите капельку. Давайте обозначим это свойство воды символом. (Прикрепляют карточку-схему).
Кап Капыч: Задание четвертое: «Определить, какой вкус у воды?». Возьмите стаканчик с чистой водой. Попробуйте воду. Какой она имеет вкус? (ответы детей.) У чистой воды нет вкуса. А как сделать воду соленой? Что мама добавляет в воду, когда варит суп, чтобы он был соленым? (соль.) Добавьте в стакан с чистой водой щепотку соли. Какой вкус ощущается? (Ощущается соленый вкус.) Соль – это кристаллы, которые растворяются в воде. В этом растворе мы ощущаем вкус соли, а у чистой воды вкуса нет. Кто согласен, поднимите капельку. Давайте обозначим это свойство воды символом. (Прикрепляют карточку-символ).
Кап Капыч: А теперь у меня для вас последнее задание. У меня на столе стоят три стакана с водой. Потрогай те их осторожно, кончиком пальца, и скажите, что вы почувствовали? Чем отличаются ощущения? (В одном стакане вода холодная, во втором – теплая, а в третьем – горячая.) Вода бывает разной температуры. Она может нагреваться и остужаться. Скажите, как сделать воду холодной? (Поставить в холодильник.) А как сделать воду горячей? (Поставить на плиту и включить, или нагреть в чайнике.) Давайте обозначим это свойство воды символом (обозначают карточкой-символом).
Кап Капыч: Молодцы, ребята! Я вам открыл все секреты воды. О каких свойствах воды вы узнали?
Дети называют свойства с опорой на карточки-символы: она не имеет цвета, формы, запаха, цвета, вкуса, может изменять температуру (нагреваться и охлаждаться).
Часть.
Звучит музыка моря.
Кап Капыч: Молодцы, ребята, я принимаю вас в команду исследователей Водиландии! Мы отправляемся! Поднять якорь! Полный вперед! Держим путь прямо в замок Нептуна! Ребята, проникнуть в замок мы можем, произнеся волшебное заклинание. Закройте глаза и не подглядывайте! Иначе волшебство не получится.
Дети закрывают глаза.Кап Капычпроизносит заклинание загадочным голосом:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было воды,
Жить нельзя нам без воды!
Открывайте глаза! Мы прибыли.
Дети открывают глаза и видят Нептуна.
Нептун (сердито): Вы кто такие и зачем ко мне пожаловали?
Дети: Мы пришли помочь стране Водиландии.
Кап Капыч: Скажи, Нептун, ты же не злой, почему ты разозлился, обиделся на жителей этой страны. Ведь если ты заколдуешь воду, и она исчезнет, то могут погибнуть и растения, и животные, и люди. Ты ведь и сам не сможешь жить без воды – ведь это твой дом, твоя стихия.
Нептун: Да, знаю я. Но ничего с собой не могу поделать! Скучно мне. Скучал, я скучал, а потом разозлился. Развеселите меня, я может и передумаю.
Кап Капыч: (детям) Как же нам развеселить Нептуна? (Поиграть.) Давай, Нептун, поиграем вместе с ребятами!
Физминутка:
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись:
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – кроль.
Все как один,
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Нептун: Да, конечно, вам весело всем вместе играть, плавать, веселиться. А я совсем один, никто со мной не водится. Вот я и злой!
Кап Капыч: (детям) Ребята, скажите, с кем может подружиться Нептун? (с морскими обитателями – рыбами, рачками, осьминогами, дельфинами.) А давайте мы нарисуем ему друзей. Водяной оживит их, и они станут настоящими. Согласны?
Сегодня у нас будет необычное рисование. Подойдите, пожалуйста, к столам, посмотрите на художественные материалы и инструменты, которые лежат на столах. Кисточек у нас нет?! Зато есть чашечки с цветной мыльной пеной, трубочки для выдувания, фломастеры.
Дети: Мы будем рисовать с помощью мыльных пузырей!
Кап Капыч: Какие вы догадливые, сообразительные! Давайте нарисуем водяному друзей. Вы уже умеете рисовать с помощью мыльных пузырей. Давайте подумаем, как мы можем нарисовать рыбку, осьминога, краба?Апотом вы выберите, какого друга вы нарисуете Нептуну. (ответы детей) Чтобы образ получился необычным, выразительным, можно нарисовать бантики или ещё что-нибудь, то, что вы захотите.
Дети начинают рисовать. Касаются листом бумаги мыльной пеной – остается отпечаток. Затем фломастером дорисовывают детали и развешивают свои рисунки на магнитной доске. Кап Капычи Нептун хвалят ребят.
Кап Капыч :
И поспешили к водяному все жители морские,
Осьминоги, крабики и рыбки золотые.
Морские глубины друзьями кишат
И другу водяному все говорят:
«Не грустить, не унывать,
Бегать, прыгать и скакать.
Петь, плясать и веселиться
И на дне морском резвиться!
Водяной:
Нептун: Я так рад новым друзьям, что решил пообещать вам, что никогда больше не буду обижать жителей страны Водиландии, буду всегда только добрый и веселый! Спасибо вам, ребята!
Кап Капыч: Молодцы, ребята, смогли развесилить Нептуна, и спасти нашу Водиландию!Давайте прощаться! Вам пора возвращаться. До свидания, до новых встреч! Занимайте места на корабле и закрывайте глаза. Мы отправляемся в обратный путь!
Дети заходят по трапу на корабль, садятся на стулья и закрывают глаза. Звучит фрагмент из песни «Катерок» в исполнении О.Ануфриева. Кап Капычнезаметно уходит. Песня заканчивается.
Воспитатель: Ребята, наконец-то вы вернулись в детский сад!Интересным было ваше путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Получилось у вас спасти страну Водиландию? Давайте проверим, появилась, ли у нас вода? (открывают кран, из крана льется вода.) Молодцы ребята!