Конституция РФ — Конституция Российской Федера ции, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с уметом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федера ции от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ)
АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ
ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ; часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3
ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЭ
КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ
НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ
СК РФ — Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3
УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3
УПК РФ — Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ
Закон о Конституционном Суде — Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
Закон о статусе судей — Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»
Закон о судах общей юрисдикции — Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»
Закон о судебной системе — Федеральный конституционный закот от 31 декабря 1995 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
Органы власти
МВД России — Министерство внутренних дел Российской Федерации
|
МИД России — Министерство иностранных дел Российской Федерации
Минобороны России — Министерство обороны Российской Федерации
Минюст России — Министерство юстиции Российской Федерации
ФМС Рэссии — Федеральная миграционная служба
ФСБ России — Федеральная служба безопасности
ФСИН России — Федеральная служба исполнения наказаний
ФСКН России — Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков
ФССП России — Федеральная служба судебных приставов
ФТС России — Федеральная таможенная служба
Прочие сокращения
абз. — абзац (-ы)
гл. — глава (-ы)
п. — пункт (-ы)
поди. — подпункт (-ы)
разд. — раздел (-ы)
РФ — Российская Федерация
ст. — статья (-и)
ч. — часть (-и)
Глава 1 ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
После изучения настоящей главы студент должен:
знать: предмет и метод курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации»; понятие и виды правоохранительных органов и правоохранительной деятельности;
уметь: показать взаимосвязь курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами; объяснить место правоохранительных органов в системе органов государства; кратко охарактеризовать основные направления деятельности правоохранительных органов;
владеть: юридической терминологией, касающейся предмета, системы и структуры курса «Правоохранительные органы в Российской Федерации»; понятийным аппаратом, принятым для характеристики правоохранительных органов и правоохранительной деятельности; навыками работы с нормативными правовыми актами, касающимися организации деятельности правоохранительных органов.
|
1.1. Предмет и система курса
«Правоохранительные органы Российской Федерации»
Учебный курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» является комплексной юридической дисциплиной, изучающей совокупность норм различных отраслей права, регулирующих организацию и деятельность судебных и правоохранительных органов РФ.
В настоящее время не существует единого понятия правоохранительных органов и правоохранительной деятельности. В учебной литературе встречаются трактовки термина «правоохранительные органы» в широком понимании: к ним относят суды, прокуратуру, адвокатуру, нотариат, органы юстиции, органы предварительного расследования, частные детективные и охранные учреждения, комиссии по делам несовершеннолетних и иные органы и организации, в той или иной степени обладающие полномочиями в сфере правоприменения.
В узком понимании к правоохранительным органам принято относить органы предварительного расследования (СК РФ, ФСБ России, МВД России, таможенные органы, ФСКН России и некоторые другие).
Следует заметить, что правоохранительные функции могут выполнять различные органы государства, но далеко не все они могут быть отнесены к правоохранительным.
К основным признакам правоохранительной деятельности принято относить следующие:
1) она состоит в защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства от противоправных посягательств;
|
2) осуществляется на основе закона в особой форме, предполагающей основания, четкую последовательность и порядок совершения отдельных действий;
3) осуществляется специально уполномоченными законом субъектами, наделенными особым статусом;
4) осуществляется от имени государства и предполагает наличие властных полномочий, т.е. связана с применением мер государственного принуждения.
В курсе «Правоохранительные органы Российской Федерации» изучаются следующие виды правоохранительной деятельности:
● конституционный контроль;
● осуществление правосудия;
● прокурорский надзор;
● выявление и расследование преступлений;
● оперативно-розыскная деятельность;
● охрана общественного порядка;
● обеспечение государственной безопасности;
● оказание квалифицированной юридической помощи;
● удостоверение бесспорных прав и фактов.
В структуре курса выделяются три части: общая, особенная, специальная.
В общей части рассматриваются основные теоретические положения курса (понятие и признаки судебной власти, правосудия, общее понятие судебной системы и др.).
Особенная часть посвящена организации и деятельности конкретных судебных и правоохранительных органов (отдельных видов судов и звеньев судебной системы, прокуратуры, полиции, органов государственной безопасности и др.).
В специальной части курса изучается организация и деятельность суда и правоохранительных органов некоторых зарубежных стран.
1.2. Соотношение курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами
Вводный характер курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» предполагает его взаимодействие с другими учебными дисциплинами.
Для того чтобы освоить курсы, предметом которых являются отрасли права (конституционное, административное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и др.), студентам необходимо иметь соответствующий методический и лексический инструментарий.
Наряду с курсом теории государства и права учебная дисциплина «Правоохранительные органы Российской Федерации» создает фундамент для глубокого изучения и понимания целого ряда отраслевых предметов.
Необходимо отметить взаимосвязь курсов «Теория государства и права» и «Правоохранительные органы Российской Федерации». В учебных заведениях данные дисциплины изучаются одновременно, взаимно дополняя друг друга. При изучении курса теории государства и права студенты получают знания о системе и функциях органов государства, правовой системе и системе права, формах государственного устройства, теории разделения властей, институтах и отраслях права и других категориях. Учебный курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» дает представление о независимости и самостоятельности судебной власти и правосудия, особенностях построения судебной и правоохранительной систем, принципах правосудия, подзаконности судебной и правоохранительной деятельности. Общие теоретические понятия источников права, нормативных актов находят здесь выражение в изучении законодательных источников, регулирующих организацию и деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия, внутренних дел, государственной безопасности, адвокатуры и иных правоохранительных органов и организаций.
Конституционные основы судебной власти изучаются как в курсе «Конституционное право Российской Федерации», так и в дисциплине «Правоохранительные органы Российской Федерации».
Многие положения об организации судебных органов отражены непосредственно в Конституции РФ. В гл. 7 «Судебная власть» закреплены основополагающие принципы судоустройства и судопроизводства; организации высших судебных органов — Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; правового статуса судей — носителей судебной власти, а также принципы построения и система органов прокуратуры. По мнению ряда авторов, судоустройство является подотраслью конституционного права, так как регулирует особенности построения судебных органов в общей системе органов государства.
Государственное устройство России подробно изучается в курсе «Конституционное право Российской Федерации», тогда как организация судебной власти в федеративном государстве является предметом рассмотрения в дисциплине «Правоохранительные органы в Российской Федерации» (например, вопросы организации федеральных судов и судов субъектов РФ).
Кроме того, конституционные основы (принципы) правосудия (равенство граждан перед законом и судом; независимость судей и подчинение их только закону; осуществление правосудия только судом и на основе закона; состязательность и равноправие сторон в судебном процессе; гласность судопроизводства и др.) изучается в качестве отдельных разделов в обеих учебных дисциплинах.
Если в курсе «Конституционное право Российской Федерации» изучаются конституционные основы статуса судей в целом, то дисциплина «Правоохранительные органы» данные положения рассматривает достаточно детально (понятие правового статуса судей, требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, особый порядок приостановления и прекращения полномочий судей, неприкосновенность судей и др.). Особое значение для лиц, получающих юридическое образование, имеют разделы курса, в которых изучаются организационные и инстанционные связи между судами.
В полном объеме характеристики каждого судебного полномочия даны в курсах уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права. Вместе с тем в общем виде основные положения о суде первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций даются уже в предмете «Правоохранительные органы».
Необходимо выделить и отдельные правовые институты, изучаемые в различных дисциплинах с точки зрения судоустройства и судопроизводства. Так, институт присяжных заседателей является частью уголовно-процессуального права как совокупность норм, регулирующих особенности данного вида судопроизводства по уголовным делам (оценка доказательств, разграничение функции председательствующего и присяжных заседателей и др.).
В аспекте судоустройства институт присяжных заседателей изучается с точки зрения требований, которые к ним предъявляются, формирования списков возможных кандидатов, оснований освобождения от данной деятельности.
В курсах «Правоохранительные органы Российской Федерации» и «Уголовный процесс» рассматриваются понятие предварительного расследования, его виды, система органов, его осуществляющих. Данные положения изучаются в развитии — от построения следственного аппарата СК РФ, органов внутренних дел, ФСБ России и ФСКН России до порядка проведения дознания и предварительного следствия, подследственности, полномочий дознавателей и следователей.
Понятие административного правонарушения, системы органов, рассматривающих административные дела, видов административной ответственности являются предметом административного права. В курсе «Правоохранительные органы» изучается административное правосудие как один из способов осуществления судебной власти, а также некоторые вопросы подсудности дел об административных правонарушениях судам общей юрисдикции, а споров, вытекающих из административных правоотношений, — арбитражным судам.
Кроме того, в разделе «Правовой статус судей в Российской Федерации» изучаются положения об особом порядке привлечения судей к административной ответственности.
В курсе «Правоохранительные органы Российской Федерации» значительное внимание уделяется российской прокуратуре. Рассматриваются такие вопросы, как место органов прокуратуры в системе государства, общее понятие прокурорского надзора, принципы организации и деятельности прокуратуры, система ее органов, функции и основные направления деятельности, правовой статус прокурорских работников. В более полном объеме, с точки зрения прокурорской деятельности, данные положения изучаются в учебной дисциплине «Прокурорский надзор».
В меньшей степени данный курс связан с материальными отраслями права и соответствующими учебными дисциплинами. Вместе с тем в разделах, посвященных организации судебной системы, затрагиваются вопросы компетенции судов различных видов и звеньев. Так, рассматривается подсудность мировых судей, районных судов, областных и соответствующих судов, к которой, в частности, относятся уголовные, гражданские и административные дела, указанные в законе. Таким образом, составы преступлений и административных правонарушений, а также категории гражданско-правовых споров, рассматриваемых судами, в некоторой степени изучаются и в данном курсе. При рассмотрении же одного из главных теоретических вопросов курса — понятие и признаки правосудия — дается представление о содержании и особенностях уголовного, гражданского и административного правосудия.
В целом учебная дисциплина «Правоохранительные органы Российской Федерации» является комплексным курсом, изучающим судебные и правоохранительные органы в системе разделения властей в наиболее общем виде, создавая тем самым возможность для перехода к освоению специальных юридических дисциплин.
Контрольные вопросы и задания
1. Что составляет предмет курса «Правоохранительные органы Российской Федерации»?
2. Какие трактовки термина «правоохранительные органы» вы знаете?
3. Назовите основные признаки правоохранительной деятельности.
4. Перечислите виды правоохранительной деятельности, изучаемые в данном курсе.
5. Как соотносится курс «Правоохранительные органы Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами?
Рекомендуемая литература
1. Анишина, В. И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации: курс лекций. — М., 2008.
2. Бойков, А. Д. Третья власть в России: очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990—1996 гг. — М., 1997.
3. Власенко, Н. А. Судебная власть и судебная деятельность в Российской Федерации: краткий курс лекций / Н. А. Власенко,
Н. Власенко. — М., 2005.
4. Ершов, В. В. Судебная система России: учеб. пособие /
В. Ершов, Н. В. Радутная. — М., 2001.
5. Колоколов, Н. А. Судебная власть: некоторые проблемы реформирования. — Курск, 2002.
6. Колоколов, Н. А. Теория судебных систем: особенности конституционного регулирования, судебного строительства и судебной деятельности в федеративном государстве / Н. А. Колоколов,
Г. Павлинов. — М., 2007.
7. Колоколов, Н. А. О суде и судьях. Избранное. — М., 2010.
8. Кутафин, О. Е. Судебная власть в России: История. Документы: в 6 т. / О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, Г. Ю. Семигин. — М., 2003.
9.Лебедев, В. М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития. — М., 2001.
10 Судебная власть / под ред. И. Л. Петрухина. — М., 2008.