О судебной власти и правоохранительных органах




 

Законы РФ представляют собой основу формиро­вания судебной и правоохранительной систем России. К ним относятся федеральные конституционные и феде­ральные законы. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конститу­цией РФ. Вопросам организации судебной власти и по­строения судебной системы посвящены: Федеральные конституционные законы от 9 ноября 2009 г. № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»; от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Россий­ской Федерации»; Федеральные законы от 14 марта 2002 г. № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокурату­ре Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»; Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и др.

Организацию и деятельность нотариата и адвокатуры регламентируют Основы законодательства Российской Фе­дерации о нотариате от 11 февраля 1994 г. № 4462-1 и Фе­деральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокат­ской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Особое место в системе нормативных актов занимают кодифицированные нормативные акты: АПК РФ, ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, в которых содержатся положения об организации суда и правоохранительных органов. Это, в частности, нормы, закрепляющие принципы правосудия, подведомственность и подсудность споров и дел, компе­тенцию судов различных инстанций. Уголовно-процессу­альный кодекс РФ содержит нормы, посвященные органам дознания и предварительного следствия и их компетенции.

Некоторые вопросы организации судебной власти и пра­воохранительных органов разрешаются законами субъектов РФ. В частности, все субъекты РФ приняли законы о миро­вых судьях, многие регионы имеют законы о порядке согласо­вания при назначении на должность прокурора субъекта РФ.

Подзаконные нормативные акты не должны противоре­чить Конституции РФ и законам РФ (ст. 90 и 115 Консти­туции РФ). К их числу можно отнести: 1) указы Президента РФ; 2) постановления Правительства РФ; 3) ведомствен­ные нормативные акты.

Указами Президента РФ регулируется значительный круг отношений, возникающих в связи с организацией и деятельностью правоохранительных органов (например, Указы Президента РФ от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Во­просы Следственного Комитета Российской Федерации» и от 14 января 2011 г. № 38 «Вопросы деятельности След­ственного комитета Российской Федерации»).

Постановлениями Правительства РФ, осуществляюще­го руководство подчиненными органами исполнительной власти, также решаются отдельные вопросы организации и деятельности государственных органов.

Отдельную группу актов органов исполнительной вла­сти составляют ведомственные нормативные акты, которые издаются Генеральным прокурором РФ, руководителями федеральных министерств и служб в форме приказов, рас­поряжений, инструкций, правил, положений. Если эти ак­ты касаются прав и интересов граждан, они приобретают силу только после регистрации их в Минюсте России и от­крытого опубликования в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Такие нор­мативные акты публикуются также в ведомственных жур­налах (например, «Законность» — орган Генеральной про­куратуры РФ, «Российская юстиция» — орган Минюста России и Верховного Суда РФ и др.).

К источникам, на которых базируется данный курс, можно отнести акты (постановления, заключения, опреде­ления) Конституционного Суда РФ, постановления Плену­мов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, решения Всероссийского съезда судей и постановле­ния Совета судей РФ. Их тексты публикуются в «Вест­нике Конституционного Суда Российской Федерации», «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» или «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Феде­рации», журнале «Российская юстиция».

Особую группу в системе нормативной базы курса состав­ляют общепризнанные принципы и нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ. Кроме того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то применя­ются правила международного договора. Для России важ­нейшими из них являются Конвенция о защите прав челове­ка и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г. и ратифицированная Россией 30 марта 1998 г., Все­общая Декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, одобренный Гене­ральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основания классификации нормативных актов о суде и правоохранительных органах.

2. Какое значение имеет Конституция РФ в регламентации организации и деятельности суда и правоохранительных органов?

3. Классифицируйте нормативные акты в зависимости от их юридической силы.

Рекомендуемая литература

1. Алексеев, С. С. Проблемы теории права. — Свердловск, 1972.

2. Алексеев, С. С. Государство и право: научный курс. — М.: Юрид. лит., 1993.

3. Марченко, М. Н. Теория государства и права. — М.: Проспект, 2004.

4. Морозова, Л. А. Теория государства и права. — М.: Юристъ, 2002.

5. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства. — М.: Норма, 1999.

6. Сабо, И. Основы теории права. — М., 1974.Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М.: Юристь, 2004.

7. Четверти, В. А. Введение в курс общей теории права и госу­дарства: учеб. пособие. — М.: Институт государства и права РАН, 2003.

 

Глава 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: