Понятие и признаки судебной власти




 

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодатель­ную, исполнительную и судебную. Однако, будучи составля­ющими (ветвями) государственной власти, они реализуются в полном взаимодействии, уравновешивая друг друга.

Идея разделения властей в государстве возникла в древ­ние времена, однако накал дискуссии относительно ее ис­токов не угасает и до наших дней. При этом никто из ис­следователей данной проблемы не опровергает того, что эта идея в той или иной плоскости выдвигалась еще Платоном, Аристотелем, Полибием, Эпикуром и их последователями. Заметную роль в развитие теории разделения государствен­ной власти сыграл английский публицист и общественный деятель Д. Лильберн (1614—1657), который в числе первых высказал идею возможного разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Целесообразность дифференциации государственной вла­сти Д. Лильберн рассматривал как гарантию обеспечения законности деятельности должностных лиц, уничтожения произвола и обеспечения прочности управления[1].

И все же доминирующей в юридической литературе является точка зрения, согласно которой основополож­никами теории разделения властей считаются Дж. Локк (1632—1709), Ш. Л. Монтескье (1689—1775), Ж.-Ж Руссо (1712—1778). Здесь уместно подчеркнуть, что Локк не ви­дел в судах потенциала для формирования самостоятельной ветви власти, полагая, что слабые руки правосудия не смо­гут карать влиятельных преступников, обладающих боль­шими возможностями. В двух трактатах о государственном правлении (во втором трактате в гл. XI—XIV) он представ­ляет систему государственной власти в виде двух ветвей: исполнительной и законодательной. Что же касается суда и судей, то Локк отводил им роль проводников закона, по­скольку, как он считал, законодатель не может брать на се­бя право повелевать посредством деспотических законов. В этом смысле теоретические взгляды на государственное устройство Ш. Л. Монтескье, изложенные в работе «О ду­хе законов», вполне конкретны. В каждом государстве, ут­верждал он, есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, власть, ведающая вопросами граж­данского права[2].

Суд как институт и как непрерывный процесс взаимо­действия людей сейчас никак иначе, как третьей властью, не называют. Такая оценка, по мнению ряда ученых, исто­рически неверна. С их точки зрения, судебная власть — это первая, самая ранняя форма власти, предшествовавшая законодательной и исполнительной. Тем самым суд исто­рически ставится на более почетное место. Следователь­но, полагают они, судебная власть имеет приоритет перед остальными ветвями власти[3].

Не менее эмоциональны и те авторы, по мнению кото­рых Монтескье перечислил ветви власти в зависимости от их регулятивной роли в обществе[4].

Представляется, что дискуссия по данному поводу ли­шена практической значимости, поскольку сама по себе идея дифференциации государственной власти заключает­ся в их взаимном уравновешении ветвей власти, и от того, в какой последовательности мы их назовем, вряд ли изме­нится функциональное предназначение каждой из них.

И все же с момента своего зарождения концепция раз­деления властей воспринималась неоднозначно. В резуль­тате она нашла практическую реализацию в государствен­ном устройстве не всех стран, включая дореволюционную Россию. До 1917 г., как известно, верховная власть принад­лежала царю, который ее ни с кем не делил, в том числе и с судами. Придя к власти, большевики провозгласили лозунг: «Вся власть Советам!» По сути, этот лозунг стал политико-правовой доктриной и для СССР. Лишь в нача­ле 1922 г. концепция разделения властей была закреплена на конституционном уровне (ст. 3 Конституции РСФСР 1922 г.). Дальнейшее законодательное развитие теория раз­деления властей получила в ст. 10 Конституции РФ 1993 г., в которой сказано, что государственная власть в Россий­ской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти само­стоятельны. В соответствии с этим конституционным поло­жением в Российской Федерации законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (ст. 94 Конституции РФ), исполнительную — Правительство РФ (ст. 110 Кон­ституции РФ), судебную — суды (ст. 118 Конституции РФ). Президент РФ как глава государства обеспечивает функ­ционирование и взаимодействие органов государствен­ной власти, определяя основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ).

Таким образом, можно констатировать, что в современ­ной России судебная власть как самостоятельная ветвь государственной власти реализуется судами. В то же вре­мя в силу отсутствия официального толкования судебной власти в юридической науке сложился многоголосый хор различных точек зрения ученых относительно определения этого феномена.

Термин «власть» имеет широкий диапазон употребле­ния. Большинство отечественных ученых главный акцент делают на ее способности подчинять своей воле, управ­лять или распоряжаться действиями других людей. На­пример, в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой под властью понимается право и возможность распоряжения кем-чем-либо, повелевать, управ­лять кем-чем-либо, господство, сила[5]. Аналогичное толко­вание мы встретим в Словаре русского языка под редакцией С. Г. Бархударова и др.[6] В. Даль определяет власть как пра­во, силу и волю над чем-либо, свободу действий и распоря­жений, начальствование[7]. В зарубежной литературе власть определяется через способность контролировать поведение людей[8]. В свою очередь, философы рассматривают катего­рию власти как особые волевые отношения между людьми[9]. Так или иначе, содержание и сущность власти сводится к праву повелевать и принуждать. Что же касается термина «судебная власть», то и в науке и на практике можно встре­тить его применение в различных значениях. Например, одни ученые полагают допустимым говорить, что судебная власть — это суд, т.е. система соответствующих учреждений. При этом подчеркивают, что власть — это не только те или иные учреждения, но и функции, которые им принадлежат, а также их осуществление, реализация[10]. Противоположную позицию занимают другие авторы, утверждая, что власть — это не какое-то лицо, орган, объединение, учреждение. Они действующие лица, но не власть. Они лишь реализуют пре­доставленную возможность делать что-то, влиять на чьи-то поступки, достигать какой-то цели[11].

И это верно, поскольку семантика слова «власть» не по­зволяет свести судебную власть к учреждению или системе учреждений, наделенных этой властью[12]. Как правильно за­метил профессор К. Ф. Гуценко, судебная власть — роль, но не актер, это полномочия, функция, но не ее исполни­тель. То есть судебной властью следует считать не суд, не судей или судебных приставов, а предоставленные им полномочия (возможности) властного (распорядительно­го) характера[13].

Порой судебная власть и его принципы отождествляют­ся с правосудием и судопроизводством[14]. Причем такой знак равенства допускает иногда и законодатель. Между тем по­добное отождествление явно ошибочно, поскольку власть реализуется через правосудие, посредством судопроизвод­ства.

Судопроизводство, как и правосудие, является сред­ством, процессуальной формой реализации судебной вла­сти. Для употребления предоставленной власти у суда дру­гой возможности нет.

Итак, судебная власть — это самостоятельный вид го­сударственной власти, осуществляемый судьями (судом) в форме правосудия посредством конституционного, граж­данского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства.

В юридической литературе есть и другие определения судебной власти[15]. Например, некоторые авторы полагают, что судебная власть осуществляется в форме не только правосудия, но и конституционного контроля, судебного контроля за законностью нормативных актов, законностью и обоснованностью решений и действий органов, осущест­вляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное расследование, а также в форме обе­спечения исполнения судебных решений, разъяснения действующего законодательства по вопросам судебной практики, участия в формировании судейского корпуса и содействия органам судейского сообщества, контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов[16].

Мы полагаем, что судебная власть как особый вид го­сударственной деятельности предназначена только для разрешения споров о праве, а поэтому реализуется посред­ством единственно возможной, предусмотренной ст. 118 Конституции РФ, формы — осуществления правосудия[17]. Вся остальная деятельность должностных лиц органов су­дебной власти основана на компетенции.

Подчеркивая это обстоятельство, мы исходим из того, что указанная конституционная норма настолько точно определяет форму реализации судебной власти, что аргу­ментация ошибочности любой иной ее интерпретации в си­лу явной очевидности теряет смысл. Это во-первых. Во- вторых, если в полномочия судьи Конституционного Суда не входит отправление правосудия, то по логике вещей он не должен обладать и статусом судьи[18]. То же самое мож­но сказать и в отношении всякой процессуальной деятель­ности любого другого судьи, также облаченного в мантию и также принявшего присягу судьи. В противном случае теряется особое предназначение судебной власти, нивели­руются ее сущность и содержание. Что же касается непро­цессуальной деятельности судей и аппарата судов, то она по отношению к правосудию носит субсидиарный, обеспе­чительный характер и определяется не властными полно­мочиями, а компетенцией[19]. Наряду с общими родовыми признаками, характеризующими любую другую ветвь госу­дарственной власти, судебная власть обладает следующими свойственными только ей признаками[20].

1. Судебная власть как вид государственной власти выражает волю государства. Будучи разновидностью го­сударственной власти, судебная власть обладает всеми присущими любой другой социальной власти родовыми признаками и чертами. В то же время суды имеют суще­ственное отличие от других государственных органов, ис­полняющих законодательные и исполнительные функции.

Однако сказанное не означает, что судебная власть полно­стью изолирована от законодательной и исполнительной властей и их органов. Все три ветви власти представляют собой единую систему государственной власти и являются ее проводниками. Поэтому в своей деятельности они взаи­модействуют между собой, уравновешивая друг друга.

2. Судебная власть осуществляется только государ­ственными органами, именуемыми судами и состоящими из профессиональных судей, в состав которых могут вхо­дить представители народа в качестве присяжных и арби­тражных заседателей. Это реальная власть, динамично про­являющаяся в процессе судопроизводства.

3. Судебная власть реализуется в форме правосудия посредством конституционного, административного, уго­ловного, гражданского и арбитражного судопроизводства. Заметим, что в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ в перечне ви­дов судопроизводств, посредством которых реализуется су­дебная власть, отсутствует арбитражное судопроизводство. Однако это обстоятельство не является основанием для исключения названного вида судопроизводства из средств реализации судебной власти, поскольку ст. 127 Конститу­ции РФ, восполняя упомянутый пробел, относит к ком­петенции арбитражных судов разрешение экономических и иных дел, что возможно только посредством судопроиз­водства. Таким образом, регулятивная функция судебной власти распространяется на все сферы жизнедеятельности общества.

4. Судебная власть в Российской Федерации едина, что определяется единой судебной системой РФ. Конституция РФ и Закон о судебной системе установили исчерпыва­ющий перечень судов, порядок их образования и упраздне­ния. Создание чрезвычайных судов исключается.

5. Независимость, самостоятельность и обособлен­ность судебной власти. Суть этого признака заключается в том, что судья не связан чьим-либо мнением при при­нятии решения в процессе отправления правосудия. Бо­лее того, судьи вправе руководствоваться только законом и обязаны не допускать вмешательства в свою деятельность при принятии решения по конкретным делам, от кого бы оно ни исходило — от вышестоящих судебных инстанций или непосредственного судебного начальства. Характери­зуя независимость судей, И. Я. Фойницкий писал: «Она есть плод твердого убеждения и высокой, безупречной нравственности»[21]. В то же время независимость судей не означает, что судьи не должны принимать во внима­ние официальные разъяснения высших органов судебной власти по тем или иным вопросам судебной деятельности или же игнорировать рекомендации, выработанные на ос­нове обобщения судебной практики. Независимость судеб­ной власти — не самоцель. Она имеет одно единственное предназначение — обеспечить правосудность принимаемых судебной властью решений, и только. Самостоятельность судебной власти означает, что судьи при отправлении пра­восудия действуют самостоятельно в соответствии с полно­мочиями, предоставленными законом. Судебные функции суд не делит с другими органами государственной власти. Решения судов не нуждаются в утверждении вышестоящим начальством. По вступлении в законную силу они становят­ся обязательными для исполнения теми, кого они касаются.

Обособленность судебной власти состоит в том, что су­дьи в государственном механизме занимают особое место, которое; обусловлено спецификой выполняемых функций. Они организационно не входят ни в какой другой государ­ственный орган.

Судебная власть осуществляется на основе принци­пов, закрепленных в Конституции РФ.

Приведенный перечень признаков судебной власти не является исчерпывающим. В научной и учебной лите­ратуре встречаются и другие классификации[22]. Мы назвали лишь основные (общепризнанные), раскрывающие сущ­ность судебной власти, ее особенности и предназначение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: