ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ




ТЕМА: «Преобразование геометрических форм методом кузнечной деформации»

 

Теоретическое исследование выпускной квалификационной работы

программы «Декоративно-прикладное искусство

и народные промыслы»

Шалашов Илья Геннадьевич

Руководитель выпускной квалификационной работы:

Саркисян Юрий Хачатурович

Профессор, член Союза Художников России

Научный руководитель теоретического исследования

выпускной квалификационной работы:

Чупрак Кирилл Александрович

Кандидат искусствоведения

 

Санкт-Петербург 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....2

ГЛАВА I. Теоретическая часть…………………………………………………5

I.1. Исторические аналоги……………………………………..………………..5

I.2. Концептуальная основа исследовательской работы.....................................7

ГЛАВА II. Художественные и технологические особенности……….……...11

II.1. Современные технологические возможности и традиционные приемы кузнечного ремесла……………………………………………………………..11

II.2. Художественные особенности металлов, используемых в практической работе…………………………………………………………………………….13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….19

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….………21


 

ВВЕДЕНИЕ

Одно из важнейших свойств металла - способность к пластической деформации. Использование этого свойства, как способа формообразования, дает возможность создавать естественные по пластике формы, как бы созданные самой природой. Основная идея заключается в том, что чистая геометрическая форма как исходный элемент, первичный модуль для создания сложных последовательных трансформаций.

Проблема. Использование кузнечной деформации как способа формообразования предполагает творческий эксперимент, который с одной стороны дает возможность новых пластических открытий и образов, а с другой непредсказуемость, непредвиденность результатов.

Актуальность. Все меняется с течением времени, меняется человек и среда, в которую он погружен. Мировая архитектура так же, как и все искусство претерпела множество изменений за период двадцатого столетия, уходя от классических форм в поиске новых смыслов. В ХХ в. художники увлечены поиском пластических идей, соответствующих тенденциям времени. Происходит дематериализация искусства, выражающаяся в том, что художественные свойства материалов не представляют интерес для творчества, материал используется только для того, чтобы зафиксировать идеи.

Во второй половине ХХв. появляются новые тенденции в передовой архитектуре, особенность ее тектоники в «подражании» принципам природных формообразований. Геометрические мотивы, свойственные конструктивизму, «оживают», появляются бионические, футуристические формы. Строгая статика геометрии сменяется динамикой естественных образований.

Архитектура, в свою очередь, оказывает большое влияние на другие виды пластических искусств (скульптура, ДПИ), так как, в большинстве случаев, они являются ее частью, или частью ее пространства, поэтому так или иначе им приходится взаимодействовать.

Так же хочется отметить, что в искусстве просыпает новый интерес к материалу, к его природе свойств. Связано это с новыми возможностями его обработки, которую позволяют осуществлять современные технологии. Это обогащает художественные средства, для выражения идей и создания новых образов в современном искусстве.

В данной исследовательской работе создается ряд экспериментов с деформацией геометрических фигур, на основе традиционного кузнечного ремесла, с помощью современных технологических возможностей. В этих фигурах можно проследить изменение чистой геометрической формы: ее «оживление», переход от статики к динамике, от космоса к бионическим, зооморфным формообразованиям. Поэтому деформация геометрических элементов (форм), посредством ковки, открывает возможность создавать традиционными приемами кузнечного ремесла актуальные формы.

Новизна заключается в том, что работа строится по принципам минимализма, который А.С. Шувалова[1] определяет следующим образом: «Термин «минимализм» указывает на минимальную трансформацию используемых материалов и сведение к минимуму вмешательства художника в окружающую среду» [19, с. 43]. Пластичная форма в данном исследовании создается на одном кузнечном приеме, с минимальным количеством ударов на современном пневматическом молоте большой мощности, что делает образ предмета лаконичным, создается ощущение нерукотворности, а поскольку в формообразовании участвуют природные свойства материала (деформация, образование окалины, ржавчины) делают его естественным, как бы созданным самой природой.

 

К источникам относятся:

· Средневековая ковка, а точнее, узлы и соединения, встречающиеся в малых архитектурных формах (клепка, хомут, прошивка и т.д.)

· Инструменты из металла, особенно для кузнечных работ.

· Работы немецкого фотографа Карла Блоссфельда (1865-1932).

· Скульптура эпохи модернизма, американского скульптора и дизайнера японского происхождения, ландшафтного архитектора, представителя авангардистского ориентализма, одного из лидеров монументально-декоративной скульптуры Исаму Ногучи (1904-1988) и испанского скульптора, графика, художника Эдуардо Чилиды (1924-2002).

· Графика художника эпохи модернизма Эдуардо Чилиды.

· Экстерьерные вещи современного американского скульптора-минималиста Ричарда Серра (р. 1939).

· Минималистичные скульптуры, выявляющие кузнечную пластику, Владимира Шкоды (р. 1942).

· Скульптура испанского кузнеца и художника по металлу - Клаудио Ботерро.

· Творческие работы американского скульптора и архитектора Тони Смита (1912-1980), один из основателей стиля минимализм.

· Творческие проекты ирако-британского архитектора Захи Хадид (1950-2016).

Цель исследования: Разработка пластического языка и принципа художественно-образного формообразования на основе традиционных кузнечных приемов.

Задачи исследования:

· изучить скульптуру XX-XXI вв., формообразование которых связано со свойствами материала;

· проанализировать передовую, современную архитектуру и выявить ее тенденции;

· исследовать свойства и структуру металла для использования выявленных качеств в художественно-практической работе;

· изучить изменение основополагающих моментов геометрии от классического подхода Евклида до топологии ХХ в. и соотнести это с пластической идеей формообразования в исследовании.

· проделать ряд пластических экспериментов с модулями на взаимодействие их друг на друга через кузнечную деформацию, для разработки пластического языка и выявления принципа формообразования;

· сделать серию графических эскизов для нахождения образа взаимодействий;

· создать серию арт-объектов на основе проделанного исследования.

Методы исследования:

· аналогия;

· анализ;

· эксперимент;

· абстрагирование;

· моделирование.

Объект исследования: передоваяархитектура XX-XXI вв., и скульптура, в основе создания формы которой лежат свойства материала.

Предмет исследования: художественно-пластические изменения металла при кузнечной деформации геометрических фигур.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: