Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы.
Прокурорские работники (прокуроры, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие; классные чины (воинские звания)) являются государственными служащими государственной службы РФ, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований законодательства РФ.
Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры (далее также — работники) регулируются законодательством РФ о труде и законодательством РФ о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре.
Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется Законом о прокуратуре, Федеральными законами от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанно- | сти и военной службе» и от 25 мая 1998 г. № 86-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Исходя из важности этой государственной службы, Закон о прокуратуре предъявляет особые требования к лицам,' назначаемым на должности прокуроров. Так, прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
На должности помощников прокуроров прокуратур районов, городов и приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.
|
Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
- имеет гражданство иностранного государства; признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
-лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
- имело или имеет судимость;
- имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
- состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного иа них другому;
- отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
Лица принимаются на службу в органы и учреждения прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого па неопределенный срок или на срок не более пяти лет.
При этом на прокурорских работников распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством о противодействии коррупции и государственной гражданской службе РФ.
|
Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность Я испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглаше-Я нию с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания н в процессе прохождения службы может быть сокращен или |продлен в пределах шести месяцев по соглашению сторон. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый Я отсутствовал на службе по уважительным причинам. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.
Эти лица зачисляются на соответствующую должность И без присвоения классного чина и в период испытания исполняют возложенные на них служебные обязанности.
При неудовлетворительном результате испытания pa- Я ботник может быть уволен из органов прокуратуры или по согласованию с ним переведен на другую должность.
Если срок испытания истек, а работник продолжает исполнять возложенные на него служебные обязанности, он считается выдержавшим испытание и дополнительные решения о его назначении на должность не принимаются (ст. 40.3 Закона о прокуратуре).
Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает Присягу прокурора, порядок принятия которой устанавливается Генеральным прокурором РФ (ст. 40.4 Закона о прокуратуре).
|
Закон подробно регламентирует полномочия должностных лиц прокуратуры по назначению на должность и освобождению от должности.
Статья 12 Закона о прокуратуре регламентирует порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.
В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.
Срок полномочий Генерального прокурора РФ — пять лет. Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.
Генеральный прокурор РФ назначает на должность и ос- иобождает от должности:
а) в Генеральной прокуратуре РФ — начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов и их помощников.
Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора РФ;
б) прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров. На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет;
в) заместителей прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров;
г) прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.
Генеральный прокурор РФ вправе в исключительных случаях назначать на должности прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти;
д) директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей,
Прокурор субъекта РФ, приравненные к нему прокуроры назначают на должность и освобождают от должности:
а) работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;
б) заместителей прокуроров, начальников отделов, стар ших помощников и помощников прокуроров.
Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от долж ности работников, не занимающих должности прокуроров (ст. 40.5 Закона о прокуратуре).
Для определения соответствия занимаемой должности и в целях повышения квалификации прокурорских работ ников, укрепления служебной дисциплины проводится ихаттестация.
Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.
Порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются Генеральным прокурором РФ.
Прокурорам, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины. Генеральным прокурором РФ могут быть присвоены классные чины и другим работникам.
Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом РФ (ст. 41 Закона о прокуратуре).
Прокурорским работникам выдается служебное удостоверение установленного Генеральным прокурором РФ образца. Служебное удостоверение является документом, подтверждающим личность прокурорского работника, его классный чин и должность, а также его право на ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные прокурорам Законом о прокуратуре (ст. 41.1 Закона о прокуратуре).
На каждого прокурорского работника заводится личное дело, которое содержит сведения об указанном работнике, о прохождении им службы в органах и учреждениях прокуратуры, повышении квалификации.
Порядок ведения личных дел прокурорских работников устанавливается Генеральным прокурором РФ (ст. 41.2 Закона о прокуратуре).
Для прокурорских работников предусматривается ноше- II ие форменного обмундирования, которым они обеспечи- наются в порядке и по нормам, установленным Правительством РФ.
В случае участия прокурорского работника в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел в суде, н также в других случаях официального представительства органов прокуратуры ношение форменного обмундирова- иия обязательно.
Закон о прокуратуре устанавливает порядок применения поощрений и наложения взысканий, особый порядок привлечения прокуроров к уголовной и административной ответственности.
Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления (ст. 42 Закона о прокуратуре).
Статья 48 Закона о прокуратуре регламентирует вопросы кадров органов военной прокуратуры. Военными прокурорами назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям Закона о прокуратуре.
По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица.
Военные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
Заместители Главного военного прокурора, начальники управлений и отделов Главной военной прокуратуры и их заместители, а также заместители прокуроров военных округов, флотов, приравненных к ним прокуроров назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.
Иные прокуроры Главной военной прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от должности Главным военным прокурором.
Прокуроры военных округов, флотов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности военных прокуроров в своих аппаратах и нижестоящих прокуратурах.
Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и обладают правами и социальными гарантиями, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Законом о прокуратуре.
На военнослужащих органов военной прокуратуры распространяется законодательство РФ, устанавливающее правовые и социальные гарантии, пенсионное, медицин- ское, другие виды обеспечения военнослужащих (ст. 49 Закона о прокуратуре).
Контрольные вопросы и задания
1. Определите место прокуратуры в системе ветвей государственной власти.
2. Назовите характерные признаки, выделяющие прокуратуру из системы органов контроля и надзора.
3. Раскройте систему органов прокуратуры.
4. Рассмотрите территориальные и специализированные органы прокуратуры, нарисуйте схему.
5. Охарактеризуйте принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
6. Назовите и охарактеризуйте функции (основные направления деятельности) прокуратуры.
7. Охарактеризуйте полномочия руководителей прокурорски х органов при назначении ими на должность прокурорских работников.
Рекомендуемая литература
1. Бессарабов, В. Г. Прокуратура и контрольные органы зарубежных стран. — М., 2000.
2. Бессарабов, В. Г. Защита российской прокуратурой нрав и свобод человека и гражданина / В. Г. Бессарабов, К. А. Катаев. — М.: Городец, 2007.
3. Буянский, С. Г. Прокуратура в условиях административно- правовой реформы. — М., 2006.
4. Гошуляк, В. В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. — М., 2005.
5. Додонов, В. Н. Прокуратуры зарубежных стран. — М., 2006.
6. Додонов, В. Н. Прокуратура в России и за рубежом / В. Н. Додонов, В. Е. Крутских. — М., 2001.
7. Коршунова, Н. М. Защита прокурором в гражданском судопроизводстве прав граждан при реализации национальных проектов. — М., 2010.
8. Рохлин, В. И. Прокурорский надзор и государственный контроль. — СПб., 2003.
9. Тетюев, С. В. Законодательство о прокуратуре и направлениях ее деятельности. — М.: Юрлитинформ, 2010.
10. Щерба, С. П. Прокуратура в странах СНГ. Правовой статус, функции, полномочия / С. П. Щерба, Т. А. Решетникова, О. А. Зай- цен. — М., 2007.