Компетенция квалификационных коллегий судей




 

Формирование Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ регламентируется нормами ст. 11 Закона об органах су­дейского сообщества.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ фор­мируется в составе 29 членов коллегии.

Члены коллегии из числа судей избираются по следу­ющим нормам представительства:

- от судей Верховного Суда РФ — два судьи;

- от судей Высшего Арбитражного Суда РФ — два судьи;

- от судей федеральных арбитражных судов округов — два судьи;

- от судей арбитражных апелляционных судов — два судьи;

- от судей верховных судов республик, краевых, об­ластных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов — четыре судьи;

- от судей арбитражных судов субъектов РФ — три су­дьи;

- от судей окружных (флотских) военных судов — три судьи.

Десять членов коллегии — представители обществен­ности назначаются Советом Федерации Федерального Со­брания РФ.

Один член коллегии — представитель Президента РФ назначается Президентом РФ.

Судьи в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ избираются тайным голосованием на съезде де­легатами съезда от соответствующих судов из своего со­става на раздельных собраниях делегатов. Избранными считаются судьи, получившие на раздельных собраниях де­легатов наибольшее количество голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании. В голосовании должны принять участие более половины делегатов съезда от соот­ветствующих судов.

Избрание судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ, вместо выбывших в период между съездами, производится Советом судей РФ.

В состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ не могут быть избраны Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного суда РФ и их заместители.

Судья не может быть избран одновременно в Совет су­дей и квалификационную коллегию судей одного уровня, а также не может быть членом квалификационных колле­гий судей разных уровней.

Избрание на должность председателя или заместителя председателя квалификационной коллегии судей ограниче­но двумя сроками полномочий подряд.

Полномочия члена квалификационной коллегии судей из числа судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе, либо в случае совершения им дисциплинар­ного проступка, либо в случае его отсутствия на заседани­ях квалификационной коллегии судей в течение четырех месяцев без уважительных причин. Решение о досрочном прекращении полномочий членов квалификационной кол­легии судей из числа судей принимается съездом (конфе­ренциями) судей — соответствующим Советом судей.

Полномочия Высшей квалификационной коллегии су­дей РФ установлены ст. 17 Закона об органах судейского сообщества.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ:

1) рассматривает заявления кандидатов на должности Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высше­го Арбитражного Суда РФ, их заместителей и представляет Президенту РФ свои заключения;

2) рассматривает заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей других феде­ральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитраж­ных апелляционных судов, военных судов и представляет Председателю Верховного Суда РФ и Председателю Высше­го Арбитражного Суда РФ соответственно свои заключения;

3) рассматривает представления Председателя Верхов­ного Суда РФ об утверждении первого заместителя и за­местителей Председателя Верховного Суда РФ, судей Вер­ховного Суда РФ членами Президиума Верховного Суда РФ, членами Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, а также об утверждении председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ и представляет Председа­телю Верховного Суда РФ свои заключения. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального собрания РФ сроком на шесть лет по представлению Президента РФ при наличии поло­жительного заключения Высшей квалификационной кол­легии судей РФ;

4) проводит в обязательном порядке проверки опубли­кованных в средствах массовой информации сведений о по­ведении судьи, не соответствующем требованиям, предъ­являемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекоменда­ции на должность судьи давалось этой коллегией;

5) объявляет в средствах массовой информации об от­крытии вакантных должностей председателей, заместите­лей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Выс­шего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, воен­ных судов с указанием времени и места приема и рассмо­трения документов;

6) приостанавливает, возобновляет либо прекращает пол­номочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливает, возобновляет либо пре­кращает отставку председателей, заместителей председате­лей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда I ’(J), федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, военных судов, членов Совета судей I ’Ф и Высшей квалификационной коллегии судей Россий­ской Федерации, председателей советов судей и квалифика­ционных коллегий судей субъектов РФ и их заместителей;

7) осуществляет квалификационную аттестацию пред­седателей, заместителей председателей федеральных су­дов (за исключением Верховного Суда РФ, Высшего Ар­битражного Суда РФ и районных судов), а также судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и военных судов;

8) дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей су­дей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитраж­ных апелляционных судов и военных судов;

9) присваивает судьям первый и высший квалификациоиные классы;

10) налагает дисциплинарные взыскания на председате­лей, заместителей председателей федеральных судов (за ис­ключением районных судов), а также на судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и военных судов, членов Совета судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ, председателей, за­местителей председателей советов судей и квалификаци­онных коллегий судей субъектов РФ за совершение ими дисциплинарного проступка;

11) утверждает положение о порядке работы квалифика­ционных коллегий судей;

12) рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов РФ, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями;

13) рассматривает жалобы на решения квалификацион­ных коллегий судей субъектов РФ;

14) знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов РФ, заслушивает сообщения их председа­телей о проделанной работе и дает рекомендации, направ­ленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалифи­кационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий;

15) принимает решения о представлении судей к на­граждению государственными наградами РФ и присвоении им почетных званий РФ;

16) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами и федераль­ными законами.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ может осуществлять свои полномочия, если ее состав сформиро­ван не менее чем на 2/3.

Квалификационная коллегия судей субъектов РФ формируется в составе 21 члена по следующим нормам представительства:

- от судей верховного суда республики, краевого, об­ластного суда, суда города федерального значения, суда ав­тономной области и суда автономного округа — два судьи;

- от судей арбитражного суда субъекта РФ — пять су­дей;

- от судей гарнизонных военных судов — один судья;

- от судей районных судов — три судьи;

- от судей конституционного (уставного) суда субъекта РФ — один судья;

- от мировых судей — один судья;

- семь представителей общественности;

- один представитель Президента РФ.

В субъектах РФ, где общая численность судей менее 30, квалификационная коллегия судей формируется в количе­стве 11 членов коллегии по установленным нормам пред­ставительства.

Судьи в состав квалификационной коллегии судей субъ­екта РФ избираются тайным голосованием на конферен­ции судей в порядке, определяемом этой конференцией.

Избрание судей в состав квалификационной коллегии судей субъекта РФ вместо выбывших в период между кон­ференциями производится советом судей субъекта РФ.

Представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта РФ назначаются законодательНим (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Представитель Президента РФ в квалификационной коллегии судей субъекта РФ назначается Президентом РФ.

В состав квалификационных коллегий судей субъектов РФ не могут быть избраны председатели судов и их заме­стители.

Представителями общественности в квалификацион­ных коллегиях судей могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 35 лет, имеющие высшее юридиче­ское образование, не совершившие порочащих их поступ­ков, не замещающие государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципаль­ной службы, не являющиеся руководителями организаций н учреждений независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, адвокатами и нотариусами.

Представителями Президента РФ в квалификационных коллегиях судей могут быть граждане Российской Федера­ции, имеющие высшее юридическое образование, не совер­шившие порочащих их поступков.

Представитель общественности, представитель Прези­дента РФ в квалификационной коллегии судей при осу­ществлении полномочий члена квалификационной колле­гии судей, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти или вызвать сомнения в объективности, справедли­вости и беспристрастности указанных представителей.

Полномочия члена квалификационной коллегии су­дей — представителя общественности по решению соот­ветственно Совета Федерации Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа госу­дарственной власти субъекта РФ могут быть досрочно пре­кращены в случаях совершения им порочащего поступка, а также систематического неисполнения им обязанностей члена квалификационной коллегии судей.

Включение в состав квалификационных коллегий судей по решению законодательных (представительных) органов субъектов РФ представителей общественности выступает одной из гарантий самостоятельности этих органов судей­ского сообщества.

Это не означает, что указанные лица наделяются государственно-властными полномочиями или выполняют функции представителей органов государственной власти, в том числе законодательных. Включение в состав квали­фикационных коллегий судей по решению законодатель­ных (представительных) органов субъектов РФ предста­вителей общественности не может рассматриваться как непосредственное участие этих органов в назначении судей.

Полномочия члена квалификационной коллегии су­дей — представителя Президента РФ могут быть досрочно прекращены Президентом РФ.

Полномочия квалификационных коллегий судей субъек­тов РФ. Квалификационные коллегии судей субъектов РФ:

1) рассматривают заявления лиц, претендующих на со­ответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомен­дации данных лиц на должность судьи либо об отказе в та­кой рекомендации;

2) рассматривают представления председателей вер­ховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении судей этих судов членами президиумов указанных судов и представ­ляют Председателю Верховного Суда РФ свои заключе­ния. Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения соответству­ющей квалификационной коллегии судей;

3) рассматривают представления председателей вер­ховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении председате­лей судебных коллегий по гражданским делам, по уголов­ным делам, иных судебных коллегий и представляют свои заключения Председателю Верховного Суда РФ, который утверждает председателей указанных коллегий;

4) проводит в обязательном порядке проверки опубли­кованных в средствах массовой информации сведений о по­ведении судьи, не соответствующем требованиям, предъ­являемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекоменда­ции на должность судьи давалось этой коллегией;

5) утверждают состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда;

6) объявляют в средствах массовой информации об от­крытии вакантных должностей председателей, заместите­лей председателей районных судов, а также судей соответ­ствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

7) организуют проверку достоверности биографи­ческих и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности, при необходимости запрашива­ют по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и других государствен­ных органов данные, необходимые для принятия решения но заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи;

8) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в долж­ности судьи), а также приостанавливают, возобновляют ли­бо прекращают отставку судей соответствующих федераль­ных судов (за исключением лиц, указанных в подп. 4 п. 2 ст. 17 Закона об органах судейского сообщества), председа­телей и заместителей председателей районных судов, чле­нов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов РФ;

9) осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председа­телей и заместителей председателей районных судов; при­сваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей рай­онных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);

10) дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей су­дей соответствующих федеральных судов, а также предсе­дателей и заместителей председателей районных судов;

11) налагают дисциплинарные взыскания на судей со­ответствующих судов (в том числе на председателей и за­местителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка;

12) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федераль­ными законами.

Квалификационные коллегии судей субъектов РФ мо­гут осуществлять свои полномочия, если их составы сфор­мированы не менее чем на 2/3.

Назначение на должность судьи производится Прези­дентом РФ только при наличии положительного заключе­ния соответствующей квалификационной коллегии судей, полномочия которой установлены Законом об органах су­дейского сообщества.

Квалификационные коллегии судей в числе других органов судейского сообщества призваны оказывать со­действие в совершенствовании судебной системы и су­допроизводства, защищать права и законные интересы судей, принимать участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, утверж­дать авторитет судебной власти, обеспечивать выполнение судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики. Свою деятельность они осуществляют коллегиаль­но, гласно, при неукоснительном соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную дея­тельность. При этом квалификационные коллегии судей не подотчетны органам, их избравшим, за принятые ими решения.

Квалификационная коллегия судей является органом судейского сообщества, наделенным государственно-власт­ными полномочиями в целях выполнения задач, уста­новленных федеральными конституционными законами и федеральными законами. Наделяя квалификационные коллегии судей публично-правовыми полномочиями, осу­ществляя которые они участвуют в формировании судей­ского корпуса, федеральный законодатель преследовал цель обеспечения конституционно-правового статуса судей и выполнения задач, стоящих перед судебной властью.

Тем самым предполагается, что квалификационные кол­легии судей должны принимать законные, обоснованные и справедливые решения, которые соответствуют публич­ным интересам формирования судейского корпуса, отвеча­ющего высоким профессиональным и нравственным требо­ваниям, и что их неподотчетность в связи с принимаемыми решениями, включая заключения относительно рекоменда­ции на должность судьи, не означает, что эти решения мо­гут быть произвольными.

Основанием для рекомендации или для отказа в реко­мендации на должность судьи без ограничения срока полномочий фактически является оценка профессиональных и нравственных качеств претендента.

Пo результатам рассмотрения представленных матери­алов квалификационная коллегия судей в процедуре голо­сования принимает мотивированные решения о рекоменда­ции или об отказе в рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий.

При этом квалификационная коллегия не вправе руководствоваться предположительной, непроверенной или не­достоверной информацией.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ отказ в представлении для назначения судьи на долж­ность без ограничения срока полномочий должен мотиви­роваться объективными обстоятельствами, которые пре­пятствуют такому назначению, а значит, отрицательное заключение квалификационной коллегии судей не может быть произвольным и необоснованным, т.е. в нем должны быть указаны причины и основания, которые могут быть м дальнейшем проверены судом по существу (Постанов­ление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2008 г. № 3-П и др.). Голосование членов квалификационной коллегии судей, будучи процедурной формой принятия решения относительно рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий, вместе с тем не может не основываться на всесторонней оценке профессиональ­ных и нравственных качеств кандидата и, следовательно, не может быть немотивированным.

В решении квалификационной коллегии судей должны найти отражение не только результаты голосования членов коллегии, но и причины, препятствующие назначению су­дьи на должность.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона о статусе судей, рас­крывающим одну из сторон принципа неприкосновенности, судья не может быть привлечен к какой-либо ответственно­сти за выраженное им при осуществлении правосудия мне­ние и принятое судом решение, если только вступившим и законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вы­несении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Квалификационные коллегии судей не вправе привлечь судью к дисциплинарной ответственности за нарушение требований закона при рассмотрении дел, если соответствующие судебные постановления не проверялись выше­стоящей судебной инстанцией. Квалификационные колле­гии не могут основывать выводы о незаконности судебных актов и допущенных судьями процессуальных нарушени­ях на материалах проверки, приложенных к представле­нию председателя суда. Квалификационные коллегии су­дей не могут быть признаны компетентным органом для оценки законности судебного акта, включающей в себя как правильное применение материального закона, так и со­блюдение процессуальных правил. В ином случае коллегии принимают на себя функцию осуществления правосудия, проверка законности и обоснованности судебных актов может осуществляться лишь в специальных, установлен­ных процессуальным законом, процедурах — посредством рассмотрения дела судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 фев­раля 2008 г. № 3-П было признано необходимым законо­дательно закрепленное требование о проведении тайного голосования членов квалификационной коллегии судей и составлении по существу рассматриваемого вопроса мо­тивированного решения с тем, чтобы в случае обжалования этого решения была обеспечена возможность надлежащего судебного контроля.

Решением Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 12 февраля 2010 г. утверждены протокол результа­тов голосования членов квалификационной коллегии судей и бюллетень для голосования по вопросу о досрочном пре­кращении полномочий судьи.

«Тайное голосование» применительно к голосованию членов квалификационной коллегии судей при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий судьи за­ключается в том, что в этих случаях не только исключается присутствие председателя соответствующего суда и любых иных лиц, не входящих в состав квалификационной колле­гии судей, при голосовании и принятии решения, но и не до­пускается разглашение сведений о ходе обсуждения и о по­зициях членов квалификационной коллегии судей.

Производство в квалификационных коллегиях судей. Представленные материалы рассматриваются квалифика­ционными коллегиями судей в следующем порядке.

1. Подготовку заседания квалификационной коллегии судей осуществляет председатель квалификационной коллегии судей или его заместитель, который определяет вре­мя и место проведения заседания, а также круг лиц, подле­жащих приглашению на заседание.

2. В случае неявки без уважительной причины на засе­дание квалификационной коллегии судей судьи, извещен­ного надлежащим образом о времени и месте проведения заседания, квалификационная коллегия судей рассматрива­ет вопрос в его отсутствие.

При рассмотрении материала о дисциплинарной ответ­ственности судьи, привлечении судьи к уголовной ответ­ственности решением квалификационной коллегии судей полномочия судьи могут быть приостановлены до приня­тия решения по существу вопроса. Указанное решение мо­жет быть принято в отсутствие судьи, в том числе в случае его отсутствия по уважительной причине.

3. Член квалификационной коллегии судей с ее со­гласия может не участвовать в рассмотрении конкретного материала. Член квалификационной коллегии судей, при­нявший участие в ее заседании, не вправе воздержаться отголосования.

4. В заседаниях квалификационных коллегий судей могут участвовать и высказывать свое мнение по обсуж­даемым вопросам председатели и заместители председа­телей судов, руководители Судебного департамента при Верховном Суде РФ и входящих в его систему органов, председатели и заместители председателей советов судей, других квалификационных коллегий судей или их пред­ставители.

Рассмотрение представлений и обращений о соверше­нии судьей дисциплинарного проступка имеет свои особен­ности.

1. Представление председателя соответствующего или вышестоящего суда либо обращение органа судейского со­общества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии м представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, ха­рактеризующих судью.

Квалификационная коллегия судей в пределах своих полномочий может провести дополнительную проверку представленных материалов, запросить дополнительные материалы и заслушать объяснения соответствующих лиц об обстоятельствах совершения судьей дисциплинарного проступка.

3. Жалобы и сообщения, содержащие сведения о совер­шении судьей дисциплинарного проступка, поступившие в квалификационную коллегию судей от органов и долж­ностных лиц, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также от граждан, проверяются квалификационной кол­легией судей самостоятельно либо направляются для про­верки председателю соответствующего суда.

Для проведения самостоятельной проверки квалифика­ционная коллегия судей образует комиссию из числа чле­нов совета судей и членов квалификационной коллегии су­дей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу.

4. В случае постановки вопроса о прекращении полно­мочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка либо наличием данных о совершении им ука­занного проступка, требующих дополнительной проверки, рассмотрение заявления судьи о прекращении его полно­мочий по другим основаниям приостанавливается до рас­смотрения по существу указанного вопроса.

Порядок принятия решений квалификационными кол­легиями судей:

1) квалификационная коллегия судей правомочна при­нять решение, если на ее заседании присутствуют более по­ловины членов квалификационной коллегии судей. Реше­ние считается принятым, если за него проголосовали более половины членов квалификационной коллегии судей, при­нимавших участие в заседании. Решение о прекращении либо приостановлении полномочий судьи или его отставке считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании;

2) голосование и принятие решения проводятся в от­сутствие судьи, в отношении которого рассматривается вопрос, а также в отсутствие приглашенных и иных лиц. Член квалификационной коллегии судей вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое прилага­ется к протоколу заседания квалификационной коллегии судей;

3) решение по результатам рассмотрения вопроса о до­срочном прекращении полномочий судьи в связи с со­вершением им дисциплинарного проступка или вопроса о прекращении отставки судьи в связи с осуществлением им деятельности, не совместимой с должностью судьи, ли­бо совершением поступков, порочащих его, принимается тайным голосованием членов квалификационной коллегии судей. Порядок тайного голосования устанавливается по­ложением о порядке работы квалификационных коллегий судей;

4) в случае принятия квалификационной коллегией су­дей решения о досрочном прекращении полномочий судьи н связи с совершением им дисциплинарного проступка или решения о прекращении отставки судьи в связи с осущест­влением им деятельности, не совместимой с должностью судьи, либо совершением поступков, его порочащих, в каж­дом из решений должны быть указаны мотивы его приня­тия;

5) решение квалификационной коллегии судей подпи­сывается председательствующим на заседании и секрета­рем квалификационной коллегии судей. При отсутствии секретаря квалификационной коллегии судей коллегия принимает решение временно возложить его обязанности на одного из членов коллегии.

Обжалование решений квалификационных коллегий судей. Решение, принятое квалификационной коллегией судей, может быть обжаловано в судебном порядке либо в Высшего квалификационную коллегию судей РФ (в от­ношении решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ) лицом, в отношении которого оно принято.

Решения квалификационной коллегии судей о при­остановлении или прекращении полномочий судей (за ис­ключением решений о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков) либо пре­кращения их отставки — в Верховный Суд РФ (п. 2 ст. 26.Чакона об органах судейского сообщества).

Решения квалификационной коллегии судей о привле­чении судей к дисциплинарной ответственности (за ис­ключением решений о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков), приоста­новлении отставки судей, а также об отказе в рекомендации на должность судьи могут быть обжалованы в соответству­ющие областные, краевые суды.

Решения квалификационной коллегии судей о досроч­ном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков можно обжаловать в Дисци­плинарное судебное присутствие.

Дисциплинарное судебное присутствие рассматривает жалобы граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решением Высшей квалификационной колле­гией судей РФ или решением квалификационной колле­гии судей субъекта РФ за совершение ими дисциплинар­ных проступков на указанные решения квалификационных коллегий судей, а также рассматривает обращения Предсе­дателя Верховного Суда РФ или Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ о досрочном прекращении пол­номочий судей за совершение ими дисциплинарных про­ступков в тех случаях, когда Высший квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов РФ отказано в удовлетворении представ­лений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Иные решения квалификационной коллегии судей, на­пример о даче согласия квалификационной коллегией су­дей на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, обжалуются в судебном порядке в соответствующие об­ластные, краевые суды либо в Высшую квалификационную коллегию Судей РФ (п. 1 ст. 26 Закона об органах судей­ского сообщества).

Контрольные вопросы и задания

 

1. Являются ли органы судейского сообщества институтом обеспечения независимости судей?

2. Какова роль органов судейского сообщества в формирова­нии судейского корпуса?

3. Расскажите о компетенции и порядке образования органов судейского сообщества.

4. Определите задачи, структуру, полномочия органов судей­ского сообщества.

5. Каким образом независимость судей обеспечивается систе­мой органов судейского сообщества?

6. В чем заключается правовая природа судейского сообщества?

7. Каков порядок деятельности квалификационных коллегий?

8. Считаете ли вы, что квалификационная коллегия судей на­делена государственно-властными полномочиями?

9. Создают ли дополнительные гарантии объективности составы квалификационных коллегий при принятии решений?

10. Каковы полномочия квалификационных коллегий судей но привлечению судей к дисциплинарной ответственности?

11. Создает ли Дисциплинарное судебное присутствие допол­нительные гарантии независимости судей?

12. Считаете ли вы, что у квалификационных коллегий судей следует изъять полномочия по привлечению судей к дисциплинар­ной ответственности?

13. Расскажите о юрисдикции дисциплинарного судебного при­сутствия, опишите порядок его формирования.

14. Обеспечивают ли самостоятельность и независимость су­дебной власти принципы построения судейской корпорации?

Рекомендуемая литература

1. Абросимова, Е. Б. Очерки российского судопроизводства: реформа и результат. — М., 2009.

2. Бурдина, Е. В. Органы судейского сообщества в механизме обеспечения судебной деятельности // Российская юстиция. —2011. — № 4.

3. Власенко, Н. А. Судебные правовые позиции (основы тео­рии) / Н. А. Власенко, А. В. Гринева. — М., 2009.

4. Гравина, А. А. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации / А. А. Гравина, В. П. Кашепов, О. В. Ма­карова. — М.: ИД «Юриспруденция», 2010.

5. Кажлаев, С. А. Генезис правовых позиций Конституционного ('уда РФ // Журнал российского права. — 2007. — № 7.

6. Клеандров, М. И. Статус судьи: правовой и смежные компо­ненты. — М.: Норма, 2008.

7. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. — М., 1982.

8. Косолапое, М. Ф. Судебная власть в конституционном строе России. — Саратов, 2005.

9. Машкина, Т. Правовая природа квалификационных коллегий судей / Т. Машкина, Н. Морозова // Российская юстиция. — 2003. —

№ 12.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: