Выразительность и завершенность снимка тесно связаны с понятием
«композиционное равновесие». Под композиционным равновесием в кадре
разумеется правильно найденное соотношение правой и левой его час-
тей, верха и низа, при котором возникает ощущение гармонии, устойчи-
вости, композиционной стройности картины. Изображаемый материал —
фигуры, предметы и другие возможные элементы композиции — размещает-
ся в рамке видоискателя и на снимке так, что ни одна из частей фотографи-
ческой картины не оказывается перегруженной и гармонично сочетается
с другими ее частями.
Соблюдение принципа равновесия чрезвычайно важно при компонов- ке снимка. Этот принцип в композиционном творчестве рождается из при- сущего человеку от природы стремления к устойчивости и равновесию, и его нарушение часто лишает снимок стройности и изобразительной чет- кости.
Например, нельзя назвать уравновешенным фото 52, так как правая нижняя его часть явно перегружена изобразительным материалом, а ле- вая верхняя совершенно не заполнена. Это пространство не использовано в снимке, и если кадр разделить по диагонали, то мы увидим, что все пред- меты сосредоточиваются по одну сторону этой диагонали, по другую ее сто- рону нет ничего. Принцип равновесия здесь нарушен: тяжелая правая часть не уравновешивается пустотой левой верхней части кадра; равновесие при таком распределении масс на плоскости недостижимо.
Как же нужно строить снимок, чтобы его композиция стала уравно- вешенной?
Простейший способ достижения равновесия в кадре - равномерное распределение элементов, составляющих данную композицию по всему полю кадра. Частным случаем такого решения вопроса является композиция, близкая к симметричной (фото 53).
|
При съемке этого кадра была использована центральная точка зрения на объект, центральная точка съемки. В результате получена фотография с фронтальной композицией, в которой правая и левая части количест - ненн о и к а ч е с т в е н н о почти равны, чем и достигается равнове- сие относительно центральной вертикальной оси картины, устойчивое рав- новесие, подобное положению двух равно нагруженных чашек весов.
Другая возможность получения уравновешенной композиции — поме- щение главного объекта изображения в центральную часть кадра, при- ближение этого объекта к вертикальной оси картины, как это сделано на фото 43.
В фото 54 равновесие достигается тем, что два основных элемента ком- позиции размещены в разных частях кадра (один — левее, другой — не- сколько правее вертикальной оси картины). Эти элементы сопоставляют- ся друг с другом и взаимно уравновешиваются.
Фото 52.
Принцип равновесия в кадре нарушен
Приведенные простейшие примеры уравновешенных композиций до- статочно широко распространены в практике фотографии, однако далеко не исчерпывают всех возможностей к достижению равновесия в кадре. Построение кадра по закону равновесия — гибкий творческий прием
Фгто 53. Б. К у д о я р о в. На ВДНХ
Фото 54.
Д. Шоломович.
В новогоднюю ночь
организации материала в картине, и имеется множество других варнантов решения этой проблемы.
Вернемся еще раз к фото 50. Уравновешена ли здесь композиция? Безусловно, да. Но ведь количество элементов, составляющих изобра- жение, в правой и левой частях картины далеко не одинаково. Справа по- мещается велосипедист, есть притемненный передний план, слева нет никаких равнозначных элементов. Чем же в этом случае уравновешивается композиция? Оказывается, что элементом, уравновешивающим в кадре
|
фигуру человека, здесь является н а- п р а в л е н и е р а з в и в а ю щ е г о с я в к а д р е д и и ж е и и я. Этого незри- мого элемента вполне достаточно для дос- тижения равновесия. Более того, если бы мы в левой части кадра разместили какой- то предмет, он был бы здесь совершенно лишним, возникал как препятствие на пути развивающегося движения, что сни- жает степень динамичности снимка.
И другие элементы композиции могут завершать ее и делать уравновешенной. Так, в фото 47 основной объект изобра- жения помещен в правом верхнем углу кадра, а противоположная • — левая ниж- няя его часть заполняется только световым пятном и падающей тенью. Однако этих элементов с в е т о в о г о р и с у н к а оказывается вполне достаточно для того, чтобы композиция приобрела необходимую законченность и уравновешенность.
К чему же практически сводится рабо- та но установлению композиционного рав- новесия в кадре? Этот процесс условно, в методических целях, может быть разде- лен на две фазы: первая — нахождение в рамке видоискателя или на матовом стек ле фотоаппарата места для размещения главного объекта изображения (рис. 127, а. б, в, г) и вторая фаза — заполнение про тивоположной пустой части кадра другими элементами объекта съемки и композиции (рис. 127, д, е, ж, з).
|
11ри размещении главного объекта изображения в правом нижнем углу кад- ра (рис. 127, а) остается незаполненным значительное пространство в кадре, оно легко исключается из композиции прове- денными на рисунке пунктирными лини-
Рис. 1-7. Композиционное построение кадра при
Съемке натюрморта
ими. Такие же незаполненные пространства остаются и в рис. 127, б, в. Наконец, мы находим положение, показанное на рис. 127, г, в котором незаполненным остается низ кадра, где мы и имеем в виду разместить остальные элементы нашей композиции.
Начинаем искать для них место. Рис. 127, д, с снова позволяют отбро- сить оставшуюся незаполненной часть кадра, обрезать его по проведен- ным пунктирным линиям. В рис. 127, ж предметы как будто бы размести- лись закономерно, но остается пустой средняя часть кадра, и композиция легко распадается на две самостоятельные части — верх и низ.
Осветим наш натюрморт контровым светом. Образуются тени, которые заполняют среднюю часть кадра и объединяют два элемента, бывшие до сих пор самостоятельными и изолированными. Дополним натюрморт не- достающими деталями и получим законченный кадр, показанный на рис. 127, з.
Первая и вторая фазы композиционного построения снимка так отчет- ливо разделяются только в первых учебных упражнениях, одним из кото- рых может быть съемка натюрморта. При выполнении этих упражнений у фотографа развивается чувство гармонии, художественный вкус. В даль- нейшем приобретаются прочные навыки композиционного творчества и две разделенные фазы, как правило, сливаются в один общий изобразитель- ный прием построения кадра как картины.
Конечно, не все без исключения снимки строятся по принципу уравно- вешенных композиций. Могут существовать и существуют и неуравнове- шенные композиции, но они рождаются в процессе творчества отнюдь не случайно, как это получилось при съемке фото 52. Нарушение равновесия в таких картинах является хорошо продуманным приемом организации кадра, этим приемом художник добивается определенного зрительного эф- фекта, выражает глубже и полнее содержание картины. Нарушение равно- весия вносит в картину элемент беспокойства, неустойчивости, отчего может возникнуть своеобразная динамичность. Эти свойства неуравновешенной композиции и используются художником, который сознательно отказывает- ся от равновесия и устойчивости изображения во имя выразительного ре- шения определенных смысловых задач.
Неуравновешенные композиции в фотографии встречаются значитель- но реже, чем композиции уравновешенные, имеющие самое широкое рас- пространение в пейзаже, портрете, натюрморте и многих других случаях фотосъемки. Выбор точки съемки, границ кадра, условий освещения, мо- мента съемки, применение всех существующих творческих приемов по- строения фотоснимка позволяют по-разному расположить в кадре элементы композиции, связать их в единую картину и добиться композиционного равновесия.