Изучение освещения при фотосъемках, освоение его композиционных, изобразительных и технических возможностей следует начинать в условиях искусственного освещения, работая со специальными осветительными при- борами.
Такая учебная работа связана с известными трудностями, так как у большинства начинающих фотолюбителей, как правило, чрезвычайно мал опыт работы по установке света, нет соответствующих осветительных при- боров, да и «построить» освещение всегда труднее, чем воспользоваться уже существующими, например натурными световыми условиями.
Однако в съемке с осветительными приборами есть такие преимуще- ства, которые делают эту учебную работу единственно возможным путем к систематическому изучению методики и техники освещения при фото- съемках. Главное из этих преимуществ состоит в том, что при работе с ис- кусственным освещением фотограф свободен в выборе светового решения снимка, а следовательно, исчезает прямая зависимость изобразительного результата от уже существующих условий освещения, иногда удачных, а часто и неблагоприятных для съемки, как это бывает на натуре, при ес- тественном дневном освещении.
При работе с осветительными приборами все элементы светового по- строения снимка могут быть определены и установлены в соответствии с композиционными, изобразительными и техническими задачами, так как потоки света, посылаемые на объект осветительными приборами, управ- ляемы. Приборы могут быть установлены ближе к объекту съемки и дальше от него, подняты выше и опущены ниже, могут быть направлены на объект под различными углами. От направления лучей действующих приборов и соотношения образуемых ими яркостей зависит характер светотени на объекте, световой и тональный рисунок кадра.
|
Таким образом, передвигая осветительные приборы и регулируя яр- кости, фотограф сознательно добивается определенного изобразительного результата, «строит» освещение на объекте съемки и в процессе этого по- строения активно изучает методику и технику работы со светом.
В целях изучения работы со светом следует выполнить ряд предлага- емых ниже упражнений, для чего необходимо иметь соответствующие осве- тительные приборы и несложное дополнительное оборудование.
Эти осветительные приборы должны отвечать определенным требова- ниям, главные из которых — подвижность прибора; возможность его уста- новки на различной высоте, под различными углами по отношению к объек- ту; возможность ограничения зоны действия потока света, регулировки диаметра действующего светового пучка; возможность изменения силы света, посылаемого прибором на объект.
Два из необходимых осветительных прибо- ров должны быть приборами н а п р а в л е н - н о г о света, а как раз их-то часто и не имеет фотолюбитель. Однако приборы эти совер- шенно необходимы для работы.
Идеальным прибором направленного света является линзовый прибор со сферическим зер- кальным отражателем (рис. 130). Сферический отражатель а и линза б дают возможность получить концентрированный пучок направ-
Рис. 130. Линзовый осве- тительный прибор
ленного света. Механизм в позволяет перемещать лампу накаливания г, подвигать ее ближе к линзе и отодвигать дальше. От положения лампы по отношению к линзе зависит диаметр светового пучка, посылаемого прибо- ром на объект съемки: чем ближе лампа к линзе, тем шире световой луч
|
и тем меньше освещенность, создаваемая при- бором на освещаемой поверхности; чем даль- ше лампа от линзы, тем меньше диаметр све- тового пятна и тем выше его яркость.
Мощность установленной в приборе лам- пы накаливания — 500 вт, диаметр линзы — 150 мм. Прибор имеет боковые шторки-затени- телид(рис. 131), пазы для установки марле- вых сеток, ослабляющих световой луч, и для других насадок е, выключатель ж, смонти- рованный на кожухе прибора.
Прибор устанавливается на легком и ус- тойчивом штативе, позволяющем изменять не только высоту прибора, но также и угол его наклона.
Такая осветительная аппаратура чрезвы- чайно удобна, но предназначается только для работы в ателье, так как имеет значительные габариты и несколько тяжела для подвиж- ной репортажной или другой натурной съемки.
Совершенно очевидно также, что далеко не каждый профессионал, а тем более фото- любитель может приобрести подобную аппа- ратуру. Более того, она вовсе и не обяза- тельна для любительской, не профессиональ- ной работы и может быть с успехом замене- на другими, значительно более простыми
Рис. 131. Линзовый прибор на штативе
типами осветительных приборов. Описы- вается же здесь линзовый прибор лишь
Рис. 132. Осветительный прибор с ограничителем пучка световых лучей
для того, чтобы познакомить фотолюбителя с существующей совершенной моделью.
В качестве прибора с ограниченным пуч- ком лучей, в какой-то мере заменяющего собой осветительную аппаратуру направлен- ного действия, может быть предложена модель, показанная на рис. 132. Корпус этого осветительного прибора, играющий также роль рефлектора, легко приобрести (рис. 132, а) или даже сделать самому (рис. 132, 6). Существенно важной деталью яв- ляются здесь шторки (рис. 132, в), устанав- ливаемые на корпусе прибора. Крылья што- рок укреплены на петлях (рис. 132, г) и могут передвигаться, перекрывая световой луч в большей или меньшей степени. Имен- но эти шторки, с помощью которых огра- ничивается ширина светового луча, и поз- воляют использовать предлагаемую осве- тительную аппаратуру как «приборы направленного света», а вернее, как при- боры с ограниченной шириной луча.
|
Поскольку в этих упрощенных моде- лях отсутствует сферическое зеркало, лин- за и механизм передвижения лампы, необ- ходимо найти какую-то иную возможность регулировать силу света прибора и созда- ваемые им освещенности. В этих целях можно просто передвигать осветительный прибор, приближая его к объекту съемки или удаляя от него. Но одного этого еще недостаточно, и желательно иметь простей- шие приспособления, вполне пригодные для
этих целей,—марлевые сетки, натянутые на проволочный каркас (рис. 132, д). На корпус прибора следует напаять лапки (рис. 132, е),'в пазы кото- рых и устанавливаются сетки-затенители (одна, две, а иногда и три, в за- висимости от желательной степени ослабления светового луча). Эти сетки, частично поглощая свет, посылаемый прибором на объект съемки, ослаб- ляют световой луч.
Как говорилось выше, осветительный прибор должен быть установлен на устойчивом и легко передвигаемом штативе. Одна из моделей такого штатива показана на рис. 132, ж, но в практике работы фотолюбителей могут быть использованы и более простые модели, которые должны давать возможность изменять высоту установки прибора и угол его наклона.
Один из необходимых для выполнения учебных упражнений приборов должен быть прибором р а с с е я н н о г о света. Он посылает на объект широкий пучок света и, следовательно, может не иметь шторок, ограничивающих световой луч. В качестве прибора рассеянного света практически может быть использован любой имеющийся у фотографа ос- ветительный прибор.
И, наконец, четвертый осветительный прибор предназначается для ос- вещения фона. Прибор должен быть приспособлен для установки на его корпусе шторок, сеток и тубусов (рис. 132, з), позволяющих получить на фоне световое пятно, светотональные переходы и пр. Часто появляется необходимость установки фонового прибора на незначительной от пола высоте. Поэтому опора, на которую устанавливается прибор, освещающий фон, должна давать возможность такого размещения прибора.
Все указанные приборы снабжены лампами накаливания. Какую же мощность должны иметь эти лампы? Приборы, предназначенные для со- здания основного потока света на объекте, рекомендуется снабдить специ- альными матированными фотолампами мощностью 275 вт каждая. Эти лампы работают с некоторым перекалом и потому при относительно неболь- шой мощности создают достаточно высокие освещенности на объекте (све- товой поток такой лампы более 8000 лм).
Прибор рассеянного света должен быть менее мощным. В него можно поместить обычную осветительную лампу накаливания в 200 вт. Она даст световой поток примерно в 3000 лм, и свет ее будет почти в 3 раза слабее, чем свет основного прибора. Такая же лампа может быть использована и в приборе, предназначенном для освещения фона.
Описанные модели осветительных приборов не являются единственно возможными. Они приводятся здесь главным образом для того, чтобы оп- ределились требования, которым должны удовлетворять осветительные приборы, имеющие различное назначение и выполняющие разные функции в общей схеме света. Существует множество других моделей, да и сам фо- толюбитель может сконструировать и построить удобный для его работы осветительный прибор, отвечающий основным требованиям.
Работа с осветительной аппаратурой, подключаемой к обычной электро- проводке, требует осторожности и строгого соблюдения правил пожарной безопасности. Перед включением приборов следует проверить их состояние и наличие исправных предохранителей в электрической осветительной сети. Нельзя включать мощные осветительные лампы, перегружающие сеть. Общая мощность включенных ламп не должна превышать одного киловатта, при условии, что на время фотосъемки из сети выключаются все остальные электрические лампы, нагревательные приборы и пр.
Нельзя допускать долговременной работы приборов, что вызывает их перегрев. Необходимо следить за тем, чтобы марлевые сетки-затенители, устанавливаемые на корпусах осветительных приборов, не прикасались к лампам и т. д.