МЕТОДИКА ОСВЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА СЪЕМКИ




 

 

В практической работе при установке осветительных приборов перед фотолюбителем неизбежно возникает ряд вопросов: как следует расстав- лять осветительные приборы? Какой прибор устанавливается первым? С какого направления и расстояния и насколько ярко должен каждый из них освещать снимаемый объект? Установление определенной методики в работе со светом поможет решению этих вопросов.

При дальнейшем изложении материала потребуется схематическая зарисовка расположения приборов относительно освещаемой модели (схе- мы света уже встречались и несколько раньше). Введем необходимые ус- ловные обозначени-я, помещенные на рис. 133. Условимся, что все схемы будут даваться в п лане, что чертежи будут показывать взаиморасположение

объекта съемки, фотоаппарата, фона и осветительных приборов с верхней точки. Условимся также, что, называя направление падения света на объект, мы смотрим на него от аппарата.

Итак, начнем работу со светом. Возьмем гипсовый бюст, на котором очень удобно изучать портретное ос- вещение, и установим его перед ап- паратом. Еще до включения освети- тельных приборов фотограф должен решить для себя: при каком реальном эффекте освещения будет сниматься данный кадр? Иными словами, свет ка- кого источника будет воспроизводить- ся с помощью осветительных прибо- ров? Ведь гипсовая модель могла быть установлена в комнате у окна, в саду, освещенном солнцем, вблизи от горя- щей настольной лампы и т. д. и т. п.

Предположим, что мы останови- лись на таком варианте освещения: модель установлена в комнате у окна, через которое падает дневной свет. Этот основной замысел светового ре- шения снимка определит его световой рисунок, а следовательно, и расстанов- ку осветительных приборов. Но ведь


Рис. 133. Принятые условные обозначения

на схемах освещения


в данном случае фотограф совершен-


 

но свободен в выборе местоположения предполагаемого окна: оно может на- ходиться справа и слева, спереди и сзади, выше или несколько ниже. Где же нам выгоднее поместить этот предполагаемый источник света?

Предположим для начала, что окно находится перед моделью, которая и освещается прямо от аппарата (рис. 134). Установим основной прибор на месте предполагаемого окна (положение 1-а), направим его на модель и произведем съемку. Рассмотрим фото 73 и проанализируем полученный результат. Поток света, направленный на модель от аппарата, равномерно осветил модель, и на видимой ее стороне светотень не образовалась. Тени упали назад, на ту сторону лица, которая от аппарата нам не видна. Снимок получился технически удовлетворительным, но световой рисунок его не активен, светотень не участвует в обрисовке объемной формы. Про такой снимок мы можем сказать, что по световому рисунку он неинтересен и, следовательно, положение основного прибора найдено нами пока неудачно, ибо не обеспечивает хорошего изобразительного результата.

Переместим осветительный прибор в положение 1-6 (рис. 134). Как видно на фото 74, и здесь результат съемки неудачен. Поток света падает на затылок модели, оставляя в густой тени лицо. На носу образуется слу- чайный блик. Световой акцент приходится на второстепенные детали изо- бражения. Объемная форма лица выражена недостаточно пластично.

И только когда мы установили основной прибор в положение 1-е (рис. 134), получается вполне приемлемый результат (фото 75). На модели об- разовалась четкая светотень, подчеркивающая и выявляющая объемно- пластические формы фигуры. Наметилась определенная закономерность в распределении тонов: светлые тона располагаются со стороны осветитель- ного прибора, на левой (от аппарата) стороне модели. Постепенно эти яркости затухают, переходя в темные тона справа. Зафиксируем это положе- ние прибора, как обеспечивающее правильный результат. Так определи- лось местоположение основного осветительного прибора, воспроизводя- щего свет, проникающий в комнату через предполагаемое окно.

Поскольку первый установленный прибор будет главным и ведущим во всей работе со светом, поскольку он определяет основу эффекта осве- щения и раскладку светотени на объекте, постольку место его установки должно быть найдено особенно точно. Для этого включенный прибор под- нимается выше и опускается несколько ниже, сдвигается немного вправо и несколько левее, при этом не теряется его основное найденное нами на- правление. Фотограф же внимательно следит за изменением характера свето- тени при уточнениях местоположения прибора. Эта работа должна длиться до тех пор, пока не будет найден такой рисунок светотени, который обес- печивает правильную передачу на снимке черт лица модели.

Следует помнить, что в ряде случаев светотень может принять случай- ный характер и не только не нарисует выразительно объект на снимке, но может привести и к искажению его формы.

Следовательно, о с н о в н о й п р и б о р у с т а н а в л и в а е т с я


 

 

Фото 73. Основной освети- тельный прибор направлен

на модель от аппарата,—

 

Рис. 134. Различные варианты установки осветительных приборов

 

 

н а м е с т е п р е д п о л а г а е м о г о р е а л ь н о г о и с т о ч н и - к а о с в е щ е н и я с учетом наиболее выразительного распределения светотени на объекте. Этот основной прибор устанавливается первым, и его свет есть основа всего светового рисунка кадра.

Понятно, что при установке основного прибора вся остальная освети- тельная аппаратура должна быть выключена, и только после того, как найдено место установки и направление действия этого важнейшего осве- тительного прибора и определен рисунок светотени, можно приступать к установке следующего осветительного прибора.

Но если при съемке фото 75 работал бы только один основной прибор, снимок был бы слишком контрастен по световому рисунку, а детали в тенях полностью отсутствовали бы.

Подсветка теней осуществляется с помощью прибора рассеянного света, который устанавливается после того, как определено местоположение первого прибора. И если этот прибор определяет рисунок светотени и яр- кость светов, то от рассеянного света зависит г у с т о т а т е н е й, а от соотношения яркостей, образованных основным источником и прибором рассеянного света, зависит к о н т р а с т с в е т о т е н и.

Значит, рассеянный свет, его сила и направление также играют суще- ственную роль в световом решении снимка. Однако, несмотря на это зна- чение рассеянного света, он все же играет лишь вспомогательную роль: при его включении главным по-прежнему остается свет основного при- бора, так как он воспроизводит действие предполагаемого реального источ- ника и определяет основу эффекта освещения.


 

 

Следовательно, яркости, образованные на объекте съемки рассеянным светом, всегда бывают меньшими, чем яркости от света направленного, так как тени на объекте при всех условиях должны сохранить свой харак- тер теней.

Прибор рассеянного света, не имеющий в данном случае самостоятельного значения, ничем не должен обнаруживать своего дей- ствия: при его включении не должны обра- зовываться вторые тени или яркие световые пятна, так как это неизбежно приводит к по- тере четкости светового рисунка кадра, к нарушению закономерностей принятого за основу реального эффекта освещения. Сле-

 

Фото 74.

Неудачно выбранное направление основного потока света

 

Фото 75.

В. Степано в

(студентВГИК)-

Этюд освещения


 


 

Фото 76. Недостаточное количество рассеянного света на модели


 

Фото 77. Избыточное количество рассеян- ного света на модели


 

довательно, направление и сила рассеянного света должны быть точно увязаны с результатами действия основного осветительного прибора.

В качестве приборов рассеянного света всегда используются приборы небольшой мощности, дающие широкий пучок света. В данном случае это будет открытый прибор (без шторок) с обычной осветительной лампой мощностью 200 вт.

Если основной источник освещает объект съемки слева, как это пока- зано на схеме света (рис. 134) и фото 75, то рассеянный свет устанавливает- ся несколько левее аппарата (прибор 2-а, схема света на рис. 134). Не рекомендуется помещать его при этой схеме света справа от аппарата (2-6) во избежание образования вторых теней, падающих навстречу основным, и нарушения закономерного спада яркостей на объекте слева направо.

Какой же должна быть в данном случае сила рассеянного света? Об- ратимся снова к воспроизводимому нами эффекту освещения. Дневной свет, проникающий в комнату через окно, не только образует относительно высокие яркости на сторонах объекта съемки, обращенных к окну, но и наполняет комнату некоторым количеством рассеянного света. И наш вто- рой осветительный прибор должен воспроизвести эту закономерность принятого за основу эффекта освещения.


 

 

Фото 78

Н. С т е п а н е н к о (студентка ВГИК)- Упражнение со светом


 

 

Рис. 135.

Схема света к фото 78


 

<l>oTo 79. B. K o B p 11 r 11 H. CHcr HJlCT


Неправильно установленное количество рассеянного света приводит к нежелательным результатам: если рассеянного света недостаточно, об- разуется высокий контраст светотени, в результате чего на снимке полу- чается скорее эффект ночного, чем дневного освещения (фото 76). В том случае, если рассеянного света слишком много, светотень вовсе исчезает, так как яркости светов и теней сближаются (фото 77). И только на фото

75 соотношение направленного и рассеянного света найдено правильно.

Но рассеянный свет не всегда выполняет только вспомогательные

функции, поддерживая и уточняя рисунок светотени, создаваемый основ-

ным источником. Иногда он может стать и основой светового построения

снимка, образуя так называемое с в е т о т о н а л ь н о е изобра -

жение.

Снимок гипсовой модели на фото 78 выполнен только при общем рас- сеянном освещении. Четко выраженная светотень в таком снимке отсут- ствует, но объемная форма и рельефы модели воспроизводятся достаточно ясно, нарисованные тоном, который мягко переходит от светлого к тем- ному на округлых формах модели.

Модель освещалась одним источником, направленным от аппарата (схема света на рис. 135). Слева модель подсвечивается отражателем, смяг- чающим тональные переходы на левой стороне модели. Прибор рассеянного света освещает фон. Несмотря на то, что работает лишь один прибор (не считая фонового), яркости различных участков модели неодинаковы. Это различие образуется за счет неодинакового количества света, отраженного от каждого участка модели по направлению к съемочному аппарату. Как выше указывалось, количество отраженного света меняется в зависимости от угла, образованного направлением падения светового луча и поверхностью площадки, на которую падает этот луч по отношению к направлению опти- ческой оси объектива.

Светотональный рисунок изображения, как это показывают фото 79 и 80, может служить основой для получения тонкого, интересного по тональ- ному решению снимка и может быть использован для решения смысловых и изобразительных задач в пейзаже, портрете и других жанрах фотографии.

Дальнейшую отработку светом модель получает с помощью так назы- ваемого к о н т р о в о г о света, т. е. света, даваемого осветительным прибором, установленным прямо против аппарата и, следовательно, осве- щающего модель сзади (схема света на рис. 136).

Каково назначение этого вида света? Направленный на объект съемки сзади или сзади и сбоку, этот источник света предназначается не для ос- вещения той стороны модели, которая обращена к фотоаппарату, так как свет этого прибора сюда не попадает.

При установке прибора с задне-бокового направления (положение /) свет еще попадает на поверхности модели, обращенные в сторону аппарата, создавая на них яркие блики, но при перемещении прибора в положение 2 и эти блики исчезают. Остается лишь яркий световой контур вокруг всей


фигуры, светом очерчивается ее контурная форма, почему контровой свет часто называется к о н т у р н ы м светом.

Яркости, создаваемые контровым светом, легко достигают очень вы- соких значений, блики контрового света часто дают на негативе такие плотности, которые не пропечатываются на снимке, в них теряется фак- тура, а иногда и детали рельефа фигуры. Поэтому при установке контро- вого света необходимо тщательно следить за образуемыми им яркостями, снижать их до необходимого уровня, что легко достигается удалением прибора от модели на соответствующее расстояние и использованием мар- левых сеток, перекрывающих световой луч.

В практике фотосъемки часто встречаются случаи, когда на двух эле- ментах объекта съемки, находящихся на разном расстоянии от съемочного аппарата и проецирующихся один на другой, например на гипсовой модели и на фоне, создаются близкие по величине фотографические яркости. Ино- гда это делается и специально, в целях решения снимка на короткой и мяг- кой тональной гамме, в единой мягкой тональности.

Однако практически это может привести к тому, что фигура сливается с фоном, не отделяется от него. И в этих случаях использование контрового света дает хороший изобразительный результат: световой контур, имеющий повышенную яркость, способствует отделению фигуры от фона, сообщает снимку необходимую пространственность.

Контровой свет широко используется для отработки прозрачных и полупрозрачных сред. Например, стекло, фактура которого характеризует-

ся бликами, образующимися в результате пре-

ломления света на его гранях, выглядит на снимке убедительно и вместе с тем живописно именно при освещении контровым светом (фото 42).

Контровой свет используется также для отработки блестящих поверхностей. Отражаясь от этих поверхностей, лучи контрового света вы- являют их фактуру, образуя характерные бли- ки. Именно эти возможности контрового света учтены при съемке фото 81, где очень живо и вы- разительно показана вода, переливающаяся и сверкающая в лучах солнца.

Приборами контрового света обычно слу- жат приборы направленного действия или, во всяком случае, приборы с ограниченным пучком световых лучей. В нашей учебной практике это будет прибор со шторками и фотолампой, име- ющей мощность 275 вт. В тех случаях, когда размеры помещения, в котором ведется съемка,


 

Рис. 136. Установка источника контрового света


не позволяют отодвигать прибор контрового света на достаточное расстояние от объекта


 

 

<l>oro 80. B. CTenaHOB (cmyoeHm BI'HK). IIoprpeT


 

съемки, в результате чего на модели возникают слишком высокие яркости, фотолампа может быть заменена обычной осветительной лампой мощно- стью 200 вт.

При установке контрового света необходимо следить за тем, чтобы пря- мые лучи этих источников не попадали на объектив съемочного аппарата. Попадая на объектив, прямой свет преломляется и рассеивается в его лин- зах, образует ореолы, приводит к засветке негатива, словом, к техниче- скому браку.

Во избежание этого приборы контрового света обычно поднимаются на штативе вверх, на высоту, большую, чем высота установки фотоаппарата. Затем луч прибора уклоняется вниз. Кроме того, для ограничения свето- вого пучка используются шторки или дополнительные экраны (лист кар- тона, фанеры и пр.), устанавливаемые на пути луча к объективу и прикры- вающие объектив от прямых лучей.

При наличии на объекте направленного света, образующего светоте- невой рисунок, контровой свет, как и свет рассеянный, является вспомо- гательным, самостоятельного значения не имеет, а потому действие прибора контрового света должно быть увязано с действием основного прибора.

Контровой свет как бы разрабатывает эффект освещения, основой ко- торого является свет направленный. Контровой прибор, следовательно, связан с основным прибором и устанавливается на объекте с той же сто- роны, что и основной прибор. Если бы автору снимка 75 потребовалась ус- тановка прибора контрового света, он должен бы был установить его слева от модели (схема света на рис. 134, прибор 3).

Работая с этого направления, контровой свет усиливает нарастание яркостей справа налево, обогащает яркими бликами света, образованные направленным светом. Эти блики гармонически сочетаются со световыми пят- нами, образованными основным осветительным прибором. Как показывает фото 82, такое распределение яркостей на модели подчеркивает ее объемы и рельефы, способствует выражению пластической формы на снимке.

Но контровой свет не всегда является вспомогательным, органически включающимся в светотеневой рисунок, образованный основным прибором. Иногда он может стать и основой светового построения снимка, решенного на контровом освещении.

При контровом освещении тени в кадре приобретают доминирующее значение по отношению к светам, так как предметы и фигуры освещаются сзади, а объектив «видит» и фиксирует их с неосвещенной стороны.

Световой рисунок кадра, построенного только на одном контровом свете, отличается некоторой сухостью, графичностью. Полутона и тональ- ные переходы в таком изображении отсутствуют, а следовательно, исче- зает возможность выражения объемно-пластических форм за счет тонов, их разнообразия и градации. Поэтому при одном контровом свете фигура приобретает характер силуэта. Такое световое решение снимка встречается довольно редко (фото 83).


 

 

<I> OTO 81. B. q e p e.11 K o e. B mone


 

<Poro 82. KB ac (cmyoeHmBI'JfKA. IloprpeTHbIH 3llQ!I


 

oro 83. H. He Mon Re B (cmy oeHm BI'F1K). CHrly31!


Использование контрового прибора в качестве основного ключевого света, т. е. света, определяющего весь световой рисунок снимка, обычно связано с дополнительным освещением объекта съемки рассеянным светом, установленным со стороны фотоаппарата. При соответствующем количе- стве рассеянного света изображение приобретает достаточную деталировку в тенях, фигура на снимке становится объемной и рельефной, в то же время общий характер контрового освещения сохраняется (фото 84).

При портретной съемке контровой свет чаще всего применяется в со- четании с направленным и рассеянным светом (фото 71).

При таком освещении тени в кадре теряют свое доминирующее зна- чение, пропадает и характерный рисунок, свойственный контровому осве- щению. Контровой свет становится, л ишь одним из элементов освещения, разнообразит тона, обогащает кадр живописными бликами.

Установив направленный, рассеянный и контровой свет на модели, мы использовали три осветительных прибора из имеющихся в нашем рас- поряжении четырех. Четвертый осветительный прибор предназначается для освещения фона.

Фон требует такой же тщательной световой отработки, как и объект съемки, ибо случайное освещение фона, не связанное со световым рисун- ком модели, приводит к нарушению закономерностей воспроизводимого эффекта освещения и единства светового решения снимка. Если, например, фон освещается только ярким рассеянным светом, притом распределенным совершенно равномерно по всей площади кадра, а на модели в это время имеется лишь узкий световой луч, образующий световое пятно на небольшом ее участке, общего и единого светового решения снимка не получается. Световой мотив, положенный в основу освещения модели, на фоне не раз- рабатывается, в результате чего образуется разрыв в освещении объекта и фона. Кажется, что фигура снималась при одном эффекте освещения, фон - при совершенно другом, в связи с чем пропадает и общая световая обстанов- ка в кадре. Из-за неправильного подхода к освещению фона снимок теряет выразительность и художественность.

Итак, освещение фона находится в прямой зависимости от характера освещения главного объекта изображения. Например, светлая тональность предметов на фото 65 обусловливает светлоту фона, падающие на фон тени связаны с общим направлением света в кадре. Дневному натурному освещению на лице в портретном фото 71 соответствует такое же освещение фона. Гамма тонов на фоне фото 84 близка к тональной гамме гипсовой модели, увязано также тональное решение объекта и фона на фото 80. Световой рисунок, образованный контровым светом на модели (фото 85), разрабатывается и на фоне, где имеется световой луч, и т. д.

Обратите внимание на то, что на упомянутых фотоснимках световой рисунок фона менее контрастен, чем световой рисунок главного объекта изображения. Это правильное соотношение светотени и тона в кадре. Ведь известно, что глаз зрителя привлекается прежде всего к тем участкам


 

<l>oro 84. B. K op H H JI b e B (cmyoeHm BI'I1K) D3no oCBellleHIDI


 

<l>oro 85. X. Pe x e (cmyoeHm BI'HK)D3no oCBw.teHIDI


кадра, где имеется наибольший контраст тонов или яркие световые пятна. В приведенных примерах из-за правильно найденного соотношения контра- стов освещения на объекте и на фоне мы и обращаем внимание прежде всего на главное в кадре, а фон отходит на второй план, занимает в компо- зиции соответствующее ему место и не спорит по изобразительному значе- нию с главным объектом изображения.

Равномерно и плоско освещенный фон часто портит снимок. На фоне, как правило, желательно получить или определенный световой рисунок, или тональные переходы. Если этого нет, фон становится маловыразитель- ной плоскостью и общий изобразительный результат обедняется. Это поло- жение особенно важно учитывать при съемке кадров, в которых фон зани- мает значительную часть их площади.

Где же должен быть установлен прибор, освещающий фон? Очевидно, свет этого прибора не должен попадать на модель, так как это может при- вести к неожиданному и ненужному изменению светового рисунка модели, созданного с помощью тщательно установленных приборов направленного, рассеянного и контрового света.

Раздельное освещение объекта и фона необходимо также и потому, что это облегчает регулировку соотношения яркостей, устанавливаемых на объекте и на фоне.

Значит, прибор, освещающий фон, не может быть установлен впереди модели (рис. 136, положение 3-а), так как в этом случае луч источника неизбежно попадает на модель.

И только в том случае, если фоновой прибор установлен позади модели, между фигурой и фоном (положение З-б), мы гарантированы от попадания фонового света на модель.

Работающие осветительные приборы направленного, рассеянного и контрового света насыщают съемочную площадку некоторым количеством общего рассеянного света, который обычно создает минимальную общую освещенность на фоне. Таким образом, фоновой прибор может быть исполь- зован для получения светового пятна, рисунка, для усиления тона, повы- шения яркости в одной из частей фона.

Где же именно, на каком участке фона и в какой части кадра должен расположиться снетовой рисунок или тональное пятно на фоне?

Для того чтобы фоновой рисунок закономерно включался в общую композицию снимка и завершал ее, он должен занять в кадре строго оп- ределенное место. Например, наиболее яркие участки фона не могут по- мешаться со стороны наиболее темной части модели, так как это приводит к несогласованности распределения тонов на объекте и фоне, отчего исче- зает единство светового рисунка, лежащее в основе светового решения кадра. Таким образом разрушается воспроизводимый эффект освещения и обна- руживается техника работы фотографа с осветительными приборами.

На фото 85 правильно найдено место для светового пятна на фоне. Оно связано с главными яркостями, образованными на модели основным источ-


ником. органически входит в общий световой рисунок и завершает общую композицию кадра, заполняя свободное пространство, оставленное по направлению поворота и взгляда модели.

Итак, в освещении модели мы исходим из определенного реального эффекта освещения. Этот эффект кладется в основу светового решения кадра. Освещение осуществляется с помощью нескольких осветительных приборов, каждый из которых образует на модели лишь один из элементов общего светового рисунка. Действия всех осветительных приборов взаимосвязаны, как связаны между собой определенными закономерностями и образуемые на модели яркости.

 

НАТУРНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

 

В практике работы фотолюбителя чрезвычайно широко распространена натурная фотосъемка, съемка на открытом воздухе. Многие виды фотогра- фических композиций — пейзаж, репортажные кадры, жанровые сцены к даже портрет— часто выполняются именно в этих условиях.

Как же нужно подходить к световому решению снимка, выполняемого при натурном освещении? Сохраняют ли здесь свое значение свет, как од- но из сильнейших изобразительных средств фотографии, найденные основы светового построения кадра, методика работы со светом при создании за- думанного светового рисунка?

Было бы неверным думать, что на натуре фотограф бессилен что-либо сделать для светового решения выбранной темы, что там он всегда целиком и полностью зависит от существующих условий освещения и может только фиксировать, протоколировать их. И на натуре фотограф имеет целый ряд возможностей творчески использовать свет для создания выразитель- ного и впечатляющего фотоснимка, и лучшее подтверждение этому —жи - вописные пейзажи, правдивые и убедительные репортажные снимки, вы- разительные портреты, сделанные фотографом на натуре.

Прежде всего следует отметить, что условия натурного освещения чрезвычайно разнообразны, что они меняются с течением времени, зави- сят от состояния погоды, характера облачности и от многих других факторов.

Рано утром, на восходе, солнце посылает свои первые лучи и пригре- вает влажную от ночной росы землю. Поднимается легкий туман, образует- ся так называемая воздушная дымка, ослабляющая прямой солнечный свет, смягчающая контрасты светотени. Все освещение вследствие этого приобретает мягкость, градация тонов становится тонкой.


 

В ясный полдень солнце начинает светить особенно ярко, тени стано- вятся короткими и жесткими, все освещение — контрастным.

К вечеру ложатся длинные тени, облака на западе часто приобретают живописный рисунок, яркость света постепенно уменьшается.

Наступают сумерки. Небо, особенно в летнее время, и после заката долго еще остается светлым, тогда как на земле уже почти совсем темно. Деревья, здания и другие предметы темными силуэтами рисуются на фоне светлого неба.

Еще не окончательно погас дневной свет, еще не ушли сумерки, а на улицах, в окнах домов, в витринах магазинов зажигаются огни, создавая живописную световую картину раннего вечера.

Но вот стало совсем темно. Лишь отдельные световые пятна от фонарей или свет, льющийся из ярко освещенных окон, прорезают темноту ночи.

Эти разнообразные эффекты освещения меняются и со сменой времен года: жаркий летний полдень, серый осенний день, морозный солнечный денек в январе и ликующий весенний день имеют каждый свои световые характеристики и по световому рисунку резко отличаются друг от друга.

Да и в одно и то же время года, в одно и то же время дня могут встре- титься самые различные эффекты освещения.

Лето. Ярко светит солнце. Но вот набежала тучка, полил короткий веселый летний дождик, его первые капли засверкали в солнечных лучах. А тучи все сгущаются и сгущаются, становятся темнее, тяжелее и совсем закрывают солнце и весь небосвод. Все притихло, замолкло. Гроза! И еще льет дождь, еще гремит в отдалении гром, а уже посветлело у горизонта. Скоро сквозь тучи проглянет солнышко, и его лучи, кажущиеся особен- но яркими после грозы, заблестят и заискрятся в лужах воды. Так, в тече- ние короткого промежутка времени множество раз меняется световая картина.

Эти эффекты освещения должен уметь наблюдать и отбирать для све- тового решения своих композиций вдумчиво работающий фотограф.

Таким образом, с в е т о в о е р е ш е н и е н а т у р н о г о сним - к а о п р е д е л я е т с я п р е ж д е всег о выборо м в р е м е н и съемки.

Не все темы, конечно, и не все виды съемки позволяют свободно выби- рать наиболее благоприятное с точки зрения освещения время для прове- дения съемки. Часто, особенно в фоторепортаже, съемку приходится вести в точно назначенное время, независимо от того, насколько выразительно в этот момент освещен объект съемки. В таких случаях фотограф, конечно имеет весьма ограниченные возможности для светового решения снимка особенно если фотографирование производится в плохой световой обета новке.

Но в целом ряде других случаев при съемке портрета, пейзажа, архи- тектуры и пр. фотограф ничем не связан во времени и может свободно вы- бирать необходимые условия освещения. И, уж конечно, самым тщательным


образом должно выбираться время съемки при выполнении учебных работ и учебных упражнений.

Но одним временем съемки еще не определяется полностью световое решение натурного снимка. Сделанные приблизительно в одно время дня, различные снимки могут иметь совершенно различный световой рисунок.

Если солнце находится позади фотоаппарата, подготовленного для фотосъемки, видимая светотень в кадре практически отсутствует. Все эле- менты объекта съемки в этом случае освещены одинаково ярко, а потому все предметы видны на снимке с одинаковой четкостью. Это относится бук- вально к каждому предмету, как расположенному вблизи от точки съемки, так и находящемуся в значительном отдалении. Такое освещение, как уже говорилось выше, мало способствует выражению объемов и пространств, не отрабатывает воздушной дымки, а потому снимок, сделанный при п е- р е д н е м с о л н е ч н о м с в е т е, часто выглядит монотонным, пло- ским, скучным и неинтересным.

При б о к о в о м п о л о ж е н и и с о л н ц а п о отношению к съе- мочному аппарату в кадре образуется четко видимая от аппарата свето- тень, различные участки объекта съемки освещены неодинаково, их яр- кости различны. При боковом освещении образуются света, собственные и падающие тени, и это чередование тонов дает хорошую лепку объемных форм, правильно передает характер солнечного освещения.

К о н т р о в о е н а п р а в л е н и е с о л н е ч н о г о с в е т а дает своеобразный изобразительный результат: предметы освещаются солнцем сзади и обращены к фотоаппарату неосвещенной стороной. Поэтому в кадре преобладают собственные и падающие тени, а света занимают незначитель- ное место. Солнечные лучи проходят сквозь воздушную дымку и рассеи- ваются в ней, насыщая воздух светом. Освещенная контровым светом дымка проецируется на находящиеся в глубине притемненные предметы и четко видна на их фоне.

Резкое различие светового рисунка в трех приведенных выше приме- рах, где съемка велась в одно и то же время дня, показывает, что с в е т о - в о й р и с у н о к к а д р а з а в и с и т н е т о л ь к о о т в р е м е н и с ъ е м к и, н о т а к ж е и о т в ы б р а н н о г о н а п р а в л е н и я с ъ е м к и п о о т н о ш е н и ю к н а п р а в л е н и ю п а д е н и я с о л н е ч н ы х л у ч е й.

До сих пор мы говорили о выборе времени съемки и направления съем- ки по отношению к направлению падения основного потока света. Но этим не исчерпываются все возможности активного использования натурного освещения для целей фотосъемки. В ряде случаев фотограф может не только выбирать, но и корректировать натурное освещение путем применения от- ражательной подсветки, затенителей, подсветки электронно-импульсными лампами. Отражательная подсветка и затенители применяются, например, при портретной съемке.

Отражатели и затенители представляют собой простые приспособлю


ния. Отражатель — это легкий фанерный щиток небольшого размера (на- пример, 50x50 см), окрашенный алюминиевым порошком, оклеенный фольгой или просто белой бумагой. Затенителем является марлевая сетка, тюль или другой полупрозрачный материал, натянутый на проволочный каркас. Такой затенитель, помещенный на пути солнечных лучей, ослаб- ляет свет солнца на лице снимаемого человека.

Эти простейшие приспособления позволяют регулировать соотношение яркости светов и глубины теней в портретном снимке. Рис. 137 показывает типовую схему корректировки солнечного освещения при портретной съем- ке: затенитель а ослабляет солнечные лучи, подсветка б насыщает тени от- раженным светом.

Такая корректировка света при съемке портрета на натуре имеет очень большое значение, так как солнечное освещение часто дает такие контра- сты (соотношение яркости светбв и глубины теней), которые не всегда бывают желательны при портретной съемке.

П р и м е н е н и е о т р а ж а т е л ь н о й п о д с в е т к и и з а - т е н и т е л е й п о з в о л я е т к о р р е к т и р о в а т ь сущест - вующе е н а т у р н о е о с в е щ е н и е.

Таким образом, работа со светом на натуре сводится к выбору времени съемки (когда это возможно), выбору направления съемки по отношению к направлению падения потока света и корректировке светотени с помощью простейших приспособлений.

Очевидно, при съемке в условиях натурного освещения сохраняют свое значение не только найденные ранее основы светового построения кадра, но и методика работы со светом.

По-прежнему работа над световым решением снимка начинается с в ы б о р а характера основног о п о т о к а све - т а, т. е. прямого солнечного света, от ко- торого зависит распределение светотени на объекте.Этот свет и при натурной съемкеяв- ляется основой светового рисунка кадра.

Густота теней на натуре и общий контраст светотени зависят от количества света, рассеянного в воздухе, в земной атмосфере и попадающего на теневые уча- стки объекта не от прямого солнечного света, а от небосвода. Очевидно, чем боль- ше солнечный свет будет рассеиваться в атмосфере, тем мягче будет светотень. Так, при совершенно ясном безоблачном небе рассеянного света на объекте имеется


относительно немного, а светотень конт- растна.


Рис. 137. Корректировка натурного освещения


Белые кучевые облака являются своеобразными отражателями, и, если небосвод покрыт такими облаками, количество рассеянного света увели- чивается, а светотень на объекте смягчается.

Как и при работе с осветительными приборами, рассеянный свет на натуре не всегда выполняет только вспомогательные функции, сводящие его значение к смягчению контрастов светотени, т. е. к уточнению светового рисунка, созданного на объекте направленным светом. В ряде случаев он становится основой светового построения снимка, образуя еветотональ- ное изображение.

Светотональный рисунок снимка получается' тогда, когда ярко выра- женный направленный солнечный свет на объекте отсутствует. В пасмур- ный день, в туман, в сумерки на объекте и снимке образуются мягкие тональные переходы, тонкая градация тонов. Как показывает фото 86, такое освещение может дать интересное тональное решение пейзажного снимка.

Как уже говорилось, направленный солнечный свет на натуре может быть использован и как контровой свет. Работа с контровым светом чрез- вычайно распространена при натурных съемках.

Контровой свет очерчивает контуры фигур, хорошо отделяя фигуры от фона, с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: