КОНСТРУКТИВНАЯ ЧЕТКОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ




 

Среди фотоснимков, сделанных начинающими и неопытными фотолю- бителями, часто встречаются такие, в которых кадр заполнен и перегружен большим количеством изобразительного материала. Такими снимками яв- ляются, например, ранее приведенные фото 28, 41 и 58, где все поле кадра сплошь заполнено множеством различных деталей — и важных и необя- зательных в данном снимке.

Следует обратить особое внимание на неорганизованность и случайное расположение материала в этих кадрах. Как, по какому принципу строил фотограф данный снимок? Ответить на этот вопрос крайне трудно, так как никакого принципа композиционного решения и расположения в кадре элементов композиции при всем желании здесь обнаружить нельзя. Кадры эти сняты совершенно случайно, в них зафиксировано все, что попало в поле зрения объектива в момент съемки. Значит, фотограф не проделал ника- кой работы по изобразительному решению этих снимков, а отнесся к фото- съемке как к чисто техническому процессу простой фиксации объекта съем- ки с помощью фотографической техники.

Про такой неорганизованный снимок мы можем также сказать, что его построение лишено четкости, вследствие чего снимок теряет свою вы- разительность, становится скучным и неинтересным.

Рассмотрим с этой точки зрения фото 30, 51, 12. Все эти снимки могут быть оценены как интересные по композиции, как кадры, имеющие проду- манное и завершенное изобразительное решение. Попробуем в таком слу- чае определить, по какому принципу построен каждый из них.

Например, какие композиционные приемы лежат в основе изобрази- тельного решения фото 30? Это т п е й з а ж сня т с верхне й точ- к и пр и и с п о л ь з о в а н и и к о н т р о в о г о света, что поз- воляет сосредоточить внимание зрителя на элементах переднего плана, проецирующихся на спокойный и вместе с тем живописный фон. Бла- годаря такому композиционному решению снимок хорошо воспроизводит ранний вечер, в нем много воздуха, автору удалось передать определенное настроение, охватывающее человека в жизни, в такого рода природной


обстановке. В этом снимке нет и следа того техницизма и той сухости, которые сводят на нет работу фотографа в снимке 26.

Легко определяется принцип композиционного решения и в фото 51: к о м п о з и ц и я к а д р а о с н о в а н а з д е с ь н а и с п о л ь - з о в а н и и п е р е д н е г о п л а н а. Н а переднем плане в данном слу- чае помещен главный объект изображения, а элементы окружения, обста- новки отнесены в глубину. Передний план притемнен и вследствие этого хорошо вырисовывается на фоне светлой глубины и сразу же обращает на себя внимание зрителя.

Таким образом, использованный композиционный прием сообщает изображению необходимую четкость, делает его легко читаемым и способ- ствует выделению в кадре главного объекта изображения.

Как построен снимок 12? Составляющие композицию элементы рас- положены в нем на различном расстоянии от точки съемки и от зрителя. Ближе всего находится решетка набережной слева, постепенно она уда- ляется, в глубине видны здания, полусилуэт моста. Все главные линии в кадре направлены от переднего плана в глубину, к главной точке схода, что еще более подчеркивает г л у б и н н о е п о с т р о е н и е к а д р а, являющееся структурной основой этого фотоснимка.

Рассмотрим теперь фото 55 с точки зрения его тонального построения. Прежде всего обращает на себя внимание то, что изображение построено на очень близких друг к другу по светлоте тонах: здесь нет, например, глухих черных тонов (исключение составл яют лишь тонкие былинки травы), нет также и ярких белых тонов (кроме диска солнца у горизонта), которые занимали бы сколько-нибудь значительную площадь в кадре. Все тона снимка об- разуют нежные переходы, а потому и все изображение выглядит мягким, что вполне совпадает с общим характером раннего вечера. Про этот снимок, следовательно, можно сказать, что в тональном отношении он п о с т р о е н н а к о р о т к о й и м я г к о й г а м м е т о н о в.

Таким образом, в любом интересном по изобразительному решению снимке может быть определен принцип его построения: построение кадра на низкой линии горизонта, использование в качестве композиционного приема переднего плана, глубинное построение кадра, использование ко- роткой и мягкой тональной гаммы и многое другое.

В снимке, композиционно непродуманном, подобной структурной ос- новы нет, отчего он воспринимается с трудом, «не читается», а потому и взятая тема не раскрывается в достаточной степени выразительно и впе- чатляюще.

Большие возможности для достижения конструктивной четкости снимка дает фотографу такое изобразительное средство фотографии, как свет с его возможностями создания акцентов на главном объекте изобра- жения, возможностями затемнения и исключения из внимания зрителя второстепенных элементов композиции.

В качестве примера может быть приведено фото 44, где яркое световое


 

Фото 60. С. И в а н о в - Л л л и л у е в. После грозы

 

 

пятно охватывает главный объект изображения и делает его основным эле- ментом композиции. Остальное пространство кадра имеет более низкую тональность, а потому и не спорит по своему значению с главным в снимке.

Конструктивная четкость фотографического изображения требует про- стоты в его композиционном, световом и тональном построении, известной сдержанности, скупости в использовании изобразительных средств. Кадр не может и не должен быть перегружен изобразительным материалом, так как в этом случае возникают запутанность конструкции картины и общая пестрота снимка, затрудняющие его восприятие.

Художественное использование изобразительных средств фотографии чаще всего приводит к л а к о н и ч н о с т и изображения, к краткости и четкости выражения мысли художника. Что же такое «лаконичность фотографического снимка»?

Посмотрите, как просто и ясно фото 60: в нем, по существу, имеется всего три элемента — скворечник на первом плане, низкая линия горизонта


и живописные облака на небе,— а взятая тема уже раскрывается с доста- точной полнотой. Представьте себе, что в кадр введены многие другие эле- менты: деревья, кусты, изгородь, крыши домов и пр. Несмотря на то, что в таком снимке показывается значительно больше разнообразных деталей и предметов, изображение выразительнее может и не стать, а, наоборот, может потерять свою четкость и определенность. Из-за обилия материала зритель может и не увидеть так отчетливо главных элементов изображения, ибо его внимание рассеивается и отвлекается массой второстепенных де- талей. Эти детали были исключены из кадра при съемке фото 60, потому он И выглядит таким простым и ясным, или, как мы будем теперь говорить, является л а к о н и ч н ы м.

Лаконизм чрезвычайно важен в картине, но в фотографическом снимке он достигается не просто. Ведь часто интересный для фотографирования объект бывает окружен множеством ненужных фотографу элементов: пейзажной съемке мешают телеграфные столбы или провода, пересекающие кадр; съемке жанровой сцены мешают идущие по улице и заглядывающие в объектив пешеходы или движение городского транспорта и пр.

Однако все эти помехи во многих случаях становятся преодолимыми, если фотограф умеет выбрать соответствующую точку съемки, если он знает возможности различных композиционных построений и световых решений снимка, если он чувствует художественные эффекты освещения, если он умеет выбрать момент съемки.

Итак, мы разобрали некоторые закономерности композиционного ре- шения снимка, такие, как правдивость фотографического изображения, выделение в кадре главного, динамика фотографического снимка, принцип равновесия в построении кадра, цельность и неделимость композиции, конструктивная четкость и лаконичность изображения.

Это, конечно, только основные из множества существующих принци- пов построения снимка и творческих приемов решения темы, поскольку тематика фотографических композиций крайне разнообразна, поскольку каждая новая тема будет рождать все новые и новые композиционные ре- шения.

На разобранных выше примерах мы лишь показали, что фотографиче- ский снимок строится по определенным закономерностям, обусловливающим выразительное раскрытие содержания и изобразительную законченность кадра. Мы показали также, что одной технической фиксации объекта с по- мощью фотоаппарата недостаточно, такие протокольные снимки мало ин- тересны, скучны и невыразительны. И дело фотографа теперь начать свои творческие поиски в решении многообразных снимков, отражающих жизнь советских людей, их труд и отдых, их дела и чувства, окружаю- щий их мир.


ГЛАВ А VII

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: