ГЛАВА VI
ОСНОВЫКОМПОЗИЦИИ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО СНИМКА
ПОНЯТИЕ „КОМПОЗИЦИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО СНИМКА"
Изучив фотоаппаратуру, негативные материалы и их основные свой- ства, элементарную технику фотосъемки, фотографическую обработку не- гатива и позитивный процесс, фотограф как будто бы приобретает достаточ- ные знания и умение сделать фотоснимок. Однако многочисленные при- меры показывают, что, обладая только этими знаниями, фотограф в состоя- нии сделать лишь технически грамотный снимок, но часто получает неин- тересный изобразительный результат, скучные, невыразительные и не привлекающие к себе внимания кадры.
Действительно, натюрморт на фото 25, пейзажный снимок (фото 26), портрет (фото 27) и репортажный снимок (фото 28) в техническом отношении удовлетворительны: они сняты резко, с правильной экспозицией, проявле- ны и отпечатаны элементарно грамотно. Но вместе с тем эти снимки никак нельзя назвать хорошими, удавшимися. Они производят впечатление ка- ких-то случайных кадров, где видна скорее работа фотоаппарата и объек- тива, чем самого фотографа — их автора. Более того, взятая тема в этих снимках не раскрывается с необходимой ясностью и убедительностью: не сразу догадываешься, например, что изображено на фото 28. Чтобы разобраться в содержании снимка, нужно долго и пристально его рассмат- ривать.
Низкие художественные качества этих снимков становятся особенно очевидными при сравнении приведенных кадров с родственными им по характеру фото 29, 30, 31 и 32. Становится очевидным, что знание одной только техники еще не обеспечивает получения выразительного, яркого и запоминающегося снимка.
Фото 25. Неудовлетво- рительное композици- онное решение натюр-
|
Морта
Фото 26. Неудовлетво- рительный пейзажный снимок
Фото 27. Портретный снимок, неточный по композиции
Фото 28. Снимок неудовлетворитель- ный по композиции
Фото 29.
А. Княжинский
(студент ВГИК).
Натюрморт
Чем же так выгодно отличаются фото 29, 30,31 и 32 отфото25, 26, 27 и 28? В чем здесь секрет успеха работы фотографа и причины выразитель- ности фотографических картин?
Рассмотрим фото 25. Мы видим, что все предметы, составляющие на- тюрморт, сосредоточены в одной части кадра — расположены вдоль его горизонтальной оси. Все они здесь совершенно равнозначны, и потому зри- тель не в состоянии сосредоточить свое внимание на какой-то определенной детали снимка, самой важной для данной темы. Взгляд зрителя равнодушно скользит по всему кадру, ни на чем определенном не останавливаясь, а сама картина не впечатляет зрителя, ибо не овладевает его вниманием.
В связи с размещением всего изобразительного материала в централь- ной части кадра сверху и внизу образовались свободные, незаполненные пространства, которые никак не используются и легко могут быть исклю- чены простым обрезом снимка, причем от этого, по существу, ничего не ме- няется и снимок беднее не становится.
Проанализируем с точки зрения распределения материала в кадре фото 29. Здесь картинная плоскость использована значительно правиль- нее. Предметы гармонично распределены в рамке кадра, причем сразу привлекают к себе внимание предметы, попадающие в световое пятно от настольной лампы. И несмотря на то, что мы видим здесь значительно меньше предметов, чем на фото 25, взятая тема раскрывается на снимке полнее и убедительнее, чем в первом случае, в результате имеющегося изобразительного акцента на основных предметах натюрморта.
|
В фото 29 нет пространств свободных и незаполненных, которые легко могли бы быть исключены простым обрезом изображения без того, чтобы не пострадала цельность и законченность картины.
Обратимся к фото 26. Как построен этот кадр? Трудно ответить на этот вопрос, так как в основе распределения материала в картине нет никакого принципа. Как, например, выбраны границы кадра? Можно с уверенностью сказать, что при съемке фотограф не задумался достаточно серьезно над оп- ределением их местоположения. И это очень легко доказать. Попробуем, как мы это делали и раньше, смещать к центру кадра или от него верх- нюю, правую или левую сторону прямоугольника кадра. Образуются новые варианты снимка, ничуть не худшие, чем первый, основной вари- ант, но тоже не представляющие собой ничего интересного.
Такую операцию невозможно проделать с фото 30. Здесь границы кадра выбраны так, что каждая из них обусловлена включенным в снимок эле- ментом объекта съемки. И теперь границы невозможно сдвинуть без того. чтобы не исключился из поля зрения один из этих элементов, что приводит к обеднению изобразительного результата, к ухудшению снимка.
В портрете на фото 27 отсутствует необходимая направленность ком- позиции: девушка помещена точно в центре кадра, вследствие чего справа образуется лишнее свободное пространство, а взгляд девушки упи- рается в рамку кадра. Здесь слева явно ощущается недостаток свобод-
|
Фото 30. А. Лобов. Молодая тайга
ного пространства, в то время как с противоположной стороны это осво- божденное пространство совершенно не нужно. Портрет на фото 31 с этой точки зрения построен гораздо точнее.
В репортажном снимке 28 отсутствует зрительный центр. Это значит, что главное в кадре не выделено, и четкость изображения в результате теряется, весь снимок выглядит пестрым, перегруженным деталями.
В репортажном снимке 32 есть необходимые акценты, организующие изображение, обращающие внимание зрителя на главное в кадре.
Приведенные примеры показывают, что далеко не безразлично, как распределены в кадре составляющие его элементы. Чрезвычайно важно определить, какое место займут на снимке фигуры и предметы, как они будут сопоставляться и связываться друг с другом, как будут выбраны гра- ницы кадра и организованы необходимые смысловые и зрительные акценты.
Отсюда следует вывод, что фотографический снимок должен быть построен по каким-то закономерностям, обеспечивающим четкость изобра- жения, ясность, определенность и выразительность рисунка фотографиче- ской картины, глубокое и убедительное раскрытие ее содержания.
Фото 32.
Д-Коржихи н
(студент ВГИК)-
На ринге
Это построение снимка по определенным закономерностям иначе на- зывается к о м п о з и ц и е й кадра. Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, соединение, составление, связь, т. е. построение изображения, установление соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое — завершенное и законченное фотографическое изображение.
Какими же изобразительными приемами может осуществить фотограф композиционное построение задуманного им снимка?
Заполнение картинной плоскости, распределение в кадре отдельных элементов и их взаимосвязь зависят от многих факторов, к которым прежде
Фото 31.
М. А р д а б ь е в с к и й (студент ВГИК).
Портрет
всего следует отнести выбор точки зрения на снимаемый объект, выбо р т о ч к и съемки. И здесь важны как направление, с которого ведется съемка, так и расстояние от места установки аппарата до снимаемого объек- та и, конечно,высота точки съемки. Ведь эти координаты точки съемки уже обусловливают включение в кадр некоторых частей объекта съемки и, сле- довательно, введение в картинную плоскость того или иного композицион- ного элемента, а также и их место в картине.
Композиция кадра зависит от того, насколько крупно снят объект, как выбраны границы кадра, в какой части кадра находятся перемещаю- щиеся элементы композиции (мчащийся локомотив, идущий человек и пр.) и как они связываются с другими элементами композиции, как выбран момент съемки.
Решению композиционных задач активно помогает свет, ибо свето- вые пятна и блики, лучи света и тени наравне с материальными предметами участвуют в заполнении картинной плоскости.
Технические средства фотографии (сменные объективы с различными фокусными расстояниями, светофильтры и пр.) и технические приемы (установление глубины резко изображаемого пространства и др.) также мо- гут быть использованы для завершения композиционного рисунка фото- графической картины.
Перейдем теперь к определению и изучению главных закономер- ностей композиционного решения фотоснимка.