ГЛАВА 4. О Существовании 12 глава




Такой мудрец - свободен от страданий и страхов, кажется ли он действующим или бездействующим для окружающих. Все любят и почитают подобных людей. Даже если в глазах других он кажется взволнованным, внутри он укрепился в мудрости. Его сознание не украшается счастьем или несчастьем. Он не обращает внимания на блеск и привлекательность мира. Достигнув осознания Себя, он живёт в созерцании, и потому не привязан ни к чему во Вселенной. Поднявшись над противоположностями, он кажется спящим даже в пробуждённом состоянии.

Это состояние, в котором ум - освобождён от движения мысли и в котором существует только ощущение мира, известно как состояние «глубокого сна в пробуждении». Находящийся в нём живёт, освобождённый от любого типа умственных отвлечений и расстройств, не озабоченный короткой или долгой жизнью. Когда это состояние «глубокого сна в пробуждении» созревает, оно известно как турья, или четвёртое состояние. Утвердившись в нём, мудрец воспринимает Вселенную как игровую площадку и жизнь - как космический танец. Свободный от страданий и страха и от заблуждений кажущегося мира, утвердившийся в состоянии турьи не совершает ошибок. Он погружён в блаженство. Он идёт и далее в состояние огромного блаженства. Это считается состоянием следующим даже за турьей.

Ещё возможно выразить словами состояние того, кто освободился ещё в этой жизни, - состояние турьи, или «глубокий сон в пробуждении», или состояние свободы. Но состояние за этим недоступно для описания словами. Это состояние - «за состоянием турьи». Стремись достичь его.

Сначала утвердись в состоянии «глубокого сна в пробуждении». Оставайся незаинтересованным в существовании или несуществовании тела, зная, что тело - продукт иллюзии. Ты - мудрый человек, и ты достиг пробуждения. Ум человека, знающего собственную СУЩНОСТЬ, не катится вниз. Здесь существует только ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ, поэтому не позволяй понятиям «я такой-то и такой-то» или «это моё» возникнуть в тебе. Даже слово «сам», «я» используется только для передачи мыслей, Истина находится вне этих описаний. Нет двойственности, нет тел и потому нет взаимоотношений между ними, нет тени на солнце. Хотя я говорю с тобой, предполагая некую дуальность, в Истине нет такого разделения.

Как нет взаимоотношений между светом и тьмой, так и не может быть взаимоотношения между телом и Тем, Кто в нём воплощён. Когда Истина - известна, пропадает ошибочное восприятие. Собственная СУЩНОСТЬ является СОЗНАНИЕМ, чистым, вечным, лишённым изменений, СВЕТ - в себе, в то время как тело - не вечно и нечисто. Могут ли они быть хоть как-нибудь связанными? Тело оживляется жизненной силой или другими элементами, тело не может состоять ни в каких отношениях с ВЫСШИМ Я. Даже если СУЩНОСТЬ и тело рассматриваются как отдельные реальности, между ними не может быть никакого отношения, но если эта двойственность - нереальна, тогда такие мысли становятся безотносительными. Пусть эта истина утвердится в тебе, нет ни несвободы, ни Освобождения ни для кого никогда и нигде.

Ясно, что всё это - только ЕДИНОЕ БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ, или СУЩНОСТЬ, или ВЫСШЕЕ Я. Если ты будешь прислушиваться к концепциям «я - счастлив» или «я - несчастлив» или «я - глуп», тогда они принесут тебе страдания. Тело начало существовать от дыхания (жизненной силы), оно существует благодаря этой силе, его речь вызвана им же, и все чувства работают тоже благодаря этой же силе, Интеллект в нём является только БЕСКОНЕЧНЫМ НЕДЕЛИМЫМ СОЗНАНИЕМ. ЭТО БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ раскинулось повсюду как пространство и т. д., и оно отражается в СОЗНАНИИ, и это отражение называют умом. Когда ум оставляет свою тело-тюрьму и улетает, он ощущает свою СУЩНОСТЬ, КОТОРАЯ есть СОЗНАНИЕ. Где есть цветочный запах, там есть и цветок, где есть ум, там есть и СОЗНАНИЕ. Но только ум является единственной причиной кажущегося мира, потому что СОЗНАНИЕ - вездесуще и бесконечно, и ОНО, хоть и является ПРИЧИНОЙ причин, не является причиной этого кажущегося мира. Причиной этого мира является неисследование сущности РЕАЛЬНОСТИ, или непонимание. Как лампа разгоняет тьму, так свет осознания Себя разгоняет тьму невежества. Потому надо исследовать то, что называется индивидуальным сознанием, умом или внутренним психологическим фактором.

- Как получилось, что эти концепции и категории - настолько общеприняты? Просвети меня, - спросил Рама.

Васиштха продолжил:

- Всё это - ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ. Однако, как волны поднимаются в океане, так разнообразие, называемое Вселенной, поднимается в Разуме. То здесь, то там СУЩНОСТЬ проявляется как кинетическая. В других местах ОНА остаётся в своём статическом состоянии. Статичны - инертные субстанции, подобные камню, а кинетические - люди и т. д. В ЭТОМ ВСЕМОГУЩЕМ СУЩЕСТВОВАНИИ поддерживает понятие невежества и потому остаётся как бы невежественным. Так БЕСКОНЕЧНОЕ одевается в одежды глупости, и это называется индивидуальным Сознанием, подобным слону, которого заманили в ловушку этого кажущегося мира.

Потому что Оно - живое, Его называют душой. Из-за Его эгоистического понятия, Его называют эго. Потому что Оно различает и определяет, Его называют буддхи или различающей способностью. Из-за Своей способности создавать концепции и восприятия, Его называют умом. Так как Оно - естественно, Его зовут природой. Оно известно как тело, потому что Оно меняется. Его называют Сознанием, потому что Его сущность - СОЗНАНИЕ.

ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ, ИСТИНА, находится между инертным и сознательным, ОНО одно создаёт разнообразие и известно под разными названиями. Но все эти разделения и категории были придуманы людьми с искажённым интеллектом для удовольствия споров и для запутывания невежественных людей.

Потому только индивидуальное Сознание является причиной этого кажущегося мира. Что может сделать это глухое и тупое тело? Если тело умирает, Сознание не умирает, как не умирает дерево, если с него падает лист. Только невежественный человек думает иначе.

С другой стороны, если умирает ум, всё остальное тоже пропадает и наступает Освобождение. Человек, страдающий «увы, я умираю, я пропадаю», по глупости цепляется за неверные концепции. Он снова будет ощущать эту иллюзию кажущегося мира в каком-нибудь другом месте и в другое время. Индивидуальное Сознание, ограниченое умственно, оставляет одно тело и ищет другое, как в лесу обезьяна перепрыгивает с дерева на дерево. Как няня носит ребёнка с места на место, чтобы отвлечь его, так ограничение ума (психологическая привычка или тенденция) носит душу туда и сюда. Так, привязанное верёвкой ограничения ума, индивидуальное Сознание проходит через повторяющиеся рождения в разных видах, и через разнообразные страдания.

Ещё один день закончился, и собрание разошлось на моления.

Васиштха продолжил:

- Ты не рождаешься, когда рождается тело, и не умираешь, когда оно умирает. Глупость считать, что пространство внутри горшка рождается, когда гончар делает горшок и умирает, когда горшок разбивается. Сознание, обитающее в теле, - свободно от понятий желательного и нежелательного по отношению к телу, уму и эмоциям. Сознание приходит в контакт с ними, как путешественники встречаются на постоялом дворе или как брёвна, сплавляющиеся по реке, встречаются и расстаются в потоке, их встречи и расставания не вызывают счастья или несчастья для сознания. Почему люди радуются и печалятся в тех же обстоятельствах?

ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ, из-за этих самоограничений становящееся умом, как бы загрязняется объектами этого мира, но то же сознание, когда пробуждается к собственной СУЩНОСТИ, оставляет свои заблуждения и обретает знание Себя. Тогда ум смотрит на тело как бы с высоты. Узнавая тело, как собрание элементов, он становится просветлённым.

Такой просветлённый не может испачкаться грязью мира или непонимания, даже если он действует в мире. Он не привлекается и не отталкивается ничем в мире. Он знает, что «то, что называется Я и что называется «миром» в прошлом, настоящем и будущем, является только продолжением объединения между ощущением и процессом ощущения». Будут ли объекты ощущения реальными или нереальными, зависит от того, кто ощущает, как тогда возникают радость и печаль? Фальшивое всегда фальшиво, ИСТИНА есть ИСТИНА, а смесь и того и другого - фальшива. Не будь обманут. Оставь неверные восприятия и узри ИСТИНУ, тогда ты более не обманешься.

Всё что существует, является продолжением взаимоотношения между процессом восприятия и воспринимаемым. Это восприятие является наслаждением осознания Себя. Это - чистое восприятие. Поэтому оно известно как БРАХМАН. Наслажение, появляющееся в процессе контакта этого процесса ощущения с ощущаемым, является высшим, но для глупца это - мир, а для мудрого это - Освобождение. Это ощущение является БЕСКОНЕЧНЫМ СОЗНАНИЕМ, когда оно склоняется к объектам, это привязанность и несвобода, но когда оно - свободно, это - Освобождение. Когда такое ощущение свободно от гнили или любопытства, это - Освобождение. Когда такое ощущение освобождается даже от этого контакта (субъектно-объектных отношений), тогда этот кажущийся мир прекращается. Тогда возникает сознание турьи, или «глубокий сон при пробуждении».

ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ не является ни тем, ни этим, ОНО превосходит любой объект ощущения. В неограниченном и необусловленном видении знающего ИСТИНУ, всё это – ЕДИНОЕ ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ, и нет ничего, что можно было бы считать не ВЫСШИМ СОЗНАНИЕМ. Материальность всех субстанций есть собственная СУЩНОСТЬ, или БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ.

Есть ещё одна точка зрения, встав на которую, ты тоже достигнешь просветления и будешь твёрдым в осознании Себя: «Я являюсь пространством. Я есть солнце. Я являюсь всеми сторонами света, а также тем, что внизу и что свыше. Я являюсь божествами. Я являюсь демонами. Я есть все существа. Я - тьма. Я - земля, океаны и т. д. Я - пыль, ветер, огонь и мир. Я - вездесущ. Как может быть что-нибудь вне меня?»

Приняв такую точку зрения, ты поднимешься над радостью и печалью.

И та, и другая точки зрения способствуют Освобождению, одна - «я - тонкое и трансцендентноеСознание» и другая - «я есть всё и все». Есть ещё одна точка зрения касательно «себя», и это - «я являюсь телом», подобная точка зрения является источником страданий. Оставь все эти точки зрения и оставайся ЧИСТЫМ СОЗНАНИЕМ. Ибо, хоть твоя СУЩНОСТЬ - трансцендентальна и вездесуща, только СОЗНАНИЕ является светом во всех предметах и в мире, хоть они - и фальшивы.

Осознание Себя не достигается объяснениями и описаниями, или чьими-то инструкциями. Всё узнаётся опытом. Всё, что воспринимается в этом мире, и всё, что - известно, всё это является ВЫСШИМ СОЗНАНИЕМ, лишённым двойственности ощущаемого и ощущения. Только ВЫСШЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ существует всегда и повсюду, но из-за ЕГО тонкости, ОНО не ощущается. Во всех существах это - их души. Все действия происходят при свете солнца, но если действия прекратятся, солнце от этого не страдает, так и из-за БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ работают тело и т. д., но если тело умирает, СОЗНАНИЕ не страдает от этого. ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ не рождено и не умирает, ОНО ничего не приобретает и ничего не желает, ОНО не связано и ОНО не освобождается, СОЗНАНИЕ всегда является СОЗНАНИЕМ.

ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ не обусловлено ни временем, ни пространством. Как ОНО может потерять свободу? Когда нет привязанности, что такое - Освобождение? Таково - великолепие СОЗНАНИЯ. Но из-за непонимания Сущности СОЗНАНИЯ, люди плачут и бедствуют. Оставь эти две фальшивые концепции - свободы и несвободы, и живи просветлённой жизнью. Нет Освобождения ни на Небе, ни на Земле, ни в преисподней, Освобождение - это синоним для чистого ума, знания Себя и пробуждённого состояния. Отсутствие желаний и надежд является Освобождением. Пока человек не достиг пробуждения, или осознания Себя, он считает себя несвободным и стремится освободиться. Откажись от этих понятий о свободе и несвободе и стань человеком, отвернувшимся от всего. Потом живи долгую жизнь и правь миром.

ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ, видя тело, играючи начинает считать, что ОНО становится телом. Всё то, что составляет эту иллюзию мира, появляется, как мираж в пустыне. Эта иллюзия распространяется как волны на поверхности океана, принимая разные названия - ум, способность различения, эго, скрытые тенденции и эмоции. Ум и эго не являются двумя различающимися сущностями, а являются одним и тем же, различия только в названиях. Ум является эго и то, что известно как эго является умом. Только глупцы считают, что одно рождается из другого, как глупый может подумать, что белизна рождена из снега.

Таковы - ум и эго, если прекращается одно, то прекращается и другое. Поэтому вместо того, чтобы поддерживать понятия несвободы и свободы, оставь все стремления и с помощью мудрости и бесстрастия прийди к остановке ума. Если даже мысль «пусть я буду свободным» возникает в тебе, это значит, что ум - жив, и, поддерживая другие понятия, ум создаёт тело. Затем возникают другие концепции как «я делаю это», «я наслаждаюсь этим» и «я знаю это». Все эти концепции также - нереальны, как миражи в пустыне. Однако их нереальность не осознаётся, и иллюзия привлекает ум, как мираж обманывает и привлекает животное. Но, если сущность иллюзии осознаётся, она не может больше привлекать ум, как мираж не может более обмануть того, кто знает, что это - мираж. Как лампа разгоняет тьму, так знание Истины уничтожает концепции и обусловленности.

Когда человек чистосердечно задаётся вопросом «зачем искать удовольствий для этого тела, которое является инертной субстанцией?», стремления и желания постепенно отпадают. Когда желания пропадают, внутри ощущаются блаженство и спокойствие. Мудрецы, знающие Себя, обретают бесстрашие и бесстрастие и сияют в собственном великолепии. Они - самоудовлетворены. Они - просветлены и потому в них сияет внутренний свет. Мудрец видит СОЗНАНИЕ как СУЩНОСТЬ всего, как ВЕЗДЕСУЩЕГО БОГА всего сущего, бесформенного, но наполняющего все формы.

Вспоминая прошлое, когда он был подвержен страстям и похоти, он смеётся над своим прошлым непониманием. Он - далёк от дурных компаний, свободен от умственных беспокойств, но твёрд в осознании Себя. Он прославляется всеми, все ищут его компании, ему поклоняются все, но он ко всему этому остаётся безразличным. Он не даёт и не берёт, он никого не обижает и не расхваливает, не радуется и не печалится. Тот - мудрец, освобождённый ещё в этой жизни, кто оставил мотивированные чем-либо действия, кто - свободен от обусловленности, и кто отвернулся от желаний и надежд. Оставь желания и будь во внутреннем мире. Никакое наслаждение мира не сравнится с наслаждением, которое наполнит твоё сердце, когда ты оставишь желания и надежды. Ни в королевстве, ни в раю, ни в компании любимой не испытывается такое блаженство, подобное тому, когда ты - свободен от надежд.

Тот, у кого отсутствуют желания и надежды, смотрит на мир как на след копыта телёнка, на высочайшую гору - как на пень от упавшего дерева, на пространство - как коробочку и на три мира - как на травинку. Он смеётся над действиями людей, погружённых в дела мира. Как мы можем сравнить такого человека, и с чем? Может ли кто-нибудь нарушить его равновесие, когда он свободен от мыслей, подобных «я желаю, чтобы это случилось со мной»? Желания и надежды заставляют человека вращаться, привязанным к колесу кажущегося мира.

Когда ты увидишь, что всё сущее является только СОЗНАНИЕМ и что многообразие - это только слово без подлежащего значения, тогда ты станешь свободным от желаний и надежд. Такой герой вооружён бесстрастием, которое отгоняет гоблинов иллюзий своим присутствием. Удовольствия его не удовлетворяют, печали его не печалят. Привлекательность привлекает его не более, чем ветер может сдуть с места гору. Двойные силы привлекательности и отвращения не затрагивают его. Он смотрит на всё одинаково.

Свободный от привязанностей, он наслаждается тем, что приходит к нему само, как глаза воспринимают объекты без желания или ненависти. Поэтому такие ощущения не приводят к восторгам или печалям. Даже, когда кажется, что он занят выполнением соответствующего действия в этом мире, его сознание не отвлечено. Что бы с ним ни случилось в соответствии с законами времени, пространства и причины, будь это приятным или не приятным, он внутренне остаётся незатронутым.

Как верёвка, которую приняли за змею, не пугает того, кто видит, что это - верёвка, а не змея, так иллюзия, однажды растворившись, не возвращается и осознание Себя, достигнутое однажды, не теряется. Можно ли повесить обратно на дерево яблоко, упавшее с него?

Знающий ИСТИНУ смотрит даже на самую красивую женщину, как на нарисованную картину, и это является истиной, потому что и то, и другое сделано из одних и тех же элементов (земля, вода и т. д.). Когда видится ИСТИНА, желание владеть больше в сердце не возникает. Как влюблённая женщина делает работу по дому с сердцем, полным мыслей и чувств к своему любовнику, так просветлённый действует в этом мире, в то время как его сознание сосредоточенно на созерцании ИСТИНЫ. В обоих случаях никто не может помешать такому поведению (заставить женщину забыть о любовнике или заставить мудреца забыть ИСТИНУ).

Просветлённый знает, что его ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ невозможно разрезать, разрезав тело, ОНО не рыдает, когда из глаз катятся слёзы, ОНО не горит, когда горит тело и не потеряно, когда теряется всё. Всё, что бы ни приключилось с мудрым, будь он - беден или богат, в лесу или во дворце, не может затронуть его СОЗНАНИЯ.

Множество таких просветлённых существ существует во Вселенной. Я приведу тебе несколько примеров. Император Джанака, твой предок император Дилипа, первый правитель земли Ману, император Мандхата, участвовавший в войнах, короли-демоны Бали, Намучи, Вритра (который даже дрался с Индрой), Прахлада и Самбара, учителя богов и демонов, а также троица, вовлечённая в создание, сохранение и разрушение Вселенной (Брахма, Вишну и Шива), такие мудрецы, как Вишвамитра и Нарада, а также такие божества природных элементов, как огонь и воздух.

Во Вселенной существуют ещё и тысячи других освобождённых. Некоторые из них - мудрецы, некоторые - короли, другие сияют как звёзды и планеты, ещё другие — божества или демоны. Есть освобождённые существа даже среди червей и насекомых, а есть тупые глупцы среди богов. ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ существует во всём, Оно существует, как всё сущее всегда и везде и разными способами. ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ - ЕДИНСТВЕННЫЙ БОГ и все божества. Есть пустота (пространство) во всех субстанциях и материальность в пустоте или пространстве. Неподходящее оказывается подходящим по исследовании. Люди - праведны, потому что они боятся последствий греха. Даже то, что не существует, приводит к тому, что существует, размышления над пространством или пустотой приводят к достижению ИСТИНЫ. То, что не существует, начинает существовать, ведомое временем и пространством. С другой стороны, то, что кажется могучим и всесильным, разрушается. Осознавая ИСТИНУ, оставь радости и печали, грусть и привязанность. Нереальное кажется реальным и реальное кажется нереальным, потому откажись от надежд и безнадёжности и достигни спокойствия.

В этом мире Освобождение близко всегда и повсюду. Собственными усилиями миллионы существ достигли Освобождения. Освобождение или просто, или сложно, в зависимости от собственной мудрости и глупости, потому зажги светильник мудрости внутри себя. Осознанием Сознания уничтожается страдание.

В этой Вселенной существовали бессчётные существа, достигшие осознания Себя и просветления ещё при жизни - как, например, Джанака. Потому становись свободным здесь и сейчас. Достижение спокойствия отсутствием привязанностей к чему-либо называется Освобождением, это - возможно вне зависимости от того, существует тело или нет. Освободившийся от привязанностей - свободен. Надо стараться достичь Освобождения, кто не старается, не может даже перепрыгнуть след телёнка. Потому посвяти себя духовному героизму, верным усилиям и верному познаванию Себя, и старайся достичь осознания Себя. Для того, кто старается, Вселенная - подобна следу телёнка.

Все эти миры проявляются как БРАХМАН, но они воспринимаются как независимые материальные сущности из-за непонимания и отсутствия мудрости. Такое неверное понятие прекращается с восходом мудрости. Ошибочное восприятие заставляет всё это казаться «миром», осознание приводит к окончанию этой ошибки. Эта ошибка не прекращается другими путями, кроме как верными усилиями с верным духом и мудростью. Увы, тому, кто продолжает тонуть в болоте кажущегося мира, в то время как есть возможность прекратить ошибку. Ты - благословен, что в твоём сердце уже проявился дух вопрошания. Когда ИСТИНА осознаётся с помощью вопрошания, сила, интеллект и блеск усиливаются.

Мудрый, осознавший ИСТИНУ и свободный от ошибки здесь и сейчас, видит этот мир, как если бы он был в глубоком сне, без желаний. Он не видит своим интеллектом даже те предметы и ощущения, которые ищут его без усилий с его стороны, потому как его сердце растворилось в себе. Он не имеет надежд на будущее, и не вспоминает о прошлом, и даже не живёт в настоящем, и, тем не менее, он делает всё это. Во сне он пробуждён, в пробуждении он спит. Он делает всё, не делая при этом ничего. Внутренне он отказался от всего, а внешне он кажется занятым, и постоянно находится во внутреннем равновесии. Его действия лишены его воли.

Мудрый не привязан ни к чему и ни к кому. Потому его действия кажутся праведными праведному и грубыми грубому. Он - ребёнок в компании детей, старик в компании стариков, герой среди героев, молодой среди молодёжи и печальный среди печалящихся. Его слова - полны мудрости. Он ничего не обретает благородными действиями, и, тем не менее, он - благороден, он не стремится к удовольствиям и потому они его не прельщают. Он не привязан ни к привязанностям, ни даже к Освобождению. Сеть непонимания и ошибок сгорела в пламени его мудрости, и птица его Сознания улетела к свободе.

Он - не восхищён, когда его усилия приносят плоды, и не беспокоится, если не приносят. Он берёт и оставляет играючи, подобно ребёнку. Он не удивится, если свет луны станет горячим или солнечный свет будет навевать прохладу. Зная, что ВЫСШАЯ СУЩНОСТЬ, КОТОРАЯ есть БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ, способна проявить всё, что - угодно, он не удивится даже самому удивительному событию. Он - не пассивен и не раздражён.

Зная, что существа постоянно рождаются и умирают, он не радуется и не печалится. Он знает, что мир возникает в его видении, как объекты во сне возникают в сновидении, и знает, что все эти объекты существуют только миг. Потому он не чувствует, что есть основания для жалости или радости. Когда все концепции, подобные боли и удовольствию, желательному и нежелательному, прекращаются, прекращаются и все понятия в уме. Ошибка не возникает снова, как нельзя выжать масло из прожаренного семени.

Когда машешь горящей веткой в темноте, образуются иллюзорные огненные узоры. Также образуется иллюзорная видимость мира из-за вибрации, возникающей в Сознании. Вибрация и Сознание - неотделимы друг от друга, как белизна неотделима от снега, семя от масла, запах от цветка и жар от пламени. Их описание как отдельных категорий - ошибка. Ум и движение мысли - не отделимы друг от друга, и прекращение одного приводит к прекращению обоих.

Есть два пути для прекращения движения мысли: первый - это путь йоги, включающий в себя удержание мысли, другой - путь Знания, который включает в себя осознание ИСТИНЫ.

В этом теле циркулирующая энергия называется праной, дыханием. Прана - неразделимо едина с умом. Сознание, склоняющееся к мыслям по причине праны, называется умом. Движение мысли в уме возникает от движения праны, и движение праны возникает из-за движения мысли в сознании. Так они формируют цикл взаимной зависимости, как волны и движение потоков в воде.

Мудрые провозглашают, что ум вызывается движением праны, и потому удержанием праны ум замолкает. Когда ум оставляет движение мысли, прекращается иллюзия этого мира. Движение праны прекращается, когда все надежды и желания оканчиваются в сердце с помощью практики заповеданного Писаниями и учениями мудрых, и взращивания бесстрастия в прошлых жизнях или практики размышления (медитации) и однонаправленной посвящённости ИСТИНЕ.

Движение праны также останавливается дыхательными практиками, делаемыми без излишней напряжённости, без усилий, в уединении, или повторением АУМ (ОМ) с переживанием ЕГО значения, когда сознание достигает состояния глубокого сна. Практики вдыхания, выдыхания, удержания дыхания, приводят к прекращению движения праны. Также практики медитации, когда нет движения мысли, удерживание сознания на расстоянии 30 сантиметров (12 дюймов) от кончика носа, задерживание праны в точке между бровей, медитирование на пространство в сердце и т. д. - всё это приводит к прекращению движения праны.

- Что ты называешь сердцем? - спросил Рама.

Васиштха продолжил:

- Имеется два аспекта «сердца», о которых говорят: один аспект - приемлем, а второй следует игнорировать. Сердце, как часть этого тела, находящееся в определённом месте следует игнорировать. Приемлемый аспект «сердца» есть ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ. ОНО - внутри и снаружи, и ни внутри и ни снаружи. Это - главное сердце и в НЁМ отражается всё, что есть во Вселенной, ОНО - хранилище всех богатств. Только СОЗНАНИЕ является сердцем всех существ, а не кусок плоти, который люди называют сердцем. Поэтому если ум, освобождённый от обусловленностей, собрать в ЧИСТОМ СОЗНАНИИ, движение праны прекращается.

Любым из этих методов, предлагаемых учителями, движение праны может быть прекращено. Эти йогические методы приносят результаты, если их практиковать без излишней напряжённости и силы. Когда укрепишься в таких практиках, с одновременным ростом бесстрастия и овладевания умом, приходит результат в виде прекращения движения праны.

Во время этой практики можно использовать центр между бровей, нёбо, кончик носа или макушку головы. Все эти практики кажутся отвлекающими, но их постоянной практикой достигается отсутствие отвлечения внимания. Такой постоянной практикой можно освободиться от страданий и ощутить блаженство БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАННИЯ. Поэтому занимайся йогой. Когда с помощью практики движение праны останавливается, остаётся только нирвана, или Освобождение. В НЁМ - всё, всё - ОТТУДА, ЭТО - всё, и ОНО - повсюду, в НЁМ нет этого кажущегося мира, и он - не оттуда и этот кажущийся мир с НИМ не сходен. Кто утвердился в НЁМ, освобождается в этой жизни.

Тот, чей ум - твёрд в спокойствии из-за практики йоги, имеет видение ИСТИНЫ. Увидеть, что ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ не имеет начала и конца, что все эти бессчётные объекты являются СОЗНАНИЕМ, это - верное видение. Ошибочное видение мира приводит к перерождениям, ВЕРНОЕ прекращает их. В НЁМ нет субъектно-объектных отношений (таких как знающий - знаемое), потому что ВЫСШЕЕ СОЗНАНИЕ является и тем, кто знает, и Знанием и тем, что познаётся, а любое разделение - невежество. Когда это ощущается, не остаётся ни свободы, ни несвободы. Когда мудрец сливается с ВЫСШИМ СОЗНАНИЕМ, с ИНТЕЛЛЕКТОМ, установившемся во внутреннем Сознании, могут ли какие-нибудь удовольствия привязать его к этому миру?

Погружённый в исследования собственной Сущности не отвлекается. Глаза только видят, понятия о приятном, неприятном и т. д. возникают не в глазах, а где-то в другом месте, и то же происходит с другими чувствами. Потому нет ничего плохого в функциях чувств. Но если к ним привязаны эгоистические мысли и понятия, которые возникают и пропадают в одно мгновение, то в уме возникает волнение.

Глаза. Объекты вашего восприятия появляются и пропадают, и они - только внешние образы. Не позволяйте своему взгляду задерживаться на них, чтобы ВЕЧНОЕ ВНУТРЕННЕЕ СОЗНАНИЕ не стало смертным. Будьте наблюдателем, которым вы и так являетесь. Ум. Бессчётные сцены видятся глазами в соответствии с их функциями, почему ты вовлекаешься в них? Даже если эти сцены отражаются в уме и узнаются им, почему ты отвечаешь на них как эго? Есть близкие отношения между глазами и их объектами, но почему же ты предлагаешь себя в качестве их основы и потом стремишься постичь их? Сцена, зрение и ум - несвязаны, как лицо, зеркало и отражение, тем не менее, возникает неверное понятие «я это вижу». Непонимание является воском, которым всё это прилеплено друг к другу, но осознание Себя - это огонь, который плавит этот воск.

Эти взаимоотношения усиливаются из-за повторяющихся мыслей, но я их сейчас разрушу правильным знанием. Когда уничтожается непонимание, эти взаимоотношения между тем, кто видит, видимым и видением не возникают снова. Только благодаря уму чувства обретают осмысленность, поэтому надо уничтожить только ум. Ум, почему тебя волнуют эти пять органов чувств? Только думающий, что «это - мой ум», может быть обманут тобой. Ты не существуешь, ум. Мне - всё равно, останешься ли ты, или покинешь меня. Ты - нереален, инертен, иллюзорен. Ты можешь обидеть только глупца. Осознание прекращает тьму непонимания. Уходи из этого тела, привидение, я убил тебя сегодня, потому что я осознал, что ты никогда и не существовал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: