Когда понятия о желательном и нежелательном не возникают, тогда не возникает и ум, и остаётся спокойствие. Эти понятия и представляют из себя форму ума - концепции, воображения, мысли и память. Когда они отсутствуют, может ли существовать ум? Когда человек, утвердившись в отсутствии желания стать кем-то или чем-то, медитирует над тем, что не изменяется, когда всё остальное изменяется, и когда он так воспринимает то, что есть, так, как есть, тогда ум становится не-умом. Когда обусловленности и ограничения не столь плотны, когда они становятся прозрачными, человек становится мудрецом, который живёт и функционирует по инерции (как гончарный круг вращается после того, как изначальный вращательный импульс уже прекратился), и не будет рождён вновь. В его случае, зародыш (семя) будущих воплощений был сожжён, и никогда более не прорастёт снова, как этот мир. Когда тело умирает, он растворяется в БЕСКОНЕЧНОМ.
Если избавиться от одного из этих двух семян кажущегося мира (движение праны и фантазии), то пропадает и второе, потому что они - взаимозависимы. Ум создаёт иллюзию кажущегося мира, и ум создаёт движение праны в собственных ограничениях и обусловленностях. Опять же, это движение праны происходит из-за ограничений ума и его фантазий. Так завершается этот круг, одно питает второе, второе приводит первое в действие. Движение естественно для праны и когда оно движется в Сознании, возникает ум, и тогда уже обусловленность поддерживает прану в движении. Когда останавливается одно, прекращаются оба.
Обусловленность, или ограничение, - источник боли и страданий, и он является корнем непонимания. Но когда прекращается этот источник, ум тоже умирает. Также, прекращение движения праны (жизненной силы) прекращает и движение ума, он больше не воспринимает мир, обитающий в нём.
|
Понятие об объекте (о знании или опыте) - семя и для движения праны и для привязанности к фантазии, потому что только когда такое желание ощущения возникает в сердце, возникает движение праны и ограничения ума. Когда оставляется это желание, прекращаются и то, и другое.
Конечно, сознание является семенем этого желания ощущений, без сознания желание не возникает. Однако, оно не имеет объекта ощущения ни внутри, ни снаружи, потому что сознание, из-за движения мысли внутри себя, желает ощутить себя как объект. Как человеку может присниться его смерть или далёкое путешествие, так и сознание, собственным умением, ощущает себя как объект ощущения. Когда происходит такое ощущение, возникает этот кажущийся мир. Когда это осознаётся, иллюзия прекращается.
Что есть ИСТИНА? То, что всё это – ЕДИНОЕ БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ, и что нет ничего кроме ЭТОГО. Всё, что видимо и всё, что не видимо, всё является БЕСКОНЕЧНЫМ СОЗНАНИЕМ, это должен понять мудрый, видение этого очищает. Замутнённое видение видит мир, чистое видение видит БЕСКОНЕЧНОЕ СОЗНАНИЕ, и это - Освобождение. Потому стремись убить желание ощущений. Избавься от бездействия. Освободи себя от всех ощущений.
- Как можно объединить и то, и другое? Могу ли я искать свободы от ощущений и свободу от бездействия одновременно? - спросил Рама.
- Кто не имеет желания или надежды ни на что, и не поддерживает желание оставаться в бездействии, такой человек не существует как ограниченное сознание, он не является бездеятельным, но и не ищет ощущений. Он не склоняется к ощущениям и восприятиям объектов, хоть и вовлечён в непрекращающиеся действия, но он при этом не является ни неактивным, ни делает что-нибудь или ощущает что-нибудь. Объективные ощущения не затрагивают его сердце, и потому тот, чьё сознание не бездействует, уже здесь и сейчас является свободным.
|
Свободный от обусловленностей, установившись в состоянии НЕИЗМЕННОГО СОЗНАНИЯ, йог остаётся подобным ребёнку или идиоту, в нём блаженство - подобно синеве неба. Это блаженство не является ощущением, его сущность - СОЗНАНИЕ. Потому оно не становится препятствием, а остаётся интегрированным в СОЗНАНИИ. Здесь - свобода от всех ощущений. В то же время, йог постоянно вовлечён в действия, и здесь - свобода от бездействия.
Как бы ни сложно было бы достичь этого состояния, стремись к нему и пересеки океан страдания.
Желание ощущений возникает как мысль в сознании и усиливается по мере повторения этой мысли. Так, создав в себе этот кажущийся мир, сознание приводит себя к Освобождению. Что оно задумывает, то и материализуется. Связав себя, подвергнув себя страданиям (как шелковичный червь со своим коконом), в нужное время оно достигает Освобождения, потому что это - сущность БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ. То, что видится Вселенной, есть ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ.
Только ЧИСТОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ является семенем и зародышем ЭТОГО БЕСКОНЕЧНОГО СОЗНАНИЯ. ОНИ - неотделимы друг от друга, как солнце и его лучи. Но это ЧИСТОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ имеет два аспекта - разнообразие и ЕДИНСТВО. То, что описывается как «то» и «это», «я» и «ты» - многообразие. Когда отворачиваешься от этого многообразия, и остаётся только ЧИСТОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ, ОНО рассматривается как ЕДИНСТВО. Когда оставляется множественность и преобладает ЕДИНСТВО, тут находится неощущение, и потому «ЕДИНСТВО » - это не предмет и не объект ощущения. Поэтому ЭТО ЕДИНСТВО - вечно и нерушимо.
|
Оставь все формы разделения - разделения во времени, или в пространстве, или чего-либо, - и оставайся в ЧИСТОМ СУЩЕСТВОВАНИИ. Разделение способствует возникновению концепций. Они - не отличны от ЧИСТОГО СОЗНАНИЯ, более того, они - не факты как таковые. Размышление о делении не приводит к чистоте видения.
Только ЧИСТОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ без разделения в НЁМ является семенем всего того, что мы обсуждали до сих пор, и нет семени для этого ЧИСТОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. Это - ПРИЧИНА всего, КОТОРАЯ не имеет причины. В НЁМ всё отражается. Все разнообразные ощущения ощущаются в ЭТОМ ЧИСТОМ СУЩЕСТВОВАНИИ, как разные вкусы ощущаются одним и тем же языком. Бесконечное число Вселенных рождается, существует и растворяется в НЁМ, и они находятся с НИМ во взаимных отношениях.
ЭТО ЧИСТОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ является тяжестью во всех тяжёлых вещах, и светом во всём, что светит. ЭТО - и материальность, и эфирность. ЭТО - первое среди первых, последнее среди последних. Это - свет в светящемся и тьма в тёмном. ЭТО - материальность во всех материях и это и пространство тоже. ЭТО - ничто и ЭТО - всё, ОНО есть и ЕГО нет. ЭТО - видимое и невидимое. ЭТО - то, что - я, и ЭТО - то, что - не я.
Потому всеми своими силами стремись установиться в этом Высшем состоянии, чистом и не разрушающемся, которое является истиной собственного существования. Достигни спокойствия. Достигнув этого, ты навсегда освободишься от страха этого мирского существования, - ответил Васиштха.
- Скажи, как можно быстро уничтожить эти семена отвлечений и достичь Высшего состояния? - спросил Рама.
- Семена страданий могут быть уничтожены разрушением их одного за другим. Также если ты можешь одним ударом обрубить все обусловленности и усилием остаться в состоянии ЧИСТОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ (если ты будешь там даже на секунду), ты сможешь установиться в этом состоянии. Однако если ты хочешь удержаться в ЧИСТОМ СУЩЕСТВОВАНИИ, ты можешь достичь этого ещё большими усилиями. Таким же образом, размышляя и медитируя на БЕСКОНЕЧНОМ СОЗНАНИИ, ты сможешь оставаться в Высшем состоянии, но это требует больших усилий.
Медитация на объектах ощущений - невозможна, потому что они существуют только в СОЗНАНИИ, или ВЫСШЕЙ СУЩНОСТИ. Но если ты стремишься уничтожить обусловленности, тогда твои ошибки и болезни пропадают мгновенно. Но это - более сложно, чем - то, что описывалось ранее. Потому что, пока ум - не свободен от движения мысли, прекращение обусловленности трудно, и обратное - верно, и пока не осознана ИСТИНА, ум не прекращает свои действия, и обратное верно. Но опять же, пока не прекратится обусловленность, ИСТИНА не может быть осознана, и наоборот. Из-за того, что осознание ИСТИНЫ, прекращение власти ума и окончание обусловленности настолько взаимосвязаны, трудно решать эти вопросы по-отдельности.
Поэтому откажись от погони за удовольствиями и займись этими тремя факторами одновременно. Если стараться сразу в трёх направлениях значительное время, тогда они принесут результаты. Этот кажущийся мир воспринимался как истина в течение очень долгого времени, и требуется постоянная практика, чтобы отучиться от этого ошибочного восприятия.
Мудрые провозглашают, что оставление обусловленностей и контроль над праной имеют одинаковый результат, и поэтому их надо практиковать одновременно. Прана контролируется практикой пранаямы и йогических асан под руководством гуру, или другими способами. Когда желания, отвращения и стремления не возникают в уме, хоть их объекты находятся перед глазами, тогда можно заключить, что ограничения ума ослабли, потом возникает мудрость, что ещё более ослабляет обусловленности. Затем ум прекращается.
Невозможно «убить ум», не владея подходящими для этого методами. Знание Себя, компания мудрых и святых, оставление обусловленностей и укрощение праны - это методы для победы над умом. Игнорирование их и использование методов хатхи йоги, физического насилия над телом, путешествий к святым местам, ритуалам и колдовству - потеря времени. Только осознание Себя даёт блаженство. Только человек, познавший Себя, живёт как человек. Поэтому, ищи знание своей СУЩНОСТИ.
Если достигаешь даже небольшого контроля над умом путём познания Себя, получаешь достойный результат целой жизни. Потому что познание Себя будет расширяться в сердце. Когда такое исследование сопровождается бесстрастием и становится устойчивым в практике, благородные качества возникают в нём сами. Непонимание и его последствия не беспокоят того, кто утвердился в исследовании Себя и кто видит то, что есть, без прикрас и искажений. Когда он утвердился в духовном плане, его не могут победить удовольствия.
Но удовольствия побеждают того, кто - не твёрд. Кто - не вовлечён в постоянное исследование Себя и потому не осознаёт себя в своих действиях, это - мертвец. Потому постоянно вопрошай себя о СУЩНОСТИ себя и мира. Это вопрошание открывает ИСТИНУ и разгоняет тьму невежества. Знание ИСТИНЫ, в свою очередь, отгоняет страдания. Со Знанием возникает и ощущение ИСТИНЫ, переживание ЕЁ. Но когда внутренний Свет, зажжённый изучением Писаний и исследования их истины, освещает и Знание, и Его переживание, осознаётся их единство. Этот внутренний Свет считается осознанием Себя, и переживание его является неотъемлимой его частью и не отличается от него. Тот, у кого есть знание своей СУЩНОСТИ, постоянно погружён в его переживание. Он освобождается ещё в этой жизни и живёт, как император мира.
Такой мудрец не отвлекается на ощущения, которым он может быть подвергнут, вне зависимости от того, считают остальные это приятным или неприятным. Он - не привязан к удовольствиям, и удовольствия не владеют им, и в нём нет стремления к удовольствиям. Он - удовлетворён собой. Он не привязан ни к чему и ни к кому, и он не имеет в своём сердце ненависти и неприязни. Он не пугается криков врагов и рыка льва в лесу. Он не восторгается, когда заходит в сад и не расстраивается, если ему случается путешествовать в пустыне. Внутренне он - свободен, но, тем не менее, он - постоянно вовлечён в действия, подходящие моменту. Его отношение к убийце или к благодетелю одинаково. В его видении все объекты, большие и маленькие, видятся одинаковыми, потому что он знает, что Вселенная является только ЧИСТЫМ СОЗНАНИЕМ.
Он действует без привязанности, вовлекая только органы действия, на него не влияет ничто. Его действия происходят сами, без влияния его воли. Он не видит, хоть его глаза видят, он не слышит, хоть его уши слышат, он не дотрагивается, хоть его тело приходит в контакт. Привязанности являются причиной этого кажущегося мира, только они создают объекты. Привязанность приводит к несвободе и страданиям. Поэтому святые провозглашают, что оставление привязанностей является Освобождением. Оставь привязанности и будь свободным, - ответил Васиштха.
- Расскажи, что такое - привязанность? - спросил Рама.
- Привязанность - это то, что делает обусловленность ума всё более плотной, вызывая ощущения удовольствия и боли по отношению к существованию или несуществованию объектов удовольствия, таким образом, подтверждая такие ассоциации, как неизбежные, и таким образом вызывая привязанности к объектам удовольствия. В случае освобождённого, однако, эта обусловленность освобождается от ощущения удовольствия и страдания, и потому очищается, т. е. обусловленность ослабляется, если не разрушается. Даже если она существует в тонком состоянии до смерти тела, действия, исходящие из такой ослабленной и очищенной обусловленности, не приводят к перерождению.
С другой стороны, обусловленность, существующая в не мудром, известна как привязанность. Если ты оставишь эту привязанность, которая вызывает искажённые понятия в тебе, действия, которые ты спонтанно выполняешь, не будут тебя затрагивать. Если ты выходишь за пределы удовольствия и страдания и потому относишься к ним одинаково, и если ты - свободен от стремления, страха и отвращения, ты - не привязан. Если ты не печалишься в печали, если ты не восхищаешься в восторге, и если ты не зависишь от собственных желаний и надежд, ты - не привязан. Если, даже выполняя необходимые действия, ты не оставляешь своё осознание неизменности ИСТИНЫ, ты - не привязан. Если ты достиг осознания Себя и вовлечён в спонтанные и соответствующие действия здесь и сейчас, ты - не привязан.
Без усилий, оставаясь непривязанным, живи здесь как мудрец, не стремясь и не привлекаясь ни к чему. Свободный мудрец живёт во внутренней тишине, без гордости и тщеславия, без зависти, контролируя свои чувства. Даже если все богатства этого мира расстилаются перед ним, мудрец, свободный от стремлений, не стремится к ним, но делает то, что должно быть сделано. Он делает всё то, что - неизбежно и соответствует ситуации, однако его радость и удовольствие проистекают изнутри, и так он освобождается от этого кажущегося мира. Как молоко остаётся белым при кипячении, он не оставляет своей мудрости даже в испытаниях и передрягах. Он остаётся в спокойном и равновесном состоянии ума, будь он подвергнут пыткам или назначен правителем рая.
Поэтому будь постоянно вовлечён в познание Себя и будь твёрдым в познании Себя. Никогда снова ты не будешь подвергнут рождению и привязанностям, - сказал Васиштха, заключив учение, и произнёс. - Рама, ты слышал это учение, теперь слушай учение об Освобождении.