Дети еще не готовы решать такие вещи за себя. Их надо тщательно наставлять.




НИЛ ДОНАЛД УОЛШ «БЕСЕДЫС БОГОМ»

Ты хотел поговорить об образовании.

В самом деле Я вижу, что многие из вас недопонимают роль, цель и назначение образования, не говоря уж о том, как его лучше организовать.

Сказано слишком широко, и я хотел бы в этом разобраться.

Большая часть человеческой расы решила, что роль, цель и функция образования в том, чтобы передавать знания, что обучать кого-то — это означает давать знания. По большому счету, имеются в виду знания какой-то конкретной семьи, клана, племени, общества, нации, мира. Но образование имеет очень отдаленное отношение к знаниям.

Неужели? Ты водишь меня за нос.

Я выразился точно.

Тогда с чем же оно связано?

С мудростью.

Мудростью.

Да.

Ладно, сдаюсь. И в чем тут разница?

Мудрость — это примененное знание.

Выходит, мы должны стараться дать своим детям не знания, а мудрость?

Прежде всего, не надо «стараться» что-то делать. Просто делайте. Во-вторых, не пренебрегайте знаниями в угоду мудрости.

Это может стать роковым. С другой стороны, не пренебрегайте мудростью в угоду знаниям. Это тоже может оказаться роковым. Это погубит образование. На вашей планета это уже происходит.

Разве мы пренебрегаем мудростью в угоду знаниям?

В большинстве случаев — да.

Как такое может быть?

Вы учите своих детей что думать, вместо того, чтобы учить, как думать.

Объясни, пожалуйста.

Конечно. Когда вы даете своим детям знания, вы учите их, что думать. Это значит, вы говорите им, что всё, что, по вашему мнению, они должны знать и понимать, — истинно. Когда вы даете своим детям мудрость, вы не говорите им, что именно знать и что верно, а скорее, как добраться до своей собственной правды.

Но не бывает мудрости без знаний.

Согласен. Вот поэтому-то Я и сказал, что вы не должны пренебрегать знаниями в угоду мудрости. Определенный объем знаний должен перейти от одного поколения к другому. Это очевидно. Но как можно меньше. Чем меньше — тем лучше. Пусть ребенок постигает сам. Знай это: Знание утрачивается. Мудрость невозможно забыть.

Получается, что в школах надо обучать как можно меньше?

Вашим школам надо сменить приоритеты. Сейчас всё внимание сосредоточено только на знаниях, а мудрости уделяется очень мало внимания. Занятия, где учат мыслить критически, проблемное обучение, логику родители воспринимают с опаской. Они считают, что этому не место в обучении.

Им хотелось бы защитить свой образ жизни. Ведь может случиться так, что дети, которым дозволено развивать свое критическое мышление, могут отвергнуть мораль, ценности и весь образ жизни своих родителей.

Чтобы защитить свой образ жизни, вы придумали систему образования, в основе которой лежит развитие памяти детей, а не их способностей. Детей учат запоминать факты и вымыслы — вымыслы, которые каждое общество о себе придумало. В них не развивают способности находить и создавать правду о самих себе.

Те, кто думают, что они знают, что нужно знать ребенку, громко высмеивают программы, которые направлены на развитие у детей способностей и навыков, а не на механическое заучивание. Но то, чему вы учили, привело ваш мир к невежеству, а не увело от него.

В наших школах не учат вымыслам — там учат фактам.

Вы лжете самим себе и лжете своим детям.

Мы лжем своим детям?

Конечно. Возьми любой учебник истории и почитай. Вашу историю писали люди, которые хотели, чтобы дети увидели мир в определенном свете. Любая попытка расширить исторический анализ более широким обзором фактов отвергается, ее называют «ревизионизмом». Вы не расскажете своим детям правду о своем прошлом, пока они не увидят вас такими, какие вы есть на самом деле.

История в основном пишется исходя из воззрений той части вашего общества, которую вы называете белыми, англосаксами, протестантами, мужчинами. В то время как женщины, темнокожие или представители других меньшинств могут сказать: «Эй, постойте! Всё было не так. Вы многое не учли». Вы морщитесь, кричите и требуете, чтобы «ревизионисты» оставили свои попытки изменить ваши учебники. Вы не хотите, чтобы ваши дети знали, как вы оправдывали то, что происходило, исходя из собственной точки зрения. Тебе нужен пример?

Да, пожалуйста.

В Соединенных Штатах вы не учите своих детей всему, что им необходимо знать о решении вашей страны сбросить атомные бомбы на два японских города, убивая и калеча сотни тысяч людей. Вы предпочитаете давать им факты в том виде, в каком они, по вашему мнению, должны их воспринимать.

Когда делается попытка привести эту точку зрения в равновесие с другой точкой зрения (в данном случае — японцев), — вы визжите, гневаетесь, произносите целые речи, беснуетесь, вскакиваете, бегаете туда-сюда и требуете, чтобы школы и думать не смели о том, чтобы раскрыть данные в своих исторических обзорах этого важного события. Получается, что вы учили не истории, а политике.

История должна быть точным и подробным анализом того, что произошло на самом деле. Политика никогда не связана с тем, что в действительности случилось. Политика — это всегда лишь чья-то точка зрения по поводу произошедшего. История раскрывает факты, — политика судит.

История разоблачает, говорит всё как есть. Политика скрывает, рассказывает только одну сторону. Политики ненавидят правдиво написанную историю. Любая история, написанная правдиво, также не слишком хорошо отзывается о политиках. Но на вас новый наряд короля, потому что дети видят вашу наготу.

Если научить детей критически мыслить, то они посмотрят на вашу историю и скажут: «Надо же, родители и взрослые так заблуждались». А этого вы не потерпите, и не допустите, чтобы такое пришло им в голову. Вы не хотите, чтобы ваши дети располагали самыми основными фактами. Вы хотите, чтобы у них был ваш взгляд на вещи.

Я думаю. Ты здесь немного преувеличиваешь. Ты далековато зашел с этим аргументом. Неужели? Большинство людей в вашем обществе даже не хотят, чтобы их дети знали самые основные факты жизни. Люди пришли в ужас, когда в школах стали учить, как функционирует человеческое тело. Теперь говорят, что детям нельзя рассказывать о том, как передается СПИД и как сделать так, чтобы этого не происходило. Разве что вы обстоятельно расскажете о том, как избежать СПИДа. Тогда это нормально. Почему бы просто не дать факты и не позволить им самим решать за себя? Ни за что в жизни.

Дети еще не готовы решать такие вещи за себя. Их надо тщательно наставлять.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: