Американский правовой реализм.




Психологическая школа права: основное содержание, проблемы использования.

Социологическая концепция права – тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как реально сложившемся порядке в общественных отношениях; как нормах, отношениях, воспроизводящихся в социальной практике; как инструмента общественных преобразований. С позиции социологического правопонимания право предстает как социально-обусловленный феномен, причины, источники и механизмы действия которого заключены в самом обществе.

Эта концепция вкладывается в первой трети ХХ в. в Европе, затем получает широкое распространение в США. В отечественной юриспруденции попытки оценить право в его деятельностном плане предпринимались давно. В конце XVIII в. проф. Киевского ун-та Св. Владимира Н.К. Ренекамф утверждал: «что не осуществляется, то не может быть признано правом».

В конце XIX начале ХХ в. русский теоретик права С.А. Муромцев оформляет эти взгляды концептуально: «вместо совокупности юридических норм под правом разумеется совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы - атрибут правопорядка». Для С.А. Муромцева право - порядок человеческих отношений. При таком подходе (впоследствии получившем широкое распространение) право отождествляется с социальным фактом. Сходных позиций придерживались М.М. Кистяковский, Н.М. Коркунов.

Подобные взгляды на право усилиями западных теоретиков права Эрлиха и Паунда были достроены в целостную теорию, на основе которой и сформировалась социологическая школа права, имеющая, правда, разные ответвления – школа свободного, «живого» права, правовой реализм, бихевиоризм и т.д.

Под влиянием социалогического правопонимания в современной отечественной науке сформировалось т.н. «широкое» (60-80гг. ХХ в.) понятие права.

Главное, что выделяет такое правопонимание среди других концепций, это:

1. указание на его деятельностное начало (право формируется в действиях, деятельности, поведении людей и эти действия опосредствует);

2. в своем подлинном значении правом нужно признавать не то, что продекларировано (пусть даже и в одобренных верховной властью) в письменных документах, а то, что получает воплощение на практике, в реальной жизни.

Но есть и издержки, затрудняющие применение этой теории на практике. Прежде всего, существует опасность признать правом то, что изначально противоречит природе права, его принципам, правам человека. Полисубъектность субъектов правотворческой деятельности также не всегда в пользу. В то же время, для стран с высокой политической и правовой культурой, профессиональным судейским корпусом и некоррумпированным чиновничеством отмеченные издержки вполне компенсируются созданием соответствующих механизмов контроля.

Под влиянием социологической юриспруденции в правоведении США первой трети XX в. возникло движение "реалистов", объединявшее в основном представителей отраслевых юридических дисциплин — специалистов в области гражданского, коммерческого, предпринимательского и других отраслей права.

Лидером этого движения был видный американский цивилист Карл Ллевеллин.). Он определил общие черты, характерные для концепций, с которыми выступили участники движения, и дал ему название «правовой реализм».

Идеи реалистического подхода к праву разрабатывали также Д. Френк, Т. Арнольд, У. Кук, М. Рейдин и ряд других юристов.

Подобно теоретикам социологического направления в правоведении реалисты подвергли критике юридический позитивизм и призывали исследовать не только правовые нормы, установленные в законах и судебных решениях, но и сам процесс воздействия права на поведение людей.

Согласно взглядам реалистов действующее право создается не законодателем путем установления абстрактных норм, а судебными и административными органами в ходе разрешения конкретных споров, возникающих между людьми.

Сторонники правового реализма сконцентрировали свое внимание на вопросах практико-прикладного характера. Они достаточно редко обращались к анализу социальных условий возникновения и развития права, его взаимодействия с другими нормативными системами общества.

Многие участники движения, подчеркивая практическую направленность реализма, призывали вообще отказаться от теоретических исследований в юриспруденции и ограничить ее задачи изучением реальных, эмпирически наблюдаемых фактов.

Центральное место в сочинениях реалистов занимали проблемы, связанные с процессом вынесения судебных решений. Описывая процесс судебного разбирательства, сторонники реализма широко использовали положения современной им психологии.

Правовой реализм в целом представлял собой доктрину, построенную на соединении принципов социологического и психологического подходов к изучению права. Своеобразие этой доктрины заключалось и в том, что практико-прикладная проблематика в ней превалировала над теоретическим содержанием.

Обобщения и выводы, сделанные реалистами в ходе изучения судебной практики, были использованы Ллевеллином при подготовке проекта Единообразного торгового кодекса США.

Психологическая школа права сформировалась в первой половине ХХв. Ее авторами были Л.И. Петражицкий, Г. Тард, Росе, Рейснер.

К основным положениям психологической теории права можно отнести следующие:

1. причины появления права коренятся в психике людей;

2. субъективные права возникли из чувства правомочия на что – либо;

3. юридические обязанности произошли из психологического чувства сделать что-нибудь;

4. право делится на интуитивное (исходящее из личных переживаний) и позитивное (установленное государством);

5. истинным авторы считали именно интуитивное право, т.к. именно оно побуждает человека к самостоятельным и волевым действиям.

Достоинствами данной теории являются следующие моменты: признание психологического элемента в возникновении и функционировании права; а также то, что интуитивное право имеет много общего с правосознанием.

Основными недостатками теории, затрудняющими ее использование, являются:

1. недостаточный учет других факторов (кроме психологических);

2. объявление интуитивного права (фактически правосознания) действительным правом.

 

16. Солидаризм как учение о праве: основное содержание, проблемы современного использования. Марксистская теория права: основное содержание, проблемы современного использования. Школа критических правовых исследований.

В первой половине XX в. широкое распространение получило политико-правовое учение главным представителем, которого был французский юрист Л. Дюги (1859-1928).

Критикуя марксизм, Л.Дюги намеревался направить классовую борьбу в реформистское русло и с этой целью развивал концепцию социальной солидарности.

В теории Л.Дюги связи, объединяющие людей в обществе, оказываются узами социальной солидарности или взаимозависимости. Он считал, что каждый класс выполняет свою миссию обеспечения солидарности и гармонии общества. Сотрудничество классов в процессе общественного разделения труда приведет к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций.

Факт общественной солидарности, по Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной солидарности: не делать ничего, что нарушает социальную солидарность, и делать все возможное для ее реализации и укрепления. Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права. Юридическая норма - это "верхний пласт" социальной нормы.

Л.Дюги утверждал, что право вытекает непосредственно из общественной солидарности и потому стоит над государством, обязательно для него. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создает ее. В этом аспекте теория Дюги связана с социологической юриспруденцией.

Как и другие представители социологического направления, он защищал широкую свободу толкования закона и даже отстаивал необходимость вынесения решений вопреки закону, если того требовала "юридическая совесть эпохи".

С позиций солидаризма Дюги отрицал субъективное право и субъекта права как «метафизические», не соответствующие действительности понятия. Существует лишь объективное право - юридическая норма, которая никому (ни индивиду, ни коллективу) не дает субъективных прав. Норма солидарности создает для индивида лишь "юридическую ситуацию", "социальную обязанность", "общественный долг" выполнять определенную функцию в соответствии с положением, которое данное лицо занимает в системе общественной солидарности). На основе этого социальную и правовую защиту получают действия, соответствующие норме права. Следовательно, недостаток данной теории, делающий ее использование проблематичным, заключается в том, что Дюги растворял субъективное право в спроецированных на личность обязанностях, вытекающих из нормы солидарности. Фактически это вело к ликвидации самостоятельности личности как активного субъекта общественных отношений. Между тем, субъективное право не фикция, основанная на неправильном понимании норм права и обязанностей, не простое производное от юридической нормы, а один из аспектов права как сложного явления, вытекающий из диалектической взаимосвязи общества и личности.

Марксистская теория права зародилось во второй половине XIX – начале ХХ в. и являлась господствующей в СССР и ряде соц.стран вплоть до конца 80-х.гг. ХХ в.

Основоположники: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин.

Суть теории:

1. в ее основе лежит классовый подход;

2. право - возведенная в закон воля правящего класса;

3. право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства рассредоточена в руках небольшой группы собственников;

4. право устанавливается и охраняется государством.

Сильной чертой данной теории явилось подведение экономического базиса под вопрос изучения права, трезвая оценка роли государства и государственной элиты в создании права.

Основными недостатками теории, затрудняющими ее использование, являются преувеличение роли классовых антагонизмов, а также недооценка интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе).

Школа критических правовых исследований. К ритический подход получил широкое распространение и признание за рубежом, где он активно разрабатывается и применяется. Так в США и других западных странах (Англия, Франция) уже не одно десятилетие существует научное и политико-правовое течение - школа критических правовых исследований (КПИ).

КПИ являются наследниками критической традиции в юриспруденции США, которую наметили исследования школы американских реалистов права 20-40-х годов (У.Гамильтон, Е.Гарлан, Л.Грин, У.Дуглас, Б.Кардозо, М.Кохен, Ф.Кохен, Г.Лассвел, К.Ллевелин, М.Рэдин, Д.Фрэнк, О.Холмс и др.). Основу её составляет интерес к изучению "живого права".

В этой связи право понимается как непрерывный творческий процесс, в котором его участники, прежде всего судьи, играют активную роль. Критическую традицию американских реалистов характеризует неприятие формально-догматического подхода к праву и его методологии. Акцент в исследованиях смещается в сторону всестороннего изучения судебной практики с помощью целого набора собственных методологических приёмов. Базовым походом выступает социологический подход к праву.

Неприятие либерализма как разновидности определённой модели общественно-политического устройства связывается участниками КПИ с невозможностью окончательного решения в рамках либеральных теорий проблем порядка и свободы. Исследования доктрины общественного договора, проведённые школой КПИ, показали, что проблема свободы упирается в неразрешимую дилемму выбора между необходимостью публичной свободы и необходимостью защиты автономии частной сферы. Либеральное общество основано на фундаментальном противоречии, а следовательно оно не жизнеспособно -такой вывод делают сторонники КПИ.

Движение КПИ критикует формализм и объективизм в существующих подходах к праву. Его сторонники убеждены в том, что в современном мире не существует универсального правового языка демократии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: