Правовой обычай как источник права: понятие, статус, виды. Проблема нормативного значения практики. Обыкновения в деятельности органов публичной власти.




Правовой обычай - обычай, который в силу многократного применения приобрел общеобязательное значение и соблюдение которого обеспечивается принудительной силой государства. По своей природе обычай очень консервативен.

Правовой обычай выступал исторически первым источником права. Совокупность действовавших в гос-ве обычаев представляло т.н. обычное право, т.е. право, представленное обычаями, посредством которых осуществлялось регулирование отношений людей в данном обществе.

Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений.

Особая роль обычного права отмечается в неотдифференцированных правовых системах, где правовой обычай, доктрина и закон нередко конкурируют между собой. Однако обнаруживается тенденция к закреплению государством разделения сфер влияния (регулирования), нормирования общественных отношений со стороны указанных источников права. Особенно велика значимость обычно-правовых норм в национальных правовых системах Африки и Мадагаскара. В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства. Значительную роль правовой обычай играет в международном праве.

В отличие от писаного права правовые обычаи формировались непосредственно самой практикой. В том случае, если сформировавшийся в практике обычай не получал признания и защиты государственной властью, он не приобретал характера правового, оставаясь простым, бытовым обычаем. Если же государство замечало их, признавало и обеспечивало принудительными возможностями, то за такими обычаями признавалось юридическое значение. При рассмотрении суд, иной гос.орган мог в этом случае ссылаться на такой обычай как источник права.

Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного реше­ния.

Если норма (правило) обычая полностью воспроизведена в тексте норма­тивно-правового акта или положена в основу судебного прецедента, то качест­ва самостоятельного источника права (правового обычая) обычай не обретает: норма обычая существует уже в форме нормативного юридического акта или судебного прецедента.

 

Проблема нормативного значения практики. Правовыми становились не все обычаи, а лишь те из них, которые выражали продолжительную правовую практику, т.е. складывались в процессе многократного применения (скажем, в пределах жизни одного поколения, как это было характерно для Др. Рима) и те, которые выражали однообразную практику (т.е. приобретали устойчивый, типичный характер). Иными словами, продолжительная и однообразная практика применения того или иного обычая служила основой признания этого обычая правовым.

Правовой обычай находит применение в современной отечественной юридической практике, в частности, в сфере действия частного права. Его применение предусматривается рядом статей Кодекса торгового мореплавания. С расширением сферы действия частного права роль правового обычая возрастает. Задача позитивного законодательства в этой связи заключается в том, чтобы создать этому регулятору частно-правовых отношений благоприятные условия. Действующее гражд.зак-во отвечает этому требованию. Ст.5 ГК РФ содержит дефинитивную норму, в которой обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. В этой же статье определяются условия, при которых обычай делового оборота не подлежит применению.

Видами правовых обычаев признаются обычаи делового оборота, обыкновения, заведенный порядок.

Деловые обыкновения - это обычаи, скалывающиеся в той или иной сфере деятельности: в судебной, парламентской, исполнительно-распорядительной и т.д. Это нормы, которые по каким-либо причинам не входят в систему законодательства, однако с течением времени могут быть законодательно оформлены. В частности, долгое время законодательно закрепленная свобода манифестаций не содержала юридически оформленного права на пикетирование (хотя оно значительно и является составной частью свободы манифестаций), которое все это время оставалось обычной нормой. Конституция РФ 1993г. конституционно подтвердила отнесение этого права к числу основных.

В то же время не все деловые обыкновения требуют специального законодательного признания, соответственно оставаясь и де-юре и де-факто юридическим средством регулирования. В этом за обычаем сохраняется большая гибкость, что не свойственно писаным нормам права. Так, стало обыкновением при назначении Председателя Правительства РФ и формировании его состава определять количественный состав заместителей Председателя. Законодательное закрепление этого обычая привело бы к необходимости каждый раз вносить изменения в Закон «О Правительстве РФ).

 

 

Юридическая доктрина как источник права: понятие, статус, виды. Проблемы статуса общих принципов права как правового источника. Формализация юридической доктрины.

Правовая доктрина – придание некоторым положениям научных работ в области юриспруденции общеобязательного значения.

В качестве источника права правовая доктрина известна уже на ранних этапах развития права. В 426г. н.э. в Риме был принят специальный закон, согласно которому положения работ наиболее известных юристов - Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина – признавались обязательными для судей. Решение по делу судья мог выносить не только на основании действовавших в то время законов, но и ссылаясь на высказывания указанных юристов. Ничего подобного последующие эпохи развития права не знали.

В тоже время правовая доктрина в кач-ве источников права известна и современным правовым системам (формализация). В частности, действующий ГК Швейцарии содержит норму, предоставляющую правоприменительным органам право в случаях пробела в законодательстве решать рассматриваемый спор, основываясь на положениях работ наиболее известных юристов в области гражданского права. Для мусульманской правовой системы правовая доктрина и ныне признается едва ли не важнейшим источником права. Труды ученых-юристов, по признанию ведущих специалистов по мусульманскому праву, являются единственным источником права.

Правовая система нашей страны правовую доктрину не признает в качестве официального источника.

Общие принципы права – общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью и нормативностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерного поведения и деятельности участников регулируемых отношений. Принципы права по своей сущности являются обобщенным выражением объективных закономерностей развития общества.

Их назначение в том, что они обеспечивают единообразное формулирование норм права, а также их влияние на общественные отношения в форме правового регулирования и иных форм правового воздействия (информационного, ценностно-мотивационного, психологического, системо-образующего и т.д.)

Все правовые принципы в зависимости от особенностей и сферы действия подразделяются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

Общеправовые принципы выступают в качестве источника права, они присущи всем отраслям права, отображают природу, качественное своеобразие права в целом. К ним относятся принципы: гуманизма, равенства граждан перед законом, демократизма, законности, справедливости. В Качестве источников права общие принципы применяются практически во всех правовых системах.

В качестве универсального источника общие принципы используются в международном праве.

 

Проблемы понимания действия права. Проблемы действия правоположения (правового акта) во времени, пространстве и по кругу лиц. Проблемы прямого действия правоположения.

Действие НПА – обязательность требований (предписаний) нормативно-правового акта (его исполнения) в течение определенного времени на определенной территории и в отношении определенного круга лиц.

Для применяющего право важно не только отыскать необходимый НПА, но и уяснить пределы и характер его действия. При этом уяснению подлежит следующий круг вопросов:

1. с какого времени и в каком режиме действует данный акт;

2. на какую территорию распространяется действие акта;

3. какие отношения регулируются данным актом;

4. на каких лиц распространяется акт.

Действие НПА во времени – время, в течение которого НПА способен оказывать регулятивное воздействие, т.е. порождать определенные юрид.последствия. Это обязательность требований НПА (его исполнение) в течение определенного времени на определенной территории в отношении определенного круга лиц.

Действие НПА во времени охватывает комплекс правил, определяющих:

1. момент вступления акта в законную силу;

2. момент прекращения его действия;

3. условия применения установленных НПА норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу (обратная сила закона);

4. возможность применения некоторых положений НПА после утраты им юридической силы (переживание закона).

С началом действия НПА вводится правовой режим, которому должны неуклонно следовать все.

Действие НПА в пространстве - территория, на которую распространяется действие НПА.

Действие НПА в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип предполагает действие НПа в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа (в границах территории РФ, границах субъекта федерации).

Эсктерриториальность означает распространение актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства. Кроме того, в соответствии с законодательством РФ при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на решение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех гос.органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Действие НПА по кругу лиц - это применимость НПА к определенному кругу субъектов права, т.е. определение тех физических лиц и организаций, которые подпадают под действие закона. Общее правило здесь следующее: НПА действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

Вместе с тем существуют определенные особенности действия НПА по кругу лиц:

1. действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящиеся на территории РФ, но и на ее граждан за пределами территории РФ;

2. действие НПА по кругу лиц определяется принадлежностью к российскому гражданству (некоторые политич.права и свободы распространяются на иностранных граждан, равно эти лица не обременены некоторыми конституционными обязанностями);

3. под действие закона полностью или частично не подпадают лица, обладающие различными правовыми иммунитетами.

Все нормативные правовые акты имеют прямое действие, если иное не оговорено в самих нормативных правовых актах или актах о введении их в действие. Как правило, для применения нормативных правовых актов, введенных в действие, не требуется каких-либо дополнительных указаний. Если в самом нормативном правовом акте указано, что какая-либо его норма права применяется на основе дополнительного нормативного правового акта, то эта норма применяется в соответствии с основным и дополнительным нормативным правовым актом (например, зачастую порядок совершения отдельных действий регламентируется постановлениями правительства РФ, на которые в тексте закона делается ссылка).

 

 

Норма права как практика/результат интерпретации. Проблемы определения объекта правового толкования. Правовые тексты. Статический и динамический подходы к правовому толкованию. Проблемы истинности толкования.

Реализация и особенно применение правовых норм невозможны без предварительного познания смысла правовых установлений. Толкование норм права - важное условие их действенности.

Необходимость толкования норм права вызвана рядом причин:

1. нормы права, содержащиеся в НПА, выражаются посредством слов, предложений, формулировок и чтобы понять их смысл и значение, необходима мыслительная деятельность;

2. в НПА воля гос-ва выражена через средства и приемы юридич.техники: специфич.терминологию, юридич.конструкции, систему отсылок;

3. правовые нормы как общеобязательные правила поведения имеют особую форму выражения, характеризуются абстрактностью, что ведет к тому, что возникает необходимость «расшифровать» краткие и обобщенные формулировки;

4. несовершенством и неадекватным использованием законодательной техники, поэтому некоторые формулировки получаются расплывчатыми и иногда двусмысленными;

5. нормы права способны регулировать общественные отношения лишь во взаимосвязи др.с др., в системе (чтобы понять истинный смысл прав.нормы необходимо отыскать другие, которые будут применяться вместе с ней.

Объект толкования – обусловленный природой права круг (сфера) обстоятельств, подлежащих уяснению в процессе толкования. Среди юристов существуют различные мнения по этому вопросу. Согласно одного из них ясные законы в толковании не нуждаются. Не случайно поэтому некоторые законодатели запрещали толкование принятых ими законов, полагая, что их ясность находится вне всяких сомнений. Именно таким образом поступил Юстиниан, признав за собой монополию толкования знаменитого свода законов. Однако уже со времени Савиньи (одного из наиболее ярких представителей исторической школы права) господствующим стало мнение о том, что каждый закон, независимо от степени его ясности, подлежит толкованию.

Исходной посылкой для правоприменителя является положение о том, что истолковано должно быть то, что реально выражено в норме права (закона).

Задача толкования – выяснить смысл того, что правотворческий орган сформулировал, а не то, что он намеревался выразить при издании правовой нормы. С этой точки зрения важно не то, что хотел выразить законодатель в законе, а то, что сумел выразить в законе, т.е. воплотить в словах, в тексте. Дух закона воплощается в его букве. Поэтому смысл правовой норм должен устанавливаться через его текст – материализованную мысль законодателя.

В теории и на практике различается два подхода к толкованию — статический и динамический. При статическом подходе в качестве основной ценности правовой деятельности рассматривается стабильность и определенность права. Ориентируясь на нее, интерпретатор не должен корректировать, изменять смысл закона, он должен установить тот смысл, который придал ему законодатель. При динамическом подходе интерпретатор стремится максимально приблизить закон к жизни, в необходимых случаях приспосабливая и корректируя его.

Остановимся на проблеме критериев истинности и правильности результата толкования. Иногда в научной литературе оценка истинности и правильности толкования подменяется какими-то иными оценками. Утверждается, например, что критериями истинности и правильности толкования являются правосознание, политика партии и государства. Очевидно, что результат толкования можно оценивать с точки зрения данных критериев, но это будет оценка не правильности и истинности толкования, а оценка его соответствия именно этим критериям. Иногда в качестве критерия правильности и истинности толкования называют сам закон или волю, выраженную в законе. В этом случае мы имеем дело с порочным кругом, ибо, чтобы закон (или воля в нем выраженная) стал критерием толкования, он должен быть прежде уяснен, истолкован и выражен в соответствующих высказываниях, которые как раз и составляют результат толкования.

Представляется, что к проблеме критериев правильности и истинности толкования следует подходить с позиции марксистско-ленинской гносеологии, в которой таким критерием выступает практика преобразования природы и общественных отношений.

Общественная практика выступает в качестве критерия как непосредственно, так и в опосредованных формах. Например, пст. 105 УК РФ предусматривает ответственность за умышленное убийство способом, опасным для жизни многих людей. Если тот или иной истолкователь пришел к выводу, что определенный способ является опасным для жизни многих людей, то оценить правильность этого вывода можно лишь обратившись непосредственно к изучению практики, включающей данный способ действий. В большинстве же случаев нет необходимости прибегать к практике непосредственно, достаточно обратиться к критериям, опосредствующим практику. К таким опосредствующим формам практики относят правила языка, законы и правила формальной и диалектической логик, общепризнанные правила толкования. Если толкование осуществлялось с явным нарушением этих правил, то можно определенно сказать, что и результат такого толкования является неправильным, неистинным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: