Гильфердинг. «Финансовый капитал». 39 глава





пшеница рожь

млн. тонн

 

 

 

 

 

  1876/85 1886/95   1876/85 1886/95  
?            
0.09     10.6 14.1         10.5
             
24.69 0.56 0.02 0.03 0.04 5.3 13.1 5.6 14.8 9.1 24.2 17.6 22.0 10.7 6.0 13.4 6.4 14.4 8.514.1 16.3 19.2 8.7
0.71 7.8 9.1
     
[Западная Европа [Восточная 10.9 11.1   10.2 10.9  
6.7 7.4     6.2 6.6    
             
  8.8 9.2   7.3 7.8  
0.00   7.2 13.7
__          
0.03     7.8     9.0
  (7-10-16)     8.1
0.06     14.1     12.1
             
0.00     4.5    
0.04     14.4     13.0
  6.3 8.3    
10.9 14.4   11.9 15.2
       
0.00     4.5     8.4
1.05 8.3 8.6 10.2 8.2 7.9 10.2
             
             
0.02 0.00 0.00            

Потребление на 1 жителя (килограмм)



 

        Германия Франция Великобри­тания Италия Австро-Венгрия Россия
пшеницы 1878-82 55.3 214.0 188.1            
  1883—87 57.2 213.0 164.6   91.8    
  1888—92 1893—97 59.2 71.8 213.0 204.о 171.1 167.0     92.5 100.5 18.9 37.4
  1913 *)                      
ржи 1878—82 129.3 38.0 1.3            
  1883—87 118.6 37.0 2.1 ? 66.2    
  1888—92 1893—97 108.5 126.7 36.0 38.0 2.1 2.7 3.3 2.9 60.4 59.2 111.0 139.0
  1913 *)                      
ячменя 1878—82 48.7 31.0 ?            
  1883—87 51.8 31.0 67.0 ? 41.9    
  1888-92 1893—97 55.8 59.8 32.0 31.0 68.6 71.7 6.0 5.2 З7.6 38.4 17.8 27.1
  1913 *)                      
овса 1878—82 89.1 91.0 ?            
  1883—87 84.1 95.0 84.6 ? 51.9    
  1888—92 1893—97 1913 *) 86.9 85.3 128 96.0 92.0 87.4 85.8 8.1 7.2 48.8 51.6 48.1 65.7
                               
кукурузы 1878—82 5.1 20.6 48.5            
  1883—87 3.8 23.4 41.7 65.0 68.2 2.5
  1888—92 1893—97 8.4 14.4 23.3 22.4 44.9 53.8     77.6 82.2 4.7

*) «Statistisches Jahrhuch fiir das Deutsche Reich», 1915.

Эти карандашом вписанные цифры за 1913 явно несравнимы, ибо и за 1893/7 гораздо выше.



 
 

Общие выводы авторов:

«Как уже указывалось, производство зерна за последние десятилетия, в связи с неодинаковыми условиями населенности и сообщений, развивалось весьма различно в отдельных странах и государст­вах. В центре Западной Европы, развивающейся, если можно так выразиться, урбанистически, в Англии, Бельгии, Голландии и т. д., в связи с одновремен­ным уменьшением посевной площади при повыше­нии относительной урожайности, производство пше­ницы, ржи, ячменя и кукурузы сократилось, в то время как продукция овса, идущего преимущественно для скота, возросла.

В остальных районах Западной Европы, кроме пограничных областей, наблюдаются известные коле­бания, расширение посевной площади приостанови­лось, но урожайность значительно повышается, и, таким образом, продолжает увеличиваться произ­водство почти всех зерновых культур. В пограничных между Западной и Восточной Европой областях, в Швеции, Польше, Галиции, Венгрии и т. д., об­щая продукция весьма значительно увеличивается вследствие расширения посевной площади, а в еще большей степени вследствие сильного повышения урожайности. В Восточной Европе, благодаря глав­ным образом расширению посевных площадей, до­стигнуто чрезвычайное увеличение зерновой про­дукции, но лишь по основным, а не по второстепен­ным хлебным культурам.

 

Среди заокеанских районов тоже следует разли­чать, с одной стороны, те страны, которые, как Соеди­ненные Штаты, Канада, Аргентина и Уругвай, по своему географическому положению или в резуль­тате развития путей сообщения и их железнодорож­ной сети оказались теснее связанными с густо населенными центрами Западной Европы, и, с дру­гой стороны, прочие страны. Первые развили свое хлебное производство главным образом за счет рас­ширения, и подчас бурного, посевной площади; из числа же последних увеличили производство ■только немногие. Вследствие этой ограниченности Производства Египет и Япония ввозят хлеб, Алжир



 

и Тунис в силу французской экономической поли­тики являются странами, преимущественно снаб­жающими Францию, а Индия, Южная Африка и Австралия, вследствие условий заселения, а также вследствие слабо развитой сети путей сообщения, не производили постоянных крупных излишков, которые бы превышали их внутреннюю потребность» (с, 36),

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ 48

«Statistisches Jahrbuch fur das Deutsche Reich», 36-й год издания, 1915, Берлин, 1915 (2 марки). «Международные обзоры», таблица 31 (стр. 46 *). «Железные дороги всего мира в 1890 и 1913». ((Источник: «Archiv fur Eisenbahn-wesen» (издаваемый королевским прусским министер­ством), 1892 и 1915.)

Три группы (1,2 и 3) мои (и.) принадлежит мне, равно распорядок

 

 

 

  (кило ) м е т р ы)
     
  =;
(1) Великобритания и Ирландия (32 297 [ 110 37 717
(1) Мальта, Джерси, Мэн  
(1) Португалия   2 983
(2) Испания 9 878 15 350
(1) Франция 36 895 51 188
(1) Бельгия   8 814
(1) Нидерланды (+ Люксембург) (1) Швейцария 3 060 3 781
  4 863
(2) Италия 12 907 17 634
(2) Швеция, Норвегия и Дания   21 354
(1) Западноевропейские старые, 82 964 109456|
колониальные, страны   ~---------------
Западная Европа. 117 315 163 794
(2) Германия 42 869  
Западная Европа. 160 184 _227524_
(2) Западная Европа. Болгаро- 77 220  
мадьярские страны - ~^~-

 

 

 

 

(3) Австро-Венгрия (+ Босния + Герце-      
говина) 27 11З 46 195
(3) Россия (европейская) (+ Финлян-  
дия) 30 957 62 198
(3) Румыния 2 543 3 763
(3) Сербия 540 1021
(3) Европейская Турция 1 765 1994 1 931
(3) Болгария
(3) Греция 767 1609
Балканы. 5 615   10 318
(3) Восточная Европа.     118 711
Вся Европа (Еurора): 223 869   346 235
  (километры)
Америка:      
 
Канада (+ Ньюфаундленд) 22 712 48 388
С. Штаты (+ Аляска 1054 км.) 268 409 410 918
Мексика 9 800 25492
Средняя Америка 1) 1 000 3 227
Антильские острова 2) 2 338 6 022
Северная и средняя Америка. 304 259 494 047
Колумбия и Венецуэла 1180 2 020
Британская Гвиана 35 167
Голландская » 60
Бразилия 9 500 24 985
Парагвай и Уругвай 1367 3011
Аргентина 9 800 33 215
Чили, Боливия, Перу и Эквадор 5 276 12 603
Южная Америка. 27 158 76 061
Вся Америка 331 417   570 108

 

 

  (километры)
     
  ------------ __
все французские владения    
все британские владения [23 181]  
все голландские  
Соединенные Штаты 268 409 410 918
Пуэрто-Рико    
Мексика + Средняя Америка + Ан-    
тильские 12 646  
Южная Америка (кроме колоний) 27 123 75 834
Всего 331 417 570 108

 

   
J) Гватемала 987 км.
Гондурас  
Сальвадор  
Никарагуа  
Коста-Рика  
Панама  
  = 3 227

 

 

 

2) самостоя- тельные 1 Куба < Доминиканская (Гаити 3 752............................................. республика 644........................... 1731 115
  Ямайка   313 британская  
  Пуэрто-Рико   547 С. Штатов  
  Мартиника   224 Франции )
  Барбадос   175 британский  
  Тринидад   142 британский = 6 022  
  2 338

В изданном за 1903 г. — первый раз — «Международ­ном обзоре» показано за 1890 г.:

Куба 1731

II Доминиканская республика 115
|| «Антильские о-ва» 492

(км.) 2 338

{#) Эти цифры я взял из «Archiv fur Eisenbahnwesen» 1892, с. 496, причем цифра 474 охватывает и Ямайку и Мартинику и Барбадос и Тринидад.

Можно положить для 1890 г.:

французские (Мартиника)........................................ 40 км.

британские.............................................................. 434 I =2 338

Соединенных Штатов (Пуэрто-Рико)...................... 18 |

самостоятельные....................................................... 1 846 '

 

Азия:    
Малая Азия, Сирия, Арабия и Кипр бри­танский (98 км.) Персия Британская Индия 1 британские Цейлон 1   27 000   5 468 55 761
1 Ява 1 Голландская Индия | Суматра \   2 854

 

Малайские государства (Борнео, Целебес и пр.)4) 100  
Португальская Индия 54  
Сиам —  
Индокитай и Филиппины (С. Штатов)1) 105 3 697
Россия (Сибирь и Средняя Азия) 3) 1433 15 910
Китай 200 9 854
Япония (+ Корея) 2 333 10 986

Все британские владения (Кипр, Индия I 27 408 58 204

+ Цейлон, Малакка)...
Все французские владения 105 2 493

Вся Азия 33 724 108 147

4 ) Британский Борнео (часть его британская) в 1912 г. по «The Statesman's Year-Book»: 130 миль (idem за 1915 г.)

(голландский) Целебес? (NB. Видимо, все «малайские государства» надо отнести \к владениям британским

в 1901 г. показано 4 3 9 км.

1913

Км.

1) Кохинхина, Камбоджа, Аннам, Тонкин 2 398 французские
Пондишери............. 95 французский

Итого французских 2 493

Малакка 92 британская

Филиппины 1 112 С. Штатов

= 3 697

Цифра 105 в 1890 г. относится к Кохинхине, Пондишери и Тонкин (все, значит, французские).

3) Восточно-Китайская железная дорога (1480 км.) от­несена к Китаю (в 1913 г.)



Р. И. ЛЕНИН


 

 

Африка: 1890  
Алжир и Тунис 3 104 6 382
Бельгийское Конго — ------------ 1390
Египет (+ Судан) 1547 1902: 5 946
Южно-Африканский союз3 825-------------------- 17 628
Английские колонии [98]6) 1503 3790
Германские » — 470 4176
Итальянские » — 27 155
Португальские »   6) 992 1624
Французские »   5) 1160 3218
(*)   2) 12 963
Вся Африка 9 386 44 309
все английские владения [5 470] 27 364
» французские » 3 624 9 600
       

 
 

6) приблизительно распределены

В 1885 г. Нейман-Спалларт дает 147 км. (!!), о. Мав­рикия —440 (!!!) для Анголы+Мозамбик!!

5) Взято из «Archiv fur Eisenbahnwesen», 1892, с. 12 2 9 2) относятся к:

1902:1890:

169 (британским) о. Маврикия..................................

127 французским Реюньон......................................... 126

французским «Сенегальская область»?............. 394

543 португальским Ангола........................................

449 португальским Мозамбик.................................

Австралия: 1890 1913

Британская 1 Австралийский союз 15 769 30 626

империя J Новая Зеландия 3120 4 650
С. Штаты: Гавайи (с островами

Мауи: 11 км. и Оаху: 91) _______ 142

Вся Австралия _____ 18889 _35418

Всего 617 2851104 217_

(Вместе с колониями) ^1890 1913~

Соединенные Штаты......................... 268 427 412 719

Британская империя........................... 107 355 207 856

Россия....................................:........... 32 390 78 108

Германия............................................. 42 869 67 906

Франция............................................. ■40664 __63_505

491705 830094


 

 

 

 

 

 

 

 

4 мелких колониальных государства (Бельгия, Голландия, Порту­галия, Италия) 25 086 39 377
11 неколониальных государств (остальная Европа) 57 362 98 080
Япония 2 333 10 986
Полуколониальные Азии   16 506
# государства Америки 12 646 33 340
Южная Америка (10 государств) 27 123 75 834
    Всего................................... 617 285 1104 217
# а за вычетом первых 5 Самостоятельные и полусамо­стоятельные государства Азии и Америки 125 580 274 123
    136 666
Все колонии (Америка, Азия, Африка и Ав­стралия)   Азия, Африка и Австралия
1890: 1913:   Колонии: 1890: 1913:
74 948 170 029 f британские........ ... 51 767 120 844
3 769 12 317   французские......... 3 729 12 093
  2 914   голландские.......... .... 1361 2 854
      португальские....    
  15 910 ......... \ Россия................... .... 1433 15 910
____   ............. бельгийские..  
____     итальянские..........  
  .__   4 176   германские.......... ______  
      С. Штаты.............. ______  
           
  210 398 Все колони и 58 636 160 382
        , Япония........ .... 2 333 10 986
             
  Малая Азия, Персия, Сиам 1030 Полуколонии: и Китай 16 506
        Всего   187 874
    Европа......................   223 869 346 235
    Соединенные Штаты........................... .. 268 409 410 918
    все колонии........................................... 81875... 1030 210 398
  полуколонии: Азия................................... 16 506
    > Америка................ .... 12 646 33 340
# (Мексика, Средняя Америка + Антильские) Япония.............................. 2 333 10 986
  Южная Америка (без колоний)... 27 123 75 834
   
      Всего 617 285 1 104 217
    + 43 132 136 666
  125.0 347.1
               

 



Основной источник «Archiv fur Eisenbahnwesen». Год из­дания 1892 (год издания 15) мной просмотрен. Дополнения внесены в предыдущих страницах.

«Малайские государства» за 1890 г. показаны только вместе и в скобках не стоит ничего (нет слов: «Борнео, Целебес и т. д.», стоящих в издании 1915 «Statistisches Jahrbuch fur das Deutsche Reich»).

Есть данные по десятилетиям: 1840 и следующие годы (до 1890) — воспроизведенные и в Энциклопедическом сло­варе Брокгауза.

Есть расчет стоимости сооружения (большей частью 1888-1891 гг.)

 

Европа в среднем по 302.5 тыс. марок 1 км.

Внеевропейские ж. д. » » 160.6 » » » »

 

212. t в среднем для всего мира, т. е. около 131 млрд. марок (212. 1 X 617.3 тыс.) 212.1 X 200 тыс. =40 000 миллионов *.

Поучительно сопоставить эти данные о железных доро­гах с следующими цифрами («Statistisches Jahrbuch fur das Deutsche Reich». 1915)

Добыча угля (млн. тонн)

Германия Франция РоссияВеликобритания С. Штаты

1892 92.5 26.1 6.9 184.7 162.7

1912 255.7 39.2 (1911) 31.6 264.6 450.2 (1911)

Выплавка чугуна (млн. тонн) **

1892 4.9 2.0 1.1 6.8 9.3

1912 17.6 4.9 4.2 9.0 30.2

 

Непропорциональность между развитием произ­
водства железа и угля, с одной стороны, и построй­
кой железных дорог, с другой (монополия=колонии),
бьет в глаза...

К вопросу о монополиях и финансовом капитале..

 

• См. В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 22, стр. 26i. Ред. *♦ Там же, стр. 262. Ред.



ЖУРНАЛ «БАНК» Журнал «Die Bank», 1910, с. 222 Биржевой курс и конъюнктурная кривая 1898—1909.

 

Биржевой курс (курс акций «Дискон­те Коммандит», Гарпенер, Бохумер и Аль-гемейне электрицитетс в среднем на конец месяца).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: