пшеница рожь
млн. тонн
1876/85 | 1886/95 | 1876/85 | 1886/95 | |||
? | — | — | — | |||
0.09 | 10.6 | 14.1 | 10.5 | |||
24.69 0.56 0.02 0.03 0.04 | 5.3 13.1 | 5.6 14.8 | 9.1 24.2 17.6 22.0 10.7 | 6.0 13.4 | 6.4 14.4 | 8.514.1 16.3 19.2 8.7 |
0.71 | — | — | 7.8 | — | — | 9.1 |
— | — | — | — | |||
[Западная Европа [Восточная | 10.9 | 11.1 | 10.2 | 10.9 | ||
6.7 | 7.4 | 6.2 | 6.6 | |||
8.8 | 9.2 | 7.3 | 7.8 | |||
0.00 | 7.2 | 13.7 | ||||
__ | • | |||||
0.03 | 7.8 | 9.0 | ||||
— | (7-10-16) | 8.1 | ||||
0.06 | 14.1 | 12.1 | ||||
0.00 | 4.5 | — | ||||
0.04 | 14.4 | 13.0 | ||||
— | 6.3 | 8.3 | — | |||
— | — | 10.9 | 14.4 | 11.9 | 15.2 | |
— | — | — | ||||
0.00 | 4.5 | 8.4 | ||||
1.05 | 8.3 | 8.6 | 10.2 | 8.2 | 7.9 | 10.2 |
0.02 0.00 0.00 |
Потребление на 1 жителя (килограмм)
Германия | Франция | Великобритания | Италия | Австро-Венгрия | Россия | ||
пшеницы | 1878-82 | 55.3 | 214.0 | 188.1 | |||
1883—87 | 57.2 | 213.0 | 164.6 | 91.8 | |||
1888—92 1893—97 | 59.2 71.8 | 213.0 204.о | 171.1 167.0 | 92.5 100.5 | 18.9 37.4 | ||
1913 *) | |||||||
ржи | 1878—82 | 129.3 | 38.0 | 1.3 | |||
1883—87 | 118.6 | 37.0 | 2.1 | ? | 66.2 | ||
1888—92 1893—97 | 108.5 126.7 | 36.0 38.0 | 2.1 2.7 | 3.3 2.9 | 60.4 59.2 | 111.0 139.0 | |
1913 *) | |||||||
ячменя | 1878—82 | 48.7 | 31.0 | ? | |||
1883—87 | 51.8 | 31.0 | 67.0 | ? | 41.9 | ||
1888-92 1893—97 | 55.8 59.8 | 32.0 31.0 | 68.6 71.7 | 6.0 5.2 | З7.6 38.4 | 17.8 27.1 | |
1913 *) | |||||||
овса | 1878—82 | 89.1 | 91.0 | ? | |||
1883—87 | 84.1 | 95.0 | 84.6 | ? | 51.9 | ||
1888—92 1893—97 1913 *) | 86.9 85.3 128 | 96.0 92.0 | 87.4 85.8 | 8.1 7.2 | 48.8 51.6 | 48.1 65.7 | |
кукурузы | 1878—82 | 5.1 | 20.6 | 48.5 | |||
1883—87 | 3.8 | 23.4 | 41.7 | 65.0 | 68.2 | 2.5 | |
1888—92 1893—97 | 8.4 14.4 | 23.3 22.4 | 44.9 53.8 | 77.6 82.2 | 4.7 |
*) «Statistisches Jahrhuch fiir das Deutsche Reich», 1915.
|
Эти карандашом вписанные цифры за 1913 явно несравнимы, ибо и за 1893/7 гораздо выше.
Общие выводы авторов:
«Как уже указывалось, производство зерна за последние десятилетия, в связи с неодинаковыми условиями населенности и сообщений, развивалось весьма различно в отдельных странах и государствах. В центре Западной Европы, развивающейся, если можно так выразиться, урбанистически, в Англии, Бельгии, Голландии и т. д., в связи с одновременным уменьшением посевной площади при повышении относительной урожайности, производство пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы сократилось, в то время как продукция овса, идущего преимущественно для скота, возросла.
В остальных районах Западной Европы, кроме пограничных областей, наблюдаются известные колебания, расширение посевной площади приостановилось, но урожайность значительно повышается, и, таким образом, продолжает увеличиваться производство почти всех зерновых культур. В пограничных между Западной и Восточной Европой областях, в Швеции, Польше, Галиции, Венгрии и т. д., общая продукция весьма значительно увеличивается вследствие расширения посевной площади, а в еще большей степени вследствие сильного повышения урожайности. В Восточной Европе, благодаря главным образом расширению посевных площадей, достигнуто чрезвычайное увеличение зерновой продукции, но лишь по основным, а не по второстепенным хлебным культурам.
|
Среди заокеанских районов тоже следует различать, с одной стороны, те страны, которые, как Соединенные Штаты, Канада, Аргентина и Уругвай, по своему географическому положению или в результате развития путей сообщения и их железнодорожной сети оказались теснее связанными с густо населенными центрами Западной Европы, и, с другой стороны, прочие страны. Первые развили свое хлебное производство главным образом за счет расширения, и подчас бурного, посевной площади; из числа же последних увеличили производство ■только немногие. Вследствие этой ограниченности Производства Египет и Япония ввозят хлеб, Алжир
и Тунис в силу французской экономической политики являются странами, преимущественно снабжающими Францию, а Индия, Южная Африка и Австралия, вследствие условий заселения, а также вследствие слабо развитой сети путей сообщения, не производили постоянных крупных излишков, которые бы превышали их внутреннюю потребность» (с, 36),
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ 48
«Statistisches Jahrbuch fur das Deutsche Reich», 36-й год издания, 1915, Берлин, 1915 (2 марки). «Международные обзоры», таблица 31 (стр. 46 *). «Железные дороги всего мира в 1890 и 1913». ((Источник: «Archiv fur Eisenbahn-wesen» (издаваемый королевским прусским министерством), 1892 и 1915.)
Три группы (1,2 и 3) мои (и.) принадлежит мне, равно распорядок
(кило | ) м е т р ы) | |
=; | — | |
(1) Великобритания и Ирландия | (32 297 [ 110 | 37 717 |
(1) Мальта, Джерси, Мэн |
|
(3) Австро-Венгрия (+ Босния + Герце- | |||
говина) | 27 11З 46 195 | ||
(3) Россия (европейская) (+ Финлян- | |||
дия) | 30 957 62 198 | ||
(3) Румыния | 2 543 3 763 | ||
(3) Сербия | 540 1021 | ||
(3) Европейская Турция | 1 765 1994 1 931 | ||
(3) Болгария | |||
(3) Греция | 767 1609 | ||
Балканы. | 5 615 | 10 318 | |
(3) Восточная Европа. | 118 711 | ||
Вся Европа (Еurора): | 223 869 | 346 235 | |
(километры) | |||
Америка: | |||
— | — | ||
Канада (+ Ньюфаундленд) | 22 712 | 48 388 | |
С. Штаты (+ Аляска 1054 км.) | 268 409 410 918 | ||
Мексика | 9 800 25492 | ||
Средняя Америка 1) | 1 000 3 227 | ||
Антильские острова 2) | 2 338 6 022 | ||
Северная и средняя Америка. | 304 259 494 047 | ||
Колумбия и Венецуэла | 1180 2 020 | ||
Британская Гвиана | 35 167 | ||
Голландская » | — 60 | ||
Бразилия | 9 500 24 985 | ||
Парагвай и Уругвай | 1367 3011 | ||
Аргентина | 9 800 33 215 | ||
Чили, Боливия, Перу и Эквадор | 5 276 12 603 | ||
Южная Америка. | 27 158 76 061 | ||
Вся Америка | 331 417 | 570 108 |
(километры) | ||
------------ | __ | |
все французские владения | ||
все британские владения | [23 181] | |
все голландские | ||
Соединенные Штаты | 268 409 | 410 918 |
Пуэрто-Рико | ||
Мексика + Средняя Америка + Ан- | ||
тильские | 12 646 | |
Южная Америка (кроме колоний) | 27 123 | 75 834 |
Всего | 331 417 | 570 108 |
J) Гватемала | 987 км. |
Гондурас | |
Сальвадор | |
Никарагуа | |
Коста-Рика | |
Панама | |
= 3 227 |
2) самостоя- тельные | 1 Куба < Доминиканская (Гаити | 3 752............................................. республика 644........................... | 1731 115 | |
Ямайка | 313 британская | |||
Пуэрто-Рико | 547 С. Штатов | |||
Мартиника | 224 Франции | ) | ||
Барбадос | 175 британский | |||
Тринидад | 142 британский = 6 022 | |||
2 338 |
В изданном за 1903 г. — первый раз — «Международном обзоре» показано за 1890 г.:
Куба 1731
II Доминиканская республика 115
|| «Антильские о-ва» 492
(км.) 2 338
{#) Эти цифры я взял из «Archiv fur Eisenbahnwesen» 1892, с. 496, причем цифра 474 охватывает и Ямайку и Мартинику и Барбадос и Тринидад.
Можно положить для 1890 г.:
французские (Мартиника)........................................ 40 км.
британские.............................................................. 434 I =2 338
Соединенных Штатов (Пуэрто-Рико)...................... 18 |
самостоятельные....................................................... 1 846 '
Азия: | ||
Малая Азия, Сирия, Арабия и Кипр британский (98 км.) Персия Британская Индия 1 британские Цейлон 1 | 27 000 | 5 468 55 761 |
1 Ява 1 Голландская Индия | Суматра \ | 2 854 |
Малайские государства (Борнео, Целебес и пр.)4) 100 | |
Португальская Индия 54 | |
Сиам — | |
Индокитай и Филиппины (С. Штатов)1) 105 | 3 697 |
Россия (Сибирь и Средняя Азия) 3) 1433 | 15 910 |
Китай 200 | 9 854 |
Япония (+ Корея) 2 333 | 10 986 |
Все британские владения (Кипр, Индия I 27 408 58 204
+ Цейлон, Малакка)...
Все французские владения 105 2 493
Вся Азия 33 724 108 147
4 ) Британский Борнео (часть его британская) в 1912 г. по «The Statesman's Year-Book»: 130 миль (idem за 1915 г.)
(голландский) Целебес? (NB. Видимо, все «малайские государства» надо отнести \к владениям британским
в 1901 г. показано 4 3 9 км.
1913
Км.
1) Кохинхина, Камбоджа, Аннам, Тонкин 2 398 французские
Пондишери............. 95 французский
Итого французских 2 493
Малакка 92 британская
Филиппины 1 112 С. Штатов
= 3 697
Цифра 105 в 1890 г. относится к Кохинхине, Пондишери и Тонкин (все, значит, французские).
3) Восточно-Китайская железная дорога (1480 км.) отнесена к Китаю (в 1913 г.)
Р. И. ЛЕНИН
Африка: 1890 | |||
Алжир и Тунис 3 104 6 382 | |||
Бельгийское Конго | — ------------ 1390 | ||
Египет (+ Судан) 1547 1902: 5 946 | |||
Южно-Африканский союз3 825-------------------- 17 628 | |||
Английские колонии | [98]6) 1503 3790 | ||
Германские » | — 470 4176 | ||
Итальянские » | — 27 155 | ||
Португальские » | 6) 992 1624 | ||
Французские » | 5) 1160 3218 | ||
(*) | 2) 12 963 | ||
Вся Африка 9 386 44 309 | |||
все английские владения [5 470] 27 364 | |||
» французские » 3 624 | 9 600 | ||
6) приблизительно распределены
В 1885 г. Нейман-Спалларт дает 147 км. (!!), о. Маврикия —440 (!!!) для Анголы+Мозамбик!!
5) Взято из «Archiv fur Eisenbahnwesen», 1892, с. 12 2 9 2) относятся к:
1902:1890:
169 (британским) о. Маврикия..................................
127 французским Реюньон......................................... 126
французским «Сенегальская область»?............. 394
543 португальским Ангола........................................
449 португальским Мозамбик.................................
Австралия: 1890 1913
Британская 1 Австралийский союз 15 769 30 626
империя J Новая Зеландия 3120 4 650
С. Штаты: Гавайи (с островами
Мауи: 11 км. и Оаху: 91) — _______ 142
Вся Австралия _____ 18889 _35418
Всего 617 2851104 217_
(Вместе с колониями) ^1890 1913~
Соединенные Штаты......................... 268 427 412 719
Британская империя........................... 107 355 207 856
Россия....................................:........... 32 390 78 108
Германия............................................. 42 869 67 906
Франция............................................. ■40664 __63_505
491705 830094
4 мелких колониальных государства (Бельгия, Голландия, Португалия, Италия) | 25 086 | 39 377 | |||||
11 неколониальных государств (остальная Европа) | 57 362 | 98 080 | |||||
Япония | 2 333 | 10 986 | |||||
Полуколониальные Азии | 16 506 | ||||||
# государства Америки | 12 646 | 33 340 | |||||
Южная Америка (10 государств) | 27 123 | 75 834 | |||||
Всего................................... | 617 285 | 1104 217 | |||||
# | а за вычетом первых 5 Самостоятельные и полусамостоятельные государства Азии и Америки | 125 580 | 274 123 | ||||
136 666 | |||||||
Все колонии (Америка, Азия, Африка и Австралия) | Азия, Африка и Австралия | ||||||
1890: | 1913: | Колонии: | 1890: | 1913: | |||
74 948 | 170 029 | f британские........ | ... 51 767 | 120 844 | |||
3 769 | 12 317 | французские......... | 3 729 | 12 093 | |||
2 914 | голландские.......... | .... 1361 | 2 854 | ||||
португальские.... | |||||||
15 910 | ......... \ | Россия................... | .... 1433 | 15 910 | |||
____ | ............. | бельгийские.. | — | ||||
____ | итальянские.......... | — | |||||
.__ | 4 176 | германские.......... | ______ | ||||
С. Штаты.............. | ______ | ||||||
210 398 | Все колони | и 58 636 | 160 382 | ||||
, Япония........ | .... 2 333 | 10 986 | |||||
Малая Азия, Персия, Сиам 1030 Полуколонии: и Китай | 16 506 | ||||||
Всего | 187 874 | ||||||
Европа...................... | 223 869 | 346 235 | |||||
Соединенные Штаты........................... | .. 268 409 | 410 918 | |||||
все колонии........................................... | 81875... 1030 | 210 398 | |||||
полуколонии: Азия................................... | 16 506 | ||||||
> Америка................ | .... 12 646 | 33 340 | |||||
# | (Мексика, Средняя Америка + Антильские) Япония.............................. | 2 333 | 10 986 | ||||
Южная Америка (без колоний)... | 27 123 | 75 834 | |||||
Всего | 617 285 | 1 104 217 | |||||
+ | 43 132 | 136 666 | |||||
125.0 | 347.1 | ||||||
Основной источник «Archiv fur Eisenbahnwesen». Год издания 1892 (год издания 15) мной просмотрен. Дополнения внесены в предыдущих страницах.
«Малайские государства» за 1890 г. показаны только вместе и в скобках не стоит ничего (нет слов: «Борнео, Целебес и т. д.», стоящих в издании 1915 «Statistisches Jahrbuch fur das Deutsche Reich»).
Есть данные по десятилетиям: 1840 и следующие годы (до 1890) — воспроизведенные и в Энциклопедическом словаре Брокгауза.
Есть расчет стоимости сооружения (большей частью 1888-1891 гг.)
Европа в среднем по 302.5 тыс. марок 1 км.
Внеевропейские ж. д. » » 160.6 » » » »
212. t в среднем для всего мира, т. е. около 131 млрд. марок (212. 1 X 617.3 тыс.) 212.1 X 200 тыс. =40 000 миллионов *.
Поучительно сопоставить эти данные о железных дорогах с следующими цифрами («Statistisches Jahrbuch fur das Deutsche Reich». 1915)
Добыча угля (млн. тонн)
Германия Франция РоссияВеликобритания С. Штаты
1892 92.5 26.1 6.9 184.7 162.7
1912 255.7 39.2 (1911) 31.6 264.6 450.2 (1911)
Выплавка чугуна (млн. тонн) **
1892 4.9 2.0 1.1 6.8 9.3
1912 17.6 4.9 4.2 9.0 30.2
Непропорциональность между развитием произ
водства железа и угля, с одной стороны, и построй
кой железных дорог, с другой (монополия=колонии),
бьет в глаза...
К вопросу о монополиях и финансовом капитале..
• См. В. И. Ленин. Сочинения, 4 изд., том 22, стр. 26i. Ред. *♦ Там же, стр. 262. Ред.
ЖУРНАЛ «БАНК» Журнал «Die Bank», 1910, с. 222 Биржевой курс и конъюнктурная кривая 1898—1909.
Биржевой курс (курс акций «Дисконте Коммандит», Гарпенер, Бохумер и Аль-гемейне электрицитетс в среднем на конец месяца).