![]() |
![]() |
может разбиваться на несколько отрезков, из которых каждый будет охватывать, при отсутствии между ними непроницаемых пере- городок, семейства отношений, от которых зависит непосредственное данное. Каждое из этих семейств будет образовано в силу опре- деления, которое будет опираться на природ- |
ные сродства, которыми эти отношения объеди- |
нены между собою. Это будут отношения
числа и положения, отношения механические,
физические и т. д. и, наконец, отношения
психологические, определяемые своей зави-
симостью от организма, к которому относится
данное. Сколько подобных групп отношений,
столько же особых наук.
![]() |
Философия, напротив, пытается предста-
вить себе прямую по всей ее длине и во всей
ее непрерывности. Но линия во всей ее сово-
купности, как и точка, при помощи которой
она проектирует себя, непосредственное дан-
ное, как и отношения, которые его допол-
няют по мере анализа, носят один и тот же
характер.
Это суть данные опыта. И их совокупность составляет один
и тот же опыт: человеческий опыт. Это наша психологическая
конституция, а не природа вещей отличает мир от восприятия,
вселенную от науки; и это отличие временно и случайно.
Стало быть, опыту нужно лишь быть объясненным. Объяс-
нить его — значит просто изложить отношения, которые он
содержит и которые сам собой доводит до нашего сведения,
если мы умеем воспринимать его уроки. А наука начинает зани-
маться ими. Но, будучи всей действительностью, опыт не нуж-
дается в оправдании: он существует.
![]() |
• — «вещь в себе»? Ред.
Конец.
СОДЕРЖАНИЕ
— § 6. Идеи математика Пуанкаре. Пуанкаре.
Стр. 6—7; 28—29 = две линии
33 = истина =? для прагматизма и 3 5
49 = объективная ценность науки = центр
Математика и прагматизм — 62
80: прагматисты тащили к себе Пуанкаре;
и Мах 90
Рей = чистый агностик 94 (93)
98: Max + объективность = Рей?!
100: Понятия = копии реальности
Объективность 105
ИЗ: вульгарный материализм *
Замечания написаны в 1999 г.
Впервые напечатаны в 1933 г. Печатаются по подлиннику
![]() |
* Написано В. И. Лениным на полях приложенного к книге А. Рея издательского объявления о выходе новых книг. Ред. |
в книге «Философские тетради»
А. ДЕБОРИН. «ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
МАТЕРИАЛИЗМ»218
неточно |
не к чему „чужие" слова употреблять! |
[39—411 Как мировоззрение, диалектиче-
ский материализм дает ответ — не абсолют-
ный, разумеется — на вопрос о строении
материи, мира; он служит основой самой
блестящей исторической теории; на почве
диалектического материализма политика и
мораль становятся в известном смысле точ-
ными науками. Диалектический материа-
лизм — правильно понятый, разумеется, —
повсюду вносит свежую струю теоретико-
познавательного критицизма, будучи чужд
всякого догматизма.
В предлагаемой статье мы намерены остановить внимание
читателя только на | теоретико-познавательной | стороне диа-
лектического материализма, который в этом случае, как метод,
как руководящий принцип исследования, дает не абсолютные
1) решения проблем, а способствует прежде всего их правиль-
ной постановке. Диалектический материализм, как теория по-
2) знания, распадается на формальную или логическую и реальную
или материальную части.
![]() |
Для первобытного, примитивного познания переживание
тождественно с предметом переживания, явление с бытием,
с вещью в себе. Мир внутренних переживаний составляет [для
первобытного человека | и мир вещей. Он не знает различия
между внутренним и внешним миром. Эта примитивная форма
познания на известной ступени развития культуры вступает
в противоречие с стремлением общественного человека овладеть
силами природы, с новой высшей ступенью культуры. С расши-
рением человеческих потребностей, с увеличением и накопле-
нием | опытного | материала, с учащением столкновений между
восприятиями и внешним миром обнаруживается все больше
![]() |
? |
Пси- |
контраст между восприятиями и вещами, между миром внутрен-
них переживаний и миром вещей. Тогда-то назревает необхо-
димость в новых познавательных формах.... Непосредственно
нас интересует тот логический процесс, который в новейшей
философии привел к диалектическому материализму. —
хологизм | |
Юма, Беркли и прочих орудует, главным образом,
психически — чувственным миром. Чувственные образы суть
предметы познания. Результат, к которому привело развитие
| английского эмпиризма, | гласит: Esse=percipi, — существует
то, что дано в восприятии, и все, что дано в восприятии, имеет
объективное бытие, существует...
Кант понял, что истинно научное познание возможно лишь
при посредстве «математического созерцания». Чувственное
созерцание не включает в себе условий, необходимых для об-
щеобязательного познания. Чувственные образы не в состоя-
нии охватить всей совокупности подлежащих познанию явлений.
И Кант совершает переход от п сихологизма к трансцендента-
лизму-..
![]() |
[43] Гегелевская философия представляет последнее
и заключительное звено этой цепи. Мы видели, что у Юма,
Канта, Фихте субъект был поставлен над объектом, кото-
рый был объявлен чем-то не отделимым от субъекта...
[48—58] Категории, т. е. чистые универсальные поня-
тия, как время, пространство, причинность, суть с точки
![]() |
зрения диалектического материализма, с одной стороны,
логические определения, с другой стороны, реальные
формы вещей...
эк его! |
Ограниченность трансцендентализма состоит в том,
что он не распространяет своих прав на реальную сферу
вещей и считает категории лишь субъективными, да
к тому еще и априорными, формами сознания. Фено-
мены же трансцендентализм обнимает категориальными,
т. е. логически-всеобщими формами, дающими возмож-
ность формулировать строго математические законы при-
роды, придать им универсальный характер. Но транс-
цендентализм, как и сенсуалистический феноменализм,
имеют дело лишь с явлениями. Для них бытие, вещи
в себе недоступны...
«Безусловности» и всеобщности познания диалектический ма-
териализм достигает тем, что формы он объявляет универсаль-
ными, объективно-реальными «созерцаниями». На этом покоится
возможность математического или, если угодно, «геометриче-
ского», т. е. точного познания действительности. «Геометриче-
ское» пространство и «чистое время» суть универсально-реаль-
![]() |
![]() |
![]() |
ные созерцания и представляют предпосылку «математического»
познания чувственного мира...
Но вместе с тем диалектическое сознание обнаруживает
способность подняться до «созерцания» природы, как «целого»,
до созерцания необходимости, внутренней обусловленности
универсального порядка природы...
Человек познает в той мере, в какой он действует и в какой
он подвергается сам воздействию внешнего мира. Диалектиче-
ский материализм учит, что человек побуждается к размышле-
нию главным образом теми ощущениями, которые он испытывает
в процессе своего воздействия на внешний мир... Диалекти-
ческий материализм, исходя из того соображения, что господ-
ствовать над природой возможно лишь подчиняясь ей, пред-
писывает нам согласовать нашу деятельность с универсальными
законами природы, с необходимым порядком вещей, с всеобщими
законами развития мира...
Парменид видел, таким образом, истинную сущность
вещей («единое») в том, что может быть познаваемо мыш-
лением или разумом и что лежит позади текучих и
изменчивых явлений. Этим самым он оторвал чувственные
уф! восприятия от их основы, феноменальный мир от метафе-
номеналистического...
Если для метафизиков-рационалистов истинная реальность
дана в понятии, то для j сенсуалистов | реально то, что дано
в чувственном восприятии или созерцании. То, что лежит за
пределами чувств, познанию недоступно. Предметом познания
являются феномены, которые возводятся в абсолютную действи-
тельность. Содержание эмпирического сознания изменчиво и
текуче. Реальный субстрат качеств | феноменализмом | отвер-
гается. Дано разнообразие, дана множественность явлений, но
нет субстанциального единства...
Кант ухитрился сочетать учение феноменализма о непозна-
ваемости вещей самих по себе с учением рационалистов-мета-
физиков о существовании абсолютно-реального бытия, «вещей
в себе».
вранье! |
Французские материалисты с Гольбахом во
главе противопоставляли природу, как мета-
физическую сущность вещи, ее свойствам. Это
противопоставление означает в известном смысле
тот же дуализм, что между «вещью в себе» и «яв-
лениями» у Канта...
Мы были бы, однако, несправедливы к фран-
цузскому материализму, если бы отождествили
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Это — каша |
NB |
до nес plus ultra * неуклюже! |
его с кантианизмом. Материализм восемнадцатого
столетия все же признает относительную позна-
ваемость даже сущности вещей...
Французский материализм, исходя из того же
соображения, что материя действует на наши
внешние чувства, признает, однако, что некото-
рые свойства вещей самих по себе познаваемы.
Но французский материализм недостаточно по-
следователен, поскольку он учит, что познаваемы
лишь некоторые свойства вещей, между тем как
сама «сущность» или «природа» их скрыта от нас
и не вполне познаваема...
Это противопоставление свойств вещи «природе»
их заимствовано Кантом у агностиков, у феноме-
налистов-сенсуалистов (непосредственно у Юма)...
В противоположность феноменализму и сенсуа-
лизму материализм рассматривает впечатления,
получаемые нами от вещей самих по себе, как
имеющие объективное значение. В то время как
феноменализм (и кантианизм) не видит никаких
точек соприкосновения между свойствами вещей и
«природой» их, т. е. внешним миром, французские
материалисты уже определенно подчеркивают, что
вещи сами по себе, по крайней мере отчасти, по-
знаваемы именно на основании производимых ими
на нас впечатлений, что свойства вещей до изве-
стной степени объективно-реальны...
[60—62] Диалектический материализм кладет в
основу бытия материальную субстанцию, реальный
субстрат. Диалектический материализм взглянул
на мир «как на процесс, как на вещество, которое
находится в непрерывном развитии» (Энгельс).
Неизменное и безусловное бытие метафизиков пре-
вращается в изменяющееся бытие. Субстанциаль-
ная реальность признается изменчивой; изменения
и движения — реальными формами бытия. Диалек-
тический материализм преодолевает дуализм «бы-
тия» и «небытия», метафизически-абсолютное про-
тивопоставление «имманентного» «трансцендент-
ному», свойств вещей самой вещи. На почве диа-
лектического материализма создается возмож-
ность научно связать вещь в себе с феноменами,
имманентное — с трансцендентным и преодолеть
непознаваемость вещей в себе — с одной —
* — до самой крайнее степени. Ред.
![]() |
![]() |
NB |
NB |
и «субъективизм» качеств — с другой стороны, так
как «природа вещи, как вполне справедливо замечает
Плеханов, обнаруживается именно в ее свойствах».
Именно на основании впечатлений, получаемых
нами от вещей самих по себе, мы имеем возможность
судить о свойствах вещей самих по себе, об объек-
тивно-реальном бытии...
Верные исти- ны изложены в дьявольски- вычурном, abstrus * виде. Отчего Энгельс не писал таким та- рабарским языком? |
«Имманентное» приобретает характер объек-
тивно-реальный; «трансцендентное», лежащее по
ту сторону феноменов в сфере «непознаваемого»,
превращается из недоступной нашим чувствам
таинственной сущности в «имманентное» содержа-
ние нашего сознания, в предмет чувственного
восприятия. «Имманентное» становится «транс-
цендентным», поскольку оно приобретает объек-
тивно-реальное значение, поскольку оно дает воз-
можность по впечатлениям судить о свойствах
вещей; «трансцендентное» становится «имманент-
ным», поскольку оно объявляется лежащим в
сфере познаваемого, хотя и по ту сторону субъек-
та. В таком же смысле высказывается и Бельтов.
«Согласно этой теории, говорит он, природа есть,
прежде всего, совокупность явлений. Но так
как вещи в себе составляют необходимое условие
явлений, иными словами, так как явления вызы-
ваются действием объекта на субъект, то мы вы-
нуждены признать, что законы природы имеют
не только субъективное, но и объективное значе-
ние, т. е. что взаимное отношение идей в субъекте
соответствует, когда человек не ошибается, —
взаимному отношению вещей вне его»**. Так раз-
решается единственно правильным и научным об-
разом вопрос о взаимоотношении явлений и вещей
в себе — этот наиболее важный вопрос познания,
над которым так бились Кант, метафизики и
феноменалисты...
феноменалисты-сенсуа- |
![]() |
[62] Единство бытия и небытия есть становление —.
учит диалектика. Переведенное на конкретный мате-
риалистический язык, это положение означает, что
в основании всего сущего лежит вещество, материя,
которая находится в процессе непрерывного развития...
[64—65] Тело, стало быть, не исчерпывается его воспри-
нимаемостью, как полагают
* — темном. Ред.
•* Н. Бельтов. «Критика наших критиков», стр. 199.
![]() |
![]() |
![]() |
листы, ] а существует совершенно независимо от наших
восприятий, существует «для себя», в качестве «субъ-
екта». Но если тело существует независимо от наших
![]() |
восприятий, то восприятия зато всецело зависят от дей-
ствующего на нас тела. Без последнего нет восприятий,
нет представлений, понятий и идей. Наше мышление
определяется бытием, т. е. теми впечатлениями, кото-
рые мы получаем от внешнего мира. Вследствие этого
и наши идеи и понятия имеют объективно-реальное
значение...
Тело, действующее на наши чувства, рассматривается как
причина произведенного им действия, т. е. восприятия. Фено-
меналисты оспаривают самую возможность такой постановки
вопроса. Внешний мир, полагают [имманентики], не только
недоступен восприятию, но и немыслим, если бы такой мир и
существовал...
![]() |
[67] Приходится допустить также, что наши восприя-
тия, как результат действия двух факторов — внеш-
него мира и нашей «чувственности», — не тождественны
и по содержанию с предметами внешнего мира, который
(непосредственно, | интуитивно | нам недоступен...
[69—75] Вещь в себе с точки зрения диалектического материа-
лизма составляет предмет, как он существует сам по себе, «для
себя». В этом смысле Плеханов и определяет материю «как
совокупность вещей в себе, поскольку эти вещи являются источ-
ником наших ощущений» **. Эта вещь в себе или материя не есть
отвлеченное понятие, которое находится позади конкретных
свойств вещей, а «конкретное» понятие. Бытие материи не от-
деляется от ее сущности или, наоборот, сущность ее не отде-
ляется от ее бытия...
Предмет, лишенный всяких качеств или свойств, не мо-
жет даже мыслиться нами, не может существовать, не имеет
никакого бытия. Внешний мир [ конструируется] нами из наших
восприятий, на основании тех впечатлений, которые в нас вызы-
ваются внешним миром, предметами самими по себе... Между
внешним и внутренним миром существует известное различие,
но вместе с тем и определенное сходство, так что к познанию
* Этот значок указывает, что слова «непосредственно, интуитивно»
следовало бы поменять местами. Ред.
* * «Das Bild dieses Seins auВer dem Denken ist die Materie, das Substrat
der Realitat!», L. Feuerbacb. «Werke», Bd. 2, S. 289.
![]() |
внешнего мира мы приходим на основании впечатлений, но
именно впечатлений, вызванных предметами внешнего мира. На
основании полученных нами от действия на нас предмета впе-
чатлений мы приписываем последнему определенные свойства.
Впечатление есть равнодействующая двух факторов и как тако-
вое неизбежно обусловливается природой этих двух факторов и
заключает в себе нечто такое, что составляет природу того
и другого фактора, что им обще...
неуклюжее и нелепое слово! |
Только на почве диалектического материализ-
ма с его признанием внешнего мира и представ-
ляется возможным построить чисто научную тео-
рию познания. Кто отвергает внешний мир, тот
отвергает также и причину наших ощущений и
приходит к идеализму. Но внешний мир состав-
ляет также и принцип || закономерности. И если
мы в наших восприятиях имеем перед собой опре-
деленно упорядоченную связь их, то это происхо-
дит только от того, что причина наших ощущений,
т. е. внешний мир, составляет основу этой законо-
мерной связи...
Без возможности предвидения нет возможности научно по-
знавать явления природы и человеческой жизни.... Но пред-
меты внешнего мира стоят в отношении причинной связи не только
к нам, но и друг к другу, т. е. между самими предметами внеш-
него мира существует определенное взаимодействие, знание
условий которого опять-таки дает возможность предвидеть и'
предсказать не только действие предметов на нас, но и их объек-
тивные, от нас независимые, отношения и действия, т. е. объ-
ективные свойства вещей...
![]() |
Диал ектический материализм вовсе не пред-
Ага! Плеханов молчит об этом „новом течении", не знает его. |
решает вопроса о строении материи в смысле
непременного признания атомистической, или
корпускулярной теории, или какой-либо третьей
гипотезы. И если восторжествуют новые учения
о строении атомов, то диалектический материа-
лизм не только не потерпит крушения, а, напро-
тив того, получит самое блестящее свое под-
тверждение. В чем, в самом деле, заключается
сущность нового течения в области естествозна-
ния? Прежде всего, в том, что атом, который
физики представляли себе неизменным и наиболее
простым, т. е. элементарным и неразложимый
![]() |
Деборин неясно его представ- ляет. Верно! |
«телом», оказывается состоящим из еще более
элементарных единств, или частиц. Предпола-
гают, что в электронах мы имеем перед собой
последние элементы бытия. Но разве диалекти-
ческий материализм утверждает, что атом есть
абсолютная граница бытия?..
Ошибочно было бы думать, подобно нашим
махистам, что вместе с признанием электрон-
ной теории падает материя как реальность,
Глупый термин! |
а вместе с последней таким образом и диалекти-
ческий материализм, который считает материю
единственной реальностью и единственно годным
|| орудием | для систематизации опыта... Состоят
ли все атомы из электронов — это вопрос не ре-
шенный, это — гипотеза, которая может и не под-
твердиться. Но помимо этого, разве электронная
теория устраняет атом; она только доказывает,
что атом относительно устойчив, неделим и
неизменен... Но атом, как реальный субстрат,
электронной теорией не устраняется...
Подведем итоги. С формальной стороны диалектический ма-
териализм, как мы видели, дает возможность общеобязатель-
ного и объективного познания благодаря тому, что формы бытия
с его точки зрения суть также и формы мышления, что каждому
изменению в объективном мире соответствует изменение в сфере
восприятий. Что же касается материального момента, то диалек-
тический материализм исходит из признания вещей в себе или
внешнего мира или материи. «Вещи в себе» познаваемы. Без-
условное и абсолютное диалектическим материализмом отвер-
гаются. Все в природе находится в процессе изменения и движе-
ния, в основании которых лежат определенные сочетания мате-
рии. Один «вид» бытия переходит согласно диалектике в другой
посредством скачков. Новейшие физические теории не только
не опровергают, но, наоборот, всецело подтверждают правиль-
ность диалектического материализма.
Замечания написаны не ранее 1909 г.
Частично напечатаны в 1930 г.
в Ленинском сборнике XII
Полностью впервые напечатаны
в 1958 г. в 4 издании Сочинений Печатаются по подлиннику
В. И. Ленина, том 38
![]() |
Г. В. ПЛЕХАНОВ. «Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ» 219
ИЗ Д. «Ш И ПОВНИК». СПБ., 1910
ВВЕДЕНИЕ
NB* |
![]() |
[52—53] Теперь довольно уже хорошо известно
взаимное отношение наших общественных сил в
эпоху уничтожения крепостного права. Поэтому
мы будем говорить о нем лишь мимоходом, лишь
поскольку это нужно для выяснения роли, при-
нятой на себя в этом деле нашей передовой
журналистикой, во главе которой стоял тогда
Н. Г. Чернышевский. Всем известно, что эта жур-
налистика горячо защищала крестьянские инте-
ресы. Наш автор писал одну за другой статьи,
в которых отстаивал освобождение крестьян с
землей и утверждал, что выкуп земель, отходя-
щих в надел крестьянам, не может представить
для правительства никакой трудности. Он дока-
зывал это положение и общими теоретическими
соображениями и самыми подробными примерными
вычислениями... Если при освобождении крестьян
наше правительство ни на минуту не позабыло
выгод государственного казначейства, то об интере-
сах крестьян оно думало очень мало. При выкупной
операции им елись в виду исключительно только
фискальные и помещичьи интересы...
„Социал-Демо-
крат" № 1,
с. 152220
[57—59] Не по одним только экономическим
вопросам приходилось Чернышевскому вести
ожесточенную полемику. И притом противни-
ками его были не одни только либеральные
экономисты. Чем влиятельнее становился кру-
жок «Современника» в русской литературе,
* Подчеркнутые косыми линиями замечания написаны В. И. Лениным
в верхнем углу страницы. Поэтому здесь и далее, если нельзя точно
определить, к какому месту относится ленинское замечание, приводится
весь текст данной страницы. Peд.
NB |
До сих пор „Социал-Демо- крат" № 1, с. 152 |
![]() |
тем более нападок сыпалось с самых различных
сторон и на этот кружок вообще и на нашего
автора в частности. Сотрудников «Современ-
ника» считали опасными людьми, готовыми
ниспровергнуть все пресловутые «основы».
Некоторые из «друзей Белинского», вначале
еще считавшие возможным идти рядом с Чер-
нышевским и его единомышленниками, от-
шатнулись от «Современника», как от органа
«нигилистов», и стали кричать, что Белин-
ский никогда не одобрил бы принятого им