Дополнительный материал для самостоятельной работы.




Чистоговорки.

По дороге едет тачка,

Ах, какая в тачке качка,

Потому что всюду кочки,

Не пора ли ставить точки?

 

Кап-кап-кап! Скорее, Юрка,-

От дождя нас спрячет юрта.

 

Там, на горном склоне,- туры,

А по травке ходят куры.

 

Дома мы наладим быт,

В нашем стойле крупный бык.

 

За быка какой-то франт

Предложил нам целый франк.

 

Коля Толю стал корить:

Ты не можешь путь торить!

Коля Толю не кори,

Сам тропинку протори.

 

Три коня- лихая тройка,

Режут ткани- это кройка.

 

В поле вырос красный мак,

Шахматисту ставят мат.

 

Пишет письма тётя Марта,

Ей нужны конверт и марка.

 

Коля тихо смотрит видик,

На экране Толю видит.

 

Кто мостит над речкой мостик?-

По мосту поедем в гости.

 

Хочет Тит дрова купить.

Чтобы печь зимой топить.

 

Зелена на ветке почка,

Доставляет письма почта.

 

Колика у Толика.

Почему у Толика

Приключилась колика?

Толик скушал целый торт,

А потом - скорей на корт,

Мы в больницу: тук-тук-тук

Отвечайте- доктор тут?

Пусть полечит колику

поскорее Толику.

 

Карточки.

 

 

Тема: Дифференциация строчных рукопистных букв м-н.

Цели: - познакомить детей с буквами м-н;

- научить детей соотносить звук, символ и букву;

- дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях;

-давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия;

- уточнить знания об элементах букв занятия;

УУД: обогатить словарь на изучаемые буквы; развивать у детей умение строить словосочетания; развивать зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления, логическое мышление

 

Ход занятия.

1.Самоопределение к деятельности.

а)Формирование звуковой культуры речи. "Клоун", "Котёнок", "Воздушный бой".

б) Работа с трафаретами.

2. Постановка учебной задачи.

 

а)"Докажи словечко"

 

* Мы щенка в воде и мыле * В подполье, в каморке

Два часа мочалкой (мыли) Живёт она в норке,

* В чёрном поле заяц белый Серая малышка

Прыгал, прыгал, петли делал. Кто же это? (мышка)

След за ним был ттоже бел.

Кто же этот заяц? (мел)

 

* А петух с колючим ёжиком * Кто один имеет рог?

Режут сало острым (ножиком) Отгадайте! (носорог)

 

* Собаки, не троньте верблюда,

Для вас это коончится худо:

Он ловко дерётся с врагами

Своими большими (ногами)

 

-Назовите первые буквы в словах- отгадках.

 

б) Игра "Эхо"- назови первый звук в словах

 

Ната-н муха

 

нос- носок-

мак- народ-

мост- молоко-

насос- мышь-

магазин- ножницы-

 

в)Напиши названия картинок, выдели буквы занятия.

 

 

3. Построение проекта выхода из затруднений.

Работа с буквами м-н и звуками [м]- [н].

 

а) Сравнение букв занятия в печатном и рукописном шрифте среди заглавных и строчных рукописных букв.

 

б) Конструирование и реконструирование букв занятия.

*сбор из разрезанных частей букв;

* работа с трафаретами букв: обвести, заштриховать;

* сбор букв из ниток, палочек

 

в) сравнение артикуляционой характеристики звуков и печатным их обозначением.

 

г )«Дразнилки»

-Я проговариваю слоги и чистоговорки, а вы за мной повторяете.

На-ма

Но-мо

Ма-на-ма-на

Ма-на-ма- наступает зима.

Мы-ны-мы- мы моем рамы.

 

4. Первичное закрепление во внешней речи.

 

Дифференциация в слогах.

а) письмо под диктовку

 

* ма, мо, на, но, ун, ом, им, ын, ым, ем, ен, ям, ём, ян, ём, ми, ни, нё, мё

б) чтение слоговых таблиц

 

 

в) назвать и записать слова в 2 столбика, выделяя разным цветом (по картинкам)

м н

медуза ножницы

муравей небо

медведь нитки

дом ножи

гном телефон

сом слон

мороженое вагон

носорог

тюлень

г)ПРАВИЛА: Я буду называть слова, если вы услышите звук [м], хлопайте, а услышав звук [н] – топайте. Будьте внимательны.

М, Н, А, К, Н, О, Д, М

МА, ПА, НА, ВА, МУ, НУ

НОС, МАМА, СОН, СОМ.

д) Чистоговорки для различения м-н.

-Запишите слова парами, выделяя буквы, отличающие одно слово от другого.

 

Спит на дне усатый сом,

Снится сому странный сон.

 

Миша спрятал мыло в нишу,

Чем теперь умоем Мишу?

 

Отойди от ямы, Яна,

Глубока для Яны яма.

Угодила Яна в яму,

Тащим мы из ямы Яну.

 

Нужно мусор вымести,

Вымести и вынести.

 

Сами мы садимся в сани,

Сани с горки мчатся сами.

 

До седьмого пота Клим

Вышибаеет клином клин.

 

Вместе с мамой ехал мальчик

На машине в город Нальчик.

 

В норке мыши,

Норка в нише.

 

5. Самостоятельная работа.

 

а) Составьте словосочетания: подбери признаки и действия к словам.

 

б) Назови и запиши слова- названия предметов, выдели м-н.

6. Физ. минутка.

Взяли, детки, белый ком (сделать руками небольшой круг в воздухе(в наклоне вперёд)

Мы польём его водой, (присесть, поднять ведро и выливая воду -2 раза)

Домик будет ледяной (наклоны туловища вправо-влево. руки на поясе)

Ком за комом мы кладём (наклоны влево-вправо, беря ком за комом и складывая их один на один)

Вот и вылепили дом (потянуться на носочках, руки вверх(большой дом))

7. Включение в систему знаний и повторений.

а) Записать предложения и выделить м-н разным способом.

 

* Умные машины делают конфеты.

* Добрые машины выдают билеты.

* Строгие машины площадь подметают.

* Сильные машины уголь добывают.

* Славные машины сеют кукурузу.

* Быстрые машины перевозят грузы.

 

б) "Подбери пару" -д.и.

- Соедините слова парами, выделите м-н разным способом.

 

машина маленький

море малиновый

мужчина медленная

мяч мирный

музей мороженое

мел мелкое

 

в) Работа с загадками.

- Напишите отгадки, выделите с словах-отгадках буквы занятия разным способом.

 

* Бусы красные висят, * Великан стоит в порту,

Из кустов на нас глядят. Освещая темноту,

Очень любят бусы эти И сигналит короблям:

Дети, птицы и медведи. "Заходите в гости к нам!"

(малина) (маяк)

 

* Раскалённая стрела * Есть всегда он у людей,

Дуб свалила у села. Есть всегда у караблей.

(Молния) (нос)

* Пять ступенек-лесенка, * Всю жизнь ходят в обгонку,

На степеньках - лесенка. А обогнать друг друга не могут.

(ноты) (ноги)

 

8. Рефлексия.

 

Тема: Дифференциация букв л-м, М-Л на материале слов, предложений.

Цели: - познакомить детей с буквами л-м,М-Л;

- научить детей соотносить звук, символ и букву;

- дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, словах и словосочетаниях;

-давать сравнительную характеристику звуков и букв занятия;

- уточнить знания об элементах букв занятия;

- уточнить и обогатить словарь на изучаемые буквы;

- развивать у детей умение строить словосочетания;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, кинетические представления, логическое мышление

 

Ход занятия.

1.Самоопределение к деятельности.

Послушайте стихотворение. Угадайте имя героя, запишите его.

Есть на свете кот один,

Он учёный господин.

Если грустно станет вдруг-

Вспомни, он хороший друг.

Для него не страшен труд.

Знаешь, как его зовут?

(кот Леопольд)

-Найдём остальных героев занятия.

Леопольду все друзья:

Мама, папа, ты и я,

Но его не любят (мыши)

- Вот они бегут по крыше!

2. Постановка учебной задачи.

а)Знакомство с буквами занятия.

-Назовите первую букву в имени кота (Л)

- А с какой буквы мы записали бы слово «мышата»(М)

- Назовите тему занятия.

- Сравните буквы занятия в печатном и рукописном шрифте среди заглавных и строчных.

б) Конструирование и реконструирование букв занятия.

- Постройте из элементов печатную строчную и заглавную букву л. Превратите их в букву м.

- Выложите из верёвочек рукописную букву л. затем перестроить её в букву м.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

Дифференциация на уровне слова.

Леопольд тебя встречает,

Чашку чая наливает,

Чай отличный- высший сорт.

А к нему огромный торт.

Ах, какая красота!

Именины у кота.

а) Давайте прочитаем Леопольду слоги парами и по три

ла-ма ле-ме лал-лам-мал
лу-му лю-мю лул-лум-мул
лы-мы ля-мя лол-лом-мол
ло-мо ле-ме лыл-лым-мыл
ал-ам ел-ем лил-лим-мил
ул-ум юл-юм лел-лем-мел
ыл-ым ял-ям лял-люм-мюл
ол-ом ел-ем люл-люм-мюл

 

б)-Вставьте в праздничный торт Леопольда свечки с буквами л-м так, чтобы получились слова.

 

…е..кий …ы…о..и…а

Со….о..а с..о..а …а..ьчик

…о..око …о…ь с..е….о

..ет..а ш…е..ь …а..ина

в)Напишите слова под диктовку в два столбика.

л м

Луга Мурка

 

Лапа муха май дом

Мёд стол лак метка

Мука сало лай галка

Смех смена шум метро

Марка лапша Мурка карман

 

4.Первичное закрепление во внешней речи.

а) Дифференциация букв в слогах.

- Прочитайте слова и выложите дорожку из слогов, в которых пишется буква занятия.

 

Дом, Лида, мука, лодка, лапа, палас, муха. Ломоть, мокнет, ливень, мина, мох

(ломоть - большой отломленный кусок хлеба)

 

*Дом, Ли, му, лод, ла, лас, му, ло, мок, ли, ми, мох.

б) - Спешите предложения, вставляя пропущенные слова. подчеркните в словах буквы л-м разным цветом.

 

Люди шли по …….

Миша бежал по лесу на …..

Клава и Маша были в летнем …..

Галки и голуби на зиму не…….. на юг.

Мама купила Маше новое…..

Наступила холодная ……

Мама поставила чайник на …..

Мальчики сделали ….. для птиц.

Под ёлку поставили деда …….

 

Слова для справок: лыжах, улице, улетают, лагере, зима,пальто, кормушку, мороза, плиту

в) Сравните пары слов по написанию, звучанию, значению. Зашифруй эти слова, обозначая л-2, м-3

 

Мошка- ложка мама- лама

Мак-лак молоть-ломоть

Миля-Лиля гном- клоп

Маска- ласка макать- лакать

Мёд-лёд мука – Лука

Лоток- моток менять- линять

5. Самостоятельная работа с самопроверкой (карточки).

-Запишите тексты, выделите разным цветом л-м

Лыска.

У собаки Лыски болели ноги. Лыска лежала под крыльцом голодная. Никто о ней не вспомнил. Все её забыли. Вспомнил Коля про Лыску. Стал Коля искать Лыску и нашёл под крыльцом. Печально смотрела Лыска на Колю.

Коля побежал домой и принёс Лыске хлеба. Лыска стала лизать Колину руку. Коля стал приносить Лыске каждый день еду. Скоро Лыска выздоровела и побежала с Колей на улицу.

 

Зима.

Наступили морозы. Но ребята не боялись мороза. Во дворе школы они устроили каток. Поставили скамейки. На катке было много меленьких ребят. Им было весело.

Недалеко была горка. С горки дети катались на санках. Малыши часто лепили снежную бабу и играли в снежки.

Метро.

Маша и Лида хотели посмотреть новую линию метро. Они просили маму поехать с ними. Но мама не могла оставить маленького Мишу. С девочками поехала тётя Маруся. Станции новой линии метро были очень красивы.

Минутка.

Митя сел учить уроки. Было семь часов. «Времени у меня много,- подумал Митя,- послушаю одну минутку радио». Митина минутка продолжалась долго.

Мама напомнила Мите про уроки. Митя начал решать задачи. Забежал на минутку Митин товарищ Дима. Вместо минутки они проболтали полчаса о прогулке на лыжах. А потом они ещё решили сыграть в шахматы.

Мальчики так увлеклись, что забыли про уроки. Митина минутка продолжалась весь вечер.

Какую же отметку получит Митя завтра в школе?

 

6. Включение в систему знаний и повторений.

а)Спешите эти слова и подчеркните букву л одним цветом, а м - другим.

 

Лужа лопата Мила масло

Лото машина сила мотор

Угол солома маки молот

Луна комары шило ромашка

 

б)Прочитайте этот текст и выпишите из него слова с буквой л, а потом- м.

 

Мама купила лук. Мишка сосёт лапу. Коля сидит на скамейке. Маша и Люба сидят под липой. Лёва наклеил марку на письмо.

 

в)Прочитайте и спишите эти слова, вставляя пропущенные буквы л-м.

 

С..ех зи..а пи..а ар..ия

Х..еб рю..ка Ко..я ко..ар

С..ед пи..ка зе..ля ко..ок

 

г)Спешите эти слова и обведите л- одним цветом, а м- другим цветом.

 

Лапа Коля мама мел

Лук Лида Миша мыло

Лупа липа марка лом

Лоб лев мешок лимон

д)Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы л-м и слова из правого столбика. Запишите эти предложения и выделите в словах буквы занятия.

 

 

…юди ш..и по ____________ кормушка

….иша бежа…. по …есу на ______. Мороз

Га..ки и го..уби у..ете..и на соседнюю___ аллея

Под е……кой постави..и деда ________. Плита

…..а…ьчики сде..а..и д..я птиц _______. Клетка

…..а…а постави..а чайник на ______. Лыжи

 

е)Прочитайте слова, составьте рассказ из 4-5 предложений и запишите его.

 

Морозы, ребята-каток, мальчики- коньки, снег- горка, Лида- санки, малыши- скамейка

 

7. Рефлексия.

 

Тема: Дифференциация Нн, Пп изолированно, в слогах, словах.

Цели: - закрепление связей между произнесение звука и его графическим изображение на письме;

- автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв на письме;

- учить сравнивать сходные по начертанию буквы;

- учить конструировать рукописные строчные буквы из шнуровки и печатные- из палочек;

- учить дифференцировать буквы на уровне слога;

- учить соотнесению графемы с артикулемой;

- развитие звуко- буквенного анализа и синтеза;

- развитие буквенного гнозиса

Ход занятия.

 

  1. Самоопределение к деятельности.

«Правила речи»

2.Постановка учебной задачи.

Работа с таблицей № 5, 6 (Безруковой, стр. 10, 11)

 

-Найдите все печатные заглавные П

- Найдите все печатные заглавные Н.

3. Построение проекта выхода из затруднений.

 

а)Артикуляционная и акустическая х-ка звуков.

 

б) отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадь.

 

*Посадили солнышко- * Он носом в землю постучит,

Вырастили зёрнышко. Взмахнёт крылом и закричит.

Это солнышко сорвём- Кричит он даже сонный,

Много зёрен соберём. Крикун неугомонный.

Много зёрен соберём, (петух)

Их поджарим, погрызём, * Синенькая шуба покрыла весь

А приедут гости- мир (небо)

Им дадим по горсти * Всю жизнь ходят в обгонку,

(подсолнух) а обогнать друг друга не могут.

*Как на нашей грядке (ноги)

Выросли загадки- * На пяти проводах отдыхает

Сочные да крупные, стая птах (ноты)

Вот такие круглые. * Братцы в гости снарядились,

Летом зеленеют, Друг за друга уцепились,

К осени краснеют. И помчались в путь далёк,

(помидоры) Лишь оставили дымок.

(поезд)

*

На пальце одном Есть всегда у людей

Ведёрко вверх дном Есть всегда у кораблей.

(напёрсток) (нос)

 

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

(пчела)

 

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа с буквами.

А) Обвести трафареты букв и заштриховать горизонтально;

Б) выложить печатные буквы П-Н из палочек;

В) письмо букв в воздухе;

Г) конструирование букв из ниток

д)Занимательные буквы

 

- Посмотрите на картинки, назовите слова с буквами п-н, запишите только слоги, содержащие заданные буквы, выделите их разным цветом.

 

* ножницы, небо, нитки, слон, вагон, валенки, носорог, фонтан, тюлень, мороженое,

петух, персик, письмо, попугай, пуговица, пылесос, перекладина, суп, сын, лампа, сапог, пирог

 

Где спрятались буквы?

- Рассмотри предметы. Найди в каждом П

 

е)Напишите слова в два столбика, выделите п-н.

 

*петух, персик, письмо, ножницы, небо, нитки, пуговица, пылесос, попугай, носорог, слон, тюлень, мороженое, фонтан, носки, ножи, вагон, телефон, суп, лампа, пирог, мак, каток

 

5.Самостоятельная работа по карточкам.

6. Включение в систему знаний и повторений.

 

Кто внимательный? -д.и.

 

- Что нарисовал Никита, которого нарисовала Настя?

Что нарисовал Никита?

 

- Нам необходимо нарисовать несколько набросков,- начал Николай Николаевич.

- Напоминаю: Наташа нарисует незабудки, Никита рисует Наташу, Нина рисует ножницы, Никифор нарисует Нину, Настя нарисует носорога. Нет, наоборот.

 

- Наташа нарисует ножницы, Никита рисует Нину, Нина рисует незабудки, Никифор нарисует Настю, Настя нарисует носорога, носорог нарисует …..

- Нет, носорог, наверное, ничего не нарисует. Настроились? Начали! Надеюсь никто не перепутает?

Но некоторые немного напутали: Наташа нарисовала Никиту, Никита ничего не нарисовал, Нина нарисовала Никифора, Никифор- Наташу с ножницами, а Настя нарисовала нечто невообразимое: неудержимо несётся неистовый носорог, а на нём неустрашимый наездник с незабудками. Наездник неуловимо напоминал…. Николая Николаевича.

Ну и насмешила Настя!

- Выписать все слова- собственные и выделить буквы занятия.

 

7.Рефлексия.

 

Тема:: Дифференциация Нн, Пп в словах, предложениях.

 

Цели: - закрепление связей между произнесение звука и его графическим изображение на письме;

- автоматизация графического ниписания смешиваемых и взаимозаменяемых букв на письме;

- учить сравнивать сходные по начертанию буквы;

- учить конструировать рукописные строчные буквы из шнуровки и печатные- из палочек;

- учить дифференцировать буквы на уровне слова, предложения;

- учить соотнесению графемы с артикулемой;

- развитие звуко- буквенного анализа и синтеза;

- развитие буквенного гнозиса,

 

 

Ход занятия.

 

1.Самоопределение к деятельности.

Фонетическая зарядка.

 

- Как пищит птенец? (пи-пи-пи)

- Как пыхтит каша? (п-п-п)

- Как погоняют лошадь? (но-но-но)

 

2. Постановка учебной задачи.

Докажите словечко. -д.и.

 

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для (нас)

 

И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это? (палатка)

 

А петух с колючим ёжиком

Режут сало острым (ножиком)

 

А кто один имеет рог?

Отгадайте! (носорог)

Собаки, не троньте верблюда,

Для вас это кончится худо:

Он ловко дерётся с врагами

Своими большими (ногами).

 

Я- хозяйка разных снов

Про дельфинов, про слонов,

Про дворцы хрустальные

И про звёзды дальние.

Вы ложитесь, и на ушко

Вам нашепчет сны (подушка)

 

Муха ахнула сперва:

«Ах, пропала голова!»

Бедняжка, словно в тине,

Увязла в (паутине)

 

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту-

Зовусь я (подосиновик)

-Отгадки запишите, выделите буква занятия.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

Подберите пару- д.и.

 

-Запишите словосочетания правильно, соединив слова из столбиков по смыслу, выделите п-н разным цветом.

 

Песня практичный

Площадь примерный

Подруга прилежный

Почтальон праздничный

Подарок полосатый

Полотенце полотняное

Портфель прекрасный

Парикмахер приятный

4. Первичное закрепление во внешней речи.

 

Напишите это слова под диктовку.

н п

нитка парта

Нина небо нос плот

луна цапля норка гнездо

пыль зонт почта спички

поезд венок парк малина

5.Самостоятельная работа по карточкам.

6. Включение в систему знаний и повторений.

а)Работа с текстом.

 

- Послушайте текст, выпишите только те слова, которые содержат п-н, выделите разным способом.

 

Малина.

В августе поспела малина. Недалеко от нашей деревни был большой малинник. За малинником начинался лес. Надя и Поля пошли за малиной. Они набрали полные корзинки и хотели идти домой.

Вдруг Настя услышала, что в кустах малины кто-то сопит. Девочка заглянула в кусты и увидела медведя. Он спокойно ел малину. Девочки испугались. Они бросили корзинки и побежали домой.

 

б)Работа со скороговорками, пословицами.

- Запишите пословицы и поговорки, объясните смысл. Выделите разным способом.

 

П

Петя пилил пилой пень.

У пенька опять пять опят.

Пара птиц порхала, порхала-

Да и выпорхнула.

Н

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Поспешишь- людей насмешишь.

Водить за нос(обманывать, вводить в заблуждение, обещать что-то и не выполнять обещанное)

С гулькин нос (очень мало)

Уткнуть нос (не отрываясь, с увлечением читать, писать..)

 

7.Рефлексия.

Карточки

 

1.Прочитайте и спишите эти слова, вставляя пропущенные буквы н или п.

 

ба-я ще-ок ще-ка уче-ик

ла-а те-ло ла-ша тры-ка

ли-а кам-и ши-а пес-и

 

 

2.Напишите это слова под диктовку.

н п

нитка парта

Нина небо нос плот

луна цапля норка гнездо

пыль зонт почта спички

поезд венок парк малина

 

 

3.Спишите эти слова и обведите букву н одним цветом, а букву п - другим.

 

нос пух сено пень

сон кони пара пенал

сын печка пионер носок

Нина сигнал паровоз стакан

 

4.Спишите эти слова и подчеркните букву н одним карандашом, а п - другим.

 

Надя поезд

нога птица

книга лента

вагон паром

пена Павлик

клён пенка

Полкан капуста

поляна пожар

 

5.Спишите эти предложения, вставляя пропущенные буквы н и п цветными карандашами.

 

Птенчик упал из......

Поезд подошёл к новой.....

Надя купила на почте......

У Тани на голове красный.......

Паша свила на голову.......

У Ани на голове красивый......

Парты вытерли мокрой......

Реку Волгу соединили с......

Ваня и Дима пели весёлые......

 

Слова для справок: станции, гнёзда, конверт, бант, платок, тряпкой, Доном, песни, венок

6. Спишите эти предложения, выделите сверху п-н разным цветом.

 

 

Петя и волки.

Кончились занятия в школе. Пете надо было идти домой через небольшой лесок. Петя шёл по знакомой дороге. Уже показалась деревня. Вдруг Петя увидел на опушке леса двух волков. Петя быстро влез на сосну. Волки не могли достать Петю. Они сели около сосны. До вечера просидел Петя на сосне. Вечером ехал мимо охотник Никита и отогнал волков.

 

7. Спишите эти предложения, выделите сверху п-н разным цветом.

 

Награда.

Пионер Лёня Новиков шёл по тропинке около железной дороги. Вдруг он увидел поломанный рельс. За поворотом уже был слышен шум поезда. Лёня махал галстуком. Машинист издали увидел красный цвет галстука и стал тормозить поезд. Недалеко от поломанного рельса поезд остановился.

Начальник поезда и пассажиры благодарили Лёню Новикова. Лёня получил от правления железной дороги награду- радиоприёмник.

 

8.Прочитайте текст. Выпишите из него слова сначала с буквой н, а потом с буквой п.

 

Лёня пошёл в кино.

Дети несут плакат.

Нина и Поля- подруги.

 

9. Спишите эти предложения, выделите сверху п-н разным цветом.

 

Птенчик.

 

На липе было гнездо синички. В гнезде сидели птенчики. Птенчики пищали и просили есть. Синичка всё время подлетала к гнезду. Она приносила в клюве червяка или букашку. Один птенчик высунулся из гнезда и упал на траву. паша увидел это из окна. Он поднял птенчика и положил обратно в гнездо.

 

10.Запишите словосочетания правильно, соединив слова из столбиков по смыслу, выделите п-н разным цветом.

 

Песня практичный

Площадь примерный

Подруга прилежный

Почтальон праздничный

Подарок полосатый

Полотенце полотняное

Портфель прекрасный

Парикмахер приятный

 

Тема: Дифференциация и-й строчных рукописных букв в слогах, словах.

 

Цели: - нахождение сходных по начертанию букв, запись букв парами;

- сравнение элементов и целых букв сходных по начертанию, нахождение сходств, различий (количественный и качественный анализ);

- учить словообразованию признаков (прилагательных) от предметов

(существительных);

- учить правильно согласовывать существительные с числительными;

- закрепить связь между фонемой, артикулемой, графемой и кинемой букв и-й;

- дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах;

- развивать у детей оптические представления, слуховое внимание и память, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание.

 

Ход занятия.

  1. Самоопределение к деятельности.

Фонетическая зарядка.

 

Иа-иа-иа- иа-иа-иа - йа-йа-йа

Иу-иу-иу- иу-иу-иу - йу- йу- йу

Иэ-иэ-иэ- иэ-иэ-иэ - йэ-йэ-йэ

 

  1. Постановка учебной задачи.

А) Беседа

-Посмотрите на картинки (Иванушка, Ёлка)

-Назовите первый звук в слове ёлка й

- Назовите первый звук в слове Иван и

-Х-ка звуковая по таблице, сравнение.

Б) Сравнительная характеристика и-й (количественный и качественный анализ)

 

-Хватит ли зайчонку кубиков, чтобы построить такую же букву И?

- Закрась участки с буквой И. Какую букву ты видишь?

 

в)Работа с трафаретами букв.

-Записать буквы по трафарете, заштриховать разным способом;

- собрать буквы из частей;

- собрать буквы из палочек.

  1. Физ. Минутка.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай- муравей домой бежал (бег на месте)

Ой- ой-ой, ой- ой - ой- ножку тонкую сломал (остановиться, прижать ладони к щекам, ритмично покачиваясь)

Травкой быстро обмотал(бег на месте)

  1. Первичное закрепление во внешней речи.

- Образуйте ласковые слова от данных.

Разобрать фонетически.

 

Яйца- яичко единица- единичка

Язык- язычок ежевика- ежевичка

Ягнёнок- ягнёночек Емеля- Емелюшка

 

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Произнесение слогов и слов (запись по выбору)

 

 

Ай-ай-ай – бай ай-ай-ай- край

Ай-ай-ай- гай ай-ай-ай- лай

Ай-ай-ай- май ай-ай-ай- чай

Ай-ай-ай- дай ой-ой-ой- - бой

Ой-ой-ой- зной ой-ой-ой- злой

Ой-ой-ой- пой ой-ой-ой- твой

Ой-ой-ой- стой ой-ой-ой- строй

Ой-ой-ой- мой ой-ой-ой—вой

Ей-ей-ей- бей ей-ей-ей- вей

Ей-ей-ей- змей ей-ей-ей- лей

Ей-ей-ей- грей ей-ей-ей- клей

Ей-ей-ей- сей ей-ей-ей- чей

 

  1. Включение в систему знаний и повторений.

А)работа с картинками.

-Выписать слова в две строчки: и-в одну, й- в другую. Выделить разным цветом.

* индюк, изба, икра, реки, ива, игла, Ира, интересная, игра

* йогурт, йод, йог, чайник, линейка, майка, лейка, сарай, гайка, бой, весёлый, герой, красный, стройка

 

Б) Игра «Путаница»- преобразование деформированной фразы:

* Ефим, яхта, покупать, трёхпалубная-

* гномик, язык, дети, показывать-

* лес, енот, в, жить-

* жить, ежиха ежата, с, лес, ёж, в

* ягода, ежата, есть, лесная-

*Емеля, обед, яйцо, на, есть-

* Ефим, каникулы, на, Япония, в, ехать-

* Емеля, отпуск, в, юг, на, ехать-

 

В) словообразование признаков (прилагательных) от предметов (существительных)

 

Вода- водный снег- снежный

Ум- умный темнота- тёмный

Холод- холодный липа- липовый

Жара- жаркий клён- кленовый

Море- морской тополь- тополиный

Зима- зимний осень- осенний

 

Г) счёт от 1 до 10 (запись слов по выбору)

- Выделите разным способом.

Акация (одна акация, две акации, три акации, четыре акации, пять акаций, шесть акаций, семь акаций, восемь акаций, девять акаций, десять акаций)

 

Мидия(одна мидия……)

 

Камелия(одна каиелия….)

 

  1. Рефлексия.

 

 

Тема: Дифференциация и-й строчных рукописных букв в словосочетаниях, предложениях.

Цели: - нахождение сходных по начертанию букв, запись букв парами;

- сравнение элементов и целых букв сходных по начертанию, нахождение сходств, различий (количественный и качественный анализ);

- учить словообразованию признаков (прилагательных) от предметов

(существительных);

- учить правильно согласовывать существительные с числительными;

- закрепить связь между фонемой, артикулемой, графемой и кинемой букв и-й;

- дифференцировать буквы изолированно, в слогах и в словах;

- развивать у детей оптические представления, слуховое внимание и память, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание.

Ход занятия

1. Самоопределение к деятельности.

Фонетическая зарядка.

 

Ай-ай-ай- урожай ей-ей-ей- иней

Ай-ай-ай- минтай ей-ей-ей- Бармалей

Ай-ай-ай- Китай ей-ей-ей- воробей

Ай-ай-ай- каравай ей-ей-ей- злодей

Ай-ай-ай- попугай ей-ей-ей- кащей

Ой-ой-ой- прибой ей-ей-ей- музей

Ой-ой-ой- ковбой ей-ей-ей- ротозей

Ой-ой-ой- домовой ей-ей-ей- хоккей

Ой-ой-ой- китобой ей-ей-ей- Андрей

2. Постановка учебной задачи.

Работа с таблицей.

-Записать слова парами. Выделить

-Чем они похожи, чем отличаются? Выделить отличающиеся буквы.

 

Попугай-попугаи

3. Построение проекта выхода из затруднения.

а)Изменение признаков по образцу (образование слов сравнительной степени прилагательных) Разбор фонетический по выбору.

 

Зелёный лес- ещё зеленее

Кудрявый лес- ещё кудрявее

Тёмный лес- ещё темнее

Дремучий лес- ещё дремучее

Холодная погода- ещё холоднее

Свежий ветер- ещё свежее

Тёплая весна- ещё теплее

Длинный пояс- ещё длиннее

Светлая юбка- ещё светлее

Глупый ягнёнок- ещё глупее

Милый зайка- ещё милее

б) Договаривание предложений, запись слов.

 

Туристы спустились в глухое(ущелье)

А осеннем парке земля усыпана опавшими (листьями)

Илья складывает в сарае (поленья) берёзовых дров.

Зимой дети надевают тёплое (бельё).

В (июле) стояла сильная жара.

На опушке леса выросли высокие стройные (ели)

Юля поет маленькой Лиде (колыбельную) песню.

Цыплята (клюют) зерно под окном.

Лидия любуется пушистой голубой (елью).

в) Счёт от 1 до 10. Запись слов и выделение букв занятия.

 

Деревянная скамейка

Трудолюбивая хозяйка

Концертная балалайка

 

 

4. Первичное закрепление во внешней речи.

а)Игра «Чей хвост лучше?»

 

Заяц- заячий хвост лучше

Олень-

Лиса-

волк-

рысь-

медведь-

барсук-

лев-

белка-

 

б)Словообразование полных мужских имён, оканчивающихся на - й:

 

Алёша- Алексей Толя- Анатолий

Женя- Евгений Тима- Тимофей

Юра- Юрий Вася- Василий

Коля- Николай Андрюша- Андрей

Митя- Дмитрий Виталик- Виталий

в) Словообразование существительных от глаголов.

 

Гулять- гуляние

Веселиться- веселие

Переселять- переселение

Заселять- заселение

поселять- поселение

увлекать- увлечение

включать- включение

переключать- переключение

подключать- подключение

наблюдать- наблюдение

удивляться- удивление

любоваться- любование

исключать- исключение

 

5. Самостоятельная работа.

 

Игра «Путаница»- преобразование деформированной фразы в повелительном наклонении глагола.

 

  • Андрей, дверь, открой- Андрей, открой дверь
  • Анатолий, попугай, покупать, не- Анатолий, не покупай попугая.
  • Евгений, голуби, гонять, не- Евгений, не гоняй голубей
  • Василий, песня, пой, звонкая- Василий, пой песню звонко.
  • Рассказ, Андрей, интересный, прочитай- Андрей, прочитай интересный рассказ.
  • Тимофей, весёлая, отгадай, мелодия- Тимофей, отгадай весёлую мелодию.
  • Буря, окна, Юрий, после, настежь, Открой- Юрий, открой после бури настежь окна.
  • Китай, Аркадий, в, на, каникулы, побывай- Аркадий, побывай на каникулах в Китае

6. Включение в систему знаний и повторений.

а)Проговаривание и запись слов.

 

*Громкий, низкий, дикий, тихий, сладкий, высокий, маленький, горький, ветхий, молодой, простой, унылый, умный, вежливый, трусливый, белый, глупый, смелый, нежный, учебный, грязный, отважный, свежий

 

б)Словообразование относительных прилагательных

 

Июль- июльский бал- бальный

Боль- больной пыль- пыльный

Лес- лесной стиль- стильный

Тополь- тополиный липа- липовый

Глина- глиняный стекло- стеклянный

 

в)Изменение предложений

 

  • Оля, аллея, гулять, в, кленовая
  • Илья, соловьи, любоваться, в, трели, роща, кленовая
  • Катание, Алексей, лёд, фигурное, на, увлекаться
  • Анатолий, кленовый, любоваться, лист-

 

г)Спряжение в настоящем времени.

 

* Спускаться в глубокое ущелье

Я спускаюсь в глубокое ущелье.

Ты спускаешься в глубокое ущелье.

Он спускается в глубокое ущелье.

Она

Они

Вы

 

*Любоваться дивной красотой осенних клиновых листьев

д)Послушай, запомни, повтори(запиши)

 

Попугай, копейка, трамвай, Кащей, чайник, майка

 

7. Рефлексия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: