Очередной - третий кризис на пути развития, это кризис самостоятельности. Преодоление этого кризиса по сути говорит о становлении самостоятельной взрослой личности. Человек преодолевший кризис самостоятельности не нуждается опеке и в состоянии самостоятельно достигать тех или иных жизненных целей. Ключевым условием для преодоления этого кризиса является актуализация третьей базовой линии развития – линии развития навыков реализации (3 линия развития). Очевидно, что ключевым фактором в реализации тех или иных целей является поддержка необходимого уровня работоспособности, в частности преодоления трудностей и сопротивления физического тела. Как и у любого мета - навыка в нашей модели можно выделить в нем условно мужскую и условно женскую составляющую. Первая из них – это умение преодолевать сложности, мобилизовать необходимый уровень физической работоспособности, делать то, что непривычно, тяжело и не очень приятно, применять силу и пр. то есть все что касается активизации физического тела. Женская составляющая навыка включает умение достигать баланса в напряжении- расслаблении, контролировать уровня напряжения, понимать то когда и в каком объеме необходим отдых, для восполнения ресурсов физического тела для оптималного продолжения усилий. Именно гармоничное сочетание двух этих составляющий навыка гарантирует оптимальное распределение усилий при реализации различных жизненных задач.
Дисбаланс в ту или иную сторону в конечном итоге приводит к одному из негативных сценариев – перенапряжение, перерасход ресурсов физического тела, и как следствие хронический стресс связанный с перенапряженим и выгорание. Такой сценарий типичен для трудоголиков разного рода, которые на протяжении долгого времени перерасходуют свои ресурсы, что в результате как привило приводит к сложностям со здоровьем и психикой. Другой пример проявления дисбаланса – перетренировка, чаще всего она случается у спортсменов не профессионально относящихся к процессу, но имеются проявления перетренировки и у представителей других профессий, например у музыкантов существует понятие – заиграть руку, то есть перенапрячь ее в процессе репетиций и упражнений, что в последствии требует глубокого восстановления и лечения (так например известный русский музыкант А. Скрябин вынужден был из за этого прервать карьеру концертирующего пианиста). Этот эффект перенапряжения может проявиться и умственной работе и в процесс обучения и вообще в любом виде деятельности.
|
С другой стороны, обратный дисбаланс приводит к неспособности выходить из зоны комфорта (что необходимо при реализации больших сложных задач), формированию в личности неспособной мобилизоваться при преодолении сложностей, что приводит к нежелательным социальным последствиям, неспособности состоятся в профессиональной деятельности, болезненности и апатичности. Целью развития навыков группы Ф3 является способность человека находить баланс в напряжении и отдыхе для достижения оптимального распределения сил в процессе достижения результата. Русский психолог Юрий Орлов, автор психологической системы «Саногенного мышления» формирует этот оптимальный процесс достижения цели как «напряжение на границе удовольствия», согласно его теории одним из универсальных способов повышения тона (одной из перманентных практик, которые мы будем обсуждать в следующей главе) является поддержание себя в этом состоянии, которое характеризуется максимальным напряжением физических сил, при котором вы еще получаете удовольствие от процесса реализации этого усилия. Это состояние получения удовольствия от усилия в «работе», какой бы она не была с одной стороны, и от отсутствия перенапряжения и усталости с другой и является состоянием, в котором наш тон повышается с максимально высокой скоростью, в не зависимости от характера усилия. Это может быть физическая тренировка, закаливание, работа, творческое увлечение, обучение, получение знаний и даже получение этического удовольствяе и вообще любой вид деятельности, в любом виде активности можно моделировать это исключительно продуктивное и полезное состояние.
|
При этом по мере общего развития личности и соответствующего развития навыка он будет провялятся в различных качествах. На самых первых стадиях все сводится к простым задачам - сидеть в определенной позе некоторое количество времени во время урока, заниматься спортом в спортивной секции или на уроках физкультурой, заставляя свое тело делать непривычные и физические упражнения, делать простую физическую работу, которая требует напряжения – мыть посуду, управляться с простейшим строительным инструментом, убирать квартиру и пр. На этом этапе воспитания все внимания привлекает именно навык преодоления сопротивления тела, только это считается важным, и крайне мало внимания уделяется второй составляющей навыка. Удовлетворение потребности в отдыхе и расслаблении представляется естественным, однако именно неумение правильно и оптимально отдыхать для поддержания максимальной производительности является существенной проблемой при реализации сложных и долгосрочных целей. Эта вторая составляющая навыка требует не меньшего внимания и усердия в развитии чем первая. По мере развития цели и жизненные задачи становятся все больше и продолжительнее и требуют большей энергии и количества активных действий с одной стороны, но и большего внимания к поддержанию оптимального баланса напряжение и отдыха с другой.
|
Основная способность, которая должна быть сформирована – это управления балансировкой симпатической (активизация) и парасимпатических (расслабление) подсистем периферической нервной системы. Безусловно лучшим видом тренировки этой группы навыков является физкультура и спорт, профессиональные спортсмены владеют навыками активизации и расслабления в высшей степени. Но помимо спорта имеется огромное количество занятий, которые воспитывают в нас эти группы навыков, это любая деятельность связанные с работой физического тела - танцы, активный туризм, восточная гимнастика, единоборства, плавание, подвижные игры и пр. Одними из лучших способов тренировки баланса напряжена- расслабления являются йога и китайский ци-гун. Разнообразные релаксационные практики так же помогут нащупать разумный баланс. Важнейшим элементом данного мета-навыка является умение организовать свой индивидуальный режим сна и бодрствования, достаточный по времени и правильный сон является необходимым условием максимальной продуктивности и организации этого баланса. Основная максимума развития данного метанавыка звучит так: «Чем более сложные жизненные цели вы для себя ставите, тем в лучшем состоянии должно быть ваше тело и тем больше внимания нужно уделять не только организации работы и активизации, но так же и тому достаточно ли вы отдыхаете и на сколько «правильно» это делаете. Необходимо так же сказать, что формула оптимального баланса «напряжение – расслабление» (работа- отдых) являются сугубо индивидуальными, найти подобную личную формулу является интереснейшей творческой задачей, требующей как большого внимания к персональным особенностям вашего тела, так и достаточными знаниями в области физиологии.
Оценка уровня владения навыками группы Ф3 строится по такому же алгоритму как и оценка вышеописанных групп навыков.
Накопление энергии умение отдыхать и балансировать нагрузку и расслабление | Преодоление сопротивления тела мобилизация | |
Постоянно чувствую переутомление, давно не помню себя отдохнувшим, у меня синдром хронической усталости, я не представляю что нужно сделать чтобы с этим справиться. Ни сон, ни длительный отпуск мне не помагают. | Я хронически не способен к какой-то физической работе, никогда не занимался физкультурой, вообще не понимаю зачем люди этим занимаются. Когда мне нужно что- то сделать я ищу помощи у других, так как часто тело меня просто не слушается. Любое непривычное новое состояние или работа вызывают у меня огромное сопротивление. | |
Не умею отдыхать, редко могу позволить себе отдохнуть вдоволь, почти постоянно чувствую переутомление. Меня спасает только очень длительный отдых, и то это не всегда приносит желаемых результатов. Не понимаю когда мне надо что то сделать чтобы предотвратить переутомление и не знаю какие инструменты для этого нужно использовать. | Я почти совершенно не могу мобилизоваться, с огромным трудом преодолеваю малейшие физические трудности, любая физическая работа очень быстро меня утомляет, ненавижу спорт и физкультуру, и вообще любую физическую активность. Не могу заниматься долго чем-то одним, не могу долго сидеть или стоять, если это приходится делать из за этого часто испытываю недомогание. Я преимущественно комнатное растение, любые правления дискомфорта меня расстраивают. | |
Часто утомляюсь, отдыхать получается редко и обычно отдыха недостаточно. В целом жизнь – непрерывное преодоление себя, с редкими моментами отдыха. Отдыхать получается только в отпуске. Я никогда не интересовался тем как правильно организовать свою жизнь для баланса работы и отдыха, использую разные стимуляторы для того чтобы как то расслабиться (алкоголь, курение, кофе и пр.) с утра трудно напрячься чтобы встать вечером трудно уснуть. | Редко занимаюсь физкультурой и спортом обычно не получаю от этого особого удовольствия, очень редко физическая активность доставляет мне радость, если только чем-то очень увлекусь могу заставить себя напрячься. В целом веду малоподвижный образ жизни. В работе мне часто трудно долго сконцентрироваться на чем-то одном. Вообще предпочитаю не заниматься тяжелым физическим трудом и тем более не понимаю зачем делать это бесплатно, не особо понимаю спортсменов, спорт для меня это только зрелище. | |
В целом чувствую себя хорошо. Хотя иногда и испытываю переутомление, но могу восстановиться, правда это требует обделённого внимания. В целом соблюдаю режим, стараюсь уделять достаточное время для отдыха и накопления энергии. У меня есть собственные приемы отдыха в те моменты, когда от меня требуется повышенная работоспособность. В основном не испытываю проблемы со сном, почти всегда просыпаюсь бодрым, хотя иногда бывает трудно проснуться. Иногда испытываю необходимость в более продолжительном отдыхе, но для этого у меня есть распланированный отпуск. В общем я не испытываю существенных проблем с переутомлением, это достаточно управляемый процесс. | Веду нормальный образ жизни, выделяю время для прогулок, и умеренных нагрузок, но делаю это не регулярно. Иногда получаю удовольствие от физической активности. Мне доставляет удовольствие периодическая активная деятельность, я участвую в разнообразных коллективных видах физических развлечений, могу поиграть в подвижные игры на свежем воздухе, покататься на велосипеде или на роликовых коньках. Но очень продолжительная работа меня утомляет. | |
Заранее чувствую наступление переутомления. Всегда нахожу время для адекватного отдыха. Имею разнообразные персональные приемы расслабления и накопления энергии. Почти всегда встаю бодрым, имею набор личных ритуалов, которые позволяют мне просыпаться легко, никогда не испытываю проблем со сном. Могу обходится без отпуска не накапливаю утомления, разряжаю его по мере необходимости. В отпуск хожу не из за необходимости отдохнуть, а для смены рода занятия. | Регулярно уделяю внимание физическому развитию. Могу долго и сосредоточенно трудится, имею личные приемы повышения физической эффективности. Нахожу удовольствие в любой нагрузке, люблю преодолевать себя, имею опыт серьезного занятия спортом, имею опыт длительной экстремальной нагрузки, могу мобилизовать себя на продолжительную работу, нахожу удовольствие в преодолении сложностей. Крайне редко чувствую переутомление и усталость. | |
Никогда не переутомляюсь, я всегда бодр и свеж, для меня отсутствует граница между напряжением и расслаблением. Прекрасно чувствую баланс, нахожусь всегда в оптимальном состоянии физической формы. Всегда заранее чувствую, когда мне нужно отдохнуть, если нужно могу это делать в фоновом режиме, у меня миллион способов восстановить свою работоспособность в самых различных обстоятельствах. В общем я совершенно не знаком с состоянием утомления, жизнь для меня легка и приятна. | Всегда могу мобилизоваться, не вижу преград своему физическому совершенствованию, могу долго находится в тонусе и долго работать без перерыва в случае необходимости. Обожаю мышечную радость, как один из лучших источников бодрости. Приветствую любое испытание, не помню случая, чтобы мне было нехорошо от работы или физических упражнений. |