Слова тоталитарный и авторитарный очень часто воспринимаются как синонимы, однако между ними лежит огромная пропасть. Авторитарная коммуникация осуществляется в перспективе «второго лица», то есть авторитарный коммуникатор (А коммуникатор) исходит из того что его визави является личностью с самостоятельными интересами и осознает вариативность его реакций на стратегии собственного поведения.. И несмотря на то, что целью А-коммуникации является достижение исключительно собственных интересов, но при этом в ее цели так же входит задача обеспечения возможности дальнейшего взаимодействия с объектом коммуникации. То есть в отличии от тоталитарной коммуникации, выигрыш может быть достигнут не любой ценой, и подразумевает сохранение объекта в зоне коммуникации и возможность долгосрочного использования объекта. То есть у объекта должно сложиться ощущение, что он самостоятельно выбрал вариант поведения, в котором заинтересован А-коммникатор.
Несмотря на такую непривлекательную характеристику этого вида коммуникации на практике она применяется очень часто, и более того не редко А - коммуникация является оптимальным вариантом. вот примеры ситуаций, когда она может быть применена:
· Крайне низкий тон объекта, не способность его вступать в конструктивные взаимодействия
· Взаимодействие с группой, в которой имеется собственная динамика, и отсутствует время для ее правильного формирования
· Взаимодействие с большой группой, толпой.
· Ситуация когда возникает задача «Причинить добро» - сделать что-то в целом полезное для объекта коммуникации в целом, но не осознаваемое им как ценность, и в отсутствии времени и условий для прояснения ситуации.
|
· При ощущении резкого понижения собственного тона (попадание в зону красной кнопки), для выхода из некомфортной ситуации, в которой невозможно реализовывать более высокий и конструктивные типы коммуникации
· Переговоры с целью выиграть (эти ситуации иногда встречаются в бизнесе, в проф. отношениях), при невозможности использования более высоких видов коммуникации в силу отсутствия времени или негативного настроя объекта коммуникации
· Взаимодействие с тоталитарным коммуникатором в условиях, в которых по тем или иным причинам невозможна встречная Т-коммуникация.
В остальных случаях более выигрышной стратегией является применение более высокого уровня (стиля) коммуникации, о которых мы поговорим позже. Общее правило формулируется следующим образом – более низкие уровни коммуникации стоит применять только в том случае, если более высокие уровни невозможны.
А-коммуникация реализуется в двух видах, применение неразрушающей агрессии и манипулирование. Соответственно владение навыком заключается в умении осознать признаки ситуации, когда А-коммуникация является оптимальной и соответственное использование инструментов манипулирования для достижении целей взаимодействия (мужской вариант реализации навыка). Другим (женским) аспектом владения навыком является умение распознать манипулятора и разрушать манипуляцию в том случае если ваши цели коммуникации расходятся с целями манипулятора.
Манипуляция по своей сути является особой формой насилия, которая не воспринимается объектом как насилие, она направлена против воли человека, когда видимость и истинная цель взаимодействия не совпадают. Осознанная манипуляция подразумевает определенный сценарий, но к сожалению, очень часто манипуляция реализуется не намеренно. Манипулятор может сам не осознавать манипуляторного характера взаимодействия с партнером. Главная проблема взаимодействия с манипулятором является незаметность манипуляции. Как только манипуляция обнаруживается она перестает работать и иметь хоть какую-то силу воздействия. По сути манипулятор обнаруживший свою манипуляцию уже проиграл. Часто произносимая фраза «Я поддаюсь на манипуляции» не имеет никакого смысла, так как поддаться на манипуляцию можно только в том случае если она не осознанна объектом манипуляторного воздействия, и наоборот, как только манипуляция обнаружилась поддаться на нее невозможно.
|
Лучшая защита от манипуляции – осознанность. По сути дела, прояснение истинной цели А-коммуникатора полностью лишает силы его манипулятивное воздействие. Манипуляции срабатывают, когда осознанность снижена, то есть наиболее подвержены воздействию манипулятора люди в низком ситуативном тоне. Люди, которые испытывают негативные эмоции, страх, гнев или грусть являются легкой добычей для манипулятора, по сути основным лекарством от манипуляторного воздействия является поддержка высокого ситуативного тона. Человек в радостном расположении духа, с высокой степенью контроля и отстраненности от ситуации существенно слабее подвержен манипулятивному воздействию.
Обычным способом реализации манипуляции является апелляция к чувствам объекта манипуляции, его ценностям и страхам. Как мы отметили выше типичный прием манипуляции – это запугивание, но существуют и более изощренные способы - например, оперирование к чувству долга, использование похвалы или азарта (взять человека «на слабо»). Типичной манипуляцией является использование неуверенности человека в себе, апелляция к чувству любви или угрозы ее лишения. Манипуляцией может служить обида или ее эмуляция. Сокрытие полной информации о ситуации, смещение акцентов или прямой обман так же типичные проявления манипулятивного поведения. Человек испытывающий такие яркие негативные чувства как чувство вины, зависти, обиды может стать легкой добычей манипулятора. Предоставление объекту коммуникации «выбора без выбора» очень часто используется для достижения целей в производственных отношениях. В общем арсенал манипулятора очень богат и разнообразен, и для того чтобы уметь распознать манипуляцию очень полезно владеть этими инструментами и понимать, как они работают. Тут нужно напомнить о том, что владение навыком позволяет не только применять его в случае необходимости, но и не применять его неосознанно в случае отсутствия таковой. Освоение навыками манипулятивного поведения полезны не только для того чтобы не поддаваться на манипулятивные уловки, но и для того чтобы не прибегать к манипуляциям неосознанно в тех ситуациях, когда без них можно и нужно обходиться. Надо помнить, что манипулятивное поведение направлено на понижение тона объекта коммуникации и по возможности избегать такой формы взаимодействия.
|
Контроль и уход от манипулятора | Умение добиваться целей | |
Я типичная жертва, люди постоянно используют меня в своих корыстных интересах, я совершенно не могу понять чего на самом деле они хотят на самом деле и не умею придерживаться собственных интересов, в ситуациях когда меня используют. | Не способен достигать своих целей в ситуации, когда окружающие не помогают мне активно. Могу достичь чего-то только в комфортной ситуации способствующей как то способствующей реализации моей задаче. Если рядом оказывается человек который не помогает мне и не способствует достижению моих целей у меня попускаются руки и я ничего не могу делать. | |
Я наивный доверчивый человек, часто не могу распознать то, когда люди добиваются от меня чего-то помимо моей воли. Часто попадаю и за этого в такие ситуации, когда оказываюсь в невыгодном положении и страдаю от этого. | Я совершенно не могу отстаивать свои интересы, если хоть кто-то сопротивляется или входит со мной в противоречие я сдаюсь, не умею хоть как-то управлять волей других людей. По этому стараюсь действовать в одиночку и рассчитываю только на собственные силы. | |
Я очень падок на разного рода косвенные воздействия, особенно когда близкие давят на мои чувства, я не могу себе позволить не проявить благородных чувств, но часто это ни приводит ни к чему хорошему, так как в этих ситуациях я пренебрегаю собственными интересами. | Старюсь использовать различные способы привлечения других на свою сторону. Но получается у меня это редко и только в ситуациях, когда цель относительно проста. Иногда я оказываюсь в неловкой ситуации, так как окружающие замечают мои неумелые попытки заставить их действовать в моих интересах. | |
Я замечаю откровенные манипуляции и могу не стать их жертвой, но иногда все таки попадаюсь на подобные уловки и замечаю это только в итоге развития ситуации, но как правило не сильно сожалею, так как это касается только относительно невинных ситуаций. Обычно это происходит, когда что-то у меня вызывает сочувствие или апеллируют к моему чувству ответственности, в принципиальных моментах я могу сопротивляться подобным воздействиям. | Могу находить способы привлечь других к реализации своих целей. Иногда в тех случаях когда это необходимо для дела, для этого приходится применять те или иные методы суггестивного воздействия и манипуляции. Нельзя сказать, что это всегда достигает цели но иногда срабатывает. По этому я стараюсь не злоупотреблять, и прибегаю к подобным методам только в том случае если задача достаточно ценна для меня, я стараюсь не злоупотреблять. | |
Как правило замечаю, когда мной манипулируют, люблю вывести манипулятора на «чистую воду». Считаю это неприемлемым, но не обижаюсь на это, а стараюсь как то выйти из ситуации ко всеобщей пользе. Меня достаточно сложно ввести в заблуждение, и это происходит крайне редко. | Иногда приходится применять различие методы манипуляции и другие способы ненасильственного воздействия, чтобы преодолеть сопротивление других в их же интересах, и в интересах дела. Я владею различными методами воздействия на других, хотя и понимаю ограничения этого метода достижения цели, но иногда вынужден это делать ради дела. | |
Прекрасно считываю манипулирование и ситуации когда меня используют как средство достижения цели без договоренности. Никогда не попадаюсь на подобные уловки, если нужно могу сделать вид что не заметил попытки мной манипулировать, но всегда понимаю, что конкретно хотят от меня и действую в собственных интересах и интересах партнера.. | Могу использовать различные методы достижения своих принципиальных целей даже в ситуации, когда окружающие не готовы мне помогать. Применяю для этого только различные методы, но умею организовать процесс так, что добиваюсь своих целей. Для меня не существует ситуаций когда бы я не справился с сопротивлением или каким либо другим способом препятствования реализации задач, при этом я всегда достигаю целей не разрушая отношений с максимальной пользой для всех участников процесса. |