Мы кратко обсудили первый метанавык – самообеспечения (Ф1). Надеюсь вы поняли, что метанавыки - это не просто, тут есть над чем работать. Но самого минимального, на уровне ложку до рта донести, владения одним этим навыком нам хватило, чтобы когда-то преодолеть первый кризис развития. Однако, дальше все становится немного сложнее, для преодоления следующего кризиса вам помимо физического, потребуется начать развивать еще и коммуникационный интеллект, и овладевать более сложными навыками уже 2 линий развития. Для преодоления 2 кризиса потребуется овладеть уже 4 метанавыками. И дальше-больше. Для преодоления 3 кризиса развития, потребуется уже 3 уровня на трех линиях развития, то есть всего девять. 4 кризис потребует 16 навыков и так далее. Каждый следующий кризис будет требовать от нас все большего количества умений, причем сложность нарастает, не линейно. В этом кстати, еще одна сложность непрерывного развития - чем дальше, тем развиваться сложнее.
Но вернемся метанавыкам 2 уровня развития. Второй кризис – это кризис социализации, основную роль начинает играть Коммункативный интеллект. Самый начальный уровень владения этим интеллектом - это способность формулировать свои мысли и доносить их до окружающих и, соответственно, понимать, что хотят сказать нам другие – навык речи, слушания и понимания (метанавык К1).
Ну все мы хоть как-то да умеем говорить и даже что-то иногда понимать, ну иначе мы бы просто перестали развиваться в раннем детстве. Осваиваем речь мы достаточно рано, но процесс этот исключительно сложный и как и для любого метанавыка – практически бесконечный. Речь используется не только как инструмент общения. Именно речь – основной инструмент для формирования взглядов и убеждений, интеллектуальных, нравственных, эстетических представлений. С помощью речи формируются основные ценности, а в конечном итоге воля и характер. В значительной степени, общий уровень нашего развития определяется уровнем развития наших речевых способностей. Мы растем и развиваемся с использованием речи и наша речь развивается вместе с нами. Она становится сложнее по лексическому составу, более выразительной и в тоже время более точной, приобретает авторские интонации. В конце концов наше слово - это то, что может остаться как след нашей жизни. Для кого-то речь может стать основным профессиональным навыком, это верно относительно писателей, журналистов, актеров, лекторов, экскурсоводов, преподавателей и вообще всех, кто работает с людьми.
|
Психологами было отмечено, что способность к развитию навыков речи, это один из немногих психофизиологических навыков, который может развиваться на протяжении всей жизни, и не ослабевать вплоть до самой глубокой старости, в отличии абсолютного большинства других психофизиологических возможностей, например, остроты зрения или скорости реакции и большинства других, которые с возрастом неизбежно деградируют. К навыкам речи можно отнести так же навыки излагать свои мысли на бумаге или общаться на иностранных языках, а уж этот навык точно можно развивать до бесконечности.
Ребенок осваивает простейшие навыки передачи и понимания информации, однако по мере перехода на следующие уровни возникает более сложная задача общения, необходимо адоптировать свой язык к стилю коммуникации, который необходим для оптимального общения в конкретной ситуации. Имеется специальный термин – речевой жанр - набор основных приемов речи, который может адоптироваться к ситуации и целей коммуникации. Он зависит от стиля, коммуникативной задачи, характеристик адресата общения. Вести диалог в стиле академической дискуссии при разрешении конфликта в пивном баре, так же нелепо, как и применять стиль общения воспитателя детского сада в академической аудитории. Гибкость применения речевых жанров и их богатый арсенал является одним из показателей развитости данного навыка.
|
Другим важным аспектом владения навыками речи является использование невербальной коммуникации. Как утверждают исследования вклад собственно вербальной составляющий в результат общения не так уж и велик. Некоторые исследования показывают, что в отдельных случаях этот вклад составляет менее 10%, основной эффект на адресата коммуникации производят интонации голоса, мимика и жесты. Имеется даже специальный термин – язык тела (body language), который составляют сигналы невербального общения. Умение считывать невербальные сигналы и уметь использовать язык тела для усиления эффективности коммуникации, так же является показателем уровня владения навыком К1. При этом невербальная составляющая коммуникации имеет свою специфику в зависимости от контекста. Например, очень существенно отличаются стили невербальной коммуникации у представителей различных народов, например, в промежуток времени, за который финн делает один жест, русский делает 40 жестов, француз 120, а мексиканец 180. Представляете каким уровнем владения навыком должны обладать финн и мексиканец, если они захотят договориться о чем-либо. Так же язык тела отличается у представителей различных социальных групп, имеются гендерные отличия невербального языка. И даже у одного и того же человека он будут отличаться в зависимости от ситуации - рад он или подавлен, находится в непринужденной или официальной обстановки и пр.
|
На более высоких уровнях развития возникает задача излагать свои мысли письменно, общаться с большой аудиторией…
Как и другие метанавыки, К1 можно рассматривать в двух аспектах - условно мужском и женском – умение излагать мысли и доносить их до адресатов коммуникации (мужская ипостась) и умение слушать и воспринимать информацию (женская ипостась). Именно неумение слушать часто является проблемой, затрудняющей коммуникацию для наших современников.
Традиционно, активное внимание к развитию речи исчерпывается периодом раннего воспитания и ни в школах, ни в высших учебных заведениях не уделяется должного внимания этому навыку, который является ключевым не только для развития навыков коммуникации более высоких уровней, но и составляет основу для практически всех навыков на последующих линиях развития.
Однако, в современных условиях имеется достаточно много возможностей для развития навыков речи и у взрослого человека. Имеется достаточно широкое предложение различных курсов мастерства риторики – искусства правильной речи, которое возникло в деревней Греции и приобрело достаточно большую популярность в наше время. Имеется достаточно книг и практических рекомендаций по техникам восприятия языка тела и навыкам активного слушания.
Имеются разнообразные тренинги, направленные на развитие навыков выступления, школы проведения тренингов, деловые ролевые игры, тренинги ведения переговоров и многое другое.
Очень способствует развитию речи актерская подготовка. Вообще про актерскую практику мы еще много будем говорить, так как это практически универсальная техника повышения интегрального тона формирования игрового пространства. Если и мечтать о счастливом будущем, то в нем наверняка будет введена обязательная профессиональная актерская подготовка по методике Станиславского и Чехова для всех, как сейчас среднее образование. Для развития речи актерская практика дает очень много, благо сейчас имеется масса возможностей для участия в различных любительских постановках.
Советский психолог Николай Сергеевич Говоров, у которого мне посчастливилось учиться использовал простую, но универсальную и очень эффективную психотерапевтическую технику - технику устного пересказа художественных произведений. Эта практика отлично подойдет и для вполне здорового человека и кстати не только для развития навыков речи. Дети кстати интуитивно пользуются этой техникой. Все помнят, как были популярны в детстве те ребята, которые хорошо умели рассказывать сюжет прочитанных книг и просмотренных фильмов. И развивались они как правило быстрее «молчаливых» сверстников.
Достаточно много для понимания и развития этой группы навыков, несмотря на всю спорность этой системы, сделало такое популярное направление практической психологии как Нейро-Лингвистическое Программирование (НЛП). Такие техники НЛП как Калибровка, Присоединение, Подстройка, Раппорт, Ведение и другие, могут быть использованы как элементы арсенала техник способствующих повышению эффективности коммуникации.
Отдельную тему составляют навык письменной речи и владения иностранными языками. Про это можно отдельно написать книгу, но расширение спектра возможностей речи безусловно повысит вам тон.
Что же с умением слушать?
В современном обществе, нацеленном на манифестацию персонального Я ощущается сильный дефицит именно навыка слушания. Однако имеются достаточно развитые методики тренировки способности максимально эффективно слушать своего собеседника. Прежде всего это навыки так называемого активного слушания. Они включат в себя, невербальное подтверждение цикла коммуникации жестами, эмоциональную включенность в процесс общения, умения вовремя задавать уточняющие вопросы, подтверждения полученной информации путем перефразирования или интерпретации и т.д. Вообще переносить центр внимания в процессе общения с себя на адресата коммуникации показывает достаточно высокий уровень коммуникативной компетенции.
В общем развитие навыков данной группы имеет огромную роль в повышении тона и может стать перманентной практикой развития на протяжении всей жизни. Если вы не любите говорить и слушать это большое упущение, и вы много потеряли. Сам процесс «хорошего разговора» доставляет огромное удовольствие не зависимо от его содержания. Что делает выпивший человек, когда ему уже стало хорошо – именно, пускается в задушевную беседу. В этом процессе включается универсальный инструмент повышения ситуативного тона, так называемая – позитивно-возвратная коммуникация. Об этом в следующий раз.
Для оценки уровня владения речевыми навыками можете использовать небольшой простой тест, который позволяет быстро оценить достаточно ли у вас развит этот навык.
Уровень развития навыка К1
Для экспресс оценки уровня владения навыком нужно в каждой колонке выбрать строчку, которая максимально соответствуют тому как вы себя оцениваете. Если сумма этих оценок оказалось положительной, то вы можете особо не беспокоится об уровне развития этого навыка. Он вряд ли будет лимитировать ваше развитие. Конечно если вы заработали 4 балла – это лучше, чем 1. А иметь две 1 лучше чем иметь 2 и -1. Так как ваше развитие будет более гармонично, но в принципе любая положительная оценка дает вам возможность развиваться без особых проблем.