Мы обсудили уже 2 навыка первого уровня на двух первых линиях развития (Ф1 и К1). Надеюсь вы уже в целом получили представление о матанавыках их аспектах и особенностях формирования. Сегодня мы начнем рассматривать навыки второго уровня развития. Навыки второго уровня на всех базовых линиях требуются для преодоления второго кризиса развития – кризиса социализации и, соответственно, связаны с актуализацией второй линии развития – линии развития навыков коммуникации и взаимодействия. На физическом уровне навыки коммуникации проявляются в способности человека контролировать свои границы - умении защищать свое «внутреннее» пространство от насильственного проникновения с одной стороны, и открывать его для проявления близости с другими. И то и другое является необходимым для адаптации человека к существованию в группе и персональным отношениям.
Ребенок рождается без сформированного понимания собственных границ, он находится в единстве с матерью, и на первом этапе полностью зависит от окружающих, находится в слиянии с миром и при этом абсолютно беззащитен от внешних воздействий. В его сознании не существует отличия себя и окружающего мира. Первая задача ребенка осознание (созидание) окружающего мира, отдельного от него самого - выделение себя (субъекта) из этого мира и опознавание других субъектов как самостоятельных личностей. При этом важнейшим шагом этого разделения является формирование и осознание личных границ, и умение их контролировать, а если нужно и защищать (мужская составляющая метанавыка). А с другой стороны у ребенка должны резвится навыки понимания персональных границ других людей, уважение к этим границам, способность не проникать в личное пространство окружающих без наличия их согласия. Также очень важно сохранение способности открыться навстречу другому человеку, дать возможность войти другому в свое личное пространство в ситуациях, которые требуют тесного взаимодействия и близости (женская составляющая).
|
Можно выделить два типа отклонений от гармоничного сочетания мужской и женской составляющих навыка. В первом случае человек не чувствует и не осознает собственных границ, не способен защищать свою целостность, отстаивать собственные интересы, позволяет другим манипулировать собой и, в пределе, становится беззащитным от внешней агрессии. Человек перестает принадлежать сам себе и утрачивает не только внутреннюю свободу, но и может становиться прямым объектом физического насилия. Такое качество человека даже получило отдельное название - викстимность (от лат. victima — жертва).
Во-втором случае, при недоразвитом женском аспекте этого навыка, человек, не осознающий и не уважающий границ других людей, подчиняющий их своей воле и желаниям утрачивает способность конструктивного взаимодействия и взаимоуважения. Человек склонный к игнорированию границ других людей становится излишне агрессивным не способным к формированию теплых близких отношений. Человек находящий в состоянии гипертрофированной защиты, воспринимающий окружающий мир как агрессивную среду утрачивает способность снимать защиту и открываться. Но потребность в том, чтобы открыться другому человеку – это такая же естественная потребность, как и контроль собственных границ. Для создания по-настоящему близких доверительных отношений, данная способность совершенно необходима - в интимных отношениях, для создания устойчивых доверительных семейных или просто дружеских отношений. Необходимо научится тонко балансировать способность к контролю границ - не допущению нежелательного проникновения в личное пространство нежелательных людей и способности открывать это пространство в ситуациях близости и демонстрации доверия. Психологическая характеристика описывающая умение поддерживать это состояние баланса получило в психологии название ассертивность или ассертивное поведение.
|
Википедия дает вот такое определение Ассертивности — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Ассертивный человек не склонен, с одной стороны, выступать в роли жертвы и быть зависимым от кого-то, а с другой стороны, он не склонен к агрессивному поведению. Его отношения с окружающими реализуется в режиме взаимоуважения и партнерства.
Развитые навыки группы Ф2 хорошо иллюстрируются принципами ассертивного поведения:
· Принятие на себя полной ответственности за собственное поведение. Ассертивная личность полностью ответственна за своё собственное поведение и никогда не обвиняет других людей за их реакцию на свое поведение.
· Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то никто не будет уважать вас, с другой стороны, человек не проявляющий уважение к другим не заслуживает уважения.
|
· Открытая коммуникация. Под этим подразумевается — честность, открытость, прямота в разговоре и уважение эмоционального состояния партнера. Умение сообщить что вы думаете или чувствуете, не расстраивая при этом своего партнёра по общению.
· Демонстрация уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе подразумевает самоуважение, знание и демонстрацию того, что вы профессиональны и уверенны в решении тех или иных вопросов.
· Умение внимательно слушать и понимать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Мы оперируем фактами, а не предположениями, не торопимся формулировать свою точку зрения, а обстоятельно изучаем все мнения и аргументы.
· Склонность и способность к компромиссу. Мы готовы менять свою позицию если у нас возникают разумные контраргументы для принятия адекватного решения.
Конечно же навык ассертивности является комплексным и как любой метанавык при переходе на более высокие уровни требует развития всех видов интеллекта (принцип голографичности развития метанавыков).
В течении жизни и развития этот навык так же должен непрерывно усовершенствоваться. По мере повышения уровня коммитмента человек может попадать во все более сложные жизненные ситуации, в которых отстаивать свою независимую позицию становится все сложнее. Если для преодоления кризиса социализации ребенку достаточно научиться разрешать простейшие коммуникационные конфликты и отставить свою позицию в среде своих сверстников. То по мере развития потребуется учиться взаимодействовать в более сложных ситуациях и возможно, с более агрессивной средой - участвовать в конфликтах преследующих существенные интересы в профессиональной среде, отстаивать свою позицию во взаимодействии с группами людей, участвовать в сложных переговорах, потребуется участвовать в социальных конфликтах, возможно возникнет необходимость осваивать навыки самообороны для взаимодействия с откровенно агрессивной средой. То же касается и большей потребности в уважении к границам других и в формировании состояния открытости. По мере повышения уровня коммитмента человеку требуется все более тонкое понимание своих границ и границ своих партнеров и соперников и все более тонкая балансировка во взаимодействии. Экспертный уровень владения навыками этой группы демонстрируют специалисты по самообороне, профессиональные переговорщики, консультанты психологи и специалисты в области телесно-ориентированной психотерапии. Чем выше уровень руководителя, тем в большей степени ему необходимо владеть навыками данной группы во все более совершенной степени.
В следующей статье мы кратко рассмотрим конкретные техники развития этого метанавыка, и предложим способ экспресс оценки уровня его развития.
Навыки контроля границ (Ф2) мы тренируем с самого раннего детства, однако в целом ряде ситуаций мы можем не справляться с ситуацией, быть не достаточно ассертивными - «выходить из себя», быть слишком агрессивными, неадекватными ситуации или же наоборот страдать от того, что наши границы нарушены и мы не способны оказать должного сопротивления. Агрессия очень часто является именно следствием того, что мы не контролируем свои границы, не знаем их. Человек, четко осознающих пределы допустимого взаимодействия, может вовремя избежать контакта, выйти из ситуации, которая грозит конфликтом без нужды вступать в агрессивное взаимодействие. Иногда проще подвинуться, чем вступать в борьбу за место, благо места как правило предостаточно.
Часто проблема контроля личных границ возникает у человека из-за неумения говорить «нет». Мы часто стесняемся обозначить наши претензии на собственное пространство из-за имплантированной в нас с детства, неосознанной боязни быть невежливым, возможности обидеть человека. Но на практике допускать, часто даже незаметное и гомеопатическое, насилие над собой, недопустимо. Эти ситуации откладываются в подсознании, что может привести к стрессу, и вырваться в виде неконтролируемой агрессии, обращенной на наших близких, совершенно неповинных в причинах этой агрессии и совершенно беззащитных от нее. Умение сказать «нет» в случае ситуации такого "легкого" насилия, особенно тем, от кого мы зависим, например, руководству на работе, является важнейшим навыком. Можете понаблюдать за собой, часто ли вы делаете, то что не считаете нужным или то чего вам на самом деле не хочется, и попробуйте отстоять свою позицию и вежливо, но твердо откажитесь от выполнения этого. В общем поучитесь говорить «Нет». Начинать это делать лучше в учебной обстановке, с кем-то кто заранее будет готов к такой реакции, или даже мысленно - вторичный опыт сделает свое дело.
Очень эффективным и одним из лучших способов научится контролировать границы является занятие рукопашным боем, благо вариантов сейчас бесконечное количество. Помимо того, что единоборства, это еще и отличная физкультура, они идеально тренируют ощущение допустимой границы физического контакта. Занятие единоборствами полезны не для того, чтобы кого-то бить, а скорее наоборот - как говорил мой тренер по Ушу: "Умение драться позволяет мне никогда не драться". Они полезны именно для того, чтобы не допускать нежелательных контактов.
Типовая ситуация потери контроля границы для абсолютного большинства является выступление перед аудиторией. Страх это зашит в нас очень глубоко и базируется в опыте поколений. Наш рядовой первобытный предок оказывался лицом к лицу с компанией себе подобных, только в тех случаях, когда ему грозила смерть или взбучка (сражение или наказание) – выступать на сцене было не принято. Разве что вожди и старейшины могли осмелиться выступить перед аудиторией без опасности быть побитыми. Поэтому в нас зашит это страх, который закрепился в нашем родовом опыте. Так что не думайте, что вы какой-то не такой если боитесь выступать – это абсолютно нормально. И это навыки поверьте так же замечательно тренируется. Лучший способ конечно актерская практика – актерские навыки вообще достаточно универсальны и развивают почти вс е виды интеллекта. Например, навык сценического взаимодействия тренирует ощущение личных границ и в частности вторю ипостась – способность открывать их.
С этим у нас, пожалуй, проблем еще больше чем с навыком их контролировать. Есть такое понятие открытость, его трудно описать словами, это полное состояние снятие границ. В открытом состоянии человек допускает любую степень близость контакта. Что вы чувствуете, когда обнимаете другого человека: кого-то вы можете обнять, а кого-то нет, с кем-то вам уютно, а кто-то отталкивает вас. Умение открыться важнейший навык для налаживания душевных и теплых отношений. И этот навык так же можно тренировать. Я, например, очень счастлив, что в свое время прошел тренинг "всемирных центров взаимоотношения" по методике Била Ридлера. Там меня научили этому удивительному навыку открытости, что сделало мою жизнь гораздо более богатой и не побоюсь сказать - гораздо более Счастливой.
В общем развивать навыки этой группы никогда не поздно и очень полезно и для этого существуют самые разнообразные варианты.
Для оценки уровня владения вы можете использовать небольшой простой тест, который позволяет быстро оценить достаточно ли у вас развиты навыки этой группы.
Уровень развития навыка Ф2.
Для экспресс оценки уровня владения навыком нужно в каждой колонке выбрать строчку, которая максимально соответствуют тому как вы себя оцениваете. Если сумма этих оценок оказалось положительной, то вы можете особо не беспокоится об уровне развития этого навыка. Он вряд ли будет лимитировать ваше развитие. Конечно если вы заработали 4 балла – это лучше, чем 1. А иметь две 1 лучше чем иметь 2 и -1. Так как ваше развитие будет более гармонично, но в принципе любая положительная оценка дает вам возможность развиваться без особых проблем
Осознание и уважение границ другого, способность открываться (Ж) | Контроль и защита границ (М) | |
-3 | Более-менее нормально чувствую себя только дома и в одиночестве, любое соприкосновение со всеми кроме самых близких людей вызывает во мне сопротивление, раздражение и агрессию, не выношу прикосновений. | Я виктимная личность, я постоянно подвергаюсь агрессии, люди игнорируют мои интересы, легко могут перешагнуть через меня. Я нигде и никогда не чусвствую себя защищенным. |
-2 | Неуютно чувствую себя в окружении незнакомых людей, ненавижу находиться в толпе. Близкие доверительные отношения я могу допустить только с человеком, которого очень хорошо знаю, и имею с ним богатый опыт взаимодействия. Не понимаю, как мне вести себя с другими, не понимаю их желаний в общении со мной. В основном мои отношения с другими сводятся к конфликтам, скандалам, часто проявляю физическую агрессию. | Меня часто не замечают и игнорируют, я периодически попадаю в ситуации пренебрежения и открытой агрессии, в которых оказываюсь проигравшей стороной, часто вынужден избегать контактов с людьми, особенно с незнакомыми. |
-1 | Часто меня раздражает навязчивость людей, бесцеремонность в контактах со мной. Очень часто позволяю себе агрессию в обычных жизненных ситуациях, меня не очень волнуют ощущения других людей когда речь идет о моих интересах. Иногда я способен даже на физическую агрессию. | Я часто встречаю агрессию, с которой мне трудно справится, любой конфликт выбивает меня из себя, я часто сильно переживаю свою неспособность вести себя достойно в конфликтной ситуации. Страшно боюсь выступлений перед аудиторией. Часто вынужден избегать конфликтов путем ухода из ситуации. |
Нормально чувствую себя в плотной группе людей, например, в транспорте. Всегда могу мысленно отстраниться от того, что люди прикасаются ко мне. Однако, такие ситуации скорее мне неприятны, и я предпочитаю более комфортные условия. В принципе я склонен заботиться о том, чтобы мои собеседники чувствовали себя нормально, но иногда мне не удается избежать агрессии и конфликта. Могу быть открытым с близкими, но стараюсь не особо открываться в общении с недостаточно близкими мне людьми. | Время от времени испытываю страх при взаимодействии с окружающими, но это касается нештатных ситуаций, когда приходится общаться с агрессивными людьми, очень высоким начальством, ответственных выступления и пр.. В целом не испытываю страха при контактах, но предпочитаю контролировать ситуацию и избегать ненужных конфликтов. В мире есть люди, которых я считаю потенциально опасными и избегаю с ними общаться. | |
Могу находится в близком контакте с окружающими меня людьми и даже незнакомыми. Могу обнять мало знакомого человека и даже испытываю от этого удовольствие. Открытость для меня нормальное и знакомое мне состояние, которое я могу легко включить или отключить в зависимости от потребности в контексте коммуникации. Всегда думаю о том, чтобы не доставить неприятных ощущений моим визави, думаю о том, чтобы общение со мной было комфортным. | Почти никогда не испытываю чувство страха при контакте с другими людьми, не боюсь смотреть людям в глаза. Приветлив даже в ситуации когда собеседники стараются проявить агрессию. Не боюсь выступлений перед большой аудиторией, переговоры любой сложности не способны вывести меня из себя. Всегда способен постоять за себя люди ощущают это и предпочитают не вступать со мной в конфликты. | |
Никогда не испытываю дискомфорта от близкого контакта с кем-бы то ни было, не брезглив, могу в случае необходимости войти в близкий контакт с любым человеком. Очень хорошо чувствую его границы, могу если надо снять сопротивление при общении, но при этом всегда действую в интересах своего собеседника, всегда могу позаботиться о нем и обеспечить для него комфортный режим взаимодействия со мной. | Нормально уверенно чувствую себя в любой, даже агрессивной среде, не допускаю неадекватного взаимодействия с собой. Имею опыт преодоления агрессии без раздувания конфликта. Спокойно чувствую себя в толпе и не боюсь в ней оказаться. Для меня не бывает ситуаций общения с любыми людьми, которые могли бы вызвать во мне смущение, я всегда способен отстоять собственные интересы вне зависимости от того, во взаимодействии с кем мне приходится их отстаивать. |