Первый уровень линии навыков реализации – умение осознанно приобретать новые навыки. Основная проблема формирования этой группы навыков связана с необходимость преодолевать сопротивление и сохранять упорство при достижении сложной цели, коей является формирование какого-либо навыка. С необходимостью преодоления этого сопротивления сталкивается уже совсем маленький ребенок, когда он учиться ходить, говорить, принимать пищу без помощи родителей, это дается ему отнюдь непросто, он тысячи раз повторяет непривычные неудобные движения не достигая успеха, иногда даже испытывает боль, например, падая при попытках встать на ноги. Но в абсолютном большинстве дети достигают своей цели, начинают ходить, попадать в рот ложкой с кашей, внятно произносить букву ррр и тому подобное. Казалось бы, к нас заложен этот навык – преодолевать трудности в достижении с самого детства, однако все сложнее. Ребенок хотя и демонстрирует высокую степень способности формировать новые навыки и преодолевать сопротивление в этом процессе, но не овладевает собственно навыком формировать навыки по собственной воле, эта способность не становится в нем такой же естественной и неотьемлемой, как умением плавать или кататься на велосипеде. Все то новое, что он осваивает в раннем детстве происходит автоматически, без наличия какой-либо мотивации и осознания, это совершается инстинктивно, так же как у любого животного, которое осваивает базовые навыки необходимые для выживания. По большому счету после того как этот базовый набор умений освоен, врожденная способность к преодолению трудностей куда-то улетучивается, возможно не совсем, чего-то достигать мы продолжаем так же легко и естественно, но только того происходит без напряжения, без необходимости преодоления сопротивления в форме игры, например. Ключевая фраза тут – по собственной воле, по сути этот навык можно переформулировать, как способность принять на себя ответственность за формирования тех или иных навыков, требующих усердия и последовательности в их освоении, и преодолении различных видов сопротивления.
В современных условиях воспитания ребенка, после трех – четырех лет первичного научения необходимость преодолевать существенное сопротивление у ребенка по сути отпадает. По сути дело в возрасте 6-7 лет, когда ребенок идет в школу, и ему приходится заново учиться делать, то что не получается само собой, естественным образом. Надо учиться сидеть за партой, делать уроки, выполнять режим, нести ответственность за свою успеваемость. Очень часто приходится делать, то что мало того, что не очень приятно, но не подкреплено внутренней мотивацией. И если раньше на предыдущей стадии развития какие-то неприятные и непонятные вещи его просто заставляли делать родители, и у него просто не было вариантов, то теперь он должен делать это самостоятельно. Должен сформироваться очень важный, пожалуй, даже ключевой навык, который позволит ему стать взрослым самостоятельным человеком. Навык изменения себя без внешнего принуждения. Ему придется научиться делать что-то, что нужно делать, даже несмотря на то что это возможно не очень приятно, несмотря на то, что имеются альтернативы более приятного времяпровождения. Эта способность к само-мобилизации и преодолению сложностей в достижении является необходимой составляющей навыка формирования новых навыков. Любые изменения и личностные в первую очередь вызывают естественное сопротивление, человек так устроен, что необходимость меняться всегда сопровождается негативной реакцией. Но без новых навыков и умений, изменения стереотипов поведения невозможно развитие, которое является основным процессом, который собственно и составляет суть счастливой жизни. Без этого навыка человек не сможет стать самостоятельной, взрослой личностью, он останется полностью зависимым от внешней воли, которая будет ему необходима для выполнения простейших социальных функций. Этот процесс, как и процесс преодоления любого кризиса достаточно непростой и болезненный, и было бы замечательно, если бы педагогическая наука сформировала бы методики закрепления и естественного развития базового врожденного инстинктивного навыка преодоления, и плавной бесконфликтной его трансформации в осознанный навык формирования новых необходимых для развития навыков. Это сняло бы много проблем в развитии счастливой гармоничной личности. Одним из возможных приемов было бы плавное преобразование естественной игровой мотивации ребенка в осознанную «взрослую» мотивацию достижения. Такие примеры мы ы часто наблюдаем, когда ребенок увлеченный каким-то занятием – спортом, каким-то учебным предметом, творческим увлечением на фоне этого интереса приобретает необходимое усердие, способность к сосредоточению и самоконтролю, способностью пренебрегать «короткими» удовольствиями в интересах «дела». Которые и являются сутью обсуждаемого навыка, а как вы помните способность пренебрегать «короткими» удовольствиями в угоду более сложными по структуре и более затратными удовольствиями достижения являются так же одним из условий Счастья. Если эти привычки формируются в естественной мотивации интереса, то способность освоения других навыков как правило не составляет сложности. Однажды научившись формировать в себе новую сложную привычку-навык, этот процесс легко повторяется на других. К несчастью для кого-то формирование этого навыка происходит не так гладко и требует существенных усилий. Отличным тренингом этой группы навыков является спорт, так как сопровождается необходимостью постоянного преодоления физического сопротивления. И не случайно профессиональные спортсмены очень часто достигают больших успехов в других областях деятельности после окончания спортивной карьеры. Они по-настоящему прокачаны в этом навыке.
Как и для любого навыка можно выделить две его стороны, с одной стороны (условно мужской) он выражается с способности к волевому преодолению сложностей – преодолевать лень, пренебрегать неприятными ощущениями, продолжать усилия, несмотря на усталость, концентрировать внимание не предмете. Однако, этого недостаточно для полноценного формирования навыка, необходима так же другая составляющая (условно женская) - способность проявлять гибкость, умение переживать неудачи, гибко подходить к оценке своих достижений и главное не допускать ненужного перенапряжения и умения вовремя отдыхать и отвлекаться.
Настойчивость | Гибкость | |
0 | ||
1 | Я практически не способен добиваться чего-либо самостоятельно. Делаю все только по инерции или только то что меня заставляют делать | Если я сталкиваюсь с каким-либо препятствием, я вынужден отказываться от своей задачи, так как ничего тут не поделаешь. |
2 | Если я и попадаю в сложную ситуацию, которая требует усилий и преодоления сопротивления, чаще всего я ухожу из подобной ситуации. За редкими исключениями, когда отступать некуда. | Часто бывает так что на пути достижения возникает множество препятствий делающее результат невозможным. Редко удается найти альтернативы для получения желаемого |
3 | Я достаточно настойчив, если сопротивление не очень сильное и я очень мотивирован на достижение результата. Но предпочитаю ситуации когда все происходит как бы само собой. И не особо люблю напрягаться без особой нужды | Я могу находить альтернативные ходы, если в достижении результата возникают определенные препятствия, однако когда речь идет о принципиальных вещах я скорее откажусь от результата чем изменю выбранную стратегию. |
4 | Я люблю ситуации преодоления сложностей, они меня стимулируют. Я очень редко сдаюсь в ситуациях, которые требуют преодоления сопротивления для достижения результата | Я достаточно гибкий и изобретательный человек, если и случаются в моей жизни непроходимые препятствия, то это бывает очень редко |
5 | Я принципиален и настойчив, всегда добиваюсь своего, для меня не существует преград. Сложность и сопротивление только усиливают мою волю | Я всегда нахожу выход из самой сложной ситуации. Могу обойти любое препятствие, всегда вижу свет в конце тоннеля, и обстоятельства всегда складываются позитивно |