Раздел 6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины




Изучение дисциплины начинается с рассмотрения предмета и задач курса, основных понятий, истории становления и развития стилистики. Затем последовательно изучаются основные разделы курса в соответствии с представленной программой.

Основными формами учебной работы являются теоретические и практические занятия, подготовка докладов и сообщений, самостоятельная работа студентов.

В ходе теоретических занятий (лекций) преподаватель излагает и разъясняет основные понятия изучаемой темы, связанные с ней практические проблемы, предлагает рекомендации для самостоятельной работы.

Практические занятия служат для контроля знаний студентов, закрепления изученного материала, представления студентами докладов и обсуждения поставленных в них проблем в аудитории, а также для выполнения практических заданий, направленных на формирование навыков оптимального использования языковых средств в конкретной речевой ситуации в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Кроме этого, на занятиях формируется умение говорить выразительно, пользуясь «хорошим» русским языком. Важным моментом является предлагаемый на занятиях стилистический анализ текстов юридической направленности, призванный познакомить студентов со спецификой организации таких текстов и выработать навыки их создания. Все это является необходимым условием успешной профессиональной деятельности будущих юристов.

Реализация компетентностного подхода в процессе преподавания дисциплины предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий.

Преподавание дисциплины предполагает активное использование учебных материалов, выполненных в электронном виде (иллюстративный материал, демонстрирующий тексты разных стилей, изобилующие ошибками содержательного, композиционного и лингвистического характера, и правленые варианты таких текстов; контрольные задания). Кроме этого, преподаватель может использовать на занятиях интернет-ресурсы (обращаться к справочным материалам, размещенным на специальных порталах, таких, как www.gramota.ru и www.gramma.ru). В качестве форм промежуточного контроля знаний студентов могут использоваться тестовые задания, содержащиеся в сформированной преподавателями кафедры базе данных.

В ходе занятий студентам также предлагаются виды работ, позволяющие им проявить себя в различных речевых ситуациях, связанных и с повседневным, и с профессиональным общением. Эти ситуации требуют от студентов умения войти в предлагаемые обстоятельства, осознать стоящую перед ними цель и подчинить свое речевое поведение ее реализации. Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение теоретического материала, учебников и учебных пособий, подготовку докладов и сообщений, выполнение практических заданий по стилистике. Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов и эффективности работы учебных групп.

На консультациях преподаватель разъясняет наиболее сложные вопросы, дает требуемые рекомендации по изучению текущего материала.

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Стилистика» являются лекции (теоретические занятия) и семинары (практические занятия). Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен преподавателем к сдаче зачета.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия рассматриваемой темы, связанные с нею теоретические и практические проблемы, даются рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Обязанностью студентов является внимательное и осмысленное восприятие лекционного материала – конспектирование лекции (в конспекте лекции рекомендуется оставлять поля для последующей самостоятельной работы).

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов курса семинарские занятия, служащие для контроля знаний студентов, закрепления изученного материала, выполнения практических заданий. Практические задания формируют у студентов навыки эффективного использования средств русского языка в определенной речевой ситуации в соответствии с поставленной задачей общения, закрепляют знания стилистических норм русского языка.

Семинару предшествует самостоятельная работа студентов, заключающаяся в освоении лекционного материала и информации, содержащейся в литературе, рекомендованной преподавателем. В процессе изучения курса студенты могут выступить на семинарском занятии с докладом или сообщением.

Доклад – это самостоятельная работа студента по выбранной проблеме, предполагающая достаточно глубокое и всестороннее ее освещение, для чего необходимы изучение и обобщение литературы по изучаемому вопросу (в том числе дополнительной). Доклад представляется студентом на семинарском занятии и длится 20–25 минут. В конце выступления докладчик должен сделать обобщение и ответить на вопросы аудитории.

В отличие от доклада сообщение, как правило, посвящено более частному вопросу, но также предполагает изучение дополнительной литературы и достаточно глубокое освещение вопроса. Сообщение длится 10–15 минут. В конце выступления докладчик также должен быть готов к ответам на вопросы, возникшие у аудитории.

Студентам заочного отделения необходимо выполнить контрольную работу, предусмотренную учебным планом. В процессе работы над контрольной работой необходимо сначала осваивать теоретический материал, а затем переходить к выполнению практического задания. Работа должна быть выполнена абсолютно грамотно и оформлена в соответствии со стандартами (поля, абзацное членение, шрифт).

В процессе работы над докладами и сообщениями, контрольными работами студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Консультации могут быть как индивидуальными, так и проводиться для целой группы. С графиком проведения консультаций можно ознакомиться на кафедре.

Дисциплина «Оказание юридической помощи населению» является одной из основных предметов, относящихся к практическим дисциплинам. Она преподается студентам старших курсов очной и заочной форм обучения.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

При проведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Выступления студентов, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе практических занятий может проводить контрольные работы, тестирование.

Практическое занятие может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению дисциплины.

При изложении материала дисциплины «Оказание юридической помощи населению» преподаватель должен обратить внимание на её взаимосвязь с такими дисциплинами как: Конституционное право, Уголовный процесс, Гражданский процесс, Основы нотариата и адвокатуры.

Практические занятия по дисциплине «Оказание юридической помощи населению» предназначены для более полного усвоения этого важнейшего и необходимейшего для юриста (в какой - бы сфере он не работал) предмета. В настоящее время наблюдается рост интереса к данному предмету, что проявляется в издании множества новых учебников, учебных пособий. Происходит реформирование отрасли. Студенту сложно справиться самостоятельно с таким разнообразным и часто противоречивым материалом, поэтому предлагаемые планы практических занятий призваны помочь студенту систематизировать учебный материал.

Подготовку к практическому занятию следует начинать с ознакомления с соответствующим разделом учебника либо лекционного курса (если по данному разделу читалась лекция). При подготовке к практическому занятию целесообразно составить краткий план – конспект ответа, для чего следует использовать специальную тетрадь для практических занятий. План ответа не должен представлять собой бездумную компиляцию учебной литературы. Лучше, если он будет составлен в виде кратких, легко запоминающихся и легко произносимых тезисов, которыми студент имеет право пользоваться, отвечая на практическом занятии.

Так как большинство тем практических занятий связано с изучением того или иного памятника римского права, те или иные теоретические положения своего ответа целесообразно подкреплять ссылками на соответствующие положения нормативного акта. Для того чтобы Ваш ответ на практическом занятии был четким, аргументированным, достойным будущего юриста, следует внимательно изучить текст рекомендованных источников.

При работе с планом практических занятий особое внимание следует обращать на контрольные вопросы, знать не только варианты ответа на них, но и составлять свои собственные, тем самым формируя у себя так необходимый любому юристу-профессионалу навык.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: