Аргументационная карта текста.




Платон. Диалоги. Пир. [5]

 

А.Ф. Лосев писал в комментариях к «Пиру», что речь Сократа об Эроте (где, собственно, и сформулировано платоновское понимание идеи прекрасного) «удивляет нас своей неопровержимой логичностью».

Речь Сократа является одной из важнейших речей, составляющих диалог «Пир». Сократ начинает свою речь с высказывания: «Ты показал в своей речи поистине прекрасный пример, дорогой Агафон, когда говорил, что прежде надо сказать о самом Эроте и его свойствах, а потом уже о его делах». Далее Сократ «пересказывает» слова жрицы Диотимы о «прекрасном по природе», пути его достижения и награде, которая достанется человеку, одолевшему этот путь.

Это апофеоз диалога – серия высказываний об идее прекрасного – вечного, постоянного, абсолютного благодаря причастности к «прекрасному самому по себе». Здесь говорится и о знаменитом движении от красоты тела к красоте души, затем – к красоте нравов и обычаев, после – к красоте наук, позволяющем увидеть «прекрасное по природе», и о том, что такое созерцание делает человека способным «постичь не призрак истины, но саму истину и родить добродетель, а не ее видимость», получить любовь богов и достичь бессмертия в том смысле, в каком это возможно для человека.

 

№ п/п Тезисы Аргументы Логичная форма изложений
1) «Эрот – не бог» Агафон соглашается с Сократом в том, что Эрот вожделеет к прекрасному, а если кто-то к чему-то вожделеет, значит, ему этого недостает. Отсюда Агафон вынужден сделать вывод, что Эроту недостает прекрасного, и отказаться от своего прежнего убеждения в том, что Эрот прекрасен.   Эрот – не бог, ибо все боги прекрасны, а Эрот не прекрасен, и разъясняет, что Эрот – гений, то есть посредник между людьми и богами.
2) «Любовь есть стремление родить и произвести на свет в прекрасном» (Диотима) Любовь есть стремление к порождению Стремящиеся породить (разрешиться от бремени) желают это сделать в прекрасном Смертное существо может приобщиться к бессмертию лишь через рождение нового   Любовь есть стремление родить и произвести на свет в прекрасном.

 

1. В речи Сократа конечно же есть аргументационные конструкции. Его речь содержит две достаточно отчетливо обозначенные многоуровневые аргументационные конструкции.

Тезисом первой является утверждение «Эрот – не бог», Эта конструкция образуется в ходе непродолжительного диалога Сократа с Агафоном и его разговора с Диотимой (и то, и другое содержится в речи Сократа).

Аргументационная конструкция образуется следующим путем. Агафон соглашается с Сократом в том, что Эрот вожделеет к прекрасному, а если кто-то к чему-то вожделеет, значит, ему этого недостает. Отсюда Агафон вынужден сделать вывод, что Эроту недостает прекрасного, и отказаться от своего прежнего убеждения в том, что Эрот прекрасен (кстати, именно убеждение в красоте Эрота обусловило пафос речи, произнесенной Агафоном непосредственно перед речью Сократа). Изложение разговора Сократа с Диотимой доказывает, что Эрот – не бог, ибо все боги прекрасны, а Эрот не прекрасен, и разъясняет, что Эрот – гений, то есть посредник между людьми и богами.

Итак, основные звенья рассуждения могут быть представлены следующим образом.

1. Эрот вожделеет к прекрасному.

2. Вожделение вызывает то, чего недостает вожделеющему. Отсюда из (1) и (2) следует, что:

3. Эроту недостает прекрасного. A это значит, что:

4. Эрот не прекрасен.

Ho поскольку верно: 5. Bce боги прекрасны, остается утверждать на основании (4) и (5): 6. Эрот – не бог.

B целях наглядности данную аргументационную конструкцию можно представить в схеме 1:

Схема 1.

T1 Эрот – не бог.

А1 Эроту недостает прекрасного.

А2 Bce боги прекрасны.

А3 Эрот – гений, то есть посредник между людьми и богами.

 

Т1 (А1;А2 → А3)

 

2. Во фрагментах разговора Сократа с Диотимой (205d – 206е) содержится аргументационная конструкция с тезисом «Любовь есть стремление родить и произвести на свет в прекрасном».

Тезис, формулируемый самой Диотимой (206е), является следствием сложного рассуждения.

Вначале собеседники соглашаются с тем, что всякое желание блага и счастья – любовь, а желание блага есть желание обладать им вечно. Из этого следует, что любовь предполагает стремление к вечному обладанию благом, а значит, и стремление к бессмертию. Но поскольку смертное существо может приобщиться к бессмертию лишь через рождение нового, любовь есть стремление к порождению.

Затем делается иллюстрируемое яркими примерами утверждение, что стремящиеся породить (разрешиться от бремени) желают сделать это в прекрасном. Итогом становится вывод: любовь есть стремление родить и произвести на свет в прекрасном.

Эта структура представлена Схемой 2.

Схема 2

 

Т2 Любовь есть стремление родить и произвести на свет в прекрасном.

А1 Всякое желание блага и счастья – любовь.

А2 Любовь есть стремление к порождению.

А3 Стремящиеся породить (разрешиться от бремени) желают это сделать в прекрасном.

Т2 ⇒(А1 А2 →А3)

 

Уместно вспомнить о том, что А.Ф. Лосев, стремясь выявить «логические конструкции» «Пира», обращает внимание не только и не столько на аргументационные конструкции, сколько на иные ракурсы связи мыслей. Среди подобных связей – те, что можно назвать импульсными (одна мысль дает импульс возникновению другой) или причинными, а также ассоциативные и интеллектуально-фабульные.

Логика Платона в этом смысле – не только логика абстракций и фактов, но и логика образов. «Платон, – писал А.Ф.Лосев, – вообще говоря, с большой неохотой пускался в чисто абстрактную логику. Эта последняя всегда таится у него под густым покровом мифолого-поэтических и символических образов».

Таким образом, аргументационная карта речи Сократа позволяет утверждать, что основные положения этой речи получают логически упорядоченного обоснования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: