Аргументационная карта текста.




Сенека. Письма. [8]

Письмо Х

 

Сенека приветствует Луцилия!

Так оно и есть, я не меняю своего мнения: избегай толпы, избегай немногих, избегай даже одного. Нет никого, с кем я хотел бы видеть тебя вместе. Убедись же воочию, как высоко я сужу о тебе, если отваживаюсь доверить тебя тебе самому.

Говорят, Кратет, слушатель того самого Стильпона, о котором я упомянул в предыдущем письме, увидал однажды гуляющего в одиночку юнца и спросил его, что он тут делает один. – «Разговариваю с самим собой», – был ответ. На это Кратет сказал: «Будь осторожен, прошу тебя, и гляди как следует: ведь твой собеседник – дурной человек!».

Обычно мы стережем тех, кто в горе или в страхе, чтобы не дать им использовать во зло свое одиночество. Да и никого из людей неразумных не следует предоставлять самим себе: тут-то и обуревают их дурные замыслы, тут и готовят они опасности себе и другим, тут к ним и приходят чередой постыдные вожделения. Тут-то все, что стыд и страх заставляли скрывать, выносится на поверхность души, тут-то она и оттачивает дерзость, подхлестывает похоть, горячит гневливость. Есть у одиночества одно преимущество: возможность никому ничего не открывать и не бояться обличителя; но это и губит глупого, ибо он выдает сам себя.

Вот видишь, как я надеюсь на тебя, вернее, как я за тебя ручаюсь (потому что «надеждой» зовется благо, которое либо будет, либо нет): лучшего товарища, чем ты сам, я для тебя не нахожу.

Я возвращаюсь памятью к тем полным силы словам, которые ты произносил с таким благородством. Тогда я поздравил себя и сказал: «Эти слова не просто слетели с языка, у них есть прочное основание. Этот человек – не один из многих, он стремится к спасению».

Так и говори, так и живи. Смотри только, чтобы ничто тебя не поработило. Прежние твои моления предоставь воле богов, а сам моли их заново и о другом: о ясности разума и здоровье душевном, а потом только – телесном.

Почему бы тебе не молить об этом почаще? Смело проси бога: ничего чужого ты у него не просишь.

Но хочу, как у нас заведено, послать тебе с этим письмом небольшой подарок. Правдивые слова нашел я у Афинодора: «Знай, что тогда ты будешь свободен от всех вожделений, когда тебе придется молить богов лишь о том, о чем можно молить во всеуслышанье».

А ведь до чего люди безумны! Шепотом возносят они богам постыднейшие мольбы, чуть кто приблизит ухо – смолкают, но богу рассказывают то, что скрывают от людей. Так смотри, чтобы это наставление нельзя было с пользой прочесть и тебе: живи с людьми так, будто на тебя смотрит бог, говори с богом так, будто тебя слушают люди. Будь здоров.

Избегай толпы, избегай немногих, избегай даже одного


никого из людей неразумных не следует предоставлять самим себе
твой собеседник – дурной человек
потому чтопотому что


все выносится на поверхность души
тут-то и обуревают их дурные замыслы  

 

 


тут и готовят они опасности себе и другим  
тут-то она и оттачивает дерзость


тут к ним и приходят чередой постыдные вожделения    
подхлестывает похоть, горячит гневливость


Но:

Есть у одиночества одно преимущество: возможность никому ничего не открывать и не бояться обличителя; но это и губит глупого, ибо он выдает сам себя


Основным тезисом в тексте является высказывание: «Избегай толпы, избегай немногих, избегай даже одного».

Для доказательства этого тезиса имеются два аргумента: «твой собеседник – дурной человек» и «никого из людей неразумных не следует предоставлять самим себе».

«Твой собеседник – дурной человек» – этот аргумент подтверждается следующим аргументом, который, в свою очередь подтверждается другими аргументами. Проанализировав аргументацию аргумента, можно сделать вывод о достоверности посылок.

«Никого из людей неразумных не следует предоставлять самим себе» – на первый взгляд, в высказывании речь идет о душевнобольных людях, но на самом же деле, речь здесь идет о человеке в гневе, в состоянии какого-либо душевного расстройства. Я оцениваю эту посылку как достаточно достоверную.

Далее идут шесть коротких аргументов, которые как бы иллюстрируя, подтверждают предыдущий аргумент. В них речь идет о том, что следует при нарушении предыдущего аргумента.

Последний аргумент «Есть у одиночества одно преимущество: возможность никому ничего не открывать и не бояться обличителя; но это и губит глупого, ибо он выдает сам себя» ставит под сомнение два первых выделенных мной аргумента, но он скорее так же имеет место быть с ними наравне, поскольку внутри любого общества все люди разные, с разным отношением к одиночеству. Вторая часть разбила первую.

Установление оснований посылок:

«Избегай толпы, избегай немногих, избегай даже одного» – личное убеждение Сенеки.

«Твой собеседник –дурной человек» – слова Кратета.

«Никого из людей неразумных не следует предоставлять самим себе» – начало личных размышлений.

«Все выносится на поверхность души, тут-то она и оттачивает дерзость, подхлестывает похоть, горячит гневливость» – личные умозаключения Сенеки.

«тут-то и обуревают их дурные замыслы, тут и готовят они опасности себе и другим, тут к ним и приходят чередой постыдные вожделения» – личные умозаключения Сенеки.

«Есть у одиночества одно преимущество: возможность никому ничего не открывать и не бояться обличителя; но это и губит глупого, ибо он выдает сам себя» – умозаключение Сенеки, ставящее под сомнение его же предыдущие выводы, но разрушенное второй частью умозаключения.

Оценка силы доводов:

Посылка: «Избегай толпы, избегай немногих, избегай даже одного».

Доводы:

1) «Твой собеседник – дурной человека» – этот довод является сильным только из-за последующего аргументирования.

2) «Никого из людей неразумных не следует предоставлять самим себе» - достаточно сильный довод.

Посылка: «Есть у одиночества одно преимущество». Доводы:

1) «возможность никому ничего не открывать и не бояться обличителя» – достаточно сильный довод.

но «это и губит глупого, ибо он выдает сам себя» – сильный довод, разбивший предыдущий.

Оценка силы возражений:

Единственным возражением в тексте является внутреннее рассуждение Сенеки о преимуществе одиночества.

«Есть у одиночества одно преимущество» – слабое возражение к аргументам, имеющим достаточно сильные доводы.

«это и губит глупого, ибо он выдает сам себя» – достаточно сильное возражение против слабого.

 

Оценка главного заключения:

Проанализировав достоверность и убедительность аргументов и доводов, можно сделать вывод, что результат процесса убеждения сильно зависит от собеседника, поскольку практически все аргументы и доводы основаны на личном убеждении автора.

Если собеседник откажется принимать достоверность доводов, то потребуются новые доказательства.

Если же собеседник готов подтвердить, что он владеет такими же знаниями, то для него доводы становятся сильными аргументами и заключение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: