Основанием любой криминализации, в том числе, криминализации в сфере экономики, является верное определение деяний, общественная опасность которых действительно такова, что требует установления уголовно-правового запрета. Криминализация выступает одним из основных методов уголовной политики, наряду с декриминализацией, пенализацией, депенализацией, дифференциацией и индивидуализацией уголовной ответственности.
Чтобы криминализация не была произвольной и отвечала потребностям общества и государства, была адекватной реалиям социальной жизни, эффективной, необходимо ее соответствие научно разработанным принципам криминализации. К принципамкриминализации в сфере экономических отношений относятся:
· принцип достаточной для введения уголовного запрета общественной опасности криминализируемых деяний;
· принципотносительнойраспространенностидеяния;
· принцип возможности позитивного воздействия уголовно-правовыми средствами на общественно опасное поведение;
· принцип преобладания позитивных последствий криминализации;
· принципэкономииуголовнойрепрессии;
· принцип неизбыточности уголовно-правового запрета;
· принципсвоевременностикриминализации.
Несоблюдение принципов криминализации общественно опасных деяний влечет за собой отрицательные последствия: привлечение к уголовной ответственности лиц, деяния которых не представляют общественной опасности, ослабление уголовной ответственности за деяния, имеющие реальную общественную опасность, что имеет своим следствием неэффективность действующего уголовного законодательства, неуважение населения к уголовному закону, а применительно к уголовно-правовым запретам в сфере экономики – создание искусственных препятствий для эффективной экономики.
|
В качестве основных постулатов при криминализации или декриминализации деяний в экономической сфере нужно рассматривать:
· приоритет охранительной функции уголовного права. Уголовное право охраняет экономические отношения, но не регулирует их;
· подтвержденность криминализации. Криминализации каких-либо деяний допустима лишь тогда, когда есть криминообразующие признаки, которые носят безусловно уголовно-правовой характер (обман, насилие, угроза, принуждение, подделка документов);
· имущественный ущерб не может быть единственным критерием криминализации. Наличие лишь крупного имущественного ущерба как результата отклоняющегося поведения субъектов экономической деятельности не может выступать основанием для криминализации;
· ограничение бланкетности. В случаях, когда диспозиции статей УК носят бланкетный характер, только нарушение федерального законодательства может влечь уголовную ответственность;
· ограничение по формам вины преступлений в сфере экономической деятельности. Деяния, признаваемые преступными в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ), должны носить умышленный характер;
· акцессорность (резервность) уголовного запрета. Криминализация допустима лишь при невозможности борьбы с данным правонарушением посредством иных отраслей права или иных применимых норм уголовного права (в частности, предусматривающих ответственность за преступления против личности).
Криминализация (декриминализация) существующих запретов с указанием определенной сферы и без нее составляет содержание развития уголовного права. Однако этот способ совершенствования уголовного закона должен использоваться весьма осторожно и основываться на предпочтении декриминализации, поскольку криминализация, реализуемая путем введения новых уголовно-правовых запретов или признания существующих запретов в качестве уголовных, неизбежно связана с ростом бюджетных расходов и способна порождать непрогнозируемые последствия. При этом меры по криминализации (декриминализации) должны осуществляться в системной связи с иными нормами Особенной части УК РФ.
|
Преступные, с точки зрения Уголовного кодекса, деяния в экономической сфере, не представляющие достаточной общественной опасности, подлежат декриминализации, поскольку чрезмерная и неосновательная криминализация является формой безосновательного государственного вмешательства в экономические отношения, что имеет обратный экономический эффект и подрывает авторитет уголовного закона.
Основаниями декриминализации деяний в экономической сфере являются:
· выполнение государством международных обязательств и конституционных норм по декриминализации отдельных видов поведения в экономической сфере;
· отпадение общественной опасности деяния, признаваемого преступлением, поскольку общество относится к данным деяниям нейтрально либо поощряет такое поведение;
· неэффективность и чрезмерность уголовного запрета деяния, поскольку нежелательные формы экономического поведения и их последствия могут быть предотвращены или исправлены средствами неуголовных отраслей права.
|
Помимо установления основания декриминализации необходимо также соблюдение принципов проведения самой декриминализации. В качестве принципов декриминализации деяний в экономической сфере могут быть названы:
· обоснованность декриминализации. Исключение из уголовного закона деяний в сфере экономики, которые не представляют достаточной общественной опасности, должно быть обосновано анализом статистических данных, криминогенных тенденций, экспертной оценкой реальной общественной опасности деяния;
· принцип экономии уголовной репрессии. Деяния в сфере экономики, которые не обладают безусловно криминообразующими признаками (обман, насилие, угроза, принуждение, подделка документов) и, по сути, представляют собой непубличный деликт (в частности, гражданские правонарушения, в том числе повлекшие крупный имущественный ущерб), должны подлежать декриминализации;
· принцип своевременности декриминализации. Декриминализация должна проводиться незамедлительно при возникновении любого из оснований декриминализации. Предложения по декриминализации должны формироваться на основе постоянного научно-практического и социально-правового мониторинга действующего законодательства, практики его применении, реального состояния правопорядка и экономики;
· комплексный подход к подготовке предложений по декриминализации. В подготовке предложений по декриминализации деяний в сфере экономики должны участвовать ученые и практические специалисты всех отраслей права, а также криминологии, судьи, работники правоохранительных органов, адвокаты, экономисты и социологи.
Риски криминализации (декриминализации) состоят в нарушении баланса интересов, изменении сложившейся практики, ее предсказуемости. Вместе с тем, такие риски не всегда очевидны. При отмене тех или иных норм Особенной части (например, ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство») возникает риск, что лица, совершающие декриминализованные деяния, будут продолжать привлекаться к уголовной ответственности по «сходным» составам преступления, имеющим санкцию даже более жесткую, чем отмененная уголовная норма (например, статье о мошенничестве). Поэтому декриминализация не может ограничиваться только отменой той или иной уголовно-правовой нормы, но и должна сопровождаться установлением дополнительных барьеров для применения уголовной ответственности за «сходные» преступления.