Нет среди ачарьев Гаудия вайшнавов ни одного, кто призывал бы не омываться в Радха-кунде. Следуя примеру Шри Чайтаньи-Махапрабху, который Сам раскрыл местонахождение Радха-кунды и омылся в ней, все Его последователи поддерживают эту традицию. Шри Рагхунатха дас Госвами, «капитан Радха-кунды», подал пример всем будущим сад-хакам, омываясь в Радха-кунде трижды в день. Что же говорить о простых людях? Дас Госвами даже устроил пологие спуски к водам Радха-кунды и Шьяма-кунды, чтобы коровы, буйволы и другие животные тоже могли омыться в озере любви милостивой Радхи.
Перед тем как приблизиться к Радха-кунде, человек должен осознать Ее трансцендентную славу и положение. Получив благословение своего духовного учителя, необходимо сначала обойти Радха-кунду и Шьяма-кунду. К слову сказать, Шрила Рагхунатха дас Госвами всегда совершал дандаваты, обходя Радха-кунду.
Исходя из своих средств, человек может поклоняться Радхаткунде, предлагая ей пуджу и арати так же, как Самой Шримати Радхарани. Благовония, светильник на масле гхи, цветы, сладости и злаки — все это можно предлагать. Слушайте о нектарной славе Радха-кунды, а затем предлагайте молитвы Шри Гуру и Гауранге, Радхе и Кришне и всем вайшнавам (см. Главу 9 «Молитвы»). Эту шлоку из «Враджа-виласа-ставы» можно петь, в качестве пранамы Радха-кунде на мелодию «Шад-Госвами-аштаки»:
душтаришта-вадхе свайам самабхават, кришнангхри-падмад идам
спхитам йан-макаранда-вшитрипщр ива,
риштакхйам иштам сарах
сопанаих париранджитам прийатайа,
шри-радхайа каритацх
премналингад ива прийа-сара идам,
тан нитйа нитйам бхадже
«Когда был убит демон Ариштасура, от удара лотосной стопы Кришны возникло огромное озеро Аришта-кунда, наполненное нектаром и окруженное ступенями из драгоценных камней. Поскольку это Ее любимое озеро, Шри Радха всегда с любовью обнимает его. Я буду вечно поклоняться Радха-кунде» («Враджа-виласа-става»).
В «Гаури-тантре» говорится; «Садхака, который повторяет восемь слогов Радха-мантры (шрим рам радхи-кайаи сваха), достигнет лотосных стоп Шримати Радхи-ки». Итак, можно повторять эту мантру, медитируя на вечные игры Радха-Мадхавы у Радха-кунды, затем предложить дандаваты и омыться в ней с величайшим смирением и преданностью.
Медленно войдите в кунду и остановитесь, повернувшись лицом к Радха-кунде, если вы в Шьяма-кунде, или к самадхи Даса Госвами, если вы в Радха-кунде. Помолитесь про себя: «О Радха-кунда и Шьяма-кунда, пожалуйста, очистите мое сердце и наполните меня премой, чтобы я мог вечно служить Вашим лотосным стопам во Вриндаване».
Затем трижды окунитесь с головой. Будьте внимательны: ступайте в воде осторожно и не побеспокойте живущих в кунде черепах Шри. После омовения в каждой кунде предложите дандаваты и попросите Радху-Мадхаву простить вам те оскорбления, которые вы волей-неволей совершили.
Существует несколько мнений о количестве и порядке совершения омовений. Одни говорят, что нужно сначала омыться в Радха-кунде, потом — в Шьяма-кунде, а затем снова в Радха-кунде, потому что наша конечная цель — принять прибежище у лотосных стоп Шримати Радхарани. Другие утверждают, что достаточно одного только омовения в Радха-кунде, потому что ее воды смешиваются с водами Шьяма-кунды.
Чтобы очиститься от греха убийства быка, го-хатъи, Кришна созвал в Шьяма-кунду все священные реки ктиртхи. Пользуясь очистительной силой вод Шьяма-кунды, многие преданные сначала омываются в ней, чтобы вымыть грехи из своего сердца. Затем, с чистым сердцем, они омываются в Радха-кунде, чтобы обрести премы.
Радха и Кришна купались в обеих кундах. И Шримати Радхарани сказала, что дарует Кришна-прему всякому, кто омоется в Шьяма-кунде. Подобным же образом Кришна пообещал благословить Радха-гсрежой любого, кто омоется в Радха-кунде. Когда Господь Чайтанья обнаружил их, Он сначала омылся в Радха-кунде, а затем в Шьяма-кунде. Главное — омыться в обеих кундах. Если у вас нет личных откровений по поводу омовения, мы предлагаем вам последовать примеру Господа Гауранги.
Нижеприведенные высказывания разных преданных дают представление о том, каким должно быть умонастроение во время омовения в Радха-кунде:
1. «О Шримати Радхарани, мы падшие, деградировавшие и грешные негодяи. Наши тела — не говоря уже об умах — грязны и полны скверны. С одной стороны, мы не вправе осквернять Твое самое любимое озеро, исполненное премы, своими нечистыми телами и порочными умами. Но поскольку мы столь падшие и заблудшие, то нуждаемся в Твоей милости. Будь милостива к нам, Шримати Радхарани. Пожалуйста, позволь нам омыться в Твоей кунде, очисти наши сердца и позволь нам служить Твоим лотосным стопам».
2. «О Шри Радха и Шри Шьяма, пожалуйста, очистите мое сердце. Пожалуйста, наполните меня Чистой любовью к вечному служению Вам в прекрасных рощах Шри Вринда-вана-дхамы».
3. «Мы совершаем омовение только для того, чтобы доставить удовольствие Радха-Мадхаве особенно Шри Кришне, который очень привязан к Радха-кунде. Не должно быть места эгоистическим мыслям об удобствах или температуре воды. Давайте просто совершим здесь омовение, чтобы доставить удовольствие Радхе и Кришне побрести Их милость и любовь».
4. «Я всегда думаю о милости Радхи, ибо Кришна сказал Радхе, что всякий, кто омоется в Ее кунде, обретет Его милость, и Радха ответила, что каждый, кто омоется в Шьяма-кунде, обретет Ее милость. О Шримати Радхарани, я вечно жажду Твоей милости. Пожалуйста, пролай на меня Свою милость, чтобы я всегда мог помнить Тебя и Кришну».
5. «В пятой шлоке «Радха-кундаштакам» Дас Госвами говорит, что лишь однажды омывшись в Радха-кунде, можно стать цветком на лиане любви к Кришне. Этот цветок — служанка прекрасных, как лотосы, стоп Шримати Радхарани. Она становится служанкой Шри Радхи и через Нее служит Кришне. Совершая здесь омовение, мы обретем Радха- дасъю (манджари бхаву), которую сравнивают с цветком на лиане, обвившей ствол дерева Кришна-премы.
6. «О Шримати Радхарани, я предаюсь Тебе и прошу у Тебя прибежища, омываясь в Радха-кунде. Мое единственное желание — стать Твоей верной служанкой».
7. «Я совершаю омовение в Радха-кунде, чтобы обрести необходимые качества и увидеть игры Радхи-Кришны, описанные в последней гилоке «Радха-кундаштакам». Воды Рад-ха-кунды напоены ароматом четырех видов лотосов. Растворившись в экстазе супружеской любви, Радха-Мадха-ва весело играют в воде, а сакхи с любовью служат Им Вознося молитвы и уповая на милость вопреки всему, мы омываемся в Радха-кунде с желанием увидеть эти игры и вечно служить Радхе и Кришне вместе с сакхи в умонастроении манджари».
шъяма-кундё радха-кундё снана кари' кабе джудаб'а парапа
«Когда же, омывшись в Шьяма-кунде и Радха-кунде, я достигну того уровня, когда смогу посвятить всю мою жизнь и душу служению Радха-Говинде?» («Прартхана»).
Жизнь у Радха-кунды
«Только по милости Рагхунатхи даса Госвами появилась возможность жить у Радха-кунды» («Бхакти-ратнакара»).
«Некоторые великие души могут жить на берегу Шри Радха-кунды, любимого озера Шри Радхи, потому что в предыдущих жизнях они поклонялись прекрасным лотосным стопам Шри Гандхарвы и Ачьюты (Радхи и Кришны) с никогда не увядающей сладостью духовной любви в сердце. Эти возвышенные преданные — мои жизнь и душа» («Вра-джа-виласа-става»).
«.„Несомненно, те, кто практикует преданное служение на берегах Радха-кунды, — самые удачливые люди во вселенной» («Шри Упадешамрита», 10).
В своих комментариях к стихам 9-11 «Шри Упадеша-мриты» Шрила Прабхупада неоднократно подчеркивает важность жизни у Радха-кунды: «Возвышенные преданные предпочитают жить у Радха-кунды, потому что здесь непрерывно проходят сокровенные любовные игры (рати-виласа) Радхи и Кришны. Кто же в таком случае оставит Радха-кунду и согласится жить где-то в другом месте? Ни один человек, чей разум поглощен трансцендентным, не пойдет на это. Таким образом, конечная цель каждого, кого интересует сознание Кришны,— принять прибежище Радха-кунды и посвятить всю свою жизнь преданному служению возле нее.
Шрила Бхактивинода Тхакур говорил, что Радха-кунда—самое важное место для тех, кто желает совершенствоваться в преданном служении в умонастроении сакхи и манджари Шримати Радхарани». «..Здесь также рекомендуется поселиться на берегу Радха-кунды, полностью погрузившись в любовное служение Господу, Нужно каждый день совершать омовение в этом озере и отбросить все свои материалистические воззрения, найдя прибежище у Шри Радхи, ее подруг и служанок гопи».
«...Ктоже откажется, жить у Радха-кунды и в духовном теле, переполняемом экстатическими эмоциями преданности (апракрита-бхава), с любовью служить Божественной Чете, Шри Шри Радха-Говинде, которые поглощены Своей ашта-калийа лихой, Своими вечными ежедневными,играми...?» («Шри Упадешамрита», 10).
В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет: «Если человек на протяжении всей жизни практикует преданное служение таким образом, то оставив тело, он вернется назад к Богу, чтобы служить Радхарани так же, как и в медитации во время жизни на берегу Радха-кунды. Отсюда следует, что жизнь на берегу Радха-кунды и ежедневное омовение в ее водах и есть высшее совершенство преданного служения».
Конечно же, эти утверждения Шрилы Прабхупады не означают, что преданным всего мира следует бросить все и переселиться к Радха-кунде. Но они, вне всякого сомнения, указывают на то, что Радха-кунда — важнейшее из мест служения. Если по милости гуру и Гауранги преданный получает там служение, это означает, что он очень и очень удачлив.
Ничто не происходит случайно. Возможность жить и выполнять служение у Радха-кунды — это дар Самой Радха-рани и Ее представителя, Шри Гуру. «Шрила Рупа Госвами советует даже тем, кто не может постоянно жить на берегу Радха-кунды, хотя бы омыться в озере столько раз, сколько выпадет такая возможность. Это самый важный элемент практики преданного служения» («Нектар наставлений», 11, комм.).
Итак, ачарьи дают наставления жить у Радха-кунды и омываться в ней. Если нет такой возможности, то нужно регулярно посещать кунду и омываться в ней «столько раз, сколько это возможно». Вот история, которая показывает, что, вероятно, вскоре многим преданным ИСККОН может быть предоставлена возможность жить и заниматься служением у Радха-кунды.
Как-то раз один из учеников спросил Прабхупаду: «Шрила Прабхупада, возле Радха-кунды есть уменьшенные копии всех основных храмов Вриндавана. Можно и нам построить копию храма ИСККОН, Кришна-Баларам Мандир, на берегу Радха-кунды?»
«Да, это хорошая мысль, — ответил Шрила Прабхупада. — Вы можете сделать это когда угодно. Земля стоит недорого. Вы можете организовать ашрам. И что вы там будете делать?»
«Проповедовать!» — ответил ученик.
«Нет, Радха-кунда не место для проповеди. Радха-кун-да — это место для наслаждения! — сказал Шрила Прабху-пада. Помолчав немного, Шрила Прабхупада улыбнулся и добавил: — Это хорошая мысль».
«Это озеро — мой вечный дом. Радха-кунда — все для друзей Радхи. Радха-кунда наполнена славой любви Радхи к Кришне. Кришна любит Радха-кунду так же, как и Саму Шримати Радхику. И я молю, чтобы подруга Лалиты, Радха, вечно наслаждалась играми у этого озера перед моим взором» («Ставали»).
Шри Шри Радха-кунда Шъяма-кунда ки-джай!
Глава 8