В 1941 году были проведены обширные ремонтные работы по восстановлению Радха-кунды и Шьяма-кунды. Когда их осушили, стало видно, как со дна кунд бьют бесчисленные крохотные роднички. Некоторые из этих подземных родников источали столько воды, что кунды вскоре вновь наполнялись, если выключали дренажные помпы. Ачаръи, живущие у кунд, говорят, что каждый источник представляет собой одно из святых мест, тиртх, которые сошлись сюда пять тысяч лет назад по зову Кришны. Эти тиртхи приняли форму родничков, чтобы продолжать служить прекрасным, словно лотосы, стопам Шримати Радхарани.
Тогда же преданные обнаружили Канчана-кунду, маленькую кунду посреди Радха-кунды. Это место, огражденное стеной, является той изначальной кундой, которую Шримати Радхика и гопи выкопали своими браслетами.
Что удивительно, в центре Радха-кунды преданные обнаружили несколько необычных родников, из которых сочилась густая беловатая жидкость, напоминающая молоко.
В последние пятьдесят лет случалось, что «молочные родники» выделяли огромное количество «молока». Оно собирается в отчетливо различимые в водах Радха-кунды лужицы. Иногда «молочные родники» источают столько молока, что вся Радха-кунда становится такой белой, будто кто-то вылил й нее тысячи тонн молока. Однажды местный преданный собрал немного этого молока в бутылку, а на следующий день оно превратилось в йогурт.
Откуда берется это молоко? Местные ачарьи говорят, что из Кшира сагары, Молочного Океана Вселенной. Кши-ра сагара появился в Радха-кунде, когда Кришна созвал тиртхи и реки Вселенной, чтобы наполнить Шьяма-кунду. Это произошло подобно тому, как Кришна призвал Гангу к Говардхану, чтобы удовлетворить желание Нанды Бабы, который хотел совершить очистительное омовение. Это проявление священной реки Ганга называется Манаси Ганга.
Почему же в Шьяма-кунде нет молочных родников? Священные тиртхи, наполнив Шьяма-кунду, сделали свое дело, очистив Кришну, а затем наполнили Радха-кунду. Здесь они приняли прибежище Шримати Радхарани, попросив оставить их Ее слугами в Ее нитъя-лиле. И Она согласилась.
Эти тиртхи (в форме молочных родников) иногда переполняет экстаз при виде лил Радхи-Мадхавы, и тогда молоко потоками бьет из них. Это происходит подобно тому, как у мамы Яшоды и у коров сочится молоко от экстатической любви к Кришне.
В Аюрведе молоко названо амритой, или нектаром. Молоко - это форма нектара, потому что оно имеет слад-
коватый вкус, способно питать тело и ум и поддерживать их здоровье. Так же, как молоко поддерживает тело, нектар премы питает душу. Радха-кунда наполнена обоими этими нектарами, дарующими жизнь. У Радха-кунды можно испить и молочного нектара из таинственного подземного источника, и према-амриты, нектара премы, текущего от прекрасных, словно лотосы, стоп Шримати Радхарани.
Шри Шри Радха-кунда Шьяма-кунда ки-джай!
Глава 4
ОПИСАНИЕ РАДХА-КУНДЫ
радха-кунда-махима то' корийа шраван лалайита хо'йе ами падибо такхан
«Едва я услышу, как Шри Рупа Манджари воспевает славу священной Радха-кунды, меня охватывает столь непереносимо острая тоска по ней, что я тут же падаю без чувств» («Гита-мала»).
«Есть место, благоухание которого превосходит запах сандала, усиленный в миллион раз. Есть место, благоухание которого превосходит аромат мускуса, усиленный в миллион раз. Есть место, что благоуханнее потока камфары. Есть место, благоуханнее всей кункумьи Есть место, что чудеснейшим ароматом превосходит агуру.
И днем и ночью оно напоено сладостным ароматом всевозможных цветов. Там есть всевозможные напитки и изысканнейшие яства и множество сладчайших и прекраснейших фруктов. Там лежат пояса, цветочные гирлянды, разбросаны разорванные ожерелья из драгоценных камней и многое другое, потому что игры Радхи-Мадхавы проходят там.
Пусть дочь царя Вришабхану, которая поет с темноликим Кришной, и в сопровождении подруг — гопи, явится
моим глазам в прекрасной беседке, изукрашенной драгоценными камнями, на берегу удивительной Радха-кунды.
Радха и Ее подруги своими лотосными ладонями плескали водой в Господа Кришну, жемчухсину среди всех возлюбленных. Опустив луноподобное лицо, Кришна воскликнул: «Хватит! Довольно! Признаю Себя побежденным!» Когда Радха услышала эти слова, подобные потоку, нектара, Она перестала брызгать и рассмеялась. Мне интересно, неужели здесь проходили такие игры?
Неужели когда-то эти два трансцендентных нектарных Божества наслаждались удивительными играми, украшая друг друга цветами в этой рощице изящных деревьев калпа-врихша, чьи раскидистые ветви усыпаны восхитительными цветами?
Вся слава наслаждению, которое испытывают, влюбленные Радха и Кришна, украдкой бросая друг на друга нежные радостные взгляды, прикасаясь под разными предлогами друг к другу, отчего волосы на Их телах встают дыбом от экстаза, и обмениваясь друг с другом сладчайшим потоком нектарных слов.
Моя царица — Шри Радха, которая поражает подруг великолепием Своего прекрасного юного тела, сияющего подобно расплавленному золоту; а также вечно изумляющим прекрасным потоком Своих любовных хил, Своими слезами, дрожащим голосом и другими признаками Своей экстатической любви к темноликому Кришне. Когда подруги Шри Радхи приходят в Ее любимую рощу, их переполняет такой экстаз; что волосы на их телах встают дыбом.
Пусть же поселятся в моем сердце Шри Радха и Ее возлюбленный, переполняемые волнами удивительной сладости, восхитительной красоты, веселых трансцендентных игр и совершенного знания искусства любви, которые пришли во Вриндаван из Враджа и чья чудесная красота возрастает во многие сотни раз возле Радха-кунды.
Когда же украсит мои уста своей славой озеро, которое поражает великолепием волн нектарного океана сладости и которое наполняет Вриндаван необычайно восхитительным ароматом, самое удивительное из всех мест, где Шри Радха наслаждается Своими прекрасными играми?
У корней деревьев, растущих вокруг Радха-кунды,— площадки с мозаикой из драгоценных камней, и каждая из них неповторима. Одни круглые, другие прямоугольные, третьи — шести- или восьмиугольной формы. Высота одних - всего лишь до колен, других же — до пупка, подбородка или шеи. Радха-Мадхаве и гопи нравится сидеть на них, потому что эти площадки зимой теплые, а летом — прохладные.
Купалъни - гхаты окружены различными кунджами (рощами). За ними — банановые рощи, цветочные и фруктовые сады, красиво вписанные в яркий пейзаж. Сотни слуг Вриндадеви собирают там плоды, цветы и многое другое для подношения Радха-Говинде. И все, что они собирают, хранится затем в домиках из драгоценных камней, расположенных вокруг Радха-кунды.
Чтобы доставить еще больше удовольствия Радха-Мадхаве, когда Они играют в этих домиках, Вриндадеви и ее служанки выполняют всевозможные виды служения. Они подметают тропинки и дворики и опрыскивают их душистой водой. Они вешают на дверные проемы гирлянды из благоухающих цветов. Устроив качели, они развешивают над ними яркие гобелены.
Они приготовляют цветочные ложа, покрывая листья множеством мягких благоухающих лепестков красного лотоса и драпируя их сверху тонкой тканью. Не забывают и про мягкие цветочные подушки для сидения. Они ставят коробочки с паном, горшочки с пьянящим медовым нектаром и золотые кувшины со свежей питьевой водой с ароматом камфары так, чтобы их можно было достать рукой с ложа из цветов. Все эти приготовления усиливают божественность атмосферы Радха-кунды.
Душистая пыльца и мед, сочащийся из белых лилий и розовых, красных, белых и голубых лотосов, освежают воды Радха-кунды и придают им сладкий вкус Сразу же за садами и деревьями Радха-кунды расположены шесть лесов времен года, где Радха и Кришна могут наслаждаться любым временем года по Своему выбору. Лебеди, журавли, чакра-вакры и другие птицы поют сладостными голосами на водах Радха-кунды и вокруг нее. Попугаи стихами прославляют экстатические игры Радха-Мадхавы.
Принимая Муралидхару за грозовое облако, ликующие павлины кричат: «Ке ка! Ке ка!» — и, опьяненные любовью, начинают танцевать, распустив хвосты. Божественное пение диковинных птиц чатаки подобно нектару для слуха. А чакоры утоляют жажду лунным светом, который излучает неописуемо прекрасный лик Кришначандры. Все эти сладостные картины, звуки и запахи создают удивительно радостную и чарующую атмосферу, доставляющую удовольствие Радхике и Шьяме».
Кунджи ашта-сакхи
Вокруг Радха-кунды расположены кунджи восьми подруг Шри, Радхи, ашта-сакхи. Каждая гопи сама украсила и обустроила свою кунджу таким образом, чтобы еще больше увеличить безграничное счастье Божественной Четы. Вокруг кундж ашта-сакхи — по восемь меньших рощ восьми помощниц каждой из сакхи. Основной цвет и местоположение каждой кунджи указаны в скобках.
«Безгранично прекрасная Шри Радха-кунда исполнена совершенной любви Божественной Четы. Вокруг— рощи подруг Радхи, и повсюду здесь слышно жужжание множества счастливых пчел» («Враджа-рити-чинтамани»).