Шри Радха-кунда будет справа от вас, когда вы выйдете из храма Махадевы. Предложите дандаважы и молитвы и остановитесь на пару минут, чтобы полюбоваться величественной трансцендентной красотой Радха-кунды и Шьяма-кунды. Пройдите еще метров шестьдесят по парикрама моргу, и вы увидите по правую сторону дороги каменное сооружение в виде арки. Им помечено место джхуланы Радха-Говинды (качания на качелях). Поднимитесь по небольшой аллее на пригорок, который находится слева от вас, до черноватого храма пирамидальной формы. Это старейший храм Радха-Кришны на Радха-кунде. Рагхунатха дас Госвами нашел эти Божества Радхи-Кришны во время раскопок на Радха-кунде и попросил одного брахманапокланяться Им. Потомки первых пуджари и по сей день локлоняются этим Божествам.
Два дерева, ним и баньян, сплелись во дворе храма. Сказано, что люди должны поклоняться таким двум деревьям как Лакшми-Нараяне. Но здесь, на Радха-кунде, этим деревьям поклоняются как Радхе и Кришне (изначальным Лакшми-Нараяне), вечно обнимающим друг друга.
«Повсюду во Вриндаване И на берегах Ямуны растут прекрасные деревья, подобные воплощениям Господа. Эти деревья калпа-врикша, исполняющие желания, могут даровать сокровище премьи Они помогают человеку помнить о Господе, луне Враджи, которая мгновенно восходит в его сознании» («Враджа-рити-чинтамани»).
Будем же молить эти исполняющие желания деревья, кланяясь им и посыпая голову пылью, Чтобы они исполнили наше желание служить сокровенным играм Радхи и Кришны
Шри-Шри Радха-Кришна ки джай!
Шри Гопала Манипур Мандир
Вернитесь на парикрама марг, сверните влево и пройдите еще пятьдесят метров. Дорога, которая пойдет влево от вас, — Гоаардхана парикрама лшрг. Сразу за этим перекрестком слева вы увидите красный каменный Гопала Манипур Мандир. Брахманы-враджаваси, которые служат пуджари Гопаладжи последние сорок лет, рассказали такую историю о Божестве:
«Господу Гопаладжи изначально поклонялись в доме одного враджаваси. Около ста лет назад Гопаладжи явился во сне царю Манипура Нурачанде «Махарадже. Тхакуриджи (Гопаладжи) велел царю построить для Себя храм возле Радха-кунды. Храм должен был располагаться таким образом, чтобы Гопаладжи мог смотреть на Радха-кунду и давать Свой милостивый даршап Суръядеве:
Цари нашел то самое место, откуда было видно; как первые лучи восходящего солнца скользят но глади Радха-кунды, и построил там храм, чтобы доставить удовольствие Господу. Если вы придете сюда на рассвете, то увидите, что первые лучи восходящего солнца падают прямо на прекрасный, подобный лотосу лик Гопаладжи, как того и хотел Господь.
Божество Шри Джаганнатха Девы пришло вместе с Го-палом. Спустя какое-то время, здесь появились и Радха-Винода (маленькие Божества Радха-Кришны). Позже какие-то преданные из Майипура забыли здесь Божества Радха-Кришны большего размера». В 1994 году, незадолуго доначала месяца Карттика, Шрипад Сварупа Дамодара Свами из Манипура, вайшнав с самого рождения» принял управление Шри Гопала» Мандиром Шрипад Бхакти Сварупа Дамодара Свами Махараджа— ученик нитъя-лила Ом Вишнупада Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджи Прабхупады, (Ачарьи- основателя ИСККОН (Международного Общества сознания Кришны).
Многие старшие брахманы и почтенные вайшнавы, живущие у Радха-кунды, отметили, что Радхарани, видимо, довольна тем, как Щрила Прабхупада проповедовал по вес му миру юга-дхарму и Харинама санкиртаму. Вот почему Шри Радха отвела ИСККОН такое особенное место у Своей любимой Радха-кунды.
Шри Гопала Дева ки-джай!
Шри Радха-Канта Мандир
В белом здании напротив храма Гопаладжи — пратибху мурти Божеств Радха-Канты. Изначальные Божества Радха-Канты были установлены Щри Вакрешварой Пандитом в Джаганнатха Пури рядом с Гамбхира Матхом. Справа от алтаря установлено также и мурти Шри Вакрешвары Пан-дита Госвами.
Говорят, что Вакрешвара Пандит принимает форму Тунгавидьи сакхи, чтобы служить Шри Радхе во Врадже. В апраката Радха-кунде (непроявленном духовном измерении) пространство вокруг этого храма называется кунджей Тунгавидьи, где Тунгавидья сакхи служит своим возлюбленным Радха-Канте.
Однажды, по милости Вакрешвары, Девананда Пандит получил избавление от оскорбления, которое он нанес Шривасу Пандиту. Объясняя этот случай, Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «Кришна поселился в нем, поэтому Вакрешвара Пандит танцует. И место, благословленное пребыванием Вакрешвары Пандита, становится местом паломничества более священным, чем все священные места» («Чаитаниа-бхагавата»).
Шри-Шри Радха-Канта ки-джай! Шри Вакрешвара Пандит Госвами ки-джай!