Явление Шри Радха-кунды и Бахулаштами




Браджабаси дас

Когда-то я писал о хронологии событий в жизни Господа Кришны во Вриндаване и сейчас хочу более подробно остановиться на одном из таких событий — явлении Шри Радха-кунды и Шри Шьяма-кунды. Я некоторое время размышлял стоит ли вообще об этом писать — если честно, то мне не так уж приятно писать против того, что повсеместно распространено и чего я, возможно, не до конца понимаю или не знаю. Общепринято считать, что Шри Радха-кунда проявилась в день бахулаштами месяца Картики. Эта версия настолько распространена, что она считается практически единственной и приводится во множестве известных и уважаемых источников, таких как, например, словарь «Гаудия-вайшнава-абхидхан», календарь Гаудия Миссии и многочисленные книги посвященные Враджа-парикраме. Даже преданные Гаудия Матха, издававшие газету «Гаудия», несколько раз упоминают о бахулаштами как о дне явлении Радха-кунды, но при этом добавляя: «Говорится, что Шри Радха-кунда проявилась в полночь восьмого дня убывающей луны месяца Картика, поэтому каждый год в этот день в этом месте собирается множество людей» («Гаудия», 12.13.209 от 8 ноября 1933 г.). В этой связи довольно примечательно, что календарь Шри Чайтанья Матха ничего не говорит о явлении Радха-кунды в этот день, а просто предписывает «омовение в Радха-кунде и подношение ей даров». Я ни в коем случае не хочу приуменьшить важность этого дня, бахулаштами Картики, просто хочу обратить внимание на то, что великий ачарья Шрила Джива Госвами говорит, что Шри Радха-кунда и Шьяма-кунда — самые священные места во Вселенной, — были проявлены весной.

Явление Шри Радха-кунды

Все описания появления Радха-кунды непременно связывают это событие с убийством демона Ариштасуры. Описание того как Радха-кунда и Шьяма-кунда проявились после расправы с Ариштой приводятся в «Вараха Пуране». Опираясь на эти описания, Шрила Джива Госвами в нескольких своих трудах (когда-то я вкратце писал о его трудах здесь) описывает эти две лилы в непрерывной последовательности — прежде всего в «Гопала-чампу» (Пурва, глава 31) и в «Санкалпа-калпа-друме» (стихи 102-105). А в «Шри Шри Радха-Кришна-арчана-дипике» (стихи 114-118) и «Лагху-вайшнава-тошани» к «Шримад-Бхагаватам» (10.36.15) он полностью цитирует эти стихи из «Ади-Вараха Пураны» (они, с небольшими изменениями, дошли до нас в «Вараха Пуране» 164.31-37):

гангайаш чоттарам гатва дева-девасйа чакринах
ариштена самам йатра махад йуддхам правартитам

«К северу от Манаса-Ганги есть место, где состоялась жестокая битва между повелителем всех полубогов, Господом Кришной, украшенным знаками чакры на стопах, и демоном Ариштой.

гхатайитва татас тасмин ариштам вриша-рупинам
копена паршни-гхатена махйас тиртхам пракалпитам

Убив в том месте демона в облике быка, Кришна в гневе ударил своей пяткой о землю и так сотворил великое святое место.

вришабхасйа вадхо джнейа атманах шуддхим иччхата
снатас татра тада кршно вришам хатва са-гопаках

Зная о том, что Он убил быка, Кришна захотел очиститься. Тогда Он омылся в этой тиртхе вместе со Своими друзьями-пастушками.

випапма радхам провача катхам бхадре бхавишйаси
вришо хато майа чайам ариштах папа-сучаках

Затем Он, безгрешный, обратился к Шри Радхе: «О прекрасная, всеблагоприятная Радха! А как Ты достигнешь такого же результата?»

татра радха самашлишйа кришнам аклишта-каринам
сва-намна видитам кундам критам тиртхам адуратах

Шри Радха тогда обняла Кришну, который избавляет от всей усталости, и создала неподалеку священную кунду, известную под Ее именем.

радха-кундам ити кхйатам сарва папа-харам шубхам

Она прославлена как «Радха-кунда» и дарует благо, устраняя все грехи.

аришта-радха-кундабхйам снанат пхалам авапнуте
раджасуйашвамедхабхйам натра карйа вичарана
го-хатйа брахма-хатйа ча папам кшипрам пранашйати

Омывшись в этих двух кундах, Аришта-кунде и Радха-кунде, человек получает плоды совершения Раджасуя-ягьи и Ашвамедха-ягьи и в этом нет никаких сомнений. Также человек быстро избавляется от греха убийства коровы и убийства брахмана ».

На основании этих стихов из Пуран Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур в своем комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (10.36.15) составил 20 стихов, в которых в игривой беседе между Радхой и Кришной описано появление двух кунд после убийства Ариштасуры. Прочитать эти двадцать превосходнейших стихов можно здесь — https://www.vedabase.com/ru/sb/10/36/16 (Однако следует заметить, что в 12-м стихе начинающемся со слов «деви твадийа-махиманам» в переводе допущена ошибка – вместо слов «считает Своим долгом проследить, чтобы Ты, когда устанешь, могла вытирать капельки пота со Своего лба» должно быть «лично стремится вытирать капельки пота с Твоего лба, когда Ты устаешь»).

Также эти описания явления двух кунд пересказывает простым, но поэтичным бенгальским языком Нарахари Чакраварти в своей «Бхакти-ратнакаре» (5.477-493).

В последнем стихе Шрила Вишванатха Чакраварти говорит: «расотсавам пракуруте сма ча татра ратрау» — «В ту же ночь Кришна провел на Радха-Кунде танец раса ». Это подтверждается в «Вишну Пуране» (5.14.1), которую цитируют наши ачарьи в начале своих комментариев к описанию убийства Ариштасуры в 36-й главе 10-й Песни:

прадошардхе кадачит ту расасакте джанардане
трасайан са-мадо гоштхам ариштах самупагатах

«Однажды посредине сумерек, когда Джанардана, Кришна, испытывал сильное желание провести танец раса, во Врадж бешено ворвался Аришта, напугав при этом всех жителей».

Аналогичное описание есть также и в «Харивамше» (2.21.1)

То, что явление Радха-кунды и её местонахождение связаны с убийством Ариштасуры подтверждается также и тем, что в соответствии с «Чайтанья-чаритамритой» (Мадхья 18.3-14) Шри Чайтанья Махапрабху обнаружил ее в деревне под названием «Арит», которое есть не что иное, как искажение от слова «Аришта».

Примечательно, что в этих описаниях нигде не упоминается то, что это случилось в день бахулаштами месяца Картики. Если быть более точным, то в этих описаниях вообще не содержится никаких указаний времени года. Единственный, кто указывает время этой лилы — Шрила Джива Госвами, причем он делает это несколько раз в своих трудах — в «Лагху-вайшнава-тошани» и в «Гопала-чампу». Я приведу выдержки из них ниже:

Из комментария «Лагху-вайшнава-тошани» к «Шримад-Бхагаватам» (10.36.16):

«Слово ″нихате″, ″убитый″ [Ариштасура], употребленное в прошедшем времени указывает на то, что после этого прошло много времени, прежде чем Нарада отправился к Камсе. Танец раса на Говардхане состоялся посередине весны, а широко известно, что Камса был убит на Шива-ратри, в чатурдаши ».

Итак, здесь Джива Госвами прямо утверждает, что Аришта был убит весной и после этого состоялась весенняя раса-лила на Говардхане.

Из комментария «Лагху-вайшнава-тошани» к «Шримад-Бхагаватам» (10.45.3):

экадашасйа чаитра-паурнамасйам аришта-вадхах, двадашасйа гауна-пхалгуна-двадашйам кеши-вадхах, тач-чатурдашйам камса-вадхах |

«Он убил Аришту когда Ему шёл одиннадцатый год, в полнолуние месяца Чайтра [март-апрель]. Демон Кеши был убит когда шёл двенадцатый год, в кришна-двадаши месяца Пхалгуна [февраль-март], а в чатурдаши того же месяца был убит Камса».

Так что Кеши и Камса были убиты почти через год после убийства Ариштасуры.

Более подробно об убийстве Ариштасуры и проявлении Шьяма-кунды и Радха-кунды Шрила Джива Госвами пишет в «Гопала-чампу» (Пурва, глава 31). Вот несколько выдержек из его описания:

атха снигдхакантхах прабхата-катхам пратхайамаса-
тад эвам пратикшанам эва парама-према-лакшана-лилам пхуллад-улласатах

са гокула-бандхур дашамам самватсарам самвалате сма |

«Итак, Снигдхакантха начал своё утреннее повествование:

″Таким образом Кришна, друг всей Гокулы, исполненный блаженства в каждое мгновение, проявил Свои развлечения, характеризующиеся высочайшей премой, в течении Своего десятого года″». (1-2)

атха кадачил лохитайамане сайам мартанда-рашми-мандале намнариштах сарва-дивиша-дариштах сарватра ча рамхаса джангханйаманах сарвамш чагхна джегхнийаманах шримантам гоштха-дварантам аджагама |

«Однажды вечером, когда лучи солнца были красноватые, враг полубогов по имени Аришта стал бешено метаться везде туда-сюда и, убивая коров, примчался к окраинам прекрасного Враджа.

йада хи читрайута-пурна-чандрам пурнимам ану турнита-четах сва-сукха-вардхана-говардхана-вилокана-каманайа шри-рама-каништхах кимчид дурам правишта асит |

В то время было полнолуние, сопряженное с Читра-накшатрой, и ловкий Кришна, младший брат Баларамы, отошел на некоторое расстояние от Враджа, желая увидеть холм Говардхана, который увеличивал Его счастье». (7-8)

Читра накшатра совпадает с полнолунием как раз в месяц Чайтра, именно поэтому он так и назван (в ведической культуре названия месяцев происходят от названия накшатр, в которых пребывает луна в день полнолуния. Так «Картика» — от названия Криттика накшатры, «Чайтра» - от Читры, «Пхалгуна» - от Пурва-пхалгуни и т. д.).

Далее в этой главе описано, как Кришна, погруженный в мысли о весеннем танце раса, убил появившегося во Врадже Ариштасуру, после чего были проявлены Шьяма-кунда и Радха-кунда и в ту же ночь Кришна провел весеннюю раса-лилу.

В конце главы Шрила Джива Госвами пишет:

пунах смритим абхинийа самапанам падйам ниджагада-

«Снова вспоминая об этом, рассказчик, подводя итог своего повествования, произнес следующий стих:

анйо ’нйам милана-сприха-миланам апй асйахатир данавад
йасмат тад-дхитаратта-нарма-миланам кунда-двайасйа крийа |
сарвасам адхи мадхйам уджджвалатайа расантарала-стхитих
шри-радхаджитайор мано мама манаг адйапи наиводжджхати ||

″Сначала было желание встречи. Потом состоялась встреча. Затем демон стал причинять беспокойства, после чего он был убит. После этого была встреча, исполненная смеха и шуток. Затем были созданы две кунды. После этого Шри Радха и непобедимый Кришна, сияя, стояли посреди всех гопи в раса-мандале. Все эти описания и сцены даже до сих пор не покидают мой ум″». (153).

Из всего сказанного можно сделать вывод, что Шри Радха-кунда появилась в этом мире в ночь полнолуния месяца Чайтра, когда Кришна танцует весенний танец раса.Чайтра-пурнима, известная также как день «Кришна-васанта-расы» — это следующее полнолуние после Гаура-пурнимы. В следующий раз чайтра-пурнима выпадет на 31 марта 2018 г.

Аришта-кунда

В приведенной выше цитате из «Вараха Пураны» (164.37) Господь Вараха прославляет Притхиви омовение в Радха-кунде и Аришта-кунде:

аришта-радха-кундабхйам снанат пхалам авапнуте
раджасуйашвамедхабхйам натра карйа вичарана
го-хатйа брахма-хатйа ча папам кшипрам пранашйати

«Омывшись в этих двух кундах, Аришта-кунде и Радха-кунде, человек получает плоды совершения Раджасуя-ягьи и Ашвамедха-ягьи и в этом нет никаких сомнений. Также человек быстро избавляется от греха убийства коровы и убийства брахмана ».

Аришта-кунда это всего лишь другое название Шьяма-кунды, что потверждается во многих местах писаний и утверждений ачарьев. «Бхакти-ратнакара» (5.499) прямо говорит:

аришта-кундакхйе шйама-кунда сабе кайа

«Озеро под названием ″Аришта-кунда″ все называют Шьяма-кундой».

Помимо «Вараха Пураны» Шьяма-кунда под именем «Аришта-кунда» упомянута также в «Нарада Пуране» (2.80.67), «Враджа-виласа-ставе» (58) Рагхунатхи даса Госвами, «Говинда-лиламрите» (7.26, 11.59 и др.) Кришнадаса Кавираджа Госвами, «Кришна-бхаванамрита-маха-кавье» (14.15) Вишванатха Чакраварти Тхакура и других работах наших ачарьев.

Бахулаштами

«Бахулаштами» означает «восьмой день темной половины месяца». Наши ачарьи используют этот термин для описания такого дня любого месяца, не обязательно месяца Картика. Например, в комментарии к «Уджджвала-ниламани» (5.81) Шрила Джива Госвами объясняет употребленное в этом стихе слово «бахулаштами» как «кришнаштами», «восьмой день темной половины месяца» («бахулаштамйам кришнаштамйам»).

Также словом бахулаштами в «Хари-бхакти-виласе» (15.310) и «Гопала-чампу» (1.3.27) назван день явления Господа Кришны, то есть Джанмаштами — восьмой день темной половины месяца Бхадра.

Но «бахулаштами» (с долгой первой «а») — это конкретно восьмой день месяца Картика, так как «Бахула» — это другое имя этого месяца, которое происходит от названия Криттика-накшатры, «бахула», от которой в свою очередь происходит название месяца Картика.

Вот как Шрила Джива Госвами поэтично, с аллитерациями, описывает не-бахулаштами Картики, то есть восьмой день не темной половины этого месяца, а светлой, известный также как гопаштами, в котороый Кришна и Баларама начали пасти коров:

таир апи будха-шравана-сукха-прада-мангала-шравана-сангата-будха-шравана-вишиштхайам абахула-бахулаштамйам бахула-паланам бахулам етад иштам итй адиштам |

«Астрологи посоветовали, чтобы оба мальчика начали пасти коров на восьмой день растущей луны месяца Картика, в среду, когда луна будет в созвездии Шравана» («Гопала-чампу», 1.12.31).

Здесь слово «абахула» означает «не-темный», «бахулаштамйам» значит «в аштами месяца Картика» (то есть в «восьмой день светлой половины месяца Картика»), а «бахула-паланам» значит «выпасание коров», так как «бахула» также имеет значение «корова» (букв. «та, что много даёт»).

В соответствии с классическими словарями «Амара-коша» и «Медини-коша» слово бахула может иметь следующие значения:

1. «Много», «обильный», «густой», «увеличивающий[ся]» (в этом значении оно происходит от корня бах[и] «увеличивать[ся]», «усиливать[ся]»);

2. «Огонь» (как тот, кто принимает многое, то есть сжигает многое);

3. «Тёмный» (то есть, «сгущенный», «неразбавленный»);

4. «Корова» (как та, что много даёт) (В Бахулаване есть Бахула-кунда и храм, в котором есть мурти коровы по имени Бахула, которую Господь Кришна спас от тигра. Говорят, что по её имени был назван весь лес Бахулаван);

5. «Криттика-накшатра».

Обязанности для выполнения в бахулаштами Картики

Шрила Санатана Госвами описывает в четырех стихах «Хари-бхакти-виласы» (16.207-210) обязанности, которые нужно выполнять в бахулаштами Картики (хотя он называет его просто «шри-кришнаштами-критйам» — «обязанности для выполнения в тёмный аштами Картики»):

падме карттика-махатмйе-
говардхане гирау рамйе радха-кундам прийам харех |
карттике бахулаштамйам татра снатва харех прийах |
наро бхакто бхавед випрас тад дхи тасйа пратошанам ||

В разделе «Картика-махатмья» «Падма Пураны» сказано: «Возле прекрасного холма Говардхан находится Радха-кунда, которая очень дорога Господу Хари. О брахманы! Омывшись в ней в день бахулаштами месяца Картика, человек становится преданным, который очень дорог Господу Хари, потому что это доставляет Ему большое удовлетворение».

йатха радха прийа вишнос тасйах кундам прийам татха |
сарва-гопишу саиваика вишнор атйанта-валлабха ||

«Так же как Шри Радха дорога Господу Вишну [то есть Кришне, см. отдельную запись об этом — Вишну — это Кришна], так же дорога Ему и Её кунда. Несомненно, из всех гопи Она единственная наиболее дорога Ему».

ким ча татраива шри-радхикопакхйананте
вриндаванадхипатйам ча даттам тасйах пратушйата |
кришненанйатра деви ту радха вриндаване ване ||

Там же, в конце повествования о Шри Радхике сказано:

«Очень довольный Ею, Господь Кришна даровал Ей высшую власть над лесом Вриндавана. В других местах есть иные повелительницы, но во Вриндаване единственная повелительница — Шри Радха».

тат-кунде карттикаштамйам снатва пуджйо джанарданах |
субодханйам йатха притас татха притас тато бхавет ||

«Омывшись в Её озере, Радха-кунде, в день аштами месяца Картика, нужно провести поклонение Господу Джанардане. Благодаря этому Господь будет доволен так же, как Он доволен поклонением Ему в день Уттхана-экадаши». (Стоит также заметить, что в этом стихе не сказано в какой именно аштами Картики нужно омыться в ней — в бахулаштами (тёмной половины) или гопаштами (светлой половины), но из контекста описания ясно, что речь идёт о тёмной половине месяца).

Эти же стихи с незначительными различиями цитирует и Шрила Рупа Госвами в своей книге «Шри Матхура-махатмья» (418-423), в которой он собрал различные утверждения из Пуран о славе святых мест Враджа-мандалы. К ним он добавляет еще такой стих:

матхура-кханде-
дипотсаве карттике ча радха-кунде йудхиштхира |
дришйате сакалам вишвам бхритйаир вишну-парайанаих ||

В «Матхура-кханде» сказано:

«О Юдхиштхира, в праздник светильников в месяц Картика преданные слуги Господа Вишну видят в Радха-кунде всю вселенную».

Бахулаштами как день явления Радха-кунды

Из приведенного выше описания появления Радха-кунды весной после убийства Ариштасуры возникает вполне естественный вопрос: Почему тогда общепринято считать, что Радха-кунда появилась в бахулаштами месяца Картика?

Несмотря на все мои попытки, мне так и не удалось найти прямого ответа на этот вопрос. Если кто-то из читающих эти строки знает, где его можно найти — пожалуйста, поделитесь. Хотя, как я говорил выше, все руководства по парикраме и описания славы Радха-кунды говорят, что она явилась в бахулаштами Картики, проследить это утверждение до высказываний предыдущих ачарьев пока не удалось. Как следствие можно лишь делать более или менее обоснованные предположения относительно возникновения этой настолько распространенной традиции.

Наиболее близко связанное с бахулаштами утверждение о Радха-кунде содержится в «Картика-махатмье» из «Падма Пураны», которую цитируют Рупа Госвами (в «Матхура-махатмье») и Санатана Госвами (в «Хари-бхакти-виласе»). Я приведу его ещё раз:

падме карттика-махатмйе—
говардхане гирау рамйе радха-кундам прийам харех |
карттике бахулаштамйам татра снатва харех прийах |
наро бхакто бхавед випрас тад дхи тасйа пратошанам ||

В разделе «Картика-махатьмя» «Падма Пураны» сказано:

«Возле прекрасного холма Говардхан находится Радха-кунда, которая очень дорога Господу Хари. О брахманы! Омывшись в ней в день бахулаштами месяца Картика, человек становится преданным, очень дорогим Господу Хари, потому что это доставляет большое удовлетворение Ему».

Поскольку в этом стихе и вообще в этой, приведённой выше, части из «Хари-бхакти-виласы» предписано поклонение Радха-кунде в день бахулаштами и описана её слава, но при этом не упомянута причина поклонения ей именно в этот день, то вполне возможно, что благодаря этому утверждению с течением времени бахулаштами постепенно стал отождествляться с днём явления Радха-кунды.

Также не исключено, что это следствие влияния других вайшнавских направлений, например Нимбарка-сампрадаи или местных традиций враджаваси. Так, в северной Индии бахулаштами также называют ахой-аштами (по имени богини Ахори, повелевающей потомством и детьми). В этот день матери совершают пост и особое поклонение ради блага своих сыновей. Женщины, которые не могут зачать ребёнка, соблюдают ахои-аштами для того, чтобы иметь детей. В этот день тысячи семейных пар приезжают на Радха-кунду и в полночь омываются в ней, моля Шримати Радхарани о ребёнке и предлагая Ей белую тыкву. Вполне возможно, что из-за количества участников этот ритуал с течением времени вытеснил омовение в настоящий день явления Радха-кунды весной и постепенно стал отождествляться с её явлением.

Еще один вариант — калпа-бхеда, «разница в днях Брахмы», на которую в подобных случаях часто ссылаются наши ачарьи. То есть, может быть это произошло в этот день, но в другую калпу. Хотя ачарьи упоминают небольшие отличия в одной и той же лиле в разные калпы, они ничего не говорят о том, чтобы менялось время или последовательность этих лил. В добавок к этому никто из предыдущих ачарьев не упоминает прямо этот день, бахулаштами, как альтернативный вариант.

А еще некоторые вайшнавы говорят, что именно в этот день Господь Чайтанья Махапрабху заново обнаружил Радха-кунду и Шьяма-кунду в рисовых полях во время Своего пребывания во Вриндаване. Хотя это нигде не описано прямо, есть устоявшаяся традиция считать, что Он посетил Вриндаван в месяц Картика 1515 г.. Если это действительно так, тогда этот день несомненно, вполне может считаться днём явления Радха-кунды, только «вторым», если так можно сказать. Но правда и здесь есть два нюанса. Во-первых, традиционно принято считать, что Махапрабху пришёл во Вриндаван не просто в месяц Картика, а именно в его полнолуние, то есть в самый последний день этого месяца, через три недели после бахулаштами. Во-вторых, по крайней мере в одном месте — в статье о Враджа-мандала-парикраме из «Хармониста» (ноябрь 1931, том 29, номер 5, стр.129, написанной, судя по всему, редактором «Хармониста» профессором Нишикантом Саньялом) сказано, что Махапрабху пришёл в Матхуру из Аллахабада в самом конце Картики (в начале ноября) 1514 года. После этого в месяце Аграхаян (в середине ноября) Он начал обходить Враджа-мандалу и закончил Свою парикраму в январе 1915 года. Если все это действительно так, то Он никак не смог бы посетить Арит-грам и заново открыть Радха-кунду в бахулаштами, от которого ещё три недели до конца Картики.

шри-шри-радха-кришнарпанам асту

……………………………….

Источник: https://brijabasidas.wordpress.com/2017/10/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: