Прямо напротив бхаджана кутира Кришнадаса Кавирад-жа Госвами, на расстоянии нескольких шагов по дороге к Шьяма-кунде, расположено прямоугольное здание с металлическими воротами. Справа от вас, если вы стоите лицом к этому зданию — бхаджана кутир Шри Даса Госвами (популярное имя Рагхунатхи даса), а слева — Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура.
На задней стене внутри кутира Даса Госвами — картина, на которой Рагхунатха дас изображен полностью погруженным в Радха-Кришна лила-смарану (памятование об играх Кришны). Он не замечает; что неподалеку два грозных тигра пьют воду из Шьяма-кунды. Не видит он и Господа Кришну, стоящего рядом, чтобы защитить его. В верхнем левом углу картины изображен Шри Санатана Госвами, наблюдающий за происходящим.
Как-то раз, после случая, изображенного на картине, Дас Госвами снова, сидя на открытом пространстве под палящим солнцем, погрузился в лила-смарану. Испытывая сострадание к Своему преданному, Шримати Радхарани пришла, встала позади Рагхунатхи даса и Своим покрывалом заслонила его от солнца. Тут появился Санатана Госва-ми и увидел, что из-за жары одежда Радхи промокла от пота. Радхарани ласково улыбнулась Санатане и исчезла Санатана отругал Рагхунатху за то, что тот создает неудобстаа Шримати Радхарани. После этого случая Рагхунатха дас согласился жить в маленьком бхаджана-кутире.
После ухода Господа Чайтаньи Рагхунатха дас пришел во Вриндаван, чтобы покончить с собой, сбросившись с Холма Говардхана. Шри Рупа и Санатана убедили его остаться жить и поведать всем преданным об играх Махапрабху в Пури. На этом самом месте Дас Госвами каждый день по три часа рассказывал об играх Шри Чайтаньи.
Сорок один год Дас Госвами посвятил бхаджане у Радха-кунды. Его называют тйаги ваирагйа проката мурти (Божество отречения). Рагхунатха дас вел отрешенную жизнь чистого преданного Гандхарвика-Гиридхари. Отказавшись от еды, сна, совокупления и защиты, он показал, какой уровень отречения необходим, чтобы служить Радхе-Кришне на Радха-кунде.
Дас Госвами был не просто совершенным подвижником, он был преисполнен кршина-премы. Он всегда плакал, страдая в разлуке со Шри Радхой. Старейшие из преданных, живущих у Радха-кунды, говорят, что в тишине ночи удачливая душа и по сей день еще может услышать горестный плач Шрилы Рагхунатхи даса Госвами.
Завершив написание своего удивительного произведения «Лалита-Мадхава», Рупа Госвами подарил Дасу Госвами один экземпляр. Прочитав книгу, Рагхунатха дас обезумел от горя и стал плакать, не переставая. Книга исполнена глубочайших любовных переживаний Радхи и Кришны в разлуке. Иногда Рагхунатха отставлял книгу в сторону, а иногда падал наземь, прижимая ее к груди.
Чтобы облегчить страдания друга, Рупа Госвами написал «Дана-кели-каумуди», где описаны веселые игры Радхи-Говинды, когда они вместе и шутят друг с другом. Прочитав это произведение, Рагхунатха ожил и стал испытывать различные экстатические переживания, купаясь в океане блаженства, Рагхунатха дас Госвами так строго следовал правилам и предписаниям, что их сравнивали с линиями, выбитыми в камне. Подобно тому, как невозможно стереть такие линии, неизменны были и регулирующие принципы Даса Госвами. Его жизнь и учение — глубочайший источник вдохновения для всех Гаудия вайшнавов. Рагхунатха дас Госвами написал три книги: «Става-вали», «Дана Кели Чинтамани» и «Мукта-чарита».
Дас Госвами всегда был занят манаси-севой, служением Радха-Кришне в уме. Однажды в медитации он приготовил сладкий рис и предложил его Радхе и Кришне. Они приняли подношение с великим удовольствием и дали Свой маха-прасад сакхи. Рагхунатха мысленно почтил остатки их прасада. Восторгаясь тем, что доставил удовольствие Кришне и гопи, Рагхунатха съел больше обычного.
В тот день Рархунатха дас должен был говорить о Шри Чайтанье Махапрабху. Но когда преданные собрались послушать его, то увидели, что он закрылся в кутире. Они немного подождали и, не слыша никакого движения внутри, начали беспокоиться и кричать: «Госвамиджи, у Вас все в порядке?» Шри Дас Госвами ответил: «Мое тело больно».
Были приглашены два врача, чтобы осмотреть Шри Даса Госвами. Они пришли к заключению, что недомогание Даса Госвами вызвано перееданием риса с молоком. Все очень удивились такому диагнозу. Как мог Рагхунатха дас Госвами, который выпивал каждый день всего лишь понемногу пахты, заболеть, объевшись сладкого риса? Это было тем более удивительно, что он ел рис только в медитации. Дас Госвами разрешил загадку, сказав, что в экстазе медиации он немного переел сладкого риса, оставленного Радхарани.
Дас, один друг Шри Ратхунатхи даса Госвами, однажды принес немного пахты в чашке из листа с Дерева, которое росло в месте, называемом Сакхистхалй. Заметив, что чашка больше обычного, Рагхунатха дас спросил; откуда она. Услышав слово «Сакхистхйли»,— а это место, где живет соперница Радхи, Чандравали, Дас Госвами разозлился и далеко зашвырнул эту чашку. В своей духовной форме Рати Ман-джари Дас Госвами с абсолютной-преданностью и любовью служит Шримати Радхарани. И он на дух не переносит ничего, что может помешать Ее удовольствию или омрачить его.
Даса Госвами часто называют «Повелителем Радха-кунды». Пятьсот лет назад Радха-кунда была всего-навсего маленьким озерцом. Поскольку Господь Чайтанья отдал Свою собственную Говардхана ишлу Рагхунатхе дасу, Госвами почувствовали, что Господь хочет, чтобы Рагхунатха жил возле Говардхана И они попросили Даса Госвами взять на себя ответственность по уходу за Радха-кундой. Во Вриндавана-дхаме Дас Госвами служит Шри Радхе как Рати-Манджари (также говорят Раса-Манджари).
Мы все очень «благодарны Дасу Госвами за то, что он придал Радха-кунде ее нынешний вид, и за то, что он написал книги об особом служении Шримати Радхарани. Сначала мы должны покрыть свои тела, умы и сердца священной пылью этого места, а затем — помолиться Дасу Госвами, чтобы он наполнил нас стремлением изучать его книги и сильной духовной жаждой, необходимой для того, чтобы с любовью служить Шри Радхе.
Шри Рагхунатха дас Госвами ки - джай!