Кроме книг и статьей я бы хотел упомянуть также о докладах и лекциях. Доклады — вот что доставляет мне величайшее удовольствие. Правда, готовиться к выступлению не так-то легко. К выступлению на 600-летнем юбилее Венского университета (меня пригласил академический сенат) я набросал не более не менее как 150 страниц. И при этом я ведь не собирался брать с собой эту рукопись — я всегда выступаю без бумажки.
Постепенно я начал свободно говорить по-английски, что отнюдь не означает, будто мой английский божественно хорош и правилен.
Мы с Элли не предполагали, что в Америке могут понять немецкую речь. В монреальском кафетерии мужчина по соседству вытирал стол в типичной для невроза навязчивых состояний манере — крестообразно, таким же движением протирал прибор и проделывал это бесконечное количество раз, каждую минуту. Я сказал Элли: «Типичный случай тяжелого невроза навязчивых состояний, очень характерный, запущенный случай бактериофобии». И бог знает, чего я только не наговорил, а когда, закончив обед, мы не смогли сразу отыскать мое пальто, этот канадец на чистейшем немецком языке обратился к нам: «Вы что-то ищете, господа? Не могу ли я вам помочь?» Несомненно, он разобрал мое просвещенное психиатрическое мнение от слова до слова…
Разумеется, и смешного в зарубежных поездках случается немало. В 50-е годы в Калифорнии какой-то мальчик спросил, откуда я приехал. «Из Вены», — ответил я и предусмотрительно уточнил, знает ли он, где находится Вена. «Нет, не знаю». Я хотел растолковать это так, чтобы мальчик не смутился из-за своего невежества: «Но ты, конечно, знаешь, что такое венский вальс?» — «Да, но я еще не учился танцевать». Я не сдавался: «И, конечно же, ты слыхал про венский шницель?» — «Слыхать слыхал, но еще ни разу не танцевал под него».
|
С докладами я на данный момент объехал более 200 университетов за пределами Европы, побывал в обеих Америках, Австралии, во многих странах Азии и Африки. Только в Новый Светя выезжал выступать более ста раз. Четыре раза обогнул земной шар, один раз — за две недели. Поскольку я летел на восток, то выиграл целый день и ухитрился за 14 вечеров выступить 15 раз — однажды вечером в Токио и в тот же вечер (на следующий день, но с той же датой календаря) в Гонолулу. Между ними — Тихий океан и линия перемены даты.
Вдова президента Эйзенхауэра прочла мои книги и заочно сделалась моей почитательницей. Она снарядила домашнего врача с супругой в Вену, чтобы те пригласили нас с Элли в ее поместье под Вашингтоном.
— Боже мой! — твердила она своему врачу. — О чем же мне вести разговор с Франклами, я так взволнована!
— Не стоит заранее готовиться к встрече, — уговаривали ее.
Но она упорствовала и в рамках подготовки к моему визиту затребовала у сотрудников службы безопасности, которые ее всегда сопровождали, пленку, снятую во время ее поездки в Вену: она хотела повторить ключевые слова, вроде «бельведер», «колесо обозрения», «торговый дом Штеффл». Как ее и предупреждали, наш разговор обошелся без этих подсказок. С самого начала она попросила нас называть ее «Мэйми». И трогательно демонстрировала нам не только сувениры различных коронованных и некоронованных правителей, но и подарки, которые делал ей муж еще кадетом, затем — женихом, на свои скудные в ту пору средства. С годами ценность этих вещиц в ее глазах только возросла. Думайте что хотите: нигде я не встречал столь несамонадеянную, столь естественную и сердечную собеседницу, как эта первая леди, — да и представить себе не могу, чтобы кто-то мог превзойти ее в этих качествах.
|
Разъезжая с докладами, узнаешь, разумеется, не только новые города, но и новых людей.
Когда YPO (Организация молодых президентов) арендовала на неделю римский Hilton и проводила там свой «университет», пригласили и трех модных ораторов: астронавта Уолтера Ширру, сына последнего австрийского императора Отто Габсбурга и психиатра Виктора Франкла.
Американцы, как правило, судят о репутации выступающего по его гонорарам. Сегодня мне предлагают до 10 000 долларов, и я упоминаю об этом, чтобы заодно обсудить мое отношение к деньгам. Сами по себе они меня, признаться, мало интересуют: главным образом интересуют постольку, поскольку человек, как я считаю, должен располагать деньгами, но смысл иметь деньги заключается в том, чтобы иметь возможность не думать о них…
В детстве было не так. Стоило моей сестре Стелле получить в подарок от дяди Эрвина десять геллеров, как я убедил ее, что у нее воспалены гланды и требуется срочная операция. Зажав в руке маленький красный шарик, я залез ножницами ей в рот, поскреб там и предъявил ей красный шарик — вот, мол, миндалина — и стребовал гонорар хирурга в размере десяти геллеров. Денежки перешли в мои руки.
Еще говорят, время — деньги. Для меня время гораздо дороже денег. Ректор Корнеллского университета приглашал меня пожить в кампусе за 9000 долларов, а когда я ответил отказом, переспросил: «Этого мало?» — «Нет, — сказал я, — но если бы вы поинтересовались, что бы я хотел приобрести за эти 9000 долларов, я бы сказал: время, время для работы. Будь у меня излишек времени на книгу, я бы не продал его вам за 9000 долларов».
|
Но если я вижу в своем докладе смысл, я готов, по необходимости, выступать и даром. Могу даже отказаться от уже согласованного гонорара, как в случае со студенческим обществом Оттавы — их подвели спонсоры, и они в последний момент не смогли оплатить мое выступление. Более того: я согласился приехать за свой счет.
Интерес публики к моим выступлениям не стоит недооценивать. Однажды в Вене мне довелось читать «публичную», то есть общедоступную лекцию. Когда я вошел в назначенную аудиторию, люди уже стремились оттуда на выход, потому что выступление перенесли в более просторный лекционный зал. Я пошел вслед за слушателями туда, но и большой лекционный оказался чересчур для нас мал. Мы все перекочевали в парадный зал, где, наконец, сумели разместиться. Уже в 1947 году доклад, который я делал по приглашению культурного клуба (между прочим, в Концерт-хаузе), пришлось повторять дважды. Устная реклама делала свое дело.
В Северной Америке популярность книги «Человек в поисках смысла» очень высока, и это проявляется в том, что Библиотека Конгресса в Вашингтоне объявила эту книгу «одной из десяти самых влиятельных книг в Америке». Разумеется, и в Америке популярность имеет свои пределы. Знаменитый американский фотограф Ирвинг Пенн как-то раз обратился к нам через посредство Федеральной канцелярии: он-де готовит репортаж о Вене и собирается включить в него фотографии Караяна[78], Вотрубы[79]и Франкла — насколько я понял, только эти жители Вены и пользовались на тот момент известностью за океаном. Фотограф прилетел в Вену, явился к нам вместе с помощником, не менее четырехсот раз щелкнул обстановку нашей квартиры и предовольный отправился в обратный путь. В следующие месяцы, приезжая в Штаты, я спрашивал свежие номера журнала — нет и нет репортажа о Вене. Наконец появился: огромные, во весь разворот, фотографии скакунов-липицанеров[80]и тортов от Демеля — но лица Караяна, Вотрубы и Франкла отсутствуют. Где уж нам конкурировать с тортом «Захер»!
Европейцам не сравняться с энтузиазмом латиноамериканцев. Когда мы с женой прилетели в Сан-Хуан, столицу Пуэрто-Рико, пассажиров не выпускали из самолета. Мы-то уже сбежали по трапу, но там нас остановили. Полицейское ограждение. Что такое? Телевизионщики поднялись на борт и тщетно ищут двоих пассажиров по фамилии Франкл, чтобы снять их прибытие и торжественный прием. А мы с виду на почетных гостей не тянули.
В другой латиноамериканской стране первая леди не сочла за труд посетить в один день три моих выступления, каждое из которых длилось не менее двух часов. А ее муж-президент пригласил меня к завтраку, чтобы обсудить культурную ситуацию в стране. Оба супруга читали мои книги. В Европе я ни с кем не отваживаюсь делиться подобными историями: никто не поверит. Тем приятнее изложить их, наконец, на бумаге.
Помимо должности профессора Венского университета я был приглашенным профессором Гарварда в 1961 году, Южного методистского университета в 1966-м, а в 1972 году — Даквесна. Международный университет США в 1970 году основал первую кафедру логотерапии (со мной во главе) и пригласил меня в Калифорнию, в Сан-Диего.
О старости
Я не боюсь стареть. Оговорюсь: старение не страшит меня до тех пор, пока мне удается расти в той же мере, в какой я старею. А мне это удается, тому порукой, что законченная две недели назад рукопись сегодня меня уже не вполне устраивает. Процесс компенсации продолжается весьма активно.
И в связи с этим расскажу один эпизод: во время восхождения на Прайнер мой проводник Нац Грубер, человек, поднимавшийся на Гималаи, присел, закрепляя страховку перед подъемом на отвесную скалу, и пока возился с тросом, задумчиво произнес: «Знаете, профессор, как гляну на вас, когда вы поднимаетесь — не примите в обиду, но силенок-то у вас, почитай, не осталось, зато какая техника! Я бы сказал, у вас можно технике учиться и учиться!» Слышите? Это сказал человек, одолевший Гималаи, — как тут не зазнаться?
Наконец, есть в старении и еще один аспект: мысль о бренности человеческого бытия, однако наша кратковечность должна прежде всего пробуждать чувство ответственности: признать ответственность как основу и смысл человеческого бытия. Позвольте же применить к этому автобиографическому наброску заповедь логотерапии, которая приснилась мне ночью, а утром я ее записал и включил в книгу «Доктор и душа»: «Живи так, словно живешь уже во второй раз и при первой попытке испортил все, что только можно испортить». Такая фантазия о собственной биографии способствует значительному усилению чувства ответственности.
Аудиенция у папы
И все же я не думаю, что вправе поздравлять себя с успехами логотерапии, каковы бы они ни были. Как я сказал папе Павлу VI под конец личной аудиенции, которой он меня удостоил в Ватикане: «В то время как люди видят лишь то, что я сделал и чего достиг, или, точнее, что мне посчастливилось и удалось, я все отчетливее сознаю, что я должен был сделать и мог, но так и не осуществил. Одним словом, я остался в неоплатном долгу за те пятьдесят лет, которые были мне дарованы после того, как я прошел через врата Освенцима».
Об аудиенции у папы хотелось бы тут рассказать несколько подробнее. Мы явились на аудиенцию вместе с супругой, и оба были глубоко тронуты. Павел VI поздоровался с нами по-немецки и продолжил беседу на итальянском языке, а присутствовавший на аудиенции священник переводил: папа говорил о значении логотерапии не только для Католической церкви, но и для всего человечества. И он также похвалил мое поведение в лагере, хотя, откровенно говоря, не очень понимаю, что конкретно он мог иметь в виду.
Когда мы распрощались и уже уходили, приблизились к двери, он вдруг снова перешел на немецкий и почти крикнул вслед мне, еврейскому неврологу из Вены: «Пожалуйста, молитесь обо мне!»
Поразительные, потрясающие слова! Могу лишь повторить то, что я всегда говорю в этой связи: во всем облике этого человека проступала мука бессонных ночей, когда он наедине со своей совестью принимал решения, о которых в точности знал, что они навлекут осуждение не только на него лично, но и на всю Католическую церковь. Но иначе он не мог. Эти бессонные ночи явственно запечатлелись на его лице.
Я полностью убежден в недостаточности моих усилий, о чем тоже не раз говорил. И убежден в односторонности, ограниченности логотерапии — однако такой односторонности невозможно избежать. Кьеркегор как-то сказал: кто вносит исправления, тот вынужден быть односторонним — «дельно односторонним». Или, как я сформулировал в заключительном докладе Пятого международного конгресса психотерапевтов в 1961 году (я исполнял должность вице-президента): «Покуда мы не можем достичь абсолютной истины, нам приходится довольствоваться относительными истинами и взаимно друг друга корректировать, а также иметь мужество оставаться односторонними — в многоголосом оркестре психотерапии мы не только вправе сохранять свою односторонность, но даже обязаны ее беречь».
Итак, я останусь односторонним, узким и предвзятым в своих нападках на цинизм, которому мы обязаны нигилистам, и на нигилизм, которому мы обязаны циникам. Порочный круг нигилистического мировоззрения и цинической мотивации: чтобы разорвать этот круг, необходимо одно — разоблачить разоблачителей. Разоблачить ту одностороннюю глубинную психологию, которая выдает себя за «разоблачающую психологию». Зигмунд Фрейд показал нам важность разоблачения, но мне кажется, в какой-то момент ему следовало остановиться, а именно, в тот момент, когда его «разоблачающая психология» столкнулась с тем, что уже невозможно разоблачить, ибо это была уже истина, а не маска. Психолог, который и тут не сумеет удержаться от дальнейших разоблачений, разоблачит лишь собственную бессознательную тенденцию развенчивать все подлинное в человеке, человеческое в человеке.
Страдающий человек
Я это знаю. Знаю, потому что прошел школу психологизма и ад нигилизма. Возможно, и в самом деле каждый, кто создает новую психологическую систему, в конечном счете всего лишь пишет собственную историю болезни. Вопрос лишь в том, насколько эта история характерна для коллективных неврозов данного времени: в таком случае можно принести свое страдание в жертву за других, благодаря своей болезни помочь другим людям сохранить иммунитет.
И мой опыт применим не только к коллективным неврозам и даже не только к неврозам. Это о страдающем человеке как таковом.
Президент Тель-Авивского института имени Альфреда Адлера после моего публичного выступления поделилась историей юного израильского солдата, который в войне Судного дня[81]лишился обеих ног. Никакими средствами не удавалось вывести его из депрессии, он упорно думал о самоубийстве. Но в один прекрасный день она застала его преобразившимся, живым и бодрым. «Что с вами случилось?» — спросила она в изумлении, и парень с улыбкой протянул ей книгу «Человек в поисках смысла» в переводе на иврит и сказал: «Вот что со мной случилось». Очевидно, существует нечто вроде «аутобиблиотерапии», и особенно удачно применима в таком качестве логотерапия.
Время от времени мне пишут люди, с которыми произошло что-то в этом роде. Один корреспондент приложил к письму огромный газетный лист с фотографией: то была статья о Джерри Лонге в Texarkana Gazette от 6 апреля 1980 г. В 17 лет техасец Джерри Лонг покалечился, выполняя прыжок в воду, и в результате оказался почти полностью парализован. Он может писать на компьютере с помощью зажатой во рту палочки и нажатием левого плеча включает компьютер, присоединяясь к семинару в университете, который находится в нескольких милях от его дома. Джерри получает высшее образование и собирается стать психологом. Откуда такое решение? «Я люблю людей и хочу им помогать», — написал он мне, а спонтанное желание лично обратиться ко мне он объяснил следующим образом: «Я с большим интересом прочел книгу „Человек в поисках смысла“. Хотя мои страдания намного меньше того, что пришлось пережить вам и вашим товарищам, я все же, читая эту книгу, обнаружил много общего. Даже после того, как я перечитал книгу четыре раза, я все еще нахожу новые мысли и примеры. Только тот, кто побывал там, внутри, знает, что это. Ваша книга потому так и действует, что вы все это пережили… Я тоже страдал, и теперь понимаю, что без страдания не было бы и роста».
Эти примеры иллюстрируют эффект катализатора, которым обладает не только «книга в качестве терапевтического средства», но и вся психотерапия. И всякий раз, на лекциях и в публичных докладах, а также обращаясь к своим читателям, я неустанно привожу в качестве пояснения взаимоотношений «технического и человечного подхода» случай с женщиной, которая разбудила меня звонком в три часа ночи. Она позвонила лишь затем, чтобы сказать: она безоговорочно пришла к решению покончить с собой, но ей все-таки любопытно, что я смогу на это возразить. Я использовал все аргументы, какие только можно выдвинуть против самоубийства, и мы обсуждали все за и против этого решения, пока я не добился от собеседницы обещания отложить осуществление ее плана и наутро, в девять утра, прийти ко мне.
Она пунктуально явилась в клинику и заявила мне: «Простите, если разочарую вас, уважаемый доктор, но ни один из ваших аргументов, которые вы ночью мне приводили, на меня вовсе не подействовал. Если хоть что-то произвело на меня впечатление, так это мысль: я разбудила человека посреди ночи, и он не только не разозлился и не отругал меня, а слушал меня битых полчаса и терпеливо со мной беседовал. И тогда я сказала себе: если такое бывает, то, может быть, и в самом деле имеет смысл дать жизни еще один шанс, продолжать жить». В этом случае помог человечный подход.
Как-то утром пришел я в клинику, поздоровался с заранее собравшейся группой американских преподавателей психиатрии и студентов, которые приехали по научному обмену в Австрию, и задал им задачу: «„Who’s Who in America“[82]обратился к двум десяткам известных деятелей с просьбой сформулировать в одном предложении смысл своей жизни. Ко мне они тоже обратились. Как вы думаете, что я им ответил?» Я пожал руки всем гостям, они призадумались, и вдруг студент из Беркли словно курок спустил: «Вы видите смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим людям находить смысл в их жизни».
Он угадал. Именно так я и ответил.
Послесловие
1946 год. В сопровождении коллег я обхожу свое (неврологическое) отделение Венской поликлиники.
Только я вышел из палаты и присоединился к остальным, как вдруг ко мне подошла юная медсестра и от имени своего начальника (из лицевой хирургии) попросила выделить запасную койку для только что прооперированного пациента. Я дал согласие, она поблагодарила меня улыбкой и ушла, а я обернулся к ассистенту и пробормотал: «Видели, какие глаза?»
В 1947 году Элеонора Катарина, урожденная Швиндт, стала моей женой.
У нас родилась дочь Габриэла. Она вышла замуж за Франца Веселы, профессора физики из Венского университета. Выросли внуки, Катарина и Александр.
Библиография
Библиография на немецком языке
Ärztliche Seelsofge. Grundlagen der Logotherapie und Existenzanalyse. Neuauflage Zsolnay und dtv, 2013; in dieser Ausgabe erstmals ergänzt durch: Zehn Thesen über die Person.
…trotzdem ja zum Leben sagen Ein Psychologe er-lebt das Konzentrationslager. Kösel, München 2009, und dtv/Deutscher Taschenbuch Verlag, 2008.
Die Psychotherapie in der Praxis. Eine kasuistische Einführung für Ärzte. Franz Deuticke, Wien, 1982; und Piper, München, 1997.
Der unbewußte Gott. Psychotherapie und Religion. Kösel-Verlag, München, 1994 und dtv/Deutscher Taschenbuch Verlag, 2014.
Theorie und Therapie der Neurosen. Einführung in Logotherapie und Existenzanalyse. Uni-Taschenbücher 457, Ernst Reinhardt, München-Basel, 2007.
Psychotherapie für den Alltag. Rundfunkvorträge über Seelenheilkunde. Herder, Freiburg im Breisgau, 2011.
Der Wille zum Sinn. Ausgewählte Vortrage über Logotherapie. Hans Huber, Bern-Stuttgart-Wien, 2012.
Der leidende Mensch. Anthropologische Grundlagen der Psychotherapie. Hans Huber, Bern, 2005.
Das Leiden am sinnlosen Leben. Psychotherapie für heute. Herder, Freiburg im Breisgau, 2013.
Der Mensch vor der Frage nach dem Sinn. Eine Auswahl aus dem Gesamtwerk. Vorwort von Konrad Lorenz. Serie Piper 289, München, 2014.
Die Sinnfrage in der Psychotherapie. Vorwort von Franz Krèuzer. Serie Piper 214, München, 2007.
Logotherapie und Existenzanalyse. Texte aus sechs Jahrzehnten. Psychologie Verlags Union, Weinheim, 1998; BELTZ Taschenbuch 2010.
Was nicht in meinen Büchern steht. Lebenserinnerungen. Beltz, Weinheim, 2013.
Bergerlebnis und Sinnerfahrung. (Bilder von Christian Handl.) Tyrolia, Innsbruck-Wien 2013.
Frühe Schriften 1923–1942. Herausgegeben von Gabriele Vesely-Frankl. Maudrich, Wien 2005.
Gesammelte Werke, Teilband 1:… trotzdem Ja zum Leben sagen/Ausgewählte Briefe 1945–1949. Herausgegeben von A. Batthyany, K. Biller und E. Fizzotti. Böhlau, Wien 2005.
Gesammelte Werke, Teilband 2: Psychologie des Konzentrationslagers/Synchronisation in Birkenwald/Ausgewählte Texte 1945–1993. Herausgegeben von A. Batthyany, K. Biller und E. Fizzotti. Böhlau, Wien 2006.
Gesammelte Werke, Teilband 3: Die Psychotherapie in der Praxis/Und ausgewahlte Texte über angewandte Psychotherapie. Herausgegeben von A. Batthyany, К. Biller und E. Fizzotti. Böhlau, Wien 2008.
Gesammelte Werke, Teilband 4: Ärztliche Seelsorge. Grundlagen der Logotherapie und Existenzanalyse Und Vorarbeiten zu einer sinnorientierten Psychotherapie.
Herausgegeben von A. Batthyany, K. Biller und E. Fizzotti. Böhlau, Wien 2011.
Viktor Frankl und Pinchas Lapide: Gottsuche und Sinnfrage. Gütersloh 2014.
Библиография на английском языке
Man’s Search for Meaning. An Introduction to Logotherapy. Beacon Press, Boston, 2006; and Random House/Rider 2008.
The Doctor and the Soul. From Psychotherapy to Logotherapy. Alfred A. Knopf, New York, 1986. Paperback edition: Souvenir, London, 2004.
The Will to Meaning: Foundations and Applications of Logotherapy. Penguin/Plume, New York 2014; ISBN 978–0-14–218126-3.
The Unheard Cry for Meaning. Psychotherapy and Humanism. Simon and Schuster, New York, und Hodder and Stoughton, London, 1988.
Viktor Frankl — Recollections. An Autobiography. Insight Books, Perseus Books Publishing, New York 1997; Paperback edition: Perseus Book Group, New York, 2000.
Man’s Search for Ultimate Meaning. (A revised and extended edition of The Unconscious God; with a Foreword by Swanee Hunt). Perseus Book Publishing, New York, 1997; Paperback edition: Perseus Book Group; New York, 2000.
On the Theory and Therapy of Mental Disorders. An Introduction to Logotherapy and Existential Analysis.
Translated by James M. DuBois. Brunner-Routledge, London-New York ISBN: 0415950295.
The Feeling of Meaninglessness — A Challenge to Psychotherapy and Philosophy. Edited & with an Introduction by Alexander Batthyany. Marquette University Press, Milwaukee 2010; Marquette Studies in Philosophy Vol. 60. ISBN 978–0-87462–758-9.
Полный перечень книг Виктора Франкла можно найти на сайте Института Виктора Франкла по адресу: www.viktorfrankl.org
[1]Оскар Винер (1873, Прага — депортирован 20.04.1944) — поэт, прозаик, журналист, издатель Alt-Prager Guckkasten.
[2]Густав Мейринк (1868, Вена — 1932, Штарнберг) — австрийский писатель, автор фантастических романов в духе Гофмана и По. «Голем» (1915) — самое знаменитое его произведение.
[3]Раши (Соломон бен Исаак, 1040–1105, Труа, Франция) — толкователь Библии и Талмуда, в его честь назван шрифт Раши, разновидность квадратного еврейского письма, которую он использовал в своих комментариях.
[4]Махараль — принятая в еврейской литературе аббревиатура титула «Морену Харав Раббену» («наш учитель, наш рабби»). Так именовался Иегуда бен Бецацель, рабби Лёв.
[5]Йозеф-Мария фон Бернрайтер (1845, Прага — 1925, Теплиц) — австрийский политик, автор представляющих историческую ценность мемуаров.
[6]Экстраординарный профессор — сверхштатный, не занимающий кафедры. — Прим. ред.
[7]Веданта — одна из систем древнеиндийской мудрости (первоначально так назывались примыкающие к Ведам Упанишады).
[8]Перевод обоих стихотворений Алёши Прокопьева.
[9]«Штирийская осень» — культурный фестиваль в Граце.
[10]Пауль Иоганн Тиллих (1886, Штарцеддель, Пруссия — 1965, Чикаго) — американский богослов-протестант немецкого происхождения, в «Систематической теологии» предложил всеохватывающий синтез философии и богословия.
[11]Хуан Баттиста Торелло — проживавший в Вене католический священник, психиатр.
[12]Раке — высокое плато в Известняковых Альпах, на границе Штирии и Нижней Австрии.
[13]Капштадт — другое название Кейптауна, ЮАР. — Прим. ред.
[14]Иоганн Нестрой (1801, Вена — 1862, Грац) — австрийский драматург-комедиограф, комедийный актер, оперный певец. — Прим. ред.
[15]Франкл В. Сказать жизни «Да!»: Психолог в концлагере / Пер. с нем. Д. Ш. Орловой, Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2004. — Прим. ред.
[16]Книга Виктора Франкла «Психолог, переживший концлагерь» была издана на немецком в 1945 году в Вене, переведена на 22 языка, только в Америке разошлась тиражом свыше 9 миллионов экземпляров.
[17]Вильгельм Оствальд (1853, Рига — 1932, Лейпциг) — немецкий философ и естествоиспытатель.
[18]Густав Теодор Фехнер (1801–1887, Лейпциг) — один из основоположников экспериментальной психологии.
[19]Франкл В. Доктор и душа / Пер. с англ. А. А. Бореева. — СПб.: Ювента, 1997. — Прим. ред.
[20]Ага-переживание — психологический термин, обозначающий приятный чувственный тон, возникающий в результате успешного завершения продолжительный попыток решить проблему по установлению связи между предметами. Этот феномен был первоначально описан в 1908 году К. Бюлером в рамках методологических установок Вюрцбургской школы. — Прим. ред.
[21]Тепловая смерть — состояние любой замкнутой термодинамической системы. По мысли Р. Клаузиуса (1865), Вселенная должна прийти в состояние термодинамического равновесия, или тепловой смерти, с максимумом энтропии. Однако по современной теории Вселенную надо рассматривать как гравитирующую систему, в которой однородное распределение не соответствует максимальной энтропии. — Прим. ред.
[22]Фехнер Г. Дневное видение против ночного видения (Die Tagesansicht gegenüber der Nachtansicht, 1879), книга у нас не переводилась. Фехнер выступает против понимания мира как состояния мертвой безжизненности и сплошного мрака, сплошной ночи («ночное видение»). Ему он противопоставляет «дневное видение» — признание всего мира внутренне одушевленным, таким, что видит свет и в нем внутренне живет. — Прим. ред.
[23]Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия / Пер. с нем. — М.: Прогресс; Литера, 1992. — Прим. ред.
[24]Зигмунд Фрейд (1856, Фрайберг, Моравия — 1939, Лондон) — создатель психоанализа.
[25]Эдуард Хичман (1871, Вена — 1957, Глостер, США) — австрийский врач и психоаналитик, участвовал в издании «Международного журнала психоанализа».
[26]Пауль Шильдер (1886, Вена — 1940, Нью-Йорк) — австрийский врач и психоаналитик, провозвестник психоанализа в Америке.
[27]Юлиус Вагнер фон Яурегг (1857, Веле — 1940, Вена) — австрийский психиатр, лауреат Нобелевской премии по медицине (1927) за методику лекарственного лечения психоза.
[28]Курт Эйслер (1908, Вена — 1999, Нью-Йорк) — австрийский психолог и философ, основал в Нью-Йорке архив Зигмунда Фрейда. Самый известный его труд — психоаналитическая биография Гёте (1983).
[29]Полная цитата: «Отчаяться в себе, отчаявшись в желании избавиться от себя, такова формула всякого отчаяния; второе же правило состоит в том, что отчаиваются, отчаявшись в желании быть собою самим, — и оно приводит нас к тому же, к отчаянию, где стремятся быть собою, так же как прежде к этому нас приводило отчаяние, где собою быть отказываются». Кьеркегор. С. Болезнь к смерти. — М.: Республика, 1993. — Прим. ред.
[30]Франкл В. Психотерапия на практике (Psychotherapie fuer den Alltag) / Пер. с нем. Н. Паньков, В. Певчев. — СПб.: Ювента, 1999. — Прим. ред.
[31]Йозеф Герстман (1887, Львов — 1969, Нью-Йорк) — известный венский невролог, глава клиники «Замок Марии-Терезии». Эмигрировал в США и там описал «синдром Герстмана», выражающийся в аграфии, отсутствии навыков счета и ориентации право-лево.
[32]Джон Раскин (1819, Лондон — 1900, Брэнтвуд) — художник, философ, писатель, настаивал на необходимости социальных реформ.
[33]Более точная цитата: «Спасающий одного спасает весь мир» (Мишна, трактат «Санхедрин»). — Прим. ред.
[34]Эдгар Цильзель (1891, Вена — 1944, Окленд, США) — австрийский историк и философ науки. Считается одним из современных пионеров социологии науки. — Прим. ред.
[35]Фриц Кюнкель (1889, Штольценберг — 1950, США) — врач-психотерапевт, один из самых известных учеников Адлера.
[36]Рудольф Аллерс и Освальд Шварц, заметные члены Общества индивидуальной психологии, вышли из этого объединения, не находя в нем места для отстаиваемого ими антропологического подхода.
[37]Макс Шелер (1874, Мюнхен — 1928, Франкфурт-на-Майне) — немецкий философ, один из основоположников философской антропологии.
[38]Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Шелер М. Избранные произведения / Пер. с нем. Денежкина А. В., Малинкина А. Н., Филлипова А. Ф. — М.: Гнозис, 1994. — Прим. ред.
[39]Гештальтпсихология занималась вопросами формы и содержания, частей и целого и утверждала приоритет структуры в организации психических процессов. — Прим. ред.
[40]Эрвин Вексберг (1889, Вена — 1957, Вашингтон) — автор работ по психотерапии, неврологии и индивидуальной психологии.
[41]Рудольф Дрейкурс (1897, Вена — 1972, Чикаго) — австрийский педагог и психолог, соратник Альфреда Адлера и виднейший представитель индивидуальной психологии, основал адлеровские институты в Чикаго, Рио-де-Жанейро и Тель-Авиве.
[42]Лат. «Рим высказался, дело закончено», т. е. папская курия вынесла свое окончательное решение. — Прим. ред.
[43]Фриц Вительс (1880, Вена — 1950, Нью-Йорк) — невролог, психиатр и психотерапевт.
[44]Фриц Редлих (1866, Брно — 1930, Вена) — психоневролог. В его честь назван «симптом Редлиха» — отсутствие реакции зрачков на свет при сильном истерическом припадке.
[45]Петер Хофштеттер (1913, Вена — 1994, Букстехуде) — австрийский социальный психолог.
[46]Frankl, V. Die Psychotherapie in der Praxis. Eine kasuistische Einführung für Ärzte. — Wien: Franz Deuticke, 1947. — Прим. ред.
[47]Уильям Мастерс (1915) и Вирджиния Джонсон (1925) — американские специалисты по сексуальной психологии.
[48]Гордон Олпорт (1897, Монтесума — 1967, Кембридж, США) — американский психолог, заложил основы гуманистической психологии.
[49]Леопольд Сонди (1893, Австро-Венгрия — 1986, Швейцария) — венгерский психолог и психотерапевт.
[50]Ильза Айхингер (1921) — классик современной австрийской литературы.
[51]Юлиус Ганс Вейгель (1908, Вена — 1991, Мария-Энцерсдорф, Австрия) — австрийско-еврейский писатель и театральный критик. — Прим. ред.
[52]Август Айхорн (1878–1948, Вена) — австрийский педагог и психоаналитик, основатель психоаналитической педагогики, развивал диагностические и психотерапевтические методы ресоциализации беспризорных детей и юных правонарушителей.
[53]Шарлотта Бюлер (1893, Берлин — 1974, Штутгарт) — немецкий психолог. В 1930-х организовала кружок по исследованию детской и юношеской психологии (Венскую школу), разрабатывала тесты.
[54]Вильгельм Райх (1897, Австро-Венгрия — 1957, США) — австрийский психоаналитик, пытался объединить теории Маркса и Фрейда, сочетать биологический и психологический методы изучения страха и сексуальности, оказал существенное влияние на «новых левых».
[55]Отто Петцль (1877–1962, Вена) — невролог, психиатр, первым начал читать на немецком языке лекции по психоанализу.
[56]Маргарита Роллер (1881–1945, Брно) — педагог и социальный работник. — Прим. ред.
[57]Корругатор-феномен — сокращение мышцы, сморщивающей бровь, симптом шизофрении, описан Франклом в 1935 г.
[58]Леопольд Павлицки долгое время возглавлял клинику «Штайнхоф». Его сын, Роберт Павлицки (1923–1990, Вена), — композитор и музыкант.
[59]Курт Иоганн фон Шушниг (1897, Рива-дель-Гарда, Австро-Венгрия — 1977, Инсбрук, Австрия) — канцлер Австрии (1934–1938). Перед аншлюсом Гитлер добился отставки Шушнига, затем поместил его в тюрьму, а во время войны — в концлагерь.
[60]То есть в подпаутинное пространство головного мозга. — Прим. ред.
[61]Учебник Дэнди назван в честь основного автора, американского нейрохирурга, помощника Кушинга.
[62]Национал-социалистическая немецкая рабочая партия — политическая партия в Германии, существовавшая с 1920 по 1945 г., с июля 1933 по май 1945 г. — правящая и единственная законная партия в Германии. — Прим. ред.
[63]Быстрое введение кардиозола, вызывавшее эпилептический припадок, использовалось при лечении шизофрении.
[64]Frankl, Viktor E. The Unheard Cry for Meaning. Psychotherapy and Humanism. — New York: Simon and Schuster, 1978. — Прим. ред.
[65]«Bei mir bist du shoen» — мелодию песни написал американско-еврейский композитор Шолом Секунда на слова Джейкоба Джейкобса в 1932 году для мюзикла на идише «Можно было бы жить, да не дают». В 1940 г. под названием «Моя красавица» ее записал в инструментальном виде ленинградский джаз-оркестр под управлением Якова Скоморовского. «Народная» песня на эту же мелодию — «В кейптаунском порту». — Прим. ред.
[66]Капо — привилегированный заключенный в концлагерях Третьего рейха, работавший на администрацию. — Прим. ред.
[67]Самотрансценденция и самодистанцирование — основные понятия логотерапии. — Прим. ред.
[68]Дж. Нардини — автор публикации Survival factors in American prisoners of war of the Japanese // American Journal of Psychiatry, 1952, 109 (4), 241–248. Роберт Лифтон (1926, Нью-Йорк) — знаменитый американский психиатр, известен работами о Холокосте и Хиросиме. — Прим. ред.
[69]Рильке Р. М. Книга часов / Пер. А. Прокопьева. — М.: Libra Press, 2015. — Прим. ред.
[70]Роберт Барнс, президент Американского института логотерапии имени Виктора Франкла, написал мне, что «обратился в Пентагон с просьбой разыскать кого-либо из участников освобождения Тюркхайма. Если бы Вы смогли приехать к нам, мы бы организовали хотя бы встречу в узком кругу с этими людьми. Пока нам удалось получить от вдовы сержанта Бартона Фуллера его военную форму. Он вошел в ворота концлагеря вторым». Если бы здоровье позволило мне приехать в США, я бы опустился на колени и поцеловал край его военной формы.
[71]Лат. «Книги имеют свою судьбу» (Теренциан Мавр. О буквах, слогах и размерах. — 1286). — Прим. ред.
[72]Джейкоб Нидлмен (1934) — американский философ и религиовед. — Прим. ред.
[73]Сент-Экзюпери А. де. Планета людей / Пер. Н. Галь // Сочинения. — М.: Книжная палата, 2000. — Прим. ред.
[74]Мартин Хайдеггер (1889, Баден-Вюртенберг — 1976, Фрайбург, ФРГ) — знаменитый немецкий философ-экзистенциалист.
[75]Людвиг Бинсвангер (1881–1966, Кройлинген, Швейцария) — швейцарский психиатр, основоположник экзистенциальной психологии.
[76]Карл Ясперс (1883, Ольденбург — 1969, Базель) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма.
[77]Габриель Марсель (1889–1973, Париж) — первый французский философ-экзистенциалист.
[78]Герберт фон Караян (1908, Зальцбург — 1989, Аниф) — австрийский дирижер.
[79]Фриц Вотруба (1907–1975, Вена) — австрийский скульптор. — Прим. ред.
[80]Липпицианская лошадь — верхово-упряжная порода лошадей, рождаются темными и после пяти лет обретают белоснежную масть. Выведена в XVI–XVIII вв. в Австрии. — Прим. ред.
[81]Война Судного дня — четвертая арабо-израильская война, началась 6 октября 1973 г. с нападения Египта и Сирии на Израиль и длилась 18 дней. Обе стороны понесли значительные потери. — Прим. ред.
[82]«Кто есть кто в Америке» — энциклопедия биографий издательства Marquis Who's Who. — Прим. ред.